Сикхизм

Сикх, слово санскритского происхождения, означает «последователь» или «ученик». Религия сикхов возникла на территории Пакистана и северо-западного индийского штата Пенджаб, так называемой "земле пяти рек", в конце пятнадцатого века. Основателем религии является Нанак (духовный учитель). В это время на этой территории одновременно были распространены индуизм и ислам, и многие люди задавались вопросом о том, какой из образов жизни, формальный или ритуальный, приведет их ближе к Богу. Сикхская религия предложила другой путь.

Одной из отличительных черт сикхизма как религии гуру является то, что Нанак и девять его последователей рассматриваются как создатели конкретной исторической эпохи живых гуру. Считается, что у них было единое понятие истины, одинаковая способность проникновения в Бога и даже общая индивидуальность. Сикхи говорят, что десять гуру подобны десяти свечам, зажженным одна от другой.

Большинство из них становились гуру и вождями сикхов в зрелые годы. Каждый из них избирался своим предшественником на основании своих заслуг и глубины духовного проникновения.

Большинство постулатов сикхской веры были разработаны в период жизни первых пяти гуру. Община возникла как группа преданных единомышленников, занятых поиском религиозной истины. Эта группа имела много общего с движением мистиков на севере Индии, которые также искали соединения с Богом через преданность и любовь. Многие ученые считают, что религия сикхов включает в себя два основных элемента. одним из которых является вышеуказанный мистический аспект, а вторым — более агрессивная, военная и самоутверждающая направленность.

На первом этапе своей истории — примерно с 1500 г. н.э., когда началась активная проповедническая деятельность Нанака, до начала семнадцатого века, когда власть над Мусульманской империей перешла от друга сикхов Акбара к злобному его наследнику Джехангиру,— сикхская община не стояла в стороне от территориальных и политических притязаний. Каждый из ранних гуру вносил в структуру общины что-то, что приобретало значение позднее, во время открытого конфликта сикхов и мусульман.

Нанак (1469-1539) учил, что "нет индусов, нет мусульман". Это утверждение стало основой сикхского сепаратизма. То, что для Нанака было лишь религиозным понятием, позднее стало обоснованием существования самостоятельной политической и военной общины. Нанак, по происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65 км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу (обитель веры) в Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.

Ангад (1504-1552) стремился к физическому совершенству. Он уделял много внимания организации спортивных игр среди своих последователей. Он не ставил перед собой задачи специального военного обучения, но когда в нем возникла необходимость, способы подготовки были уже отработаны.

Амар Дас (1479-1574)  ввел практику лангара — совместного принятия пищи, приготовленной на общей кухне. Расходы на еду делились между всеми прихожанами конкретного храма. Целью такого обычая было преодоление кастовых предрассудков, во многом определяющих образ жизни большинства индусов. Это усилило общину и облегчало существование членам низших каст. Допускались также и люди иных верований. Это великое стремление сикхских гуру было ответом на засилье индуистской кастовой системы и связанного с ней ортодоксального жречества браминов.

На следующем этапе сикхской истории, когда им пришлось противостоять жестокой агрессин со стороны мусульман, необходимость оборонять общину легко заставила кастовые различия сикхов отойти на второй план. В современном сикхизме, тем не менее, сохранилось внутреннее деление на касты. Хотя в идеале сикхи стремятся к построению бескастовой общины религиозных единомышленников, на практике этого идеала достичь полностью не удалось. Амар Дас установил религиозные праздники, центр паломничества, сложил целый ряд гимнов.

Рам Дас (1534-1581) заложил город Амритсар («пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Рам Дас (1534–1581)  прославился как знаток и толкователь гимнов.

Арджан, (1563-1606), пятый гуру, знаменует поворотный момент в истории сикхов. После него резко обострилась политическая борьба сикхов и мусульман. Он построил прославленный Хари Мандир, Золотой Храм в Амритсаре, который стал религиозным и этническим центром жизни сикхов. Он стал венцом самосознания сикхов и выражением их надежд и верований. Сан наставника-гуру сделался наследственным при Арджуне. Арджан составил Ади Грантх, собрание гимнов, которое с тех пор является главным объектом религиозного почитания сикхов.

В 1606 г. гуру Арджан был убит в мусульманских застенках. Существуют разные мнения по поводу того, как это произошло, но сикхи считают его смерть мученической. Под предводительством Арджана сикхи поднялись на борьбу с мусульманскими завоевателями. Вокруг гуру стали объединяться другие жители Пенджаба, и вскоре к нему присоединилась большая часть членов касты земледельцев джат. Переключение акцента сикхской религии с мирного распространения веры на утверждение права эту веру защищать привело к быстрому росту численности и мощи общины.

Сын Арджана – Хар Гобинд (1595–1661) впервые создал сикхскую армию, которая сражалась против войск Моголов. Исламское давление вынудило Хар Говинда удалиться в изгнание, и после его смерти в 1644 г. лидерство взял в свои руки гуру Хар Рай (1630-1661), скрывавшийся в горах восточного Пенджаба. Его сын Хар Кришнан (1656-1664), наследовавший должность гуру, не смог столь же легко укрыться от внимания императора Аураигзеба и умер под домашним арестом в Дели.

Следующим гуру был назван Тегх Бахадур (1621-1675), но он, как и Хар Рай, был больше человеком веры, чем солдатом. Он жил с семьей в Бенгале, и только после того, как Аурангзеб начал разрушать храмы и притеснять сикхские группы в Пенджабе, его вызвали оттуда, чтобы поднять сикхов на борьбу с врагом. Вскоре его схватили и увезли в Дели, где он окончил свою жизнь как мученик. Сыну его, Говинду Сингху, было в то время всего девять лет, но он взял знамя борьбы в свои руки. Как показали последующие примерно тридцать лет, он стал выдающимся полководцем.

Говинд Сингх (1666-1708) возглавил восстание сикхов против исламского могущества и добился значительных успехов. Он смог соединить боевой дух сикхов с глубоким сознанием правоты дела защиты религиозных традиций. После первой победы под Бхан-гани в 1686 г. война продолжалась двадцать лет и закончилась поражением. Поражение в вооруженной борьбе, однако, стало началом расцвета религии сикхов, так как благодаря гуру Говинду Сингху произошел коренной перелом в самосознании общины («Религии мира», 1994 г., Изд.: Белфакс ).

Незадолго до смерти Говинд Сингх объявил, что с его кончиной прекращается линия живых гуру, и в дальнейшем функции гуру должно исполнять священное писание (к тому времени получившее наименование Гуру Грантх Сахиб) совместно с сикхским пантхом.

Как в иудаизме, так и в большей части индуистских течений принадлежность к общине и религии идут рука об руку. Для сикхов, проживающих вдали от Пенджаба, религия имеет огромное значение, так как она позволяет им сохранить индивидуальность. К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна (источник).

О направлениях сикхизма вы можете узнать из разделов


наверх