Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Дигамбары

Дигамбары считают, что вся линия трансляции учения через прямых последователей Джины давно оборвалась, и признают в качестве канона «четыре веды». Среди них третья – Дравьянуйога – включает философские сочинения Кундакунды, Самантабхадры, а также Таттвартхадхигама-сутру (с толкованиями).

Дигамбары ходят обнаженными,  однако, не  позволяют своим монахиням ходить обнаженными. Более того, они считают, что женщина не может достичь освобождения (источник).

Организациями дигамбаров являются Всеиндийский совет джайнов-дигамбаров с центром в Дели, Всеиндийский великий союз джайнов-дигамбаров с центром в Дели и Всеиндийский союз джайнов-дигамбаров с центром в Матхуре.

В течение последующих веков дигамбары разделились на подсекты.

  • Главные подсекты:
    • Бисапантха
    • Терапантха
    • Таранапантх, или Самамнаяпантха
  • Второстепенные подсекты:
    • Гуманапантха
    • Тотапантха

Бисапантха. Последователи бисапантхи поддерживают дхарма-гуру, т.е. религиозных руководителей, известных как бхаттараки, которые также возглавляют джайнские монастыри. В своих храмах бисапантхи поклоняются статуям тиртханкаров, а также Кшетрапале, Падмавати и другим богам. Они подносят статуям шафран, цветы, фрукты, сладости, благовонные палочки и т.д. При выполнении поклонения бисапантхи сидят на земле. Они выполняют арати, т.е. возжигание огней перед статуей в храме даже в ночное время и раздают прасад, т.е. сладости и прочее, предложенные статуе. Некоторые утверждают, что бисапантха  это первоначальная форма школы дигамбара. Сегодня почти все дигамбара-джайны из Махараштры, Карнатаки и южной Индии, а также значительная часть дигамбаров Раджастхана и Гуджарата являются последователями бисапантхи.

Терапантха. Терапантхи возникла в северной Индии в 1683 году эры Викрама в результате недовольства властью и поведением бхаттараков, т.е. религиозных руководителей дигамбаров. В результате институт бхаттараков потерял уважение в северной Индии, однако на юге они продолжают играть большую роль. В своих храмах терапантхи устанавливают лишь изображения тиртханкаров, а не Кшетрапалы и прочих богов. Кроме того, они почитают изображения не цветами, фруктами и зелёными овощами (все эти предметы известны как саччхитта), а священным рисом, называемым «акшата», гвоздикой, сандалом, миндалем, сухими кокосами, финиками и т.д. Как правило, они не выполняют арати ночью и не раздают прасад в храме. При выполнении поклонения они стоят.

Терапантхи являются реформаторами. Они возражают против различных религиозных практик других сект, которые, по их мнению, не могут быть подлинно джайнскими практиками. В историческом контексте  Терапантхи выполнили важную задачу по спасению дигамбаров от рук своевольных бхаттараков и потому занимают особое место среди дигамбарского сообщества. Терапантхи наиболее многочисленны в штатах Уттар-Прадеш, Махараштра и Мадхья-Прадеш.

Необходимо отметить, что название «терапантха» встречается как среди дигамбаров, так и среди шветамбаров, но эти две группы терапантхов всецело различны. Если дигамбара-терапантхи отстаивают обнажённость монахов и поклонение изображениям, то шветамбара-терапантхи возражают против обеих.

Тарапанатха. Подсекта таранапантха названа в честь учителя Таранасвами (1448-1515). Эта подсекта также называется самамнаяпантха, поскольку её последователи поклоняются священным книгам (самамная), а не изображениям. Таранасвами умер Малхарагархе в районе Гвалияра  в штате Мадхья-Прадеш, и теперь это главное место паломничество таранапантхов.

Таранапантхи сурово осуждают поклонение изображениям, но сами имеют собственные храмы, в которых держат священные книги для поклонения. Во время поклонения они не подносят ни фруктов, ни цветов. Помимо священных книг дигамбаров они также поклоняются 14 книгам, написанным их основателем Таранасвами. Таранапантхи придают большое значение духовным ценностям и изучению священной литературы. Именно поэтому у них невозможно найти никаких внешних религиозных практик. Таранасвами был твёрдым противником кастовых различий и открыл двери своей подсекты для мусульман и представителей низших каст.

Три главные черты таранапантхов:

  1. Отвращение к поклонению изображениям
  2. Отсутствие внешних религиозных практик
  3. Запрет на всякие кастовые различия

Развились они в результате недовольства религиозными верованиями и практиками, преобладавшими среди дигамбаров, но также вполне вероятно и то, что Таранасвами мог сформулировать эти принципы под прямым влиянием ислама и Лонка Шаха, основателя неидолопоклоннической секты шветамбаров  стханакваси. Таранапантхи немногочисленны и проживают главным образом в Бунделкханде, в районе Малвы в Мадхья-Прадеш и в районе Кхандеша в Махараштре.

Гуманапантха. Гуманапантха не так важна и, фактически, о ней мало что известно. Говорят, что эта подсекта была основана пандитой Гумани Рамой, или Гумани Раем, сыном пандита Тодарамала, жившим в Джайпуре в Раджастхане.

Согласно этой секте, зажигание свечей и ламп в джайнских храмах строго запрещается, поскольку они считают это нарушением фундаментального учения джайнской религии ненасилия. Они лишь посещают храмы и смотрят на статуи, но не делают никаких подношений.

Эта секта стала известной благодаря шуддха-амнае, т.е. чистой, или священной, традиции, поскольку её последователи постоянно подчёркивают чистоту поведения, самодисциплину и строгую приверженность заповедям. Гуманапантха возникла в начале 18 в. и процветала главным образом  в течение того столетия. Она преобладала в некоторых частях Раджастхана, а сейчас её последователей можно найти в районе Джайпура.

Тотапантха. Тотапантха возникла из-за разногласий между бисапантхами и терапантхами. Было предпринято много искренних попыток достичь компромисса между биса (т.е. 20) пантхой и   тера (т.е. 13) пантхой, результатом которых была садхешолаха (т.е. 16 с половиной) пантха, или тотапантха.

Тотапантхи крайне малочисленны и проживают в некоторых районах Мадхья-Прадеш. В связи с вопросом о больших и малых подсектах, преобладающих среди дигамбаров, необходимо отметить, что в последние годы начала формироваться новая большая подсекта, называемая Канджипантха, состоящая из последователей Канджи Свами, и она становится всё более и более популярной, особенно среди образованных слоёв населения.

Святой Канджи Свами (от его имени и происходит название «Канджипантха»), шветамбара-стханакваси по рождению, достиг больших успехов в популяризации древних священных книг великого дигамбарского святого из южной Индии Кунда-Кунды. Но попытки Канджи Свами придать при интерпретации работ Кунда-Кунды больше значения нишчая-найе, т.е. реалистической точке зрения, чем вьявахара-найе, т.е. практической точке зрения, в общем, не одобрялись дигамбарами, поскольку они рассматривают обе точки зрения как равно важные. Однако влияние Канджипантхи стабильно возрастает, а города Сонагарх в Гуджарате и Джайпур в Раджастхане стали центрами активности Канджипантхов.

наверх