Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Праздники

Религиозные праздники джайнов приурочены к индийскому календарю. Этот календарь прост сам по себе, но, поскольку он лунный, то, в отличие от солнечного европейского, даты в нём из года в год различаются.

Во время джайнских праздников даже те люди, которые обычно с головы до ног связаны узами мирской жизни, по мере своих сил и возможностей освобождаются от своих дел ради того, чтобы окунуться в атмосферу поклонения и медитации. Отречение и аскетизм представляют собой основу джайнской религии и находят отражение и в джайнских праздниках.

Особо джайнисты выделяют и периоды постов.  Поэтому  в индийском календаре праздниками также является период постов либо окончание того или иного поста.

Праздник Махавира Джаянти. По всей вероятности, Махавира родился в 599 г. до Р.Х., и точная дата определяется в писаниях как тринадцатый день светлой половины (т.е. когда луна прибывает) месяца чайтра. В европейских календарях это выпадает на март-апрель. В память об этом событии проводится праздник. Джайны собираются вместе для слушания учения Махавиры с пояснениями, чтобы они могли следовать его учениям и примеру.

Сны его матери перед его рождением театрализовано представляются, а обстоятельства рождения, как изложено в писаниях, объясняются собравшимся людям. Совершается ритуальное омовение образа Махавиры, после чего его качают в люльке. Во многих местах по улицам ходят процессии, несущие образ Махавиры, получающий почести, и во многих регионах Индии это обычный общественный праздник. С ним связан обычай разбивать кокос по завершении всех прочих ритуалов и раздавать кусочки собравшимся.

Парьюшана – самый важный период джайнского года. Это восьмидневный период поста и религиозной активности, выпадающий на месяцы шравана и бхадра (август-сентябрь). Во время сезона дождей в Индии джайнские монахи прекращают ходить по домам и остаются в каком-то постоянном месте, чтобы сократить возможность причинения вреда живым существам, появляющимся в это время в большом количестве.

Часто город приглашает какого-либо уважаемого монаха пожить там в течение сезона дождей (иногда посылается прекрасное каллиграфическое приглашение) и люди принимают его с большой помпой и ритуалами. Курс лекций или проповедей монаха или другого уважаемого лица – обычное дело в это время.

Слово «парьюшана» происходит от двух слов, означающих «год» и «возвращение»: это период покаяния за дела, совершённые в прошлом году, и аскетических практик, предназначенных для сбрасывания накопленной кармы. В связи с этим необходимо помнить, что цель – не аскетизм сам по себе, а контроль над желанием владеть материальным имуществом как часть духовной тренировки. В течение этого периода некоторые люди постятся все восемь дней, другие – меньше (писания устанавливают трёхдневный минимум, но считается обязательным поститься в последний день Парьюшаны).

Пост обычно подразумевает полное воздержание от любой пищи и напитков, хотя некоторые люди днём пьют кипячёную воду. В это время проводятся регулярные церемонии в храмах и медитационных залах, где собранию верующих читается Кальпа-сутра, содержащая детальную информацию о жизни Махавиры. На третий день Парьюшаны Кальпа-сутре воздают особые почести: процессия приносит её в дом того члена общины, который сделал ей наиболее щедрые пожертвования, в признание его заслуг, и там ей поклоняются всю ночь с религиозными песнями.

На пятый день на особой церемонии проводится театрализованное представление, воспроизводящее благоприятные сны матери Махавиры перед его рождением. Самые главные дела в это время: слушание Кальпа-сутры, позитивные шаги для предотвращения убийства живых существ (можно платить деньги мясникам для прекращения забоя), братские чувства к единоверцам, всепрощение ко всем существам, визиты во все соседние храмы.

Последний день Парьюшаны – самый важный. В этот день иногда воздаются особые почести тем, кто строго соблюдал пост, чтобы вдохновить других следовать их примеру. Кроме того, в этот день джайны просят прощения у семьи и друзей за любые проступки, совершённые в прошлом году. Это считается определённым этапом в духовной жизни – не держать зло более года, поэтому ежегодный повод для покаяния и прощения весьма важен.

Нормальный обычай – проводить вскоре после Парьюшаны так называемый «обед Свами Ватсьялая», на который приглашаются и сидят вместе все джайны, независимо от их социального положения.

Дивали – самый важный праздник в Индии, а в джайнизме он занимает второе место после Парьюшаны. Для джайнов Дивали представляет собой празднование достижения мокши Махавирой в конце его земной жизни в 527 г. до Р.Х. (а также достижения всеведения его главным последователем – Гаутамой Индрабхути). Этот праздник приходится на последний день месяца ашвина, в конце года по индийскому календарю (в октябре-ноябре), но церемония начинается утром предыдущего дня, поскольку именно тогда Махавира начал свою последнюю проповедь, продолжавшуюся до поздней ночи Дивали, когда он оставил своё земное тело и достиг освобождения.

Легенда говорит, что 18 царей северной Индии, которые присутствовали при этом, решили, что свет знания их владыки должен быть сохранён символически – в виде зажигания светильников. Поэтому он и называется «Дипавали»: от «дипа» – светильник, или Дивали. Главный ученик Махавиры, Гаутама Индрабхути, оказался неспособным преодолеть привязанность к учителю, что отодвинуло достижение освобождения им самим. Барьер был сломан только после периода горя, когда он, наконец, реализовал той высочайшую степень непривязанности, которая позволила ему достичь состояния всеведения, или просветления.

Джайны празднуют эти два дня с религиозным пылом: некоторые постятся все два дня по примеру Махавиры, другие празднуют Дивали традиционным индийским образом. Сам по себе Дивали – большой праздник с подарками для детей и фейерверками по всей Индии. В этот день джайнский бизнесмен подводит счета за год и проводит простую церемонию в присутствии своих бухгалтерских книг. Новый год начинается на следующий день и представляет собой повод для радостных собраний джайнов, где все желают друг другу счастливого нового года (источник).

Навпад Оли.  Этот пост, начинающийся на 6-7-й день светлой половины месяцев Ашвина и   Чайтра, и заканчивающийся с полнолунием. Длится девять дней. Это повторяется 4,5 года. Прием пищи один раз в день в одном месте. При этом пища должна быть безвкусной и приготовленной без приправ. Запрещается употребление молока, творога, топлёного и растительного масла, зелёных и свежих овощей.Помимо поста, каждый день совершается поклонение навападе и демонстрируется театрализованное представление истории Шрипалы и Майяны.

Бхаи Бидж – это праздник братьев. Когда царь Нандивардхана, брат Махавиры, был погружён в скорбь по поводу ухода последнего в нирвану, его сестра, Сударшана, привела его к себе домой и утешила. Произошло это на следующий день Нового Года, что и положило начало празднику Бхаи Бидж. В общем, он похож на Ракша Бандхану, когда сестра приходит к брату и привязывает ему на запястье священный шнурок, но в данном случае сестра приглашает брата к себе, чтобы поздравить его.

Джняна Панчами (День Знания) выпадает на пятый день после Дивали. Предназначен он для поклонения чистому знанию. В этот день верующие постятся, принимают обет паушадха, поклоняются богам, начитывают мантры, медитируют, выполняют пратикраману (ритуал покаяния в грехах) и т.д. Кроме того, в этот день приводятся в порядок книги, ранящиеся в религиозных библиотеках, и им оказывается должное почтение.  (у шветамбаров в октябре—ноябре), или шрутапанчами (у дигамбаров в мае — июне).

Ашадх Чатурдаши. Чатурмас, четырёхмесячный период затворничества, во время которого джайнские монахи обязаны оставаться на одном месте (до 14 дня светлой половины месяца Карттик), начинается на четырнадцатый день светлой половины месяца Ашадх. В течение этого периода выполняются аскезы разных видов, проводятся религиозные церемонии и т.д. Существуют также определённые правила, касающееся приёма пищи в эти месяцы.

Карттик Пурнима.  Четырёхмесячный период затворничества сезона дождей завершается к полнолунию месяца  Картик, после чего монахи опять начинают путешествовать. Считается, что паломничество в Сатрунджаю и Палитану в этом день приносит огромные заслуги. Кроме того, в этот день отмечается и день рождения ачарьи Хемачандры Сури (1078 г).

Маун Экадаши. День Молчания (Маун Экадаши) выпадает на одиннадцатый день светлой полвины месяца Маргаширш. Это – весьма важный день, предназначенный для соблюдения обета молчания и выполнения различных аскез: паушадхи, поста, поклонения богам, медитации и т.д.

Пауш Дашами.  Это – день рождения тиртханкары Паршванатхи. На десятый день месяца Пус многие верующие начинают трёхдневный пост, во время которого начитывают мантры и медитируют, благодаря чему достигают огромного духовного блага. Большой праздник проводится в святом месте Санкхешвара: тысячи людей приходят сюда, чтобы выполнить пост, называемый «аттхам».

Акшай Тритийя. Благородные люди, выполнившие аскезу, известную как варшитап, символически завершают её принятием сока сахарного тростника в тени храмов Сатрунджаи. Именно в этот день тиртханкара Ришабха завершил годовой пост. Весьма благотворным считается паломничество в Сатрунджаю в этот день. Выпадает он на третий день светлой половины месяца Вайшакх (источник).

Вирашасана джаянти (существует только у дигамбаров) — день первой проповеди Махавиры после достижения просветления (в июле — августе).

Из индусских праздников джайны признают:

  • Ганеша чатуртхи — день бога Ганеши (отмечается только в Махараштре и Майсуре, где и индусы празднуют его очень торжественно)
  • Анантачатурдаси — день почитания Великого змея — Нага, считающегося символом бесконечности

наверх