Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Трансперсональная психология

Проблемой противоположных представлений о мире, вопросами «Кто Я?», «Зачем живу?», «В чем смысл моего существования?», «В чем заключается мое предназначение?», - люди интересовались на протяжении многих столетий. В процессе развития нашей цивилизации ответы на подобные вопросы люди искали у шаманов, беседовали с философами, задавали их представителям различных религий, целителям, психологам. В XX веке альтернатива целительских и духовных поисков человечества была реализована в новом психологическом направлении - трансперсональной психотерапии.

Нередко данную психологию называют также интегральной, или интегративной. Созданная на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, трансперсональная психотерапия стремится к интеграции физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человеческого существования, рассматривая духовные проблемы человека с психологической точки зрения.  Поэтому нами данный вид психотерапии отнесен в раздел «интегративный поход». Тем не менее, такое понимание достаточно широкое (согласно многим специалистам, интегративный подход шире трансперсонального).

Возвращаясь к первоначальному смыслу психологии - учению о душе (греч. psyhe - душа, logos - учение, наука), трансперсональная психология рассматривает заботу о душе как первостепенную задачу психотерапии. Если в классических психологических и психотерапевтических подходах, например, как в психоанализе, проблемы человека рассматриваются только на биографическом уровне, то в трансперсональной психотерапии используется более широкий подход.

Этот подход включает в себя кроме биографического уровня, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт, мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями, животными, с другими личностями, с различными формами сознания - от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архитепические переживания и осознание сакральных знаний).

Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода - не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научить им пользоваться.

Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А.Уотс, М. Мерфи и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых психо-духовных практиках. Среди своих предшественников основатели Трансперсональной психотерапии указывают, например:

  • Американца У. Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта"
  • Швейцарца К.Г.Юнга, обогатившего психологию мифологическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями
  • Итальянца Р. Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения
  • Американских трансценденталистов - Эмерсона и Торо

Лидерами современной Трансперсональной психотерапии являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер, Р. Уолш, М. Мерфи, К. Кастанеда, каждый из которых развивает свои школу, методы и направление исследований.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии.

Существует личностная преемственность и смысловая связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Их основателями были одни и те же люди - А .Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи. С середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить.

Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставшие фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел позднее идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение. И в этом превозмогании, выходе за пределы, размыкании исторических, культурных, индивидуальных границ и получает смысл само понятие человека и обосновывается и гуманистическая психология, и, более широко, вся антропологическая проблематика.

Трансперсональная ориентация отличалась от гуманистической тягой к преодолению границ прежнего предметного поля исследований, задаваемого проблемами самоактуализации, творчества и гуманистической психотерапии и педагогики. Она сделала предметом науки психологические измерения религиозного и мистического опыта, поставила задачу обоснования психологии на материале духовного поиска мировых философских и религиозных традиций.

Новое предметное поле, уже не замыкаемое западнохристианской культурой, вобрало в себя мистические и восточные подходы, такие как суфизм, буддизм, адвайта-веданта, йога, традиции североамериканских индейцев, туземных и древних цивилизаций. В качестве программной задачи трансперсональная ориентация попыталась освоить суть и конкретные формы идей, представлений и практик из мирового духовного опыта человечества и дать им научное выражение.

Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения. Можно отметить новую картографию человеческой психики С. Грофа, его новаторские представления о духовном кризисе, в которых он показал, что большинство классифицируемых традиционной психиатрией заболеваний таких как неврозы и психозы по сути дела являются кризисами роста, которые в определенных условиях возникают у всех людей, а не болезнями.

Традиционная психиатрия, нечувствительная к этому процессу, в своих классификациях замораживает его отдельные фазы как различные виды патологии, рассматривая их как ненормальности, а не как стадии эволюционного процесса, Те, кто зачисляется психиатрией в невротики и психотики - это чаще всего люди, которые спонтанно перенесли мощный духовный опыт и не сумели справиться с ним. Супругами Гроф для помощи таким людям создана международная программа "Spiritual emergency". Другим лидером трансперсональной психологии К.Уилбером осуществлена интеграция психотерапевтических и психологических подходов на основе теории спектра сознания.

Широкую известность получило изучение медитации такими учеными как Р. Уолш, Д. Шапиро и М. Мерфи. Другим весьма характерным явлением является открытие трансперсонального измерения внутри традиционных психотерапевтических и психологических подходов. Например в 1980 г. под редакцией С. Бурштейна была издана книга под названием "Трансперсональная психотерапия". В ней дается трансперсональный взгляд на такие известные психотерапевтические подходы, как гештальттерапия, психосинтез, трансакционный анализ, аналитическая психология, психоанализ, а также ряд подходов гуманистической или экзистенциально-феноменологической ориентации.

В последнее время в трансперсональной психотерапии произошло существенное расширение поля поиска, и от первоначальной ориентации в сторону Востока она устремились на поиск собственной почвы, вглубь европейской религиозно-философской и духовной традиции. В новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психологии мы находим имена Я. Беме, Э. Сведенборга, Мейстера Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции, а трансперсональная ориентация продолжает расширяться за рамки психологии, образуя такие новые сложные поля исследования и деятельности, как трансперсональные психиатрия, экология, социология, антропология и др.

Значение трансперсональной психотерапии еще и в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию - обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Для открытия и развития внутреннего трансперсонального ресурса используется широкий диапазон методов и интегративных психотехник. В совокупности они направлены на установление баланса и гармоничное слияние физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человека. Далее мы приводим обзор основных методов трансперсональной психотерапии.

С точки зрения трансперсонального подхода, на психическое состояние человека непосредственное влияние оказывает его физическое состояние здоровья. Поэтому кроме традиционных оздоровительных процедур - диета, спорт и т.д., обычно рекомендуемых при прохождении терапии, в трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники - биоэнергетическая терапия Лоуэна, чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, тай-дзы-цюань, восточных единоборств.

Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм самоисцеления физических заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Осознование и последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным, а следовательно, способным осознавать и решать свои проблемы на более высоком уровне сознания.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания - ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

Здесь важно подчеркнуть значение дыхания. Интеграция — это слияние части с целым. Во время процесса Дыхания человек убирает блоки, разделяющие единое сознание на дробные части, и ту часть, которая была блокирована, находилась в бессознательном, присоединяет к осознаваемой части, делаем доступной. Энергию этого блока можно использовать в качестве ресурса в тех или иных жизненных ситуациях. Тем самым расширятся наше сознание. При этом структура, блокировавшая какую-то ситуацию, распадается, и вместе с ней уходит и стресс, связанный с этой ситуацией, например, с травмой рождения.

Мировая практика показывает, что дыхательная техника эффективна при лечении многих болезней, имеющих психогенную этиологию. К настоящему времени тысячи профессиональных инструкторов Ребефинга помогли десяткам и сотням тысяч людей со значительными физическими расстройствами, включая ангину, артрит, алкоголизм, наркоманию, хронический бронхит, диабет, расстройства пищеварения, эпилепсию, посттравматический паралич, повышенное давление, сексуальные расстройства и многие другие.

Среди людей, успешно прошедших через процесс, имеются страдающие практически всеми типами невротических и психотических расстройств и большинство этих людей добились значительного улучшения своего состояния за несколько занятий.

Техника дыхания является универсальной методикой лечения всех болезней. Это будет похоже на заявление прошлых столетий, что змеиное масло лечит от всех болезней и людей и домашний скот. Если думать, что болезни вызываются главным образом одним патогенным фактором, то будет логичнее отклонить версию “змеиного масла”. Но если разделять точку зрения, что причина любой болезни в конечном счёте проявляется через несколько основных физиологических процессов, то широкая эффективность техник дыхания станет легко объяснимой. Она оказывает влияние на два базисных процесса:

  • Скорость, с которой тело строит и восстанавливает здоровую ткань, нормально выполняющую свои функции
  • Скорость, с которой продукты метаболизма выводятся из клеток и органов тела

Жизнеспособность и хорошее здоровье непосредственно связаны со скоростью протекания анаболических и катаболических процессов. Чем быстрее мы заменяем старое и строим новое в организме, тем здоровее мы становимся. И чем быстрее мы выводим продукты метаболизма, тем легче поддерживать себя в хорошем состоянии. Гомеостатические механизмы тела работают удивительно хорошо, особенно, если мы не загрязняем свой организм ненужными веществами, например, токсинами, рафинированными углеводами, никотином или тяжелыми металлами.

Если мы не можем выводить из организма продукты распада и токсины как минимум с такой же скоростью, с какой они туда попадают, мы тем самым накапливаем эти вещества, чаще всего в жировых клетках. Постепенно механизмы тела выходят из баланса и, как результат, наступает болезнь. Одной из таких болезней может быть даже состояние, известное как старость. И, наверное, болезнь может быть остановлена, а старость отсрочена или частично обратимой путём снабжения организма достаточным количеством строительного материала, который он использует, и улучшая эффективность, с которой тело выводит отработанный материал.

В этой связи, важно отметить ту огромную роль, которую играет дыхание, не только в процессе получения кислорода, но и в процессе вывода продуктов метаболизма из тела. Только 3% из всех отходов тела выводится через дефекацию, и только 7% через уринацию. Через кожу выводится еще 20%, а оставшиеся 70% просто выдыхается. Исследуя процесс дыхания, легко обнаружить, что большинство людей не дышат большую часть времени: они делают вдох коротким глотком, задерживают дыхание перед долгим выдохом, а затем делают еще одну длинную паузу перед следующим вдохом. Количество времени, затраченное на вдох и выдох, оказывается меньше, чем паузы.

Дыхательные техники выступают в качестве естественного Механизма потому, что, когда мы поддерживаем связное дыхание в течение примерно часа, мы попадаем в состояние расширенного сознания, тем самым, получая доступ к старым образам и эмоциональным состояниям, подавленным в бессознательное. И продолжая состояние связного дыхания, можно достичь состояния, в котором подавление снимается, и эти образы перестают нести негативный заряд.

Можно предположить, что этот естественный лечебный механизм является эффективным в той степени, в которой он используется, то есть, так как большинство людей не дышат связно и осознанно, их дыхание не приносит соответствующего результата. Но этот механизм доступен в любой момент, нужно только преодолеть нежелание его использовать. В самом деле, наше сознание становится более цельным, нам не нужно тратить энергию для подавления этих ситуаций, в аналогичных случаях мы приобретаем полную свободу выбора, а разрушительные последствия, которые подавление приносит нашему телу и психике, устраняются.

Основная причина того, что люди не используют связного дыхания в своей сознательной жизни, заключается в том, что они привязаны к своим неприятным эмоциям и состояниям. Люди боятся их снять в силу того, что связывают эти состояния и эмоции с идеей выживания, что является следствием их рождения и жизни. Большинство не были зачаты, выношены и рождены в атмосфере спокойствия и любви — вместо этого их окружали негативные эмоциональные реакции. В истории человечества сама жизнь была тяжела для большинства людей, а любовь была окружена тревогой, а то и более тяжелыми эмоциями.

После этого становится не удивительным тот факт, что большинство из нас не стремится воспроизвести в памяти события, наполненные базисными импринтами, связывающими выживание с болью, задержанным дыханием, безпомощностью, безсознательностью и борьбой.

Очень трудно, если вообще невозможно, вспомнить эти базисные импринты, накопленные в нашем бессознательном, просто обращая на них своё внимание. Это происходит потому, что такие импринты несут очень большой негативный эмоциональный заряд, и приближение к ним пугает человека или причиняет ему боль, а в результате заставляет задерживать дыхание и избегать контакта с ними. Какова бы ни была эмоция, если только она не связана с приятным воспоминанием, она вызывает дисбаланс дыхания. Поэтому через дыхание возможно и исцеление.

Так же для освобождения от эмоциональных блоков используются техники гештальт-диалогов, направляемого воображения - созидающей визуализации Шакти Гавэйн, техники работы со снами, разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений, описанный С. Криппнером и др. Обычно, психологи, не имеющие трансперсональной ориентации, рассматривают работу со снами как короткий и простой путь, ведущий к бессознательному, не учитывая скрытый колоссальный потенциал, обеспечивающий доступ к трансперсональным областям сознания.

В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии - помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, смерти и т.д.

Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик - упражнения для ума и медитация. Обучаясь в процессе трансперсональной терапии новым паттернам отношения к себе и окружающему через осознание, то есть, обучаясь по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание. В процессе рефлексии происходит когнитивное переосмысление, которое позволяет трансформировать множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному существованию.

Обучение медитации позволяет успешно дополнить развитие сознания человека, развить внимание и концентрацию. Практика медитации успешно дополняет трансперсональную терапию позволяя эффективно работать с состоянием тревоги, вызванным вытеснением в бессознательное важных для клиента переживаний.

Учитывая многообразие трансперсональной терапии здесь были приведены лишь наиболее часто применяемые методы работы и безусловно нужно учитывать, что их намного больше. Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что, выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает как личностные особенности, так и общечеловеческие - трансперсональные. Поэтому как широки трансперсональные представления о человеке и его окружающем, так же широки и методы используемые в практике трансперсональной терапии.

Сейчас, когда общечеловеческие ценности становятся все более востребованны, недостаточно использовать только рациональные подходы в психотерапии. Восточная мудрость гласит: «Проблемы ума умом не решаются». Карл Юнг, один из первых, кто оценил важность трансперсонального опыта, писал: «Фактически приближение к нуминозному - это реальная терапия, и, поскольку вы достигаете нуминозных переживаний вы освобождаетесь от патологического страдания».

В письме основателю Общества анонимных алкоголиков он высказывал мысль, что: «Стремление к алкоголю было эквивалентом духовной жажды обретения целостности жизни на низком уровне». Позже эту гипотезу подтвердили исследования Кристины и Станислава Грофа.

По данным С. Грофа, основателя холотропного дыхания, у алкоголиков, которые начинают практиковать глубокое связное дыхание, резко снижается потребность травить себя вредными веществами. С. Грофом была проведена работа с группой алкоголиков. И после нескольких сеансов 52% испытуемых вообще перестали пить. Через месяц несколько человек сорвались. Но почти половина испытуемых стала трезвенниками. Так же были проведены исследования с людьми, которые имели пристрастие к героину. Третья часть пациентов была полностью реабилитирована, а ведь обычные методы позволяют добиться успеха только в одном случае из десяти.

Традиционные методы лечения наркомании - медицинская детоксикация и (или) психологическая поддержка рациональными методами психотерапии, являются мало эффективными, это подтверждает растущая статистика. Это объясняется многоуровневостью проблемы наркотической зависимости. Как было экспериментально доказано нашими исследованиями, это объясняется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний даваемых наркотиком - измененным состоянием сознания.

Потребность в измененных состояниях состояния (уход в иную реальность), изначально есть у каждого человека. В измененном состоянии состояния (ИСС) мозг человека работает в других режимах. В ИСС человек получает доступ к своим ресурсам. Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, получения знания, удовольствия. В конце XX века люди получают удовольствие через экстремальные состояния, занимаясь опасными видами спорта, входят в состояние транса, употребляя алкоголь и наркотики.

Достигаемые на тренингах состояния расширенного сознания близки к мистическим переживаниям, полным психодуховных и экзистенциальных открытий. Часто при помощи погружений в процесс связного дыхания человек избавляется от психосоматических заболеваний, перестает быть агрессивным, начинает ощущать гармонию с людьми и природой. Проходя стадии интеграции, личность человека становится целостной.

Методами трансперсональной психотерапии освобождение от разрушающих зависимостей проходит намного легче и быстрее, благодаря сакральным переживаниям и законному выходу за пределы эго.

Непосредственно в рамках трансперсональной психотерапии мы рассматриваем следующие методы:

Поскольку многие используемые методы с трансперсональной психотерапии являются интегративными, в частности – работа со сновидениями, танцевально-двигательная терапия и др., о них можно узнать непосредственно из раздела «Интегративный подход».

Статья составлена по материалам книг и электронных изданий:

  1. Практика свободного дыхания. В. Козлов. Статья >>>
  2. Трансперсональная терапия: теория и практика. И. Зингерман. Статья >>>
  3. Сайт «Психология» >>>

наверх