Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Места

Джайны совершают паломничества к своим священным местам — туда, где, по поверью, родились, достигли просветления или умерли их тиртханкары. Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения. Другими излюбленными местами паломничества являются следующие:

Бихар

Параснатх. Одним из главных культовых мест джайнов является гора Параснатх, расположенная в штате Бихар. Говорят, что на ее крутых склонах достигли просветления и нирваны двадцать из двадцати четырех Тиртханкаров - "Ведущих по океану жизни". Паломники, приближаясь к храму, особенно внимательно смотрят себе под ноги, опасаясь наступить на муравья, а самые глубоко верующие подметают перед собой дорогу специальными метелками.

Отдавая дань традициям и вере, джайны, живущие в современных домах, занимающиеся в обычной жизни политикой или предпринимательством, подъезжая к Параснатху, сменяют свои европейские костюмы на ритуальную одежду - кусок ткани цвета слоновой кости, обернутый вокруг тела, с концом переброшенным через плечо; достают из саквояжей священные книги и четки, полученные по наследству от давних предков.

В центре храма Параснатха на массивном возвышении расположена статуя Махавиры. А вокруг нее постоянно курятся благовонные палочки, укладываются подношения. В полумраке зала стоит рокот от многочисленных повторений мантр и славословий. В молитвах джайны ничего не просят, они лишь превозносят святого, выказывая ему свою преданность, восхищение, намерение идти по его стопам, благодарность за переданное им учение.

Паломники склоняют головы в глубоком почтении, семь раз обходят изваяние, затем открывают принесенные книги и читают их, перебирая четки, выкладывают на полу рисунки из рисовых зерен. На культовых сооружениях джайнов часто изображен один из самых древних и священных символов - белая свастика, которая для джайнов является символом совершенства и освобождения, пути, выводящего за круг реинкарнаций.

Из других символов, которые особенно значимы для джайнов, можно отметить трехъярусный зонтик, зеркало, нимб, сосуд с водой, веер, колокольчик, лежащего льва и масляный светильник. Каждый из Тиртханкаров тоже ассоциируется с каким-либо уникальным символом. Ришабха - с быком, Неминатха - с морской раковиной, Махавира - с обручем.

Папапури (или Павапури), где умер Махавира и  где на острове посреди большого озера возвышается храм Джала-Мандир.  Он расположен невдалеке от столицы штата, г. Патны. Говорят, что во времена Тиртханкаров водоема здесь не было, но за два с половиной тысячелетия каждый паломник старался унести с собой горсть земли со священного места. Так и образовалось озеро, на мраморных ступенях которого, погружающихся в воду, паломники совершают омовение среди цветов лотоса. Мостик из красного камня с ажурными решетками-перилами ведет к белоснежному храму с главной реликвией - плитой, на которой отпечатались следы Махавиры. Здесь Великий Учитель, тридцать лет пространствовав с проповедями мира, ненасилия и призывами к совершенствованию, навсегда оставил бренное тело в пятнадцатый день безлунной половины месяца картика (источник).

Раджгир, где, по преданию, родился 20-й тиртханкар. Около города находится скалистая гора, на которой джайнские аскеты в течение многих веков совершали свое подвижничество на глазах у людей, приходивших на них смотреть.

Бхагальпур, где родился 12-й тиртханкар.

Еще одним священным для джайнов местом является Пава-пури, Раджастхан

Гора Абу, почитаемая как центр мира,  на вершине которой расположен целый город великолепных храмов. На ее вершине сооружен беломраморный храм Дильвара. Простота его внешнего облика контрастирует с великолепием внутренней отделки. На стенах храма высечены сюжеты из джайнских легенд. Искусство древних мастеров было столь совершенным, что мраморные фигуры неотличимы от живых людей. Паломники часто заговаривают с изваяниями, принимая их за посетителей.

Деревня Ракхаб-Дев вблизи г. Удайпура. Здесь находится древний храм, посвященный первому тиртханкару—Ришабхе. Интереснейшая черта местного культа — поклонение изваянию Ришабхи, сделанному из черного мрамора, не только джайнов, но и вишнуитов (рассматривающих изваяние как воплощение Вишну) и бхилов (называющих изваяние своим богом Кала-джи, т. е. Черным богом). Это является одним из красноречивых подтверждений предположения о древней, исконной связи джайнизма с культом Вишну-Кришны и с доарийскими культами.

Город  Ранапур на западе штата, вблизи г. Джодхпура.

Гуджарат

Гора  Шатрунджайя, вблизи г. Палитана. У подножия священной горы Шатрунджая раскинулся целый храмовый город джайнов - Валитана. За 900 лет на этом месте возвели 863 храма. Здесь паломники совершают ритуальное восхождение на гору, высота которой составляет около четырех километров (источник).

Храмы на горе Гирнар, где, по преданию, погрузился в нирвану 22-й тиртханкар Ариштанеми (или Неминатх). Он тоже изваян здесь из черного мрамора.

Юг

Священное для джайнов место ШРАВАНАБЕЛГОЛА, в 49 км к юго-западу от Хасана, 158 км от Бангалора и в 93 км к северу от Майсора, представляет собой два холма и большой бассейн. На одном из холмов, Индрагири (также известном как Виндхьягири), возвышается необычное восемнадцатиметровое монолитное изваяние обнаженной мужской фигуры – Гоматешвары. Этот колосс 10 в., который виден на много километров вокруг (он считается самой большой отдельно стоящей статуей Индии), также как и расположенные неподалеку джайнские храмы (bastis) - делают Шраванабелголу ключевым местом паломничества, хотя сюда находит путь удивительно малое число западных путешественников.

Шраванабелгола традиционно связана с императором Чандрагуптой Маурья, о котором говорят, что он голодал до тех пор, пока не умер, в соответствии с практикой джайнов на втором из холмов, приблизительно в 340 г. до н.э. Этот холм был переименован в Чандрагири, в ознаменование появления в южной Индии джайнизма. В то же время, разногласия по поводу доктрин Махавиры, последнего из 24 джайнских тиртханкаров (буквально: «осуществляющих переход через реку», которые помогают адепту пересечь «поток перерождения»), разделили джайнизм на две отдельных ветви.

Все тиртханкары изображаются обнаженными и различаются только индивидуальными атрибутами: животными, предметами (например, раковина) или символами (например, свастика). Каждый из 24 также соотносится с особым духом - якшей (мужским) или якшини (женским); Святые изображены сидящими со скрещенными ногами в медитации – все в них, кроме их наготы, напоминает статуи Будды, - или в бесстрастной позе кайотсарга («выпрямленное тело»); Гоматешвара здесь стоит в той же позе, что для него не очень характерно.

Изваяния Шраванабелголы, предположительно, датируются не ранее 10 в., когда генерал Чамундарая, как утверждают, посетил Чандрагири в поисках статуи Гоматешвары. Не найдя ее, он решил, что она должна быть создана заново. Он пустил стрелу с вершины холма Чандрагири по направлению к Индрагири; там, где упала стрела, он велел изваять новую статую Гоматешвары из цельной скалы (источник).

наверх