Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Техники и приемы НЛП

В НЛП сложился свой язык, отражающий специфику подхода и его технологий. Остановимся на некоторых наиболее важных понятиях и представлениях, снабжая их комментариями. Выделим при этом три темы:

  1. «Субъективный опыт» клиента
  2. Личные качества и способности психотерапевта
  3. Процесс психотерапевтического взаимодействия

Клиент и его субъективный опыт

Объем информации, поступающий к человеку, колоссален. К нему одновременно стекается информация и об окружающем мире, и о его внутреннем состоянии. В настоящий момент считается доказанным, что в единицу времени сознание одновременно принимает семь плюс-минус две единицы информации. Безусловно, это капля в море, но, наверное, если бы такого узкого перешейка не существовало, информация захлестнула бы человека, не дала ему возможности оценить ее, осмыслить и соответствующим образом прореагировать.

Можно выделить три группы фильтров, помогающих сознанию отфильтровывать нужную информацию от ненужной, координировать и, распределять ее: неврологические, социальные и индивидуальные.

Неврологические фильтры восприятия

Неврологические фильтры в основном создаются благодаря ограниченности восприятия рецепторами зрения, слуха, осязания, обоняния и др. Они имеют свои зоны восприятия, и, если раздражение, приходящее из внешнего или внутреннего мира, не вписывается в этот отрезок восприятия, оно просто не будет воспринято. Например, человеческий глаз ориентирован только на «видимый» свет. Ультрафиолетовую и инфракрасную части спектра глаз не воспринимает, и для того, чтобы увидеть такие лучи, человеку потребуются специальные приборы, которые трансформируют их в видимый спектр, воспринимаемый глазом.

Человеческое ухо может воспринимать колебания в промежутке между семнадцатью и семнадцатью тысячами герц. Колебания выше или ниже (ультра- или инфразвук) тоже не воспринимаются ухом. У разных людей различен порог болевой чувствительности.

Индивидуальные фильтры

Индивидуальные различия также во многом могут носить неврологический характер. Например, человек в очках, безусловно, обладает худшим зрением, чем человек, легко обходящийся без них. Кто-то лучше слышит окружающие звуки, а другой, наоборот, обладает более тонкой вкусовой чувствительностью. Каждый индивидуум является уникальной структурой, в которой особенности восприятия собрались в уникальный конгломерат, характерный только для данной личности. Они нередко зависят от личного опыта, настроения человека, его готовности в данный момент воспринять то или иное воздействие.

Именно благодаря индивидуальным фильтрам работает процесс якорения, запускающий внутренний поиск воспоминаний и событий, которые могли бы быть связаны с каким-то внешним раздражителем. От индивидуальных фильтров во многом зависит, какую модель мира создаст себе человек, каково будет его впечатление от происходящих событий, от мира, в котором он живет, что он будет думать о своей роли, о своем месте в этом мире.

Социальные фильтры

Социальные фильтры определяются той средой, где живет человек, где он родился и воспитывался. Во многом они характеризуются средой, социальной группой и социальными условиями, в которых человек находится в данный момент. Социальные фильтры нередко формируют личностные особенности групп людей. При этом они зачастую захватывают и неврологические особенности, и тогда мы говорим об особенностях субкультуры. Например, для музыкальной субкультуры характерно хорошее развитие аудиальных фильтров восприятия.

Группа музыкантов может обсуждать особенности звучания того или иного инструмента, совершенно не воспринимаемые ухом обычного человека. Благодаря социальным фильтрам во многом определено поведение человека в разных жизненных ситуациях. С развитием человечества и социальной культуры настройки социальных фильтров меняются. Что-то уходит, что-то приходит на освободившееся место. Человек, перемещенный в другую среду, в иное социальное общество, постепенно теряет настройку своих социальных фильтров и приобретает новую.

Социальные фильтры часто формируют наши убеждения. Создавая для них основу, они определяют наши оценки разных ситуаций и поведения различных людей. Они могут помочь нам предсказать поведение другого человека (или же свое) в каждой отдельной ситуации.

Перенапряжение социальных фильтров может послужить причиной обращения человека к психотерапевту. При интенсивной миграции населения человек попадает в новую социальную среду, начинается адаптация. И когда адаптация происходит крайне быстрым, революционным способом, любые фильтры, в том числе и социальные, могут перенапрячься - возникает источник для стрессов, невротизации, возможно, даже психосоматических расстройств. Дезадаптивное состояние характерно именно для попытки быстрой перенастройки собственных фильтров, поскольку речь идет о необходимости понимания окружающего мира, которое приходит к человеку через фильтры восприятия - неврологические, индивидуальные и социальные.

Предметом интереса НЛП является состояние клиента. Большое внимание уделяется состоянию транса. Говорят также о состояниях: проблемном или тупиковом, ресурсном или превосходном (state of excellence), состояниях диссоциации/ассоциации, конгруэнтности/не конгруэнтности и др. Каждое из этих состояний может быть связано с любым содержанием, поэтому все они относятся именно к «процессу», с которым только и работает «энэлпист».

Чтобы оценивать состояние клиента и тем более влиять на него, психотерапевт должен быть максимально чувствительным к их внешним проявлениям. Все внешние проявления состояний в НЛП называются одним словом - физиология. К физиологии относятся все невербальные компоненты общения, вегетативные реакции: поза, жесты, мимика, пантомимика, интонации и громкость голоса, темп речи, цвет кожи, частота дыхания, пульса и т. п.

Под трансом, или состоянием транса, в НЛП понимается широкий спектр измененных состояний сознания. Это представление взято у Милтона Эриксона, который считал транс нормальным повседневным явлением. Человек находится в трансе, когда он глубоко задумался, погружен в работу или поражен неожиданным явлением. Общая черта всех состояний транса - концентрация внимания на узком содержании сознания. Предполагается, что чем младше ребенок, тем большую часть времени он находится в состоянии транса. Это - моменты глубокого погружения в происходящее и осмысление его, можно сказать, моменты зачарованности или очарованности миром.

Трансовые состояния особенно плодотворны для запечатления информации, а также восприятия психотерапевтического воздействия. Проблемные состояния клиента - это состояния дискомфорта, фрустрации, страдания. Они возникают как реакция на то или иное событие, ситуацию или действие. Практически во всех техниках НЛП клиента просят подумать о проблемной ситуации и «войти» в нее. Терапевт «калибрует» отрицательное состояние и прерывает его. В конце работы проверяется, может ли клиент снова вспомнить проблемную ситуацию и пережить трудное состояние. Как правило, последнее не воспроизводится, вместо этого клиент находит себя в более «ресурсном» состоянии.

В таком случае проделанная работа считается успешной. «Ресурсное» состояние - это состояние подъема, бодрости, уверенности в своих силах. Предполагается, что каждый человек знает свои ресурсные состояния, однако не всегда имеет к ним доступ. Терапевт в ходе работы помогает найти эти состояния и войти в них. Ресурсное состояние также калибруется, специальными приемами связывается с проблемной ситуацией и закрепляется в ней.

Позиции восприятия

В человеческом восприятии и в человеческом опыте можно выделить три позиции, три точки зрения, с которых он воспринимает, оценивает окружающую ситуацию и свое участие в ней. Они тесно связаны с понятиями ассоциации и диссоциации, с помощью которых описывается известная способность человека менять внутреннюю позицию наблюдения. В процессе общения человек может войти в позицию другого, то есть партнера по общению, и постараться увидеть ситуацию его глазами. Способность занять позицию другого чрезвычайно важна для гармонизации общения и установления раппора.

Под ассоциацией подразумевается взгляд своими глазами, ощущения собственного тела, то есть такой способ восприятия реальности, когда субъект находится в состоянии «здесь и сейчас», на своем месте, когда он видит то, что происходит с ним, является объектом действия других людей. В этом состоянии человек может испытывать чувства, иметь ощущения, у него присутствуют вкус, обоняние и многое другое. Коротко ассоциацию можно определить как жизнь в своем теле. Это и есть не что иное, как первая позиция восприятия, настолько привычная и характерная для нас, что благодаря ее привычности даже тяжело понять иные позиции восприятия.

Важным компонентом первой позиции является эмоциональная и сенсорная включенность в происходящие события. Это, безусловно, хорошо, если события носят положительный характер, когда человек встречается со своей любимой или ест вкусную пищу. Но в случае негативных событий первая позиция наиболее подвержена психологической травме, поскольку острота событий начинает играть против человека. При этом первая позиция - привычный способ восприятия, и, если какое-то жизненное событие является неординарным, одностороннее восприятие может привести к неправильным выводам и поступкам.

Это становится заметным при возникновении межличностных конфликтов, когда помимо субъекта есть еще и оппонент, у которого своя точка зрения, и он собирается отстаивать ее с непонятной для субъекта горячностью. Однако, перейдя мысленно на его точку зрения (или во вторую позицию восприятия), можно понять очень многое. Это попытка взглянуть на ситуацию глазами другого человека, участвующего в ней, попытка понять его мысли.

Вторая позиция особенно важна в понимании сложных человеческих взаимоотношений, когда только с помощью иной точки зрения, можно разобраться в том, что же приводит оппонента к необходимости защищать свою позицию, какие убеждения и собственные личные ценности он отстаивает, чего именно хочет от вас. При этом оппонент испытывает собственные чувства, собственные эмоции, отличные от ваших.

Третья позиция - позиция стороннего наблюдателя. В качестве примера может привести зрителя в кинотеатре, который наблюдает за действием, разворачивающимся на экране. Он может наблюдать с интересом, может щелкать семечки, разговаривать с соседом, он - наблюдатель. Зритель достаточно холоден, хотя, конечно, также испытывает какие-то эмоции, но они не сравнимы с теми, что испытывают герои действия. Он может находиться на стороне того или другого героя, но при этом имеет холодный ум и дает конкретные рациональные советы. Третья позиция восприятия используется в психотерапии именно за счет этих ее свойств.

Она нужна для того, чтобы выйти из состояния эмоционального напряжения, привести мысли в порядок, успокоиться, подумать собственным рациональным разумом - в противовес эмоциональному. Данная позиция называется диссоциированной. Если говорить об особенностях ассоциированного и диссоциированного состояния, то чаще всего они проявляются при реагировании человека на стрессовую ситуацию. Примерно две трети людей достаточно легко балансируют между ассоциированной и диссоциированной позициями, то есть могут как ассоциироваться, так и диссоциироваться в неприятных ситуациях. Меньшая часть людей имеет тенденцию к застреванию либо в ассоциированной, либо в диссоциированной позиции.

Ассоциированная позиция восприятия характеризуется эмоциональностью, чувствительностью, всплеском вегетативных реакций, таких, как покраснение кожи, учащение дыхания, сердцебиение. Диссоциированная позиция характеризуется трезвым взглядом, холодностью ума, конкретностью рекомендаций, которые человек может дать сам себе или другому. В диссоциированной позиции человек легко справляется с эмоциональными реакциями, они у него не выражены или отсутствуют вообще.

Диссоциация - естественная защитная реакция организма. Если вы вспомните какие-то неприятные события в вашей жизни, то наиболее неприятные из них часто будут вспоминаться вами как будто со стороны. Это - естественное защитное восприятие нашей психики, однако если подобным восприятием пользоваться часто, то привычка к такому взгляду приведет к тому, что диссоциированный способ восприятия станет основным в вашей жизни и начнет автоматически воспроизводиться во всех жизненных ситуациях.

Тогда проблемой будут уже не сильные эмоциональные ощущения, а, наоборот, невозможность почувствовать, ощутить себя в контакте со своими эмоциями и даже зависть к эмоционально настроенным окружающим. Иногда вслед за осознанием своей эмоциональной холодности появляется щемящее чувство собственной бесчувственности, ощущение нереализованной пустоты. Обычно люди, обладающие привычкой к ассоциированной реакции и к реакции диссоциированной, становятся более частыми клиентами психотерапевта, нежели люди, которым свойственно варьировать собственную реакцию и легко переходить из ассоциированной позиции в диссоциированную и наоборот.

Способы моделирования

Существует три универсальных способа моделирования окружающего мира. Аналогичные способы используются и при создании вербальной модели мира, когда мы описываем то, что окружает нас. Здесь также функционируют некие познавательные группы фильтров, облегчающие человеку восприятие мира, помогающие его сознанию, ограниченному в собственных возможностях, справиться с лавиной информации, превратить поступающие сведения в события, которые укладываются в памяти, в навыки. Затем он может с успехом использовать их в собственной жизни.

Бэндлер и Гриндер назвали эти способы универсальными процессами человеческого моделирования. К ним относятся: обобщение, или генерализация; упущение, или исключение; искажение.

Воспринимая окружающий мир, мы моделируем его. Мы создаем некое собственное представление о том, что происходит вокруг и внутри нас. Эта модель может отличаться от реального мира, более того - обязательно должна отличаться, но она удобна для нас, поскольку является нашей собственной уменьшенной копией мира, предназначенной для того, чтобы нам лучше в нем жилось.

Моделирование - способ адаптации человека к миру. При этом оно может проявляться на разных уровнях - на уровне восприятия, на уровне мышления, речи и поведения человека. Наблюдая за человеком, мы выявляем основные тенденции и особенности его способов моделирования. Прежде всего, моделирование ориентировано на чувствительный опыт, который приходит к нам во всем многообразии.

Иначе говоря, мы сами определяем мир, в котором живем, мы создаем его на основе наших выводов, убеждений, иллюзий, и от того, какой мир мы создали, он будет радовать нас или огорчать. Обычно задачей психотерапии становится выяснение модели мира человека и удаление ее противоречий с реальным окружающим миром. Основной задачей моделирования, таким образом, является создание модели мира, полезной для данного человека.

Опущение - наиболее интенсивный процесс моделирования окружающего мира. Человек получает миллионы единиц информации каждую секунду, а использовать может только семь плюс-минус две единицы. Если бы он попытался использовать все, что происходит, то сознание оказалось бы блокированным, как узкая дорога, перегороженная автомобильной пробкой. Человек перестал бы реагировать, что-либо воспринимать, да и просто жить.

В опущении можно выделить два механизма. Первый - естественный, не зависящий от человеческих усилий; второй - произвольный, когда человек обращает свое внимание на что-либо, естественно, выпуская из внимания все остальное. Однако, опуская единицы информации, безусловно, человек защищает себя от полноты восприятия. При этом он может забывать то, что обещал сделать, может не заметить знаков внимания, которые оказываются ему, и многое другое.

На психотерапевтическом приеме пациент может быть настолько занят собственными мыслями и эмоциями, что пропускает указания и команды психотерапевта, а это сказывается на качестве проводимых техник. При этом важно, чтобы психотерапевт предполагал возможность такого опущения и при необходимости брал на себя смелость проверить, как субъект воспринял его наставления.

Генерализация, или обобщение - один из способов обучения человека: воспринимая мир в качестве конкретных ситуаций и событий, он делает из них вывод, который в последующем будет сопровождать его жизнь. Например, ребенок учится держать ложку. Один раз научившись, он пользуется этим не задумываясь. Примером патологической генерализации также служат фобии. Один раз испугавшись чего-то в темноте, человек на всю жизнь сохраняет боязнь темноты.

Генерализация, уходя корнями в прошлое, ориентирована на настоящее, даже будущее человека, поскольку на ней основана способность к определенному виду поведения в различных ситуациях, даже в тех, что еще не встречались в жизни человека, но имели некое подобие. Генерализация напрямую связана с опущением: опираясь на нее, можно опускать различные детали нынешнего опыта человека, ссылаясь на общие принципы поведения в сходных ситуациях, с похожими людьми. Генерализация связана с процессом укрупнения, когда на основании отдельных фактов мы строим одну общую концепцию, включающую как представленные факты, так и иные события, которые могут возникнуть в будущем.

Искажение - третий универсальный способ, используемый в моделировании. На нем основаны все виды творчества, новаторство, способ приспособления человека к жизни, постоянно меняющейся и разнообразной. Особенно заметна ценность искажения при сравнении фотографии и картины. Фотография точно отображает то, что происходило в определенный момент времени перед объективом фотоаппарата, однако картины всегда ценились выше, поскольку в них основным было не то, что изображено, а внутреннее понимание событий художником.

Любые фантазии и мечты построены на феномене искажения, когда человек, воспринимая окружающее его время, людей, события, трансформирует их в своей голове в нечто иное, опираясь, однако, на то, что видит, даже если он этого и не осознает. Принцип искажения хорошо выражен в семейной психотерапии, когда психотерапевт просит супругов рассказать о своей семейной жизни. Каждый из них представит собственную версию случившегося, собственную версию их жизни, каждая из которых сильно отличается от другой, поскольку будет основана на восприятии, убеждении и ценностях разных людей.

Все три универсальных процесса моделирования могут привести человека как к адаптации, так и к дезадаптации. Они могут быть полезными и неполезными. Очень часто в психотерапии сталкиваются с последствиями именно таких процессов. Данные процессы наблюдаются как при восприятии окружающего мира с окружающей действительностью, так и при восприятии воспоминаний при воспроизведении мыслей из памяти человека, которые реализуются через язык, формируя для нас модель реальности человека.

Репрезентативные системы

Человек воспринимает окружающий мир через системы и органы чувств. Всего описано пять систем восприятия: визуальная система, или зрение; аудиальная, или слух; кинестетическая система, которая представлена многочисленными рецепторами, разбросанными по всему телу человека (сюда относятся рецепторы, отвечающие за ощущения тепла и холода, за ощущения боли, рецепторы собственно мышечного чувства и многие другие). Отдельно выделяется ольфакторная система, или система обоняния, и густаторная система, или вкус. Таким образом, когда говорят о том, что человек узнал нечто «шестым» чувством, то, скорее всего, речь идет об интуиции.

В каждый момент времени мы можем пользоваться информацией от всех пяти систем. Более того, когда мы вспоминаем или представляем что-то, то есть обращаемся к нашему опыту или фантазии (внутреннему восприятию), мы также используем данные репрезентативные системы в их внутреннем выражении.

Под репрезентативной системой подразумевается система восприятия кодирования информации, которую мы используем для репрезентации собственного опыта. Любой опыт, полученный нами и имеющийся в нашем восприятии, можно воспроизвести с помощью лингвистических приемов. У каждого человека есть свои предпочтения в проявлении репрезентативных систем, проявляющиеся в наиболее частом их использовании.

Кто-то предпочитает воспринимать мир через визуальную систему и применяет ее для кодирования собственного опыта, даже иногда полученного в других системах. Та система, с помощью которой легче воспринимать окружающий мир, реконструировать собственные воспоминания и создавать представления о будущем, будет ведущей репрезентативной системой. Как правило, мы применяем ее чаще, чем другие; более того, когда у нас есть выбор для применения, мы всегда выбираем именно ее.

Гриндер и Бэндлер под ведущей репрезентативной системой имели в виду систему, которой индивид обычно пользуется для того, чтобы ввести информацию из бессознательного в свое сознание, то есть такую систему, с помощью которой он обычно репрезентирует мир и свой опыт самому себе. Люди обычно пользуются не одной, а несколькими репрезентативными системами, применяя их в различных жизненных ситуациях, когда на бессознательном уровне они решают, что для данного функционирования удобна именно данная репрезентативная система.

По ведущей репрезентативной системе людей делят на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Примерно три четверти людей являются визуалами. Они пользуются визуальной репрезентативной системой как для восприятия окружающего мира, так и для создания своего внутреннего опыта на основе данной системы. Около 20% людей предпочитают для этих же целей кинестетическую репрезентативную систему, и лишь незначительное число - 2-3% - аудиалы. Люди не с самого рождения делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. До 6 лет дети в основном предпочитают кинестетическую систему восприятия.

Достаточно вспомнить пристрастие детей тянуть в рот все, что попадает им в руки. Однако с 5-6-летнего возраста начинается дифференциация, которая завершается где-то к 10-12 годам, и в этот момент уже можно определить, насколько человек предпочитает ту или иную систему. Безусловно, он нередко использует все системы, но только одной оказывается явное предпочтение. Более того, информацию из других систем он будет тщательно перекодировать в свою.

Например, визуал, находящийся в темной комнате и на ощупь продвигающийся по ней, все, что ощущает или слышит, переносит в визуальные образы, хотя реально он ничего видеть не может. Тем не менее комната для него будет наполнена визуальным содержимым. Для психотерапевта очень важен навык легкого перехода от одной репрезентативной системы к другой. Обычно этот навык выражается в присоединении к восприятию пациента его рассказа и в умении вести диалог и задавать вопросы в разных репрезентативных системах.

Репрезентативная система оппонента определяется на основе лингвистических особенностей языка пациента. Мы можем отслеживать в нем предикаты - слова, характеризующие ту или иную репрезентативную систему. Человек, описывающий свою жизнь, говорит: «Я вижу сумрачный день, небо, покрытое густыми тучами, которые низко идут над серой землей, и крупные капли дождя летят навстречу земле». Так будет говорить визуал, описывая дождь, который он наблюдает.

Аудиал станет рассказывать совершенно иначе, например: «Шум дождя за окном периодически сменяется шелестом листьев, колышущихся под порывами ветра, и лишь изредка доносятся звуки машин, далекие голоса людей, как отзвуки прошедшего дня». Кинестетик же опишет дождь по-своему, возможно, он расскажет, как капли падают на лицо, стекая со лба и пытаясь забраться в уголки глаз, и надо движением руки стереть воду с глаз, ощутить влажность на пальцах, прикосновение холодной ручки зонта к ладони, и мокрый воротник плаща, прикасающийся к шее, неприятно холодит ее. Уже по этим описаниям вы можете предположить, что человек имеет ту или иную репрезентативную систему.

Зрительные ключи доступа

Если перед вами визуал, вы увидите, что при обращении к мыслям или, отвечая на ваши вопросы, он будет поднимать глаза наверх - наверх вправо или наверх влево. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуальным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает глаза и при этом направляет их влево, то речь чаще всего идет о визуальном воспоминании. Данная схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей. У левшей зоны воспоминания и конструкции могут поменяться местами, причем, забегая вперед, скажем, что это будет правильным и для аудиалов, и для кинестетиков.

Важно, что направление взгляда при визуальном функционировании находится в верхнем этаже поля зрения. Некоторые визуалы смотрят прямо перед собой. Это значит, что где-то в пространстве он создает невидимый для нас, да и для себя, экран, на котором возникают образы. В ряде случаев экран может быть спроецирован даже и на пол. Характерной чертой является фиксация взгляда в определенной точке, рассматривание невидимых картин.

Поскольку речь идет о репрезентативной системе - то есть о системе репрезентации самого себя, репрезентации своих мыслей, - визуала, как правило, характеризуют и другие черты. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим канонам, либо, наоборот, что-то пестрое, невообразимое, привлекающее внимание окружающих. При этом он нередко много жестикулирует.

Жесты его чаще острые, угловатые, быстрые, подчеркивающие речь. При разговоре визуал старается смотреть на человека или поверх его головы. Как правило, заметно, что тонус мышц повышен, тело готово к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда поверхностное. В речи употребляет много слов, которые и характеризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу… яркий, светлый, цветной». Он описывает образы, изменения в этих образах, как некий фильм, который видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек.

Кинестетик, в противоположность визуалу, может быть иным. Как правило, он говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы давая возможность соотнести сказанные слова со своими ощущениями. При обращении к внутреннему миру обычно глаза опускаются вниз и вправо (правши) и вниз и влево (левши). Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чувствам, своим ощущениям. Когда он говорит, в его речи встречаются слова, характеризующие кинестетическую систему: мягкий, тяжелый или легкий, чувствительный. Мышцы тела расслаблены.

Кинестетик предпочитает мягкую, удобную для него одежду, которая, может, не так хорошо смотрится, зато доставляет ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестов немного либо нет вообще, либо они очень небольшие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в ходе разговора о своем восприятии мира, о своих воспоминаниях проявляется вегетативно-сосудистая реакция - румянец, капельки пота. Все это характерно для кинестетиков.

Аудиал, пожалуй, по внешним проявлениям ближе к визуалу, чем к кинестетику. Однако у него есть свои особенности. Прежде всего - голос. Голос у аудиала будет очень хорошо модулирован, потому что голос - основной способ презентации себя окружающему миру. Он может разговаривать тихо, громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса. Когда будете говорить вы, он может повернуться к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспринимать вас.

Для вашего общения будет иметь значение то обстоятельство, насколько красиво вы умеете говорить. Жестов у аудиала обычно немного. Встречается круговой жест около уха, которым аудиал подчеркивает, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть разным, и это зависит больше от того, насколько сейчас ему нужно говорить. Для того чтобы красиво, хорошо сказать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи.

У каждого человека развиты все три системы в той или иной степени, и в зависимости от потребности он может переключаться то в одну, то в другую, то в третью системы. Проявление информации в одной системе очень часто ведет за собой последующую информацию, предъявляемую уже в другой системе. Это естественное явление, называемое синестезией. Синестезии нередко являются основанием для нашего восприятия нового в окружающем мире. Очень часто они возникают автоматически и, по-видимому, представляют собой неделимые структуры нашей памяти.

Синестезией можно пользоваться. Синестезия - абсолютно естественное явление в человеческой речевой культуре. Так, мы прекрасно понимаем, о чем идет речь, когда кто-то говорит о холодных или теплых тонах красок, о кричащей одежде и легкой походке. Часто за синестезией стоит ведущая репрезентативная система, однако так происходит не всегда. Допустим, что у человека вкусовая система не является ведущей. Все равно вкус деревенского молока может стимулировать появление образов, звуков и иных ощущений, связанных с детством, проведенным в деревне у бабушки, и другими ранними воспоминаниями.

Сопоставление высказываний клиента с невербальными реакциями дает богатый материал для определения степени его конгруэнтности. Конгруэнтность означает согласованность всех систем выражения мыслей, эмоций, намерений, отношений. Соответственно, неконгруэнтное состояние обнаруживает себя в противоречивых сигналах. Не конгруэнтность может означать внутренний конфликт, в том числе неосознаваемый.

Например, клиент говорит: «Я люблю свою жену!» - резким голосом, энергично стуча кулаком по колену. Внутренний конфликт иногда описывается как конфликт «частей». Метафорический образ частей заимствован из гештальт-психологии и используется для ссылки на различные функциональные системы личности. Говорят о «творческой» части, о «критической» части, о части, ответственной за проблемное поведение (например, курение, переедание и т. п.).

Психотерапевт и его мастерство («три кита» искусного коммуникатора)

Для успешной работы с клиентом психотерапевт должен обладать тремя базисными способностями:

  1. Устанавливать и поддерживать раппор
  2. Иметь высокую сенсорную чувствительность
  3. Быть гибким

Раппор - особый психотерапевтический контакт, который предполагает полное эмоциональное принятие клиента и эмоциональный сонастрой с ним. Это понятие, как и сам термин, не является оригинальным для НЛП и используется во многих психотерапевтических подходах. Однако в НЛП установлению и поддержанию раппора придается особенно большое значение. Он рассматривается как наиболее надежный способ создания атмосферы психотерапевтического транса.

Специальное внимание уделяется внешней, технической, стороне раппора. Она не только не исключает, а напротив, способствует внутреннему эмоциональному и содержательному сонастрою с клиентом. В «технический» аспект раппора входит повторение или отражение (иногда используется слово «отзеркалнвание») всех компонентов внешнего поведения клиента: его позы, мимики, громкости и интонаций голоса, ритма речи и дыхания, используемого словаря и, конечно, содержания высказывания.

Последнее составляет суть так называемого активного, или эмпатического, слушания по К. Роджерсу. Как уже упоминалось, неизбежным следствием точного и тонкого раппора становится измененное состояние сознания клиента (как, впрочем, и самого терапевта). Оно характеризуется открытостью к контакту и особенной податливостью психотерапевтическому воздействию.

Сенсорная чувствительность - второй «кит», или базисная способность, «энэлписта». Ее развитию и упражнению уделяется специальное внимание. Сенсорная чувствительность непосредственно связана с раппором. «Уподобляться» клиенту возможно только при очень пристальном внимании ко всем внешним проявлениям его состояний.

Особенное значение чувствительности к сенсорным данным связано также и с тем, что техники НЛП ориентированы на работу с процессом, а не с содержанием. Под процессом понимается поток событий во внутреннем опыте клиента, куда входят стратегии переработки и использования информации, эмоциональные реакции и способы совладания с ними (успешные или неуспешные), индивидуальные манеры коммуникации и аутокоммуникации и т. п.

Особенно информативными оказываются непроизвольные и неосознаваемые реакции. Находясь вне сознательного контроля клиента, они сообщают более достоверную информацию о его состоянии, чем его речевые высказывания. Чувствительность психотерапевта к тонким проявлениям «физиологии» позволяет ему работать в режиме непрерывной обратной связи и делает его работу особенно точной и элегантной.

Гибкость отражает требование и, соответственно, умение психотерапевта приспосабливать свое поведение к текущему состоянию клиента и развитию психотерапевтического процесса в целом. В случае необходимости он по ходу дела меняет приемы и техники. Рабочее правило «энэлписта»: «Если что-то не работает, делай другое» - хорошо выражает суть этой способности.

Процесс психотерапевтического взаимодействия

Как уже говорилось, техники НЛП предполагают работу не с содержанием, а с процессом. Эти понятия раскрываются скорее на обыденном, чем на научном языке: содержание - это то, что происходит; процесс - то, как это происходит.

Прежде всего, «энелписты» выделяют два базисных компонента психотерапевтического процесса: «следование» за клиентом (pacing) и его «ведение» (leading). Следование включает в себя невербальную подстройку к клиенту по всем перцептивным каналам (зрительному, слуховому, кинестетическому), а также вербальное отслеживание произносимого текста (в стиле активного слушания). На этом этапе терапевт устанавливает раппор, а также собирает необходимую информацию: определяет ведущую репрезентативную систему клиента, его внутренние стратегии, калибрует наличное и желаемое состояния и т. п.

Этап ведения означает переход к психотерапевтической интервенции. Здесь используются разнообразные приемы, начиная с невербального воздействия на состояние клиента и кончая прямыми речевыми инструкциями, которые представляют собой шаги той или иной техники.

Один из простых, но эффективных технических приемов получил название заякоривания. Этим термином в НЛП обозначается традиционная процедура обусловливания, то есть образования условной связи в ее классическом варианте. Терапевт организует связь между каким-либо состоянием клиента (например, ресурсным) и дополнительным стимулом, называемым «якорем». Этот стимул может использоваться позже в ходе работы с клиентом для приведения его в желаемое состояние.

Якорем может быть прикосновение к определенному месту руки клиента, специальный жест или изменение тона голоса терапевта. Якорь может быть создан или организован самим клиентом. В таком случае он может использоваться клиентом в качестве «психологического орудия» (в буквальном смысле, по Выготскому) для управления собственным состоянием или поведением в проблемной ситуации.

Описанная в общем виде процедура «заякоривания» оставляет загадочной чрезвычайно действенную силу этого приема. Секрет этой силы в особом состоянии клиента, на фоне которого проводится большинство техник НЛП, а именно: в состоянии транса. Если оператору удается вызвать и поддержать это состояние, то обусловливание совершается «с места». Последующее действие якоря приобретает черты автоматического непроизвольного акта

Следующая группа приемов НЛП относится к работе с внутренними образами. В той или иной форме она присутствует практически во всех техниках НЛП. Сами формы оперирования с образами чрезвычайно разнообразны. Среди них:

  • Актуализация образа прошлого события и погружение в соответствующее состояние (как правило, это первый шаг в цепи предлагаемых действий)
  • Видение себя со стороны, часто просьба представить себя на воображаемом экране (состояние диссоциации)
  • Проигрывание в воображении желаемого действия или поведения, обогащение образа дополнительными модальностями (например, присоединение к внутренней картине звуков, кинестетических ощущений и т. п.)
  • Изменение субмодальностей образа (восприятие его в черно-белых или цветовых тонах, изменение его удаленности, размера, локализации, формы)
  • Создание образов-метафор или образов-символов, представляющих тот или иной субъективный опыт
  • Трансформация и интеграция образов и др.

В целом использование образов с их исключительными свойствами - пол и модальностью, метафоричностью, способностью к «магическим» трансформациям, а также увязывание их с эмоциональными состояниями и работа с этими состояниями через образы составляют, по словам многих специалистов, специфику НЛП и определяют секрет успеха его техник.

Следующая группа приемов относится к работе с языком. Имеется в виду язык как клиента, так и терапевта. Внимание к языку клиента определяется тем, что в нем отражаются индивидуальные особенности его когнитивной и эмоциональной сфер. Чувствительность терапевта к этим особенностям необходима для установления раппора, а также для выявления источников проблем клиента. О проявлениях в языке ведущей репрезентативной системы клиента мы говорили выше. Терапевт воспроизводит модальные слова клиента, обеспечивая тем самым «попадание» в его переживания и образы.

наверх