Шветамбары

В 5 в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого рукописи авторитетных текстов были канонизированы. Как и буддийский канон (Трипитака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой трансляции (передачи). Основные вехи этой трансляции связаны с первыми последователями основателя учения, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания текстов на соборе в Паталипутре, с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельствуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите.

Датировка текстов джайнского канона, пополнявшегося во все эти периоды, существенно колеблется.

В канон шветамбаров входят: 12 анг (основные «члены»), 12 упанг (дополнительные «члены»), 10 пракирна-сутр («фрагменты»), 6 чхеда-сутр («дисциплинарные» сутры), 2 отдельных текста и 4 муля-сутр («корневые сутры»), но актуально шветамбары признают от 45 до 50 канонических текстов. Среди них наибольшее значение имеют Сутра-кританга и Стхананга-сутра, оба отдельных текста Нанди-сутра и Ануйогадвара-сутра и из муля-сутр – Уттарадхьяяна-сутра, в которых излагаются взгляды как самих джайнов, так и адживиков, буддистов и брахманистов. Сутра-кританга, предназначенная для ограждения джайнов от ложных взглядов, является важнейшим после текстов Палийского канона источником по начальному периоду индийской философии, воззрениям на карму и сансару.

Шветамбары одеваются в белые хлопчатобумажные ткани типа марли и  считают, что наличие или отсутствие одежды не делают человека духовным победителем.

Шветамбары не придают половой принадлежности никакого значения - достичь просветления может каждый, надо только практиковать и выполнять заповеди. Пол имеет тело, а к душе это не имеет никакого отношения - это субстанция вечная и бесполая.

Организациями шветамбаров являются Всеиндийская конференция джайнов-шветамбаров - мурти-пуджака с центром в Бомбее, Всеиндийская конференция джайнов-шветамбаров  -стханакаваси с центром в Бомбее и Великий союз джайнов-шветамбаров - терапантхи с центром в Калькутте. У шветамбаров практически почти все подсекты имеют свои всеиндийские организации.

Шветамбары разделены на три основные подсекты:

  • Муртипуджака
  • Стханакваси
  • Терапантхи
наверх

Муртипуджака

Первоначальная группа шветамбаров известна как муртипуджака, поскольку они поклоняются изображениям. Они предлагают своим статуям цветы, фрукты, шафран и т.д. и неизменно украшают их богатыми одеждами и искусными орнаментами.

Их аскеты при разговоре закрывают рот белыми повязками, хотя иногда держат их в руках. Они живут в храмах или специально отведённых строениях, известных как упашрая. Они собирают пищу в чаши в домах домохозяев, но принимают её там, где живут.

Подсекта муртипуджака также известна как пуджера (поклоняющиеся), дераваси (обитатели храмов), чайтьяваси (обитатели храмов) и мандирамарги (храмовые ходоки).

наверх

Стханакваси

Стханакваси возникли не непосредственно из шветамбаров, а в результате реформации старой реформистской секты лонка. Секта лонка была основана примерно в1474 г. Лонка Шахом, богатым и хорошо образованным купцом из Ахмедабада. Главным принципом этой секты был отказ от идолопоклонения. Позднее некоторые члены этой секты начли осуждать образ жизни своих аскетов, утверждая, что те жили не так строго, как желал бы Махавира.

Один из членов этой секты, мирянин из Сурата по имени Вираджи, приняв посвящение в аскеты (яти), получил широкое общественное одобрение строгости своей жизни. Многие последователи лонки присоединились к этому реформатору, и новая группа приняла имя стханакваси, что значит, «те, кто занимается религиозной деятельностью не в храмах, а в местах, известных как «стханака», т.е. что-то вроде зала для молитв.

Стханакваси также называются «дхундхия» («искатели») и «садхумарги» («последователи аскетов»). Помимо вопроса о поклонении изображениям, стханакваси не сильно отличаются от прочих шветамбаров, и сейчас они неизменно называют себя шветамбара-стханакваси. Тем не менее, между стханакваси и муртипуджака-шветамбарами существуют определённые различия в выполнении некоторых религиозных практик.

Стханакваси вообще не верят в поклонение изображениям и, как таковые, не имеют храмов, а лишь молитвенные залы, где они и проводят свои посты, праздники, молитвы, практики, дискуссии и т.д. Кроме того, аскеты-стханакваси постоянно закрывают рты повязками, и не используют повязок каких-либо цветов, кроме белого. Стханакваси признают аутентичность только 31 из священных писаний шветамбаров. Они не верят в пользу посещения мест паломничества и не участвуют в религиозных праздниках муртипуджака-шветамбаров.

Стханакваси распространены в различных деловых центрах Индии, но главным образом в Гуджарате, Пенджабе, Харьяне и Раджастхане.

Интересно отметить, что обе не признающие поклонение изображениям секты: таранапантхи среди дигамбаров и стханакваси среди шветамбаров возникли в очень поздний период истории джайнской общины, так что есть основания утверждать, что за их возникновение в значительной степени ответственно исламское влияние. Стивенсон замечает в этой связи:

«Если одним из результатов мусульманского завоевания было сближение джайнов с их товарищами-идолопоклонниками перед лицом «иконоборцев», то другим результатом был уход некоторых верующих от поклонения изображениям вообще.

Ни один житель Востока не мог бы слушать страстные протесты своего земляка против идолатрии без сомнений относительно правильности той практики, которая завладела его умом. Вполне естественно, что именно в Ахмедабаде, самом большом городе Гуджарата, находившемся под сильным мусульманским влиянием, можно найти первые следы таких сомнений.

В 1474 г. возникла первая отвергающая поклонение изображениям джайнская секта лонка, преобразованная в дхундхию, или стханакваси, около 1653 г. Эти даты поразительным образом совпадают с лютеранским и пуританским движениями в Европе». («Сердце джайнизма»)

наверх

Терапантхи

Подсекта терапантхи выделилась из стханакваси. Её основал Свами Бхикканаджи Махарадж. Свами Бхикканаджи прежде был стханаквасинским монахом и принял посвящение от ачарьи  Рагхунатхи. Воззрения Свами Бхикканаджи на различные аспекты религиозных практик отличались от воззрений его учителя и, когда дело приняло серьёзный оборот, он основал терапантху, что произошло в полнолуние месяца Асадха в 1817 г. эры Викрама или в 1760 г. христианской эры.

Поскольку ачарья Бхикканаджи подчёркивал важность 13 религиозных принципов: пяти махаврат (великих обетов), пяти самити (видов регулирования) и трёх гупти (видов контроля), то его подсекта стала известной как тера (т.е. 13) пантха. Интересно отметить, что существуют и две другие интерпретации термина «терапантха». Согласно одной из них, в момент основания этой секты в ней было 13 монахов и 13 мирян, потому она и была названа терапантха. А иногда её последователи дают и другую интерпретацию: «тера» значит «твой», «пантха» «путь»; другими словами, это значит: «О, Махавира! Это твой путь!»

Терапантхи также не поклоняются изображениям и представляют собой хорошо организованную группу под руководством одного ачарьи. В их истории, насчитывающей немногим более 200 лет, было 9 ачарий, начиная от первого Бхикканаджи и до девятого Тулси.

Такая практика управления всей общиной одним ачарьей стала характерной чертой терапантхов и примером для подражания. Важно отметить, что все монахи и монахини секты терапантха тщательно следуют указаниям их ачарьи, проповедуют под его руководством и осуществляют всю свою религиозную деятельность в соответствии с его указаниями. Терапантхи регулярно проводят замечательный праздник, известный как Марьяда Махотсава.

Он отмечается каждый год на седьмой день светлой половины месяца Магха. В этот день все аскеты и миряне собираются в установленном месте, чтобы обсудить различные проблемы терапантхов.

Аскетизм терапантхов считается очень строгим. Одежда их монахов и монахинь похожа на одежду стханаквасинов, но есть разница в длине мухапатти белой повязки, которой они закрывают рот. Терапантхи считают, что поклонение изображениям не ведёт к освобождению и придают большое значение практике медитации.

Кроме того, можно подчеркнуть, что терапантхи известны благодаря своей дисциплинированной организации, характеризующейся одним ачарьей (духовным главой), одним кодексом поведения и одной линией мысли. Терапантхи считаются реформистами, поскольку они подчёркивают простоту в религии. Например, терапантхи даже не строят монастырей для монахов, которые живут в специально отведённых для них частях домов, построенных домохозяевами для себя. Некоторое время назад их ачарья Тулси учредил Ануврата Андолана, т.е. движение малых обетов, которое старается использовать духовные учения джайнизма для морального возвышения народных масс в Индии.

Появление терапантхов было последним большим расколом среди шветамбаров, и это движение становится всё более популярным. Число терапантхов всё ещё ограничено и, хотя их можно найти во всех крупных городах Индии, главным образом они сосредоточены в Биканере, Джодхпуре и Меваре в Раджастхане.


наверх