Системный подход и семейная психотерапия

Системный подход в психотерапии определяется сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

К терапии, ориентированной на системный подход, как отмечают специалисты, можно отнести такие направления как нарративная психотерапия, ориентированная на решение краткосрочная психотерапия, процессное системное консультирование организаций.

Однако с точки зрения системного подхода мы рассматриваем именно семейную психотерапию.

Более традиционными с семейной психотерапии, по сравнению с системным подходом, являются Психоаналитический (Н.Аккерман, Р.Скиннер, К.Сэджер и др.), поведенческий (функциональный – Дж.Александер, Р.Дрейкус, А.Эллис и др.) и гуманистический (В.Сатир, Н.Гейлин) подходы, которые возникли на стыке семейной терапии и основных теоретических направлений современной психологии. Тем не менее, системный подход является основным концептуальным направлением в современной семейной терапии.

Системная семейная психотерапия, - одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй Мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система. Именно она – объект психотерапевтического воздействия.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. В этом психотерапевтическом подходе утверждается, что намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.

История развития системной семейной психотерапии показывает, что эта область практики развивалась не так, как большинство психотерапевтических школ и подходов. Во многих психотерапевтических подходах описываются случаи работы с супружескими парами или с детско-родительским конфликтами. В «Руководстве по семейному консультированию и психотерапии» (A.M.Horne & M.M.Ohlsen, 1982) описываются случаи работы с семьями, осуществляемые многими психотерапевтическими школами: транзактный анализ, гештальт, клиент-центрированный подход, Адлерианская и рационально эмотивная психотерапии, бихевиоральная психотерапия и NLP.

В то же время развитие системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. «Исследование семьи как системы не имеет ни истории, ни общепринятых понятий, ни установленных открытий» ( Spiegel and Bell, 1959).В своей монографии Эриксон и Хоган (G.Erickson и T.Hogan, 1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что системная семейная психотерапия «выросла» из каких бы то ни было ранее существующих теоретических положений в психотерапии.

Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила кибернетика, точнее общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из т.н. «организмического взгляда на мир». Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.

Итак, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом.

Семья – это « живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» ( Черников А.В., 1997).

Семейная система это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующая система, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников А.В.,1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

К системному семейному терапевту в качестве пациента приходит вся семья, а не индивид и не профессиональная группа. Профессиональное мастерство семейного психотерапевта заключается в том, чтобы дать возможность высказаться каждому, и при этом обеспечить комфорт и чувство безопасности всем остальным. Психотерапевт вместе с семьей исследует причины того, почему жизнь складывается не так, как хочется, и находит возможность изменить функционирование семейной системы так, что бы всем стало лучше.

Особенно хочется подчеркнуть, что семейная психотерапия ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они ни были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохи, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно. Вот это функционирование и можно изменить.

В системной семейной терапии есть подходы, которые не требуют присутствия всех членов семьи. Мюррей Боуэн, создатель мощного направления в системной семейно терапии чаще всего работал с одним членом семьи, как он писал, с наиболее дифференцированным. Когда менялся самый высоко дифференцированный член семьи, менялась и вся семья. Так что в Боуэновском подходе не нужно ничего компенсировать. В классических направлениях системной семейной терапии есть приемы вовлечения всех членов семьи.

Например, «Миланцы», представители Миланской школы семейной психотерапии, писали письма отсутствующим людям и придумывали специальные ритуалы ознакомления отсутствующих с тем, что происходило на сеансе. Как самостоятельное направление психологической помощи семейная терапия возникла в 50-е годы 20 в. (Дж.Белл, Н.Аккерман, Х.Мидельфорт, Т.Лидз, Л.Винн, М.Боуэн, К.Витакер, Г.Батесон, Дж.Хейли, В.Сатир и др.), преодолев односторонние ориентации традиционной психотерапии либо на личность, либо на социум.

Было доказано, что семья, если ее подтолкнуть в нужном направлении и «запустить» ее положительные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам. Тот член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту, называется «идентифицированный клиент» (identified client).

Данный индивид является своеобразным «козлом отпущения» семьи, взявшим на себя и проявляющим в своем поведении негативность и дисфункциональность внутрисемейных взаимоотношений. В процессе работы с семьей психотерапевт перестраивает систему внутрисемейных коммуникаций, преодолевая ее негативные стороны и помогая не столько «идентифицированному пациенту», сколько семье в целом.

Психопатологические симптомы рассматриваются семейными психотерапевтами как проявление неадекватных внутрисемейных отношений, проявляющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия. Многие тяжелые психологические проблемы человека возникают в семье, вследствие определенных взаимоотношений, которые складываются у родных, нередко близких и любимых людей. Трудные взаимоотношения в семье, пусть даже они касаются только двоих, не могут не отражаться на всех членах семьи, особенно на детях.

Супружеские конфликты, конфликты поколений невольно влияют на психическое развитие ребенка, на формирование его характера и личности. Вырастая, многие из нас не помнят никакие травмирующие события, но это не значит, что их не было. Незаметно для человека детские впечатления влияют на наши реакции в нашей взрослой жизни. Часто это именно те реакции, которые кажутся нам иррациональными, неразумными, возникающими автоматически, словом, реакции, которые нам не нравятся и которые мы не можем изменить, потому что не умеем их контролировать.

Страдая в детстве от «взрослых», мы поступаем со своими детьми именно так, как зарекались не поступать. Мы обижаемся в ненавистной маминой манере и орем в ненавистной папиной, а потом презираем себя за это. Наша семейная жизнь складывается совсем не так, как нам хочется. Это беда, но этой беде можно помочь. Среди множества вариантов психологической помощи существует психологическая помощь семье – системная семейная психотерапия.

Причина аномалий видится в особенностях семейной системы, и для того, чтобы произвести позитивные психологические изменения в семье, психотерапевту необходимо прежде всего модифицировать саму систему, а не поведение составляющих ее индивидов. Часто возникает своеобразная ситуация «запутанного клубка» (enmeshment – понятие, введенное С. Минухиным) – определенная структура внутрисемейных взаимоотношений, где не поддерживаются индивидуальные различия и границы между семейными подгруппами, отдельные члены не могут действовать независимо друг от друга, а семейные связи переплетены и запутаны.

В семьях с ситуацией «запутанного клубка» часто наблюдаются психосоматические расстройства, приступы паники и тревожности.

Противоположность семьи «запутанный клубок» – «разъединенная семья». Здесь имеет место очень плохая чувствительность членов семьи друг к другу и чаще всего возникают проблемы с алкоголем, наркотиками, и дети часто становятся малолетними преступниками. Еще одно понятие, которое семейные терапевты используют для характеристики дисфункциональной семьи – «двойная связь» (double bind), суть которого состоит в том, что «значимый другой» (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое.

При этом индивид не имеет возможности высказаться по-поводу полученных им сообщений, чтобы уточнить, на какие из них он должен реагировать, поэтому постоянно пребывает в состоянии неуверенности, и, одновременно, не может выйти из ситуации, в которую попал. Например, мальчику говорят, что он должен быть смелым, мужественным, добиваться успеха во всем, и в то же время ругают и наказывают за проявление этих качеств. Такое программирование поведения ребенка может привести к его отстраненности от реальности и уходу в себя, появлению психопатологических симптомов.

Оптимизировать можно любую систему. Другое дело, что бывают такие системы, которые разрушаются при оптимизации и вместо них возникают новые системы, функционирующие эффективнее и лучше. Например, обращается семья в предразводной ситуации. В ходе психотерапии супруги приходят к решению завершить брак. Если удается правильно пройти все стадии развода, то в результате получается две новые системы, каждая из которых будет жить на более высоком функциональном уровне.

Техники и направления системной семейной терапии

Семейный психотерапевт пользуется специальными методическими приемами, которые называются техниками семейной терапии. Большинство таких техник заимствовано из общей психотерапии. Но помимо этого разработаны оригинальные методики. В частности, к ним относятся следующие:

1. «Циркулярное интервью» (circular interview)

Психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях, такая техника дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье, и вследствие этого имеет хороший психотерапевтический эффект).

2. «Позитивная коннотация» (positive сonnotation)

Положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «друзей», указывающих выход из сложной ситуации.

3. Включенное супервидение (live supervision)

Позволяет семейному терапевту в процессе работы с семьей посоветоваться с коллегами-советниками, которые находятся за односторонним зеркалом, и могут неявно наблюдать за происходящим.

В современной семейной терапии системный подход выражен в его многочисленных вариантах.

В теории семейных систем Мюррея Боуэна утверждается, что члены семьи часто из-за груза прошлого не могут действовать независимо друг от друга, что собственно и приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Роль семейного терапевта здесь подобна позиции тренера, который учит членов семьи дифференцироваться во внутрисемейном общении.

Другим вариантом системного подхода является структурная семейная терапия С. Минухина, направленная, прежде всего, на преодоление неадекватной близости и стирания границ между членами семьи («запутанный клубок»). Исходит из того, что семейная система является дисфункциональной из-за ее конкретной организации – а не из-за ее истории. Прошлое не является предметом рассмотрения структурных терапевтов, усилия которых направлены на изменения актуальной структуры альянсов и коалиций членов.

Стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавик, Л.Хоффман и др.) является наиболее распространенным в настоящее время вариантом системного подхода, который характеризуется активными попытками терапевта сделать членов семьи ответственными друг за друга, встречами с членами семьи отдельно, формированием терапевтических альянсов и применением техник парадоксальной интервенции.

Парадоксальные техники состоят в принятии психотерапевтом тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты, и в их преднамеренном преувеличении. Например, психотерапевт может посоветовать матери, ребенок которой отказывается что-то делать, стать гораздо больше беспомощной и неадекватной, чем ее чадо, стимулируя последнего к деятельной позиции.

Таким образом, парадоксальному поведению и коммуникациям в семье противопоставляются парадоксальное (контрпарадоксальное) поведение психотерапевта. Клиенты помещаются в условия терапевтической «двойной связи» (см. выше), где, они, подчиняясь предписаниям семейного терапевта, кооперируются с ним, а не, наоборот, контролируют его поведение или манипулируют им.

Миланская школа системной семейной психотерапии иногда выделяется в составе стратегической семейной терапии, а иногда как самостоятельное направление системного подхода. Патологические семьи с точки зрения этого подхода характеризуются т.н. «семейными играми», т.е. стремлениями каждого члена семьи определить отношения с другими в своих собственных терминах. Подобные игры основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, так как систему циркулярных взаимоотношений нельзя контролировать.

К заслугам Берта Хеллингера, родоначальника метода т.н. "Семейные расстановки по Хеллингеру", можно отнести выведение или формулировку им неких законов или закономерностей организующих процессы внутри семьи. Эти законы Берт Хеллингер назвал "базовыми порядками". В результате нарушения этих базовых порядков возникают и проблемы в отношениях между членами семьи.

Имеется также ряд оригинальных направлений в семейной психотерапии, не связанных непосредственно с вышеназванными и получившими свое развитие благодаря авторитету их создателей. В контекстуальном подходе И.Боззормени-Нэджи в фокусе внимания психотерапевта прежде всего интересы и потребности всех членов семьи, а не только взаимоотношения между ними.

Большое значение в концепции символического подхода к семейной терапии на личностном опыте (К. Витакер) имеет понятие бессознательного, однако, в отличие от психоанализа, он фокусируется на бессознательном семьи, а не на глубинах индивидуальной психики. Семейная терапия по К.Витакеру – это «опыт невербального общения в пространстве фантазии», источника творчества и самобытности, той области, где, собственно говоря, и происходит реальная психологическая жизнь семьи. Описывая ход процесса семейной терапии и его основные стадии, Витакер ввел представления о «Сражении за Структуру» и «Сражении за Инициативу».

Первое понятие предполагает, что ответственность за исход работы несет семья, а не психотерапевт. Психотерапевт не может дать семье больше, чем ее члены могут сделать друг для друга. Он лишь способствует запуску позитивного семейного механизма, напоминая Волшебника Страны Оз: героиня этой сказки Ф.Баума Дороти и ее друзья решили, что только Волшебник может избавить их от проблем. Но в действительности они во всех ситуациях опирались на собственные силы и находили адекватные решения самостоятельно.

Волшебник же был всегда рядом, но оставался в «центре своей собственной жизни», не вмешиваясь в их жизнь. Понятие «Сражение за инициативу» предполагает, что чем больше растревожить семью – тем лучше для того, чтобы добиться позитивных перемен. Витакер, уверенный в тщетности давления и убеждения, создает вокруг себя «пространство» психотерапии, лишенное четких ориентиров, и семья, вступая с ним в контакт, вынуждена взять инициативу в свои руки.

Существуют несколько основных моментов, универсальных для всех течений современной семейной терапии.

  • Учитывается многоголосие как в отдельной семье, так и тот факт, что имеются разные семьи и не существует объективных определений того, что такое семья «на самом деле»
  • В семейной терапии имеется интуитивное и универсальное представление о здоровой семье как эталоне для психологической помощи
  • Универсальная цель семейной терапии – мобилизовать собственные ресурсы семьи. Большое значение здесь имеет понятие «позитивный психологический потенциал семьи» («family resilience»)
  • Суть семейной терапии – это отнюдь не совокупность техник, но подход, ориентирующийся на духовные аспекты человеческого бытия

За рубежом семейная психотерапия представляет собой в настоящее время особую субкультуру, сообщество профессионалов с установившейся этикой, правилами и традициями, множеством порой противоборствующих друг с другом направлений и подходов. Теория и практика семейной психотерапии в России находится в стадии становления, хотя проблемы психологической помощи семье ставились и решались здесь уже давно в рамках психологических консультаций по вопросам семьи и брака, клинической психологии, семейной психиатрии, семейной педагогики и т.д.

В рамках данного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии:


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Московский психологический журнал >>>
  2. Электронная энциклопедия «Кругосвет» >>>
  3. Сайт «Психологический навигатор» >>>

наверх