Джайнизм

Места

Джайны совершают паломничества к своим священным местам — туда, где, по поверью, родились, достигли просветления или умерли их тиртханкары. Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.

Другими излюбленными местами паломничества являются следующие:

Штат Бихар

Параснатх

Одним из главных культовых мест джайнов является гора Параснатх, расположенная в штате Бихар. Говорят, что на ее крутых склонах достигли просветления и нирваны двадцать из двадцати четырех Тиртханкаров - "Ведущих по океану жизни". Паломники, приближаясь к храму, особенно внимательно смотрят себе под ноги, опасаясь наступить на муравья, а самые глубоко верующие подметают перед собой дорогу специальными метелками.

Отдавая дань традициям и вере, джайны, живущие в современных домах, занимающиеся в обычной жизни политикой или предпринимательством, подъезжая к Параснатху, сменяют свои европейские костюмы на ритуальную одежду - кусок ткани цвета слоновой кости, обернутый вокруг тела, с концом переброшенным через плечо; достают из саквояжей священные книги и четки, полученные по наследству от давних предков.

В центре храма Параснатха на массивном возвышении расположена статуя Махавиры. А вокруг нее постоянно курятся благовонные палочки, укладываются подношения. В полумраке зала стоит рокот от многочисленных повторений мантр и славословий. В молитвах джайны ничего не просят, они лишь превозносят святого, выказывая ему свою преданность, восхищение, намерение идти по его стопам, благодарность за переданное им учение.

Паломники склоняют головы в глубоком почтении, семь раз обходят изваяние, затем открывают принесенные книги и читают их, перебирая четки, выкладывают на полу рисунки из рисовых зерен. На культовых сооружениях джайнов часто изображен один из самых древних и священных символов - белая свастика, которая для джайнов является символом совершенства и освобождения, пути, выводящего за круг реинкарнаций.

Из других символов, которые особенно значимы для джайнов, можно отметить трехъярусный зонтик, зеркало, нимб, сосуд с водой, веер, колокольчик, лежащего льва и масляный светильник. Каждый из Тиртханкаров тоже ассоциируется с каким-либо уникальным символом. Ришабха - с быком, Неминатха - с морской раковиной, Махавира - с обручем.

Папапури (или Павапури)

Здесь умер Махавира и  где на острове посреди большого озера возвышается храм Джала-Мандир.  Он расположен невдалеке от столицы штата, г. Патны. Говорят, что во времена Тиртханкаров водоема здесь не было, но за два с половиной тысячелетия каждый паломник старался унести с собой горсть земли со священного места. Так и образовалось озеро, на мраморных ступенях которого, погружающихся в воду, паломники совершают омовение среди цветов лотоса. Мостик из красного камня с ажурными решетками-перилами ведет к белоснежному храму с главной реликвией - плитой, на которой отпечатались следы Махавиры. Здесь Великий Учитель, тридцать лет пространствовав с проповедями мира, ненасилия и призывами к совершенствованию, навсегда оставил бренное тело в пятнадцатый день безлунной половины месяца картика.

Раджгир

Здесь, по преданию, родился 20-й тиртханкар. Около города находится скалистая гора, на которой джайнские аскеты в течение многих веков совершали свое подвижничество на глазах у людей, приходивших на них смотреть.

Бхагальпур

Здесь родился 12-й тиртханкар.

Пава-пури

Еще одним священным для джайнов местом является Пава-пури, Раджастхан

Гора Абу

Почитаемая как центр мира,  на ее вершине которой целый город великолепных храмов. На ее вершине сооружен беломраморный храм Дильвара. Простота его внешнего облика контрастирует с великолепием внутренней отделки. На стенах храма высечены сюжеты из джайнских легенд. Искусство древних мастеров было столь совершенным, что мраморные фигуры неотличимы от живых людей. Паломники часто заговаривают с изваяниями, принимая их за посетителей.

Деревня Ракхаб-Дев

Вблизи г. Удайпура. Здесь находится древний храм, посвященный первому тиртханкару—Ришабхе. Интереснейшая черта местного культа — поклонение изваянию Ришабхи, сделанному из черного мрамора, не только джайнов, но и вишнуитов (рассматривающих изваяние как воплощение Вишну) и бхилов (называющих изваяние своим богом Кала-джи, т. е. Черным богом). Это является одним из красноречивых подтверждений предположения о древней, исконной связи джайнизма с культом Вишну-Кришны и с доарийскими культами.

Город  Ранапур

На западе штата, вблизи г. Джодхпура.

наверх

Штат Гуджарат

Гора Шатрунджайя

Вблизи г. Палитана. У подножия священной горы Шатрунджая раскинулся целый храмовый город джайнов - Валитана. За 900 лет на этом месте возвели 863 храма. Здесь паломники совершают ритуальное восхождение на гору, высота которой составляет около четырех километров.

Гора Гирнар

Храмы на горе Гирнар, где, по преданию, погрузился в нирвану 22-й тиртханкар Ариштанеми (или Неминатх). Он тоже изваян здесь из черного мрамора.

наверх

Юг

Шраванабелгола

Священное для джайнов место ШРАВАНАБЕЛГОЛА, в 49 км к юго-западу от Хасана, 158 км от Бангалора и в 93 км к северу от Майсора, представляет собой два холма и большой бассейн. На одном из холмов, Индрагири (также известном как Виндхьягири), возвышается необычное восемнадцатиметровое монолитное изваяние обнаженной мужской фигуры – Гоматешвары. Этот колосс 10 в., который виден на много километров вокруг (он считается самой большой отдельно стоящей статуей Индии), также как и расположенные неподалеку джайнские храмы (bastis) - делают Шраванабелголу ключевым местом паломничества, хотя сюда находит путь удивительно малое число западных путешественников.

Шраванабелгола традиционно связана с императором Чандрагуптой Маурья, о котором говорят, что он голодал до тех пор, пока не умер, в соответствии с практикой джайнов на втором из холмов, приблизительно в 340 г. до н.э. Этот холм был переименован в Чандрагири, в ознаменование появления в южной Индии джайнизма. В то же время, разногласия по поводу доктрин Махавиры, последнего из 24 джайнских тиртханкаров (буквально: «осуществляющих переход через реку», которые помогают адепту пересечь «поток перерождения»), разделили джайнизм на две отдельных ветви.

Все тиртханкары изображаются обнаженными и различаются только индивидуальными атрибутами: животными, предметами (например, раковина) или символами (например, свастика). Каждый из 24 также соотносится с особым духом - якшей (мужским) или якшини (женским); Святые изображены сидящими со скрещенными ногами в медитации – все в них, кроме их наготы, напоминает статуи Будды, - или в бесстрастной позе кайотсарга («выпрямленное тело»); Гоматешвара здесь стоит в той же позе, что для него не очень характерно.

Изваяния Шраванабелголы, предположительно, датируются не ранее 10 в., когда генерал Чамундарая, как утверждают, посетил Чандрагири в поисках статуи Гоматешвары. Не найдя ее, он решил, что она должна быть создана заново. Он пустил стрелу с вершины холма Чандрагири по направлению к Индрагири; там, где упала стрела, он велел изваять новую статую Гоматешвары из цельной скалы.


наверх