Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Основные идеи

Бытие и устройство мира

В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных (несотворенных и неразрушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы (души, вообще живого), основным свойством которой является сознание, и адживы (не-души, вообще неживого), выступающей в виде пудгалы (или материи), акаши (или пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для возникновения движения, и эфира, создающего условия для его прекращения).

В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания. В состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства — состояние нирваны или мокши (источник).

Материя в джайнизме — одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, так называемая “кармическая материя” (асрава), обуславливающая связь души с телом.

Мир  - реальная (джайнам не свойствен иллюзионизм) множественность активных духовных субстанций (дживы), которые в своем истинном состоянии наделены всеведением и всемогуществом, но каким-то образом подвержены притокам той самой тонкой «кармической материи», обусловливающей их «закабаление» (бандха).

Таким образом, единой души, или высшего бога, нет: в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют изначально и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом (как уже говорилось выше), в котором она живет.

Дживы населяют три мировых региона – инфернальный, земной и небесный (в зависимости от их прежних действий), которые возрождаются и разрушаются в бесчисленные мировые периоды и нуждаются в больших усилиях для восстановления своего аутентичного состояния.

Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов.

В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов  дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Джайнизме  – только одна из форм несовершенного бытия дживы.)

Капля росы, человек, бог – ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся «освобождённые» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием (источник).

Джайнисты не верят в бога. Они чтут основателей религии джайнизма (тиртханкаров), считая их освобожденными душами, пребывавшими когда-то в зависимом состоянии, но затем благодаря собственным усилиям ставшими свободными, совершенными, всеведущими, всемогущими и испытывающими абсолютное блаженство. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым). Объектом почитания джайнов являются Джина и 24 пророка.

Они верят, что каждая душа (джива), находящаяся сейчас в состоянии зависимости, сможет, следуя примеру джин, добиться совершенного знания, силы и счастья. Этот оптимизм вселяет в каждого истинного джайниста чувство абсолютной уверенности в своих силах.

Согласно двум видам бытия дживы джайнизм признает познание несовершенное — непосредственное и опосредованное — и совершенное, интуитивное, доступное только освобожденному от уз материи. Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью которых может рассматриваться реальность. С этим связан “диалектический” метод джайнизма— сьядвада.

Душа   наверх

Основными свойствами души являются ее чувствительность и знание. В своем первоначальном состоянии душа знает все: от нее ничего нельзя утаить, она владеет знанием бытия во всех его проявлениях, во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. В наш мир она приходит в оболочке материального тела, и ее знание несовершенно и неполно в силу ограничений, налагаемых на нее материей.

В зависимости от формы, в которой душа проводит свое земное существование, выделяются пять уровней:

  • На самом нижнем уровне находятся души, обладающие только одним ощущением,— прикосновения. В их число входят базовые элементы творения, земля, вода, воздух и огонь, а также все, что относится к обширному растительному царству.
  • На втором уровне стоят души, имеющие два чувства: прикосновения и вкуса — включая червей и улиток.
  • На третьем уровне стоят души с тремя чувствами: прикосновения, вкуса и запаха — сюда относятся муравьи, жуки и мотыльки.
  • На четвертом уровне — души, имеющие четыре чувства: прикосновения, вкуса, запаха и зрения; в их число входят, например, осы, саранча и бабочки.
  • На самом высшем, пятом уровне, находятся души, обладающие всеми пятью чувствами: прикосновения, вкуса, запаха, зрения и слуха. Эти души подразделяются на четыре вида: инфернальные создания, высшие животные, люди и божественные создания.

Перемещение души от одного уровня сознания к другому или из одной группы в другую, вверх или вниз по шкале, зависит от неумолимого закона кармы (источник).

Закон кармы  наверх

Учение о карме является основным знанием, которое позволяет достичь просветления. В джайнизме учение о карме рассмотрено так наглядно, как ни в одном духовно-религиозном направлении. Вся карма разделяется на две основные категории - никачита (то, что придется испытать) и шитхила (то, чего можно избежать путем практик йоги). С точки зрения временного воздействия, карма разделяется по трем видам:

  1. Сатта-карма - накопившаяся в прошлых жизнях
  2. Бандха-карма - создающаяся в нынешней жизни и оказывающая воздействие в следующей жизни
  3. Удая-карма - действующая в нынешней жизни

Пока человек создает неправильные мысли, формирует неправильные желания и совершает неправильные поступки - он подвластен Закону кармы. Практики джайна-йоги позволяют достичь состояния параматмы: когда закон кармы уже не властен над человеком, тогда он достигает освобождения. Пока карма нарабатывается, человек привязан к материальному миру и непрерывно находится в круговороте рождений и смертей.

Джайны понимают карму, как некий род вещества, которое создается, запасается и уничтожается. Только посредством ослабления кармического влияния и в конечном итоге полного избавления от кармы сознание может очиститься и преобразиться в безграничное сознание.

Карма, то есть общий результат прошлой жизни души — ее прошлых мыслей, высказываний и деятельности,— порождает в душе известные слепые желания и страсти, которые ищут удовлетворения. Эти страстные желания души привлекают к ней определенного рода материальные частицы и образуют из них бессознательно желаемое душой тело. Поэтому джайнисты считают душу с ее страстями и силами кармы создателем тела, его действующей причиной, в то время как материя представляет собой его материальную причину.

Приобретаемый душой организм состоит не только из явно воспринимаемого тела, но также и из чувств, ума, жизненных сил и всех других элементов, которые являются своего рода уздой и ограничивают потенциальные возможности души.

Все виды кармы хранятся в кармическом теле человека, джайны считают его самым сокровенным из пяти тонких тел человека.

Тело, которое мы наследуем от своих родителей,— не просто случайное приобретение. Наша прошлая карма определяет как семью, в которой мы рождаемся, так и природу нашего тела — его цвет, рост, форму, продолжительность жизни, количество и природу его органов чувств и моторных органов. Но в то время, как все это, вместе взятое, можно сказать, обязано карме, понимаемой в собирательном смысле (то есть как совокупность всех тенденций, порождаемых прошлой жизнью), каждый из отмеченных признаков,взятый в отдельности, обязан особому виду кармы.

Поэтому джайнисты говорят о многих кармах и каждую из них называют сообразно производимому ею действию. Например, готра-карма — это карма, определяющая семью, в которой рождается тот или иной индивид; аю-карма — карма, определяющая продолжительность жизни, и т. д. Подобным же образом говорят они о карме, заслоняющей истинное знание или мешающей вере, о той, которая создает иллюзии, или о той, которая является причиной наслаждения, страдания и т. д.

Страстями, вызывающими зависимость, являются: гнев, гордость, ослепление и жадность. Они называются кашайи — то есть липкими (sticky) субстанциями, потому что наличие их в душе притягивает к ней материальные частицы. Поскольку природа и количество материальных частиц, привлекаемых душой, зависят от ее кармы, эти частицы сами стали называться карма-материей или даже просто кармой. Поэтому приток такой карма-материи в душу получил название прилива (асрава) кармы (источник).

Цель жизни и путь   наверх

Джайн - значит победитель, он прошел все ступени нашего мира. Человек приходит  в этот мир с пустыми руками и также уходит из него. Череда воплощений накапливает бесценный опыт жизни. В каждой жизни нужно стараться нести пользу людям, учить их добру и красоте, только так утончаются чувства, приобретаются духовные знания, которые ведут людей еще выше, чем человеческое существование.

Люди шагают по ступеням эволюции, от насекомого к животному, к человеку - качественно меняясь, к Богу. Люди становятся победителями, а значит, сильными, но дело не в силе, а в качестве. Любовь - это качество силы, все остальные качества - это признаки бессилия. Нужно любить и не причинять вреда и страданий никому, и тогда силе не будет границ. Только так можно выйти за пределы миров сансары, где освобождение от страданий. Это истинная цель Джайна-Победителя.

Освобождение   наверх

Если зависимость души обусловлена соединением ее с материей, то освобождение должно представлять собой полное разъединение души и материи. Освобождение может быть достигнуто путем приостановления притока в душу новой материи, а также посредством полного устранения той материи, с которой душа была уже связана. Первый процесс называется самвара (приостановление притока), а второй—нирджара (сведение на нет кармы, имеющейся в душе).

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния в совершенное играет этическое воспитание личности. Правильная вера, правильное познание и правильное поведение известны в этике джайнистов как три жемчужины, которые сияют в добродетельной жизни.

Это кардинальное положение учения джайнизма устанавливается Умасвами в самой первой сутре «Таттвартхад-хигама-сутра»: путь к освобождению лежит через правильную веру, правильное знание и правильное поведение. Освобождение достигается в результате действия всех трех условий, а также ахимсы — не причинения зла живому существу.

Вера в реальное существование, или таттвы, — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение. Правильная вера — это вера в учение Махавиры и почтительное отношение к истине. Вера — основа основ, без нее не может быть ни правильного познания, ни правильного поведения. Вера — это дверь, ведущая в бесконечный мир истины. Но с другой стороны, совершенная вера может быть только результатом совершенного знания, которое служит отправным пунктом по пути к освобождению (мокше).

Знание сообщается джайну учителем и его получают из правильно понятых текстов священных книг. Знание должно быть двояким: оно включает понимание и самоотречение. Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь, причины страданий и зависимости. Люди, не понимающие причин греха и не отвергающие их, обречены на новые рождения и новые страдания.

Грех, согласно джайнистским воззрениям и как это явствует из Ачаранги‑сутры, состоит в причинении вреда любым живым существам, в насилии, а также в стремлении к удовольствиям и наслаждениям, в привязанности к этому “страдающему и жалкому” миру. Души тех, кто подвержен греху, заполнены кармой, а потому они слепы и не могут видеть свет истинного учения. Как говорит Ачаранга-сутра: “Немудрые спят, мудрецы всегда бодрствуют”.

Только знающий герой, мудрец, свободен от этого мира. Он равнодушен к мирским страстям. Он завоевал мир, ибо победил себя. Немудрые, не имеющие правильного знания, подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности. Последняя вызывается ложной верой, отказом от самоотречения, беззаботностью, страстями и колебаниями, вызываемыми в душе умом, телом и речью. Лишь тот, кто победил себя, познал истину учения Джины.

Джайны проявляли определенный рационализм в подходе к вопросам гносеологии и разработали учение о пяти "видах познания" (мати, шрути, авадхи, манах-парьяя, кевала); основным и всеобъемлющим среди них была мати ("мысль, размышление") - чувственное восприятие окружающих объектов и их свойств. При этом выделялись собственно мати, т.е. познание через ощущение, смрити - память об уже известных объектах, а также два логических способа анализа явлений: тарка (индукция) и анумана (логический вывод).

По иной классификации мати распадалась на три взаимодополняющих ступени: упалабдхи (непосредственное восприятие), смрити (память) и упайогу (букв. "осмысление"). Далее следовала "шрута" - термин, по своему значению отличавшийся от подобного слова в ведийской традиции. У джайнов это восприятие накопленного прежними поколениями опыта; если мати - знание отдельного индивида, то шрута - коллективное знание, достигнутое и обобщенное на протяжении ряда эпох.

Затем перечисляются авадхи - непосредственное восприятие объектов в ясновидении; манах-парьяя - узнавание мыслей других людей (то, что спустя века и тысячелетия европейцы назвали телепатией) и кевала - совершенное всепознание. Впрочем, кевала уже не вид познания, а, скорее, завершающая его ступень, "внемирское состояние" аскета, "освобожденного", постигшего стоящий над всеми объектами Абсолют и не занятого уже изучением каких-либо конкретных явлений (источник).

Священные тексты   наверх

Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров, составленный в конце 4в.до н. э., и приобретший окончательную форму около около 10-11 вв. Дигамбары признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5 вв.), первого систематизатора джайнизма, в частности его “Татгвартхадхигама‑сутра”, Сиддхасены Дивакара (6 в.), Гамачандры (11‑12вв.), особенно знаменитое изложение учения джайнизма “Йогашастра”идр.

Ачаранга-сутра принадлежит к числу древнейших книг джайнского канона, или, точнее, канона шветамбаров, представителей одной из основных школ джайнизма. По мнению Г. Джакоби, известного исследователя и переводчика священных текстов джайнов, написание Ачаранги-сутры можно отнести к первой половине 3 в. до н. э., так как именно в это время был созван собор в Паталипутре (Патне) с целью канонизации священных писаний. Тогда были собраны воедино 11 ангов, первой из которых и является Самаика, как иногда называют Ачарангу-сутру. Уже из самого названия сутры видно, о чем она повествует: “acara” в переводе с санскрита означает “образ жизни”, “поведение”, “обычай”.

Ачаранга-сутра состоит из двух книг, подразделяющихся в свою очередь на лекции и уроки. Книги сутры отличаются друг от друга и по стилю, и по способу рассмотрения предмета. Первая книга, более древняя, написана в афористичной манере. По содержанию это скорее философский трактат со стихотворными вставками, рассказывающий о причинах страданий в этом мире, о зависимости  и о пути освобождения.

Повествование ведется от лица одного из одинадцати главных учеников-ганадхаров и последователей Махавиры — Судхармана, передающего учение джайнов своему ученику Гамбусвамину. Вторая же книга сутры более нормативна, она содержит практические правила и предписания, направленные на то, чтобы регулировать повседневный быт монахов и монахинь, которые, согласно наставлениям тиртханкаров, ведут аскетическую жизнь, выполняя пять великих обетов.

В то время как связанность является результатом дурной кармы, приостановление и прекращение ее влияния — результат правильного поведения. Этой третьей “жемчужине” джайнизма и посвящен раздел «Религиозная практика».

Знание, вера и поведение неразрывно связаны; развитие или вырождение одного из них оказывает соответственную реакцию на два остальных. Совершенствование поведения идет рука об руку с совершенствованием знания и веры. Когда индивид посредством гармоничного развития, знания меры и поведения преуспеет в деле преодоления влияния всех страстей и карм — как старых, так и новых, — он освобождается от оков материи и достигает состояния освобождения. Свободная от оков материи душа реализует присущие ей потенциальные возможности; она достигает четырехстороннего совершенства — безграничного познания, безграничной веры, безграничной силы и безграничного блаженства.

Символ джайнизма представляет собой набор различных эмблем, каждая из которых имеет глубокое значение. Этот символ был принят всеми сектами джйнизма во время празднования 2500-й годовщины нирваны Махавиры.

Контуры символа обозначают вселенную (лока). То слово, которые вы видите в  центре круга, это «ахимса» (т.е. «ненасилие»). Нижняя часть фигуры представляет семь адов (нараки), средняя – Землю и другие планеты (манушьялока), а  верхняя – небесные миры богов (девалока) и обитель сиддхов (сиддхашила). Джайны  верят, что вселенная никогда не была сотворена и никогда не будет разрушена. Её форма может измениться, но во всех остальных отношениях она всегда была и останется прежней.

Поднятая рука означает «стоп». Слово в центре круга – «ахимса» («ненасилие»). Эти  два символа напоминают нам, что прежде, чем сделать что-либо, следует остановиться  на минуту и дважды подумать. Это даёт нам  возможность тщательно проанализировать  нашу деятельность, чтобы быть уверенными в том, что она не причинит никому вреда:  как то мыслью, речью и делом. Кроме того, подразумевается, что мы не должны просить других совершить какие-либо дурные поступки или одобрять совершение таковых.

Колесо на ладони показывает, что если мы проигнорируем все эти предупреждения, останемся невнимательными и продолжим совершать насилие, то, подобно тому, как колесо вращается вновь и вновь, так и мы продолжим вращаться в непрерывном цикле рождения и смерти.

Четыре «руки» свастики напоминают нам, что мы можем родиться в любом из четырёх уделов: богов, людей, животных (включая птиц, насекомых и растения) и адских существ. Нашей целью должно быть не перерождение, а освобождение. Свастика напоминает нам, что сделать это можно, лишь став одной из «опор» четырёхчастной джайнской общины. Четыре «опоры» – это монахи, монахини, миряне и мирянки. Это означает, что сначала нам следует стать истинными мирянами, ну а когда мы сможем преодолеть наши общественные привязанности, то мы должны отречься от мирской жизни и принять монашество, которое и приведёт нас к освобождению.

Три точки над свастикой символизируют Три Драгоценности джайнизма: правильную веру (самьяг-даршана), правильное знание (самьяг-джняна) и правильное поведение (самьяг- чаритра). Мы должны обладать всеми тремя: лишь в этом случае мы сможем достичь освобождения. Под правильным знанием подразумевается знание о том, что душа и тело различны, и что освобождения достигает душа, а не тело. Под правильной верой имеется в виду необходимость веры в слова Всеведущих Победителей. Правильное поведение подразумевает, что наши действия должны быть свободы от привязанности и ненависти.

На самой вершине символа изображена маленькая дуга. Она представляет обитель сиддх, известную как сиддхашила. Это окончательное место покоя освобождённых душ. Точка наверху представляет сиддху. Чтобы достичь этого состояния, душа должна разрушить всю связанную с ней карму. Каждое живое существо должно прилагать усилия к достижению этого состояния освобождения (источник).

наверх