Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Танцевально-двигательная терапия

Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с древних времен. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между "хаосом и космосом", воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой. В ХХ веке танец получил новый и очень мощный импульс к развитию. Начиная с Айседоры Дункан, многие выдающие танцовщики танца модерн (Мэри Вигман, Рут Сен-Дени и Тедди Шоун, Дорис Хамфри) пришли к новому пониманию танца – они считали главным выражение неповторимой индивидуальности танцовщика, непосредственной эмоциональной жизни человеческой личности.

Танцевальная терапия с одной стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой – является “совместным продуктом” развития в ХХ веке современного танца и психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия - это "вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека". Это официальное определение Американской Ассоциациии Танцевально-двигательной Терапии. Уникальность профессиональной танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный.

Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им больше обращаться к свободе движения, а не механике танца.

Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Постепенно Чейс стала работать как сотрудница Красного Креста в больнице Св. Елизаветы. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец.

Некоторые из них были шизофрениками, другие бывшими военными с посттравматическим синдромом. Для этих пациентов улучшение состояло в возможности участия в классах движения под ритмичную музыку. Чейс однажды сказала: "Ритмичное движение в унисон с другими приносит ощущение благополучия, расслабления и единения". Чейс затем окончила Школу психиатрии в Вашингтоне и могла ставить диагноз и назначать лечение своим пациентам наравне с другими врачами. Ее работа привлекла многих последователей, и первые стажеры начали изучать и преподавать танцевальную терапию в больнице Св. Елизаветы в 50-е годы.

В тот же период другие танцоры также стали использовать танцевальную терапию, чтобы помочь людям лучше чувствовать свое тело и самих себя. Среди этих танцоров были Труди Шуп и Мэри Уайтхауз. Уайтхауз позднее стала юнгианским аналитиком и влиятельным членом сообщества танцтерапевтов. Она разработала процесс, который назвала "movement-in-depth" (движение-в-глубину), который воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии.

Ее подход помог создать современную практику движения, называемую "аутентичным движением". В этом виде движения, базирующимся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше помочь движущие силы прошлого и настоящего. Одна из учениц Уайтхауз, Джанет Адлер, развивала аутентичное движение и в 1981 г. основала Институт Мэри Старкс Уайтхауз.

В 1966 г. была основана Американская Ассоциация Танцевальной Терапии(ADTA) и танцевальная терапия стала признанным и формально организованным движением.

Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Арлин Старк. Танцевально-двигательная терапия, перевод Ирины Бирюковой >>>
  2. Александр Гиршон. Танец, психотерапия и танцевально-двигательная терапия: различия и общность >>>
  3. Хелен Пэйн. Танцевальная двигательная терапия. Определение и историческое развитие (Из книги "Инновационная психотерапия") >>>
  4. Александр Гиршон. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов лисностного роста >>>
  5. Барбара Бутон. Танцевальная Терапия (American version) >>>
  6. Александр Гиршон. Танец и терапия >>>

наверх