Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Работа со сновидениями А. Минделла

Интегративная работа со сновидениями - это подход к пониманию сновидений, который используется в интегративной психологии. Крупнейшими представителями этого направления являются основатель процессуальной психологии А. Минделл, Р.Мосс, С.Лаберж, С.Криппнер, М.Кац, П.Гарфилд и многие другие западные психологи мирового класса.

С одной стороны, это направление в работе со сновидениями достаточно новое, некоторые его постулаты были сформулированы в 60-е годы прошлого века К.Г.Юнгом и Ф.Перлзом, с другой стороны, в нем используются в адаптированном виде буддистские, шаманские техники и подходы к сновидениям народов, сохранивших сновидческую культуру (например, аборигенов Австралии). И этим подходам тысячи лет.

Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольд Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.

Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding). Процесс разворачивания представляет собою деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

Согласно взглядам А. Минделла, нет никакой разницы между сновидениями и телесными симптомами. И те, и другие имеют под собой один и тот же источник, и по своей сути представляют собой послание, которое наше бессознательное пытается донести до дневного сознания.

Сначала это послание проявляется на уровне флиртов (тонких досознательных переживаний, ощущений, сигналов), затем, если человек не понимает его, проявляется на уровне снов, и только затем на уровне телесных симптомов и конфликтов в отношениях. С этой точки зрения, и заболевания, и конфликты в отношениях - это проявления нашего бессознательного ума и сновидения - пограничная зона, в которой послания глубинного бессознательного проявляются до того, как проявиться в дневной реальности.

Процессуальная психология очень эффективно применяется не только при работе со сновидениями, но и при лечении заболеваний, вплоть до раковых. Многие заболевания, считающиеся неизлечимыми, в процессуальной психологии уходят через несколько сеансов работы.

Язык тела подобен языку сновидений. Благодаря ему мы получаем ценные указания относительно того, о чем сознание пока еще ничего не может сообщить. И если психика может функционировать в гармонии с сигналами тела, тело автоматически расслабляется. Если тело напряжено или болит, значит на то есть причина. Напряжение нужно, и его нельзя снимать произвольным образом.

Если вам удается обнаружить и интегрировать процесс в ярких сновидениях и странных поворотах судьбы и даже в летальных симптомах, вы, как правило, начинаете чувствовать себя лучше и ощущаете прилив энергии. Кроме того, вы найдете, что новое поведение не только расширяет границы вашей личности, но и часто подводит вас к пределам возможного. Таким образом, телесный симптом, каким бы незначительным он ни казался, может стать самым трудным и волнующим вызовом в вашей жизни. За самым ужасным симптомом обычно стоит самая сокровенная мечта вашей жизни, пытающаяся стать явью.

Помимо болезни, как пишет А. Минделл, существует еще одна проблема, касающаяся каждого. Эта проблема - проекции, хотя большинство людей, может, и не видят в них никакой проблемы. Проекция - это нормальное психологическое явление, столь же обычное, как и процесс заболевания. Люди формируют проекции, даже не догадываясь об этом. Вы вдруг влюбились или возненавидели кого-то, или стали приписывать другому человеку какие-то негативные либо позитивные качества.

Проекция таит в себе большую мощь. Чья-то негативная проекция может стать причиной вашей болезни. И наоборот, позитивная проекция может поднять вас на ноги или значительно улучшить состояние. Юнг говорил о проекции как о чувстве раздражения или влюбленности, возникающем при мысли о каком-либо человеке. Как известно, люди могут проецировать на других свои качества, которые ими не осознаются. Мы можем проецировать собственную мудрость, глупость, бесчувственность, нетерпимость, свой эгоизм, талант и т.д.

Главная сила проекций состоит в том, что их чрезвычайно трудно «вернуть назад». Многие негативные проекции продолжают существовать долгие годы. Это происходит даже в среде психологов, чья профессия состоит в том, чтобы обнаруживать эти проекции и помогать людям личностно реинтегрировать их. Действительно, распознать собственные проекции - труднейшая из задач.

Некоторые проекции можно «вернуть назад», проделав огромную работу. При этом часто возникает необходимость «из-жить» их, вступив в нешуточную борьбу с объектом своих проекций. Однако исход борьбы во многом зависит от способности увидеть противника внутри себя. Тем не менее, если речь идет о борьбе за физическое выживание или о работе с жертвами войны, приходится в первую очередь учитывать внешнюю реальность, а проекциям придавать лишь второстепенное значение.

Проекции так трудно реинтегрировать еще и потому, что они тесно связаны с телесной жизнью. Этот факт становится намного понятнее, если мы вспомним, что сновидения - это зеркальные образы того, что происходит в теле, и в них проекциям отведена не последняя роль. Таким образом, проекции часто переплетаются с процессом заболевания.

Подумайте о ком-нибудь, кого вы не любите. Очевидно, что этот человек чем-то опасен для вас, иначе он не вызывал бы у вас таких сильных чувств. Он не оказывает вам должной поддержки, он не любит вас, он манипулирует вами, ограничивает вашу свободу, вредит вам и т.д. Эта негативная личность или, лучше сказать, негативная проекция обычно оказывается вашим негативным отношением к какому-либо аспекту своей собственной личности.

Шаманы и знахари бессознательно понимали это еще в древнейшие времена. Вот почему главенствующая и наиболее распространенная теория болезни во всем мире, включая Китай, Индию, Африку, Южную Америку и Аляску, состоит в том, что недуг вызывается порчей, наведенной на вас врагом. Нам известно, что наши враги могут быть исключительно опасными, но сегодня, благодаря усилиям современной психологии, мы знаем также, что они существуют и внутри нас самих.

Для кого-то сновидения лишь мусор дневных переживаний, для кого-то - вторая, лучшая реальность. Арнольд Минделл предложил следующую схему трех уровней сознания:

Первый уровень сознания - уровень обусловленной реальности, обыденного сознания. Находясь в обыденном состоянии сознания, мы твердо знаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо», постоянно находимся в состоянии «разделения, полярности, дуальности».

Третий уровень сознания - это уровень сознания, в котором все самосовершенно и гармонично, бесконфликтно. Это уровень, в котором нет разделения на «так» и «не так». Это уровень тотального принятия, «здесь и сейчас». Этот уровень сознания, который можно назвать глубинным, божественным, основой, дао, ригпа, в духовных традиция часто отождествляют с Просветлением. Можно его также называть и глубинным бессознательным. Любые конфликты и проблемы для человека существуют лишь, когда он находится в обусловленной реальности. В божественных состояниях сознания никаких конфликтов быть не может. Потому что ума, логического ума там просто нет.

И, наконец, второй уровень сознания, которой в отечественной психологии переводится как «Страна Грез», а в англоязычной литературе описывается словом «Dreamland» - это уровень наших сновидений и фантазий, ночных и дневных. Когда наша Глубина пытается донести до нас что, какое-то предупреждение, послание, это послание сначала проявляется на уровне очень тонких намеков, флиртов, на уровне непроявленного.

Затем, если человек его не чувствует и не слышит, это послание проявляется в сновидениях, в Стране Грез. Если человек продолжает не обращать внимание на послание Глубины, то оно проявляется в виде телесных симптомов и заболеваний. И, наконец, если человек не обращает внимание на свои заболевания, то послание проявляется на уровне обусловленной реальности - в виде конфликтов в отношениях и жизненных проблем.

И сновидения - кратчайший путь к своей собственной Глубине. Любое, даже самое маленькое и незначительное сновидение содержит массу посланий о жизни сновидца, а в детских снах вообще содержится весь будущий стиль жизни человека.

Виды снов

Существует множество подходов, как к раскрытию посланий сновидений, так и к их классификации. Многие из снов, которые нам снятся, могут быть отнесены не к одной, а нескольким категориям. Например, заказной (инкубированный) сон может быть одновременно, и вещим, и исцеляющим, и каким-то еще. Кроме того, ЛЮБОЙ сон содержит важнейшие послания о текущей жизни сновидца, вне зависимости от того, является ли он просто бытовым или имеет какой-либо еще вкус.

Бытовые (обыденные, кармические) сны. В этих снах продолжаются дневные ситуации или переживания. Такие сны посещают нас каждую ночь, каждый из них несет достаточно важное послание. Иногда, когда послание оказывается очень важно, сны могут повторяться или быть похожими друг на друга по сценарию или эмоциональному наполнению. Это означает, что человек не уделяет должного внимания сну, не понимает и не принимает послания. Такие сны очень важны, они связаны с ситуациями, судьбоносно влияющими на человека.

Вешие сны. В большинстве случаев подобные сны предупреждают о неблагоприятных для сновидца ситуациях, и лишь изредка в них содержится информация, предвещающая что-либо позитивное. Ход событий большинства вещих снов изменить очень сложно, но можно изменить свое отношение к предстоящему.

У любого сна есть не менее семи уровней прочтения. И те образы, которые рассказывают о предстоящих событиях, - первый и самый поверхностный уровень. На более глубоких уровнях – это информация, как экологично прожить предстоящие неприятности, и как раскрыть ресурс или состояние, которое поможет в предстоящей ситуации. Если пойти еще глубже в работе с подобным сновидением, то можно осознать, чему важно научиться в непростой ситуации.

И если такое осознание возникнет еще до наступления предвиденной ситуации, можно не только мягко и без вреда себе и близким справиться с «темной» полосой в жизни, но и превратить её в радужную. Причём все знания и силы сновидец получит из многоуровневого послания собственного сновидения. Дополнительно можно почитать статью Ирины Зингерман о вещих снах.

Cны о «прошлых жизнях». В подобных снах можно увидеть глубинные или символические причины происходящего в жизни сновидца. Например, если сновидец встречает незнакомого человека, к которому испытывает чувство близкого родства и давнего знакомства, он может «заказать» сон и увидеть историю предыдущих отношений.

Возможен и другой вариант подобных снов, когда люди с какими-либо значимыми проблемами или страхами, не объяснимыми с позиций их жизненного опыта, могут осознать их причину, пережив ситуацию в сновидении, происходящем в другую эпоху в теле другого человека. Так, например, одна девушка в процессе работы с паническим страхом воды пережила между психотерапевтическими сессиями сон, в котором видела себя крестьянкой. Её топил муж, стоя в грубо выстроганной лодке.

Во сне клиентка достаточно четко понимала, что происходящее относиться к XVIII или XIX веку. После она рассказала, что осознала глубинные причины того, что ей мешало выстраивать долгосрочные отношения с мужчинами, которые она сама и разрушала. А ничем не объясняемый страх утонуть в воде стал постепенно уменьшаться. Подобные аналогии можно обнаружить практически в большинстве подобных реинкарнационных снов. Возможно, что для такой работы на первых этапах обучения может понабиться помощь специалиста или опытного сновидца.

И вне зависимости от того, есть ли на самом деле прошлые жизни, или это всего лишь результат игр нашего сознания, реинкарнационные сны, при раскрытии их посланий, могут оказать очень сильное влияние на жизнь человека.

Осознанные сновидения. Это особый вид сновидений, в которых человек становиться не пассивным наблюдателем происходящего, а режиссером или волшебником, который может сам управлять сюжетом. Многим такие сны снились в детстве, но, взрослея и теряя согласие с собой, люди теряют и эту способность. Во многих духовных и древних традициях практика осознанных сновидений стоит на втором месте после дневных медитаций и тренировок осознания. Навык управлять происходящим во сне переносится и на дневную реальность.

Сон внутри сна. Это так называемый «эффект матрешки». Подобные сны встречаются при обучении осознанным сновидениям. Переживания, как будто вы уже пробудились и начали заниматься своими повседневными делами, как вдруг вы «просыпаетесь» еще раз, и все повторяется заново. Это своего рода сновидческий «День сурка» в ускоренном просмотре.

Сны-визиты. Это сновидения, в которых происходит взаимодействие с умершими родственниками либо эмоционально значимыми людьми прошлого. Обычно такие сны несут важные послания.

Заказные (инкубированные) сны. Это сновидения, заказанные для разъяснения какой-либо ситуации. Обычно намерение увидеть подобное сновидение выстраивается в течение нескольких дней постоянным напоминанием о необходимости увидеть сон на заданную тему. Возможно обращение к каким-либо своим личным помощникам либо к охранителям сновидений.

Сны-инициации. Например, посвящения в шаманы. Особый вид сновидений, в которых переживается какие-либо эзотерические посвящения прошлого или даже ритуалы иных измерений. Возможно получение сакральных знаний.

Исцеляющие сновидения. Эта техника применяется опытными сновидцами для помощи себе в трудные моменты жизни или во время болезни. Так как в сновидении мы свободны от ограничений, исцеление проходит более результативно, чем в дневной реальности. Иногда подобные сновидения происходят без специально простроенного намерения, что говорит о сновидческих способностях человека.

Совместные сновидения. Встречаются у людей с высокой эмоциональной и духовной близостью. Иногда намеренно используются семейной парой или близкими людьми, чтобы лучше разобраться в какой-либо ситуации. Одну часть сновидения видит один, вторую - другой, и та часть информации, которая может быть сокрыта от одного, оказывается доступной другому. Также в подобных сновидениях возможен обмен информацией между людьми, находящимися далеко друг от друга.

Сны ясности. Это особое состояние, возникающее в результате духовной практики. Когда состояние осознанности не прерывается различными отвлечениями и становится беспрерывным, на смену сновидениям с образами приходит переживание ясного света, суть которого описать крайне сложно, но можно встретить в тибетских текстах.

В интегративной психологии существует масса техник работы со сновидениями. Многие своим источником имеют традиционные шаманские техники. Другие скорее похожи на буддистские практики наработки осознанности. Третьи - ближе к традиционной психологии. Мы видим, что за каждым образом стоят чувства, эмоции, переживания. Образы являются вторичными по отношению к чувствам, эмоциям, переживаниям. Они - лишь верхушечека айсберга. То же самое происходит и во сне. За теми образами, которые там проявляются, будут стоять определенные чувства, переживания, эмоции.

Подводя итог, можно сказать, что за каждым образом из сна стоят чувства, эмоции, переживания. Для двух разных людей один и тот же образ, скорее всего, будет говорить о разных вещах.  Один и тот же образ, приснившийся одному и тому же человеку в разное время, может означать разные вещи.

наверх