Религия

Религия является мировоззрением, мироощущением, путем познания окружающего мира, давая людям возможность осознавать глубины мироздания, чувствовать единение со всем сущим и достигать высшего счастья. Для кого-то религия становится прибежищем, единственным путем. В традиционном понимании религия представляет собой особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное. При этом религия – явление многоуровневое…

На первом плане религия сочетает в себе два момента -  мировоззренческую основу, или философскую (объясняющую причины жизни, суть и представления о мире и человеке в это мире), и обрядовую, практическую, (предполагающей совершение определенных действий верующим – молитва, посещение храма и т.д.). Это так называемый «внешний уровень». В. Даль использовал определение Религии как веры, духовной веры, исповеданья, богопочитания, или основных духовных убеждений.

Вера на этом уровне – важный элемент религии. Основатели религий говорили всегда о том, что они пережили на опыте, с чем они соприкоснулись. «Обычным людям, не имеющие такого опыта, в этом помогает вера и поклонение. Однако всегда находились люди, которые благодаря особым приёмам работы над собой настолько усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чём говорили их учителя. Методы самосовершенствования передавались от учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя целые школы.» (источник).

На втором – внутреннем, или эзотерическом – уровне религии, основанном на тайных знаниях и интенсивных практиках,  «последователи (эзотерики) практически изменять себя в соответствии с идеалами, провозглашёнными создателями каждой религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий. Для эзотерики важно получить мистический опыт, поэтому эзотериков также называют мистиками (от греч. - <таинственный>)» (источник). Поскольку эзотерика включает в себя также школы, теории и практики, она  выделена нами в раздел развития и рассматривается отдельно.

Здесь же мы непосредственно предлагаем в качестве пути для различных религий именно их мировоззренческо-обрядовую часть. За историю развития человечества религий существовало множество, одни возникали, другие теряли свою актуальность. Исторически многие древние религии либо прекратили уже свое существование и известны лишь как теоретические знания, не принося никакой практической пользы, либо трансформировались в другие направления религий.

Поскольку наша цель заключается именно в отражении практически применимых путей развития, одним из которых является религия, мы обзорно даем информацию о древних религиях, которые в настоящий момент не распространены. По этой же причине мы отражаем обзорно и новые религиозные течения, не акцентируя внимание на их практическом применении.

Основную массу религий, включая мировоззренческую основу, места и центры, повседневные обряды, практики и ритуалы, мы разбираем применительно к каждому направлению, и здесь религии рассматриваем в порядке их распространенности – мировые, региональные и различные религии отдельных стран.

Древние религии – представления, отражающие веру человека в существование сверхъестественных сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира. Сюда относятся примитивные поклонения различным предметам, предкам, явлениям и силам природы, животным. Позже эти все эти внешние явления трансформировались в сознании людей в богов, каждый из которых олицетворял одну из сил природы. Появляется языческий пантеон славян, пантеон античных Богов в Древней Греции, кельтские, ведические и египетские верования. Каждое направление имело свою мифологическую (философскую) основу и впоследствии древние религиозные верования сменились зарождающимися на тот момент формами современных религий.

Христианство - самая многочисленная религия в мире. ХРИСТИАНСТВО (греч. christos - помазанник, мессия, спаситель). Бог, согласно догматам Христианства, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы Церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом. Мифология Христианства основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо (источник).

Ислам - одна из мировых религий, зародившаяся среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. н.э. Основателем ислама является пророк Мухаммад. Ислам, в переводе с арабского языка, означает смирение и покорность, а точнее - вверение себя воле Аллаха. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. Также в его основе лежит вера в бога - творца и управителя вселенной, в страшный суд, в загробное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога, предписаниям духовенства. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому вероучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных - мучения в аду (источник).

Данная религия требует поклонение только Аллаху, так как всё, кроме Аллаха, Творца всего мироздания, является Его творением, можно сказать, что Ислам, в сущности, отзывает человека от поклонения творениям и побуждает его поклоняться только Создателю. Он - Единственный, Кто достоин поклонения, потому что лишь благодаря Его воле исполняются мольбы, обращенные к Нему. Чтобы стать мусульманином, необходимо и достаточно публичного (в присутствии двух полноправных свидетелей или трёх неполноправных) принятия исламского символа веры - Шехада (источник).

Буддизм –  первая по времени возникновения мировая религия (возникшая более чем две с половиной тысячи лет назад), основателем которой является индийский принц Сиддхартха Гаутама - Будда. С самого начала оно основывалось не на догматах, а на глубоком проникновении человеческого ума в суть вещей. Все положения буддийского учения строго обоснованы, логически выверены. В этом смысле буддийская философия глубоко научна, ибо опирается не на различные фантастические допущения, а на тщательный анализ эмпирического опыта человека. Центральное звено в учении Будды составляют четыре благородные истины (источник)  

Индуизм - основная религия Индии. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает бóльшую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. У индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями.

Бóльшая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение. Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм богов.

В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма. Согласно индуизму, За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь (источник).

Иудаизм - является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней. Значительное число приверженцев иудаизма сосредоточено, главным образом, среди еврейского населения в разных странах мира. В Израиле иудаизм фактически является государственной религией. К основным догматам иудаизма относится вера в единого бога Яхве, в приход мессии, в бессмертие души и существование загробного царства.

Служители иудаизма требуют от приверженцев этой религии слепой, безотчетной веры в бога, что является первым и необходимым условием личного спасения в загробном мире. К догматам иудаизма относится учение о богодухновенности Ветхого завета, в состав которого входит Тора, или Пятикнижие Моисеево. Составной частью иудейского вероучения о боге Яхве является догмат о приходе мессии. Мессия - это спаситель, который придет, чтобы свершить праведный суд, воздать людям по их заслугам. Согласно вероучению иудаизма, „в дни мессии" мир будет обновлен.

В момент появления мессии земля, согласно Талмуду, станет производить „ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рожать, а земля - приносить хлебы и шелковые одеяния", люди достигнут 1000 лет от роду, прекратятся болезни, распри, войны.  Призывая к отрешению от земной жизни, от участия в борьбе против гнета и эксплуатации, раввины учат, что земная жизнь человека есть приготовление к будущей. Следовательно, человек должен постоянно думать о смерти, проводя дни и годы в смирении, в молитвах и постах, строго выполняя заповеди Яхве (источник).

Шаманизм - первая из форм религии, которая располагает достаточно сформировавшейся психотехникой. Основу шаманизма составляет народное мировоззрение, наполненное мифическими представлениями о связях человека со стихийными силами природы. Шаманизм - это очень древнее и одновременно очень молодое явление. Древнее - потому что возникло в эпоху палеолита, предположительно, как следствие взаимодействия обыденного сознания человека с сознанием сновидящим, с одной стороны, и употребелением древними людьми психоактивных растений - с другой. Молодое, потому, что с момента зарождения и до сегодняшних дней шаманизм непрерывно меняется, качественно и колличественно, адаптируясь к новым временам и ландшафтам (источник).

Шаманизм сложился естественным, историческим путем, не имея основателя и его дальнейших последователей. На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разработаться в нем могли лишь особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между обществом и мифическим миром.Шаманизм - это не просто вера в духов. Шаманизм - это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами. Духи не часто открывают челочку свое присутствие и довольно редко стремятся проявить свои намерения. Значит, человек сам должен обращаться к ним. Но добиться постоянного и ярко выраженного контакта с духами могут лишь их избранниками - шаманы (источник).

Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, однако, не похожая на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное.

Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме - он присутствует везде - как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее (источник).

Джайнизм - одна из религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. Джайнизм возник в 5 в. до н.э. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар) как община последователей Джины. Джайнизм открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия – бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Джайнизма. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей», образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия.

Основным путём к «освобождению» Джайнизм считает аскетизм. Аскетические принципы Джайнизма предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу (источник). Более 12 лет провел Махавира на тяжком пути аскетизма. Озарение снизошло на него под деревом шала, летней ночью, на берегу реки. Он постиг все сущее в прошлом, настоящем и будущем всех миров (источник).

Конфуцианство – это этико - политическое учение, возникшее в Древнем Китае. Европейское название это учение получило от латинизированной формы фамилии и титула своего основателя - Конфуция. В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией. Несмотря на это, оно, подобно другим восточным учениям, признает существование духов, демонов, богов. Так, в этом учении огромную роль играет культ предков. По этому культу умершие предки осуществляют деятельную связь между миром духов и людей. Без совета с духами умерших предков не предпринималось ни одно серьезное начинание (источник).

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством .Центральная категория учения - жэнь, означающая человека, любовь к нему, гуманность, человечность и совокупность отношений человека с обществом, с правителем, со всей вселенной. В процессе эволюции в конфуцианстве усиливаются религиозно - мистические черты. На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя - «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной (источник).

Синтоизм – исконная религия японцев. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов». Синтоизм отличается отсутствием как реального либо мифологического основателя, так и догматической базы. Каноны и строгая система обрядности не существовали и на начальном этапе формирования Синтоизма, когда произошло объединение разнородных культов природы, культов родовых и племенных божеств. Возникновение японского гос-ва способствовало объединению разных культов и созданию единой религиозной системы.

В центре синтоистского религиозного поклонения - культ предков с родословной до солнечной богини Аматэрасу. Син, или ками, - это боги, духи, которые по представлениям древних японцев населяют весь окружающий человека мир небо, светила, землю, горы, реки и деревья. Любой предмет может быть воплощением ками, наиболее распространенным воплощением «божественной силы» является камень. Эти предметы - «синтай» (тело бога) обычно представляют собой символ святости и объект Поклонения. После победы Сога с сер. 6 в. начинается широкое распространение буддизма в стране, строительство буддийских монастырей и храмов.Будды и бодхисатвы, вошедшие в пантеон Синтоизма как новые боги, наделялись японцами такими же магическими свойствами, что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами - защитить от болезней, послать богатый урожай, уберечь от зла и т.д. (источник).

Зороастризм, по словам многих исследователей – одна из самых древних мировых религий, которая дошла до наших дней. Свое название Зороастризм получил по имени пророка Зоратуштры (Зророастра), восстановившего учение древних Ариев (белой расы). Арии принесли на Землю закон Космоса, положенный в устройство мира. Согласно Авесте, Заратустра был божественно назначенный и божественно вдохновленный пророк.

Бон является самой древней религиозной традицией планеты Земля. Более 18000 лет сохраняется непрерываемая линия преемственности Учителей, ведущих всех живых существ к Просветлению и Свободе. Полное тибетское название данной традиции – Юндрун Бон (или Юнгдрунг Бон), что в переводе на русский обозначает Учение Свастики или Вечное Учение. Последователи этой традиции называют себя бонпо, а главным религиозным символом данного Учения является Свастика.

Иногда, тибетскую религию Бон называют тибетским шаманизмом, что в действительности только искажает сущность Учения Свастики. Как и в Буддизме, главной целью данного Учения является Просветление и освобождение всех живых существ от страданий. Основная структура Учения состоит из девяти ступеней, в которые входят: тибетская астрология, медицина, гадания, ритуалы, медитация, другие дисциплины, последовательно изучаемые учениками на определенных этапах обучения. Вершиной Учения Свастики является Дзогчен - Великое Совершенство. Дзогчен – Учение, позволяющее всего за несколько лет с помощью особых медитативных практик обрести Всеведение и достичь полного Просветления (источник).

Даосизм даоцзяо - философско-религиозное течение традиционного Китая. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В основе этой философии лежит представление об устройстве вселенной, где над людьми, богами, духами, Небом (в понятии древних китайцев Небо или Небесный владыка является верховным божеством) стоит могущественнейшая сила Дао. Она представляет собой источник, откуда исходит вселенная и в то же время она является ее управителем. Человек является порождением Дао, неотъемлемой частью природы, и поэтому главная его задача - жить согласно природе, идти по пути добродетели - дэ.

Все несчастья же людей проистекают из того, что они постоянно что-либо делают вопреки природе - строят города, возводят храмы, пишут книги и т. д. От всего этого нужно отказаться и вернуться к родоплеменным отношениям. Таким образом, цель человека - жить по законам природы, путем полного ничегонеделания, возвратиться к структуре племени. «Единственная вещь, которой я боюсь, является деяние», - говорил Лао-цзы. Истинное счастье в умеренности, спокойствии и близости к природе, для этого необходимо запретить всяческое просвещение народа: «Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма» (источник).

Религиозные течения (отдельных стран и регионов)

Новые религиозные движения (обзор)

Знаменательны слова Тагора, сказавшего о религии следующее:

«Религия, как и поэзия, - это не просто идея; это выражение. Самовыражение Бога заключается в бесконечном разнообразии творения; наше отношение к бесконечному Существу тоже должно обладать в своём выражении разнообразием индивидуальности, вечным и бесконечным».

наверх