Тантра (индуизм)

Практика

В рамках шиваизма и шактизма было разработано огромное количество превосходных методов духовного развития. Среди них хатха-йога - практика, связанная с удержанием и расслаблением тела в определённых позах (асанах). Каждая асана:

  • Действует на тело практикующего, развивая его, оздоравливая, укрепляя и омолаживая
  • Изменяет распределение внутренней энергии, приводя её в движение по определённым нади, тем самым, развивая и очищая их, а также те или иные чакры
  • Каждой асане соответствует особое состояние сознания, своя медитация (санскр. дхьяна). (От слова дхьяна произошло китайское чаньна, вошедшее в название чань-буддизма; добравшись до Японии, слово чань превратилось в дзэн)

Медитация является основным методом многочисленных практик тантры и йоги. Например, в классической восьмиступенчатой йоге Патанджали, дхьяне соответствует предпоследняя седьмая ступень. Медитация - это состояние, при котором сознание полностью слито с объектом наблюдения, т.е. наблюдатель тождественен самому объекту и находится в состоянии полного осознавания происходящего.

Если объектом медитации является цветок, то медитирующий полностью ощущает себя только цветком, он реально и непрерывно чувствует свои лепестки, течение соков в стебле, то, как в нём соединяются энергия солнца с силой земли. Чаще всего объектами медитации являются само сознание или Бог. В тантрийской йоге считается, что настоящее познание чего-либо возможно только через медитацию, т.е. через полное переживание истины, а не с помощью одного лишь интеллекта. Интеллектуальное познание - это попытка понять истину умом, а медитация - ощущение её всем собой, где ум является лишь малой частью.

Другой эффективной практикой работы с телом, энергией и сознанием являются пранаямы (прана - вид энергии, яма - контроль). Начальные пранаямы используют связь между дыханием и состоянием внутренней энергии человека. Как и асаны, пранаямы очищают и развивают чакры и нади, успокаивают ум, изменяют состояние сознания. Высшие пранаямы не связаны с физическим дыханием, они могут менять природу человеческого тела и сознания, насыщая их Богом и делая их бессмертными:

"Если ты дышишь,... восходящий вверх огонь проявляет себя в качестве гуру, который проявляется как суть Истины; это рассеивает тьму ночи....Если энергия циркулирует, недолговечное физическое тело проявит мощь десяти миллионов солнц." Эти слова принадлежат бессмертному тамильскому сиддху Боганатару, который, согласно легендам, посещал с духовной миссией Китай под именем Лао-цзы, приняв облик китайца.

Тантрические методы аскетов, которых в одной только Индии около четырёх-пяти миллионов человек, реализуются в многочисленных тапасьях (практиках) предназначенных для того, чтобы трансформировать огонь сексуальной энергии в духовный огонь. Для непосвящённых такие тапасьи выглядят непонятно и зачастую шокирующе. Однако за экзотической внешней формой скрывается глубокий внутренний смысл.

Вот некоторые тапасьи, которые встречаются до настоящего времени. Мауна - молчание. Кхарешвара - непрерывное стояние в течении, как минимум, двенадцати лет. При этом нельзя нагибаться, садиться или ложиться даже во время сна. Для отдыха используют специальную подпорку, на которую можно только слегка облокачиваться. Эк-баху - непрерывное держание правой руки поднятой в течении двенадцати или более лет. Такая тапасья непременно должна быть завершена опусканием руки.

В тапасье панч-агни (пять огней), одной из самых древних, практикующий окружает себя четырьмя кострами и созерцает солнце как пятый, высший огонь. Полная панч-агни длится восемнадцать лет, при этом интенсивность костров постепенно увеличивается, так, что со временем тантрист оказывается поглощённым кольцом пламени. Каждый из пяти огней олицетворяет пламя, преображающее пять элементов тела, энергии и сознания в Божественные элементы.

наверх

Мантры и янтры

Мантра играет исключительно важную роль во всей тантрической практике. Мантра - это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения. Обычно слово мантра переводится как"очищающая ум или сознание", так как"ман"означает ум или сознание (манас), а"тра"- очищать. Другое значение этого слова, приводимое в некоторых Тантрах связано с переводом слога"ман"как знание и слога"тра"как"то, что спасает". Так утверждается:"Мантра так названа потому, что она спасает того, кто достиг совершенства (сиддхи) (в ее повторении) от пут перерождений через знание (манана) вселенной".

Мантра - это Абсолют, проявленный в звуке. Она - сама Шакти, единая с Шивой, проявляющая Себя как звуковая вибрация. Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации. Концентрируясь на этой энергии Бога, проявленной как звук, мы вступаем в непосредственный контакт с Высшим, в результате чего наше сознание очищается, и в конце концов мы получаем спасение от всех страданий. Существует множество мантр, которые при правильном отношении к ним и повторении ведут к высшему состоянию.

Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести садхака (практикующего) в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций. Процесс повторения мантры - это не скучное и безрадостное занятие, но живое и притягательное действо, во время которого мы вовлекаемся в сферу взаимоотношений со Всевышним (с Высшей Реальностью) и, погружаясь все глубже и глубже, проникаем в область сверхсознательного. Другими словами, с помощью повторения мантры мы постигаем свою истинную Сущность, которая есть вечное разумное блаженство (саччидананда).

Тантра содержит в себе эзотерическое знание о биджа-мантре. Биджа-мантра - это"семя-слог", обладающий внутренней скрытой потенцией или энергией, которая может быть раскрыта в результате его правильного повторения."Односложная биджа-мантра для тант-рической садханы (практики) то же, что и семя для дерева: как семя обладает потенциалом дерева, точно также и один звук может содержать в себе всю тотальность божественного в своей вибрации". Выражение биджакшара или"семя-слог", используемое в Тантрах для обозначения биджа-мантр, состоит из двух слов: биджа -"семя"и акшара, что означает как"слог", так и"нетленный".

В образовании различных биджа-мантр участвуют все слоги санскритского алфавита. При образовании той или иной биджа-мантры, несколько слогов группируются таким образом, что образуют единый"семя-слог"(биджа). Таким образом, каждый биджа ("семя-слог") на самом деле состоит из нескольких слитых воедино букв или слогов. Каждый из этих составляющих слогов имеет определенное символическое значение.

Каждая биджа-мантра заканчивается точкой в полукруге (этот знак называется анусвара), которая при написании ставится над слогом и означает назализацию звука (т.е. (м) или (н), произносимое в нос). Сама точка (бинду), завершающая"семя-слог"(биджа), представляет из себя символическое выражение изначального состояния единства Шива-Шакти (или Абсолюта и Его энергии самопостижения). Бинду является символом освобождения, так как с помощью концентрации на внутренний назализированный звук при повторении биджа-мантра с ощущением изначального единства Шива-Шакти достигают освобождения.

Каждое Божество (то есть каждый аспект Бога) имеет свою биджу. Ученик получает биджа-мантру от гуру во время посвящения и, таким образом, входит в непосредственный контакт с тем или иным аспектом Бога. Семя посеивается в почву, которая вспахивается, очищается и поливается. Подобным образом биджа-мантра помещается в сердце ученика, чистое и орошенное водой Божественной милости.

Знание биджа-мантр и тайной науки их практического применения - отличительная особенность всей тантрической системы."Считается, что биджа-мантра содержит в себе всю потенцию и полное значение доктрины. Целый трактат, состоящий из тысяч, стихов, может быть уложен в несколько стихов, затем суммирован в несколько строк и, наконец, сокращен в биджа-мантру, которая хотя и является самой маленькой звуковой единицей, будет сохранять в себе полную силу всей доктрины". Даже после самого повторения биджа, ее воздействие продолжается. Энергия, хранящаяся в каждом таком"семя-слоге", может быть актвивизирована и приведена в действие.

Утверждается, что сила той или иной биджи может быть сконцентрирована в головном центре аджна и пробуждаться к действию по желанию. Такие биджа-мантры как ОМ, ХРИМ, КРИМ, ШРИМ, КЛИМ, ХУМ, ПХАТ и др., по-отдельности или в различных сочетаниях, широко используются во всей тантрической традиции. Для человека со стороны смысл таких"семя-слогов"остается неведомым и повторение их может показаться"невнятным бормотанием магических формул", или чем-нибудь в этом роде. На самом же деле - в каждой из биджа-мантр содержится глубокое смысловое значение.

Биджа-мантра ОМ - самый могущественный звук, источник всех мантр и ключ к Реализации. Он состоит из трех звуков: А-У-М, которые символизируют три функции по отношению ко вселенной: А -творение (Божество - Брахма), У - поддержание (Вишну) и М - разрушение (Шива). О мантре ОМ говорят как, о царе всего звучащего, матери вибраций, квинтессенции всего космоса, ключе к вечной мудрости и силе. Пранава является изначальным звуком, из которого рождается вся вселенная, которым она поддерживается и в который она входит после растворения.

Повторение бидж и других маитр пронизывает все аспекты тантрической практики. Каждая биджа может повторяться как отдельно, так и в сочетании с другими мантрами, в зависимости от совершения того или иного вида духовных упражнений или ритуалов. Вот несколько биджа-мантр с расшифровкой их внутреннего смыслового значения:

Хрим - называемая Майя-биджа - это биджа-мантра богини Бху-ванэшвари, Матери вселенной, женской энергии сфер. Слог"ха"означает Господа Шиву,"ра"- Шакти, длинный"и"- махамайя (трансцендентную иллюзию), назализированный звук"м"(или"н") - источник вселенной (Шива-Шакти) или звук освобождающий от страданий.

Шрим - Лакшми-биджа - биджа богини Лакшми, божественной супруги Вишну. Выражает женскую энергию изобилия и разнообразия. Может повторяться для приобретения чего-либо и с целью получения наслаждений."Ша"- означает трансцендентную божественность изобилия,"ра"- богатство,"и"- достижение или удовлетворение,"м"- безграничность или освобождение от страданий.

Хум - курча-биджа - биджа Шивы. Слог"ха"означает Шиву, длинное"У"- Бхайрава или разрушительный аспект Шивы, звук"м"означает высшего Освободителя от страданий (т.о., все три составляющих слога являются различными аспектами Шивы). Эта биджа - охранительное оружие, так как она вызывает силу Шивы, который является как созидающим, так и разрушающим; Он спасет от страданий.

Крим - Кали-биджа - биджа Кали, выражающая власть над творением и разрушением. С помощью повторения этой мантры устраняются все преграды."Ка"- означает Кали,"ра"- Абсолют (Брахман),"и"- транцендентную силу иллюзии (махамайя);"м"- изначальный звук, освобождающий от страданий.

Клим - Кама-биджа - биджа-мантра бога любви Камы, или - биджа любовного желания Шивы или Кришны в образе Камадэва (бога любви). Выражает удовольствие, наслаждение, блаженство,"ка"- символизирует Камадэва, или трансцендентное любовное желание (Кама),"ла"- означает силу Индры или бога пространства (или Небес); долгий"и"- удовлетворение и счастье,"м"- освобождение.

Существует также множество других биджа-мантр, таких как Айам - биджа богини Сарасвати, Кром - еще одна биджа Шивы, Пхат - биджа, используемая для разрушения или растворения негативных сил и воздействий, Дум - биджа богини Дурги, Ган - биджа бога Ганэши, и т.д.

Мантры, используемые в соответствии с практикой кундалини-йоги обладают безграничной силой. Сила мантр разнообразна. В некоторых мантрах преобладает воля, в других-наслаждение; в некоторых доминирует творческая сила, в других - разрушительная, в некоторых преобладает покой.

Мантры подразделяются на мужские, женские и нейтральные. Такие мантры как ХУН, ПХАТ - мужские. Такие как ХРИМ, КРИМ, СВАХА - женские. Мантра НАМАХ - нейтрального рода. Поэтому, если мантра, состоящая из нескольких слогов или слов заканчивается на ХУМ, ПХАТ - она считается мужского наклонения, если на СВАХА - женского, на НАМАХ - нейтрального.

Мантры, состоящие из нескольких слогов или слов, имеют как-бы различные части тела. Так пранава, находящийся в начале мантры, как, например, в мантре ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ, является"лицом"мантры, гласные являются"сердцем"мантры и т.д. Как уже говорилось, различные биджи и более длинные мантры используются в различных медитативных упражнениях, ритуалах и обрядах, в связи с концентрацией на различные аспекты Божественного.

Существуют мула-мантры, или"коренные", основные мантры для той или иной традиции. Каждое из основных Божеств, имеет свои мула-мантры. Так, мула-мантра Шивы - ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ; мула-мантра Вишну или Нарайяна - ОМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ. Мула-мантры обладают огромной силой и повторяются как основные поклонниками соответствующих тантрических традиций. Мантры обычно повторяются на четках, и тогда этот процесс называется джапа.

Другим типом мантры является аджапа-мантра, или мантра, которая мысленно произносится с дыханием и не отсчитывается на четках или пальцах. Такая аджапа-мантра именуется великой мантрой освобождения. Мантра, повторяемая после совершения пранайамы (дыхательных упражнений), считается особенно действенной и называется мантра-джапа. Мантры, произносимые во время богослужения (пуджа) и ритуалов небольшое количество раз, не нуждаются в использовании четок.

Джапа (или повторение мантр на четках) бывает трех видов: манаса, упамшу и вачика. В манаса-джапе следует повторять ее слоги (или слог) мысленно, постигнув смысл мантры. При этом возможна визулизация каждого санскритского слога мантры во время такой мантра-медитации. Манаса-джапа - признается наивысшим уровнем повторения мантры. В упамшу-джапа - садхака, концентрируя сознание на Божестве, слегка двигает языком и губами и его повторение может быть едва слышно. Такой уровень повторения считается средним. В вачика-джапа - мантра повторяется вслух. Такой уровень повторения признается наихудшим.

Четки, используемые для повторения мантр, бывают разных видов, в зависимости от Божества, которому поклоняются, а также по количеству бусин. Традиционным количеством бусин для повторения является 108 (священное число; такие четки называются уттама (наилучшие). Однако для различных целей могут использоваться также четки из 55-ти (мадхьяма - средние), 28-ми (адхама - наихудшие) бусин, а также из 100, 50, 30, 27,15, 14, 10, 8 бусин.

Круг четок, находящихся на нити или шнуре, завершается одной большой бусиной (109-ой в случае 108-ми бусин), которая называется Мэру и символизирует непосредственно то Божество, которому поклоняются. После каждой бусины обычно делается узел на нити, что делает повторение удобным. Различные четки (мала) используются в случае поклонения различным Божествам и в различных ритуалах и медитациях.

Четки могут быть сделаны из разных материалов: дерева, кристалла, золота, серебра, меди, жемчуга, корала, слоновой кости, раковины и т.д. Для повторения мантр, обращенных к Ганэше - рекомендуется мала (четки), сделанные из бивня слона (гаджаданта-мала), для Вишну-мантр - четки из священного дерева туласи (туласи-мала); для Шива-мантр - четки из семян священного дерева рудракши (рудракша-мала); для Кали-мантр - металлические или из кристалла, или рудракши; Маха-шанкха - (или Рахасйя) мала (четки, сделанные из несгоревшей части человеческого черепа) предписываются для определенных Дэви – и Шива-мантр.

Четки, даваемые гуру во время мантра-дикша, обладают особой силой. Только от гуру могут быть получены наставления относительно того, как следует правильно повторять мантру, как использовать мала (четки), как хранить их и т.д. Повторяя мантры, полученные от гуру с самоотдачей, утвердившись на великом пути мантра-йоги, садхака через определенный период времени достигает мантра-сиддхи (совершенства в результате повторения мантр) и, в конце концов, достигает исполнения всех желаний и полного освобождения.

Янтры

Также в практике тантры используются янтры, которые тесно связаны с мантрами. Янтра (дословно - машина, работающее устройство) - это рисунок в виде диаграммы, который, подобно мантре, обладает силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. Мантра является звуковым воплощением энергии, а янтра - её зрительным воплощением. Подобно тому, как звуки музыки могут быть записаны нотами, так же и мантра может быть изображена соответствующей янтрой. Сложные янтры называют мандалами. Янтры рисуются на шёлке, коре определённых деревьев, меди, золоте или теле; процесс создания янтры сам по себе является особым ритуалом.

Для медитации янтру созерцают так, чтобы она "затянула" сознание в себя. Зачастую, чтобы усилить эффект, янтру созерцают, произнося соответствующую ей мантру; изображения многих янтр содержат вписанную мантру.. Тантрическая пуджа или богослужение погружает человека в таинство самосозерцания и общения с Божеством. Тантрическая пуджа отличается от богослужений, проводимых в обычных храмах своим особым эзотеризмом, медитативностью и проникновением в глубины всего сущего.

Янтры не только созерцают, их также визуализируют внутри своего тела. Некоторые янтры имеют большие размеры и нарисованы на земле. Такие янтры используют для проведения внутри них специальных пудж (ритуалов поклонения); при этом янтра работает как устройство, проявляющее Божественную энергию. Дхуни (яма для ритуального возжигания священного огня) также является янтрой.

В тантре все предметы и явления рассматривают как своеобразные янтры; даже вся Вселенная - это бесконечная космическая янтра. Самой же лучшей янтрой считается тело человека. Так, асаны (позы) хатха-йоги - это не что иное, как янтры, сформированные из тела. Каждая такая "телесная янтра" создаёт присущую только ей энергию, которая и "работает" в данной асане. Особую роль имеет практика, при которой индивидуальное сознание воспринимается как янтра, позволяющая выйти за его собственные пределы.

наверх

Пуджа - тантрическое богослужение

Пуджа бывает двух основных видов: внутренняя или ментальная (манаса-пуджа) и внешняя (бахья-пуджа). Внутренняя (манаса) пуджа признается как наилучшая. Как утверждают некоторые Тантры, совершение внешних ритуалов бахья-пуджи без мысленной или внутренней манаса-пуджи - бесполезно. Искать Бога где-то во вне, пренебрегая Богом внутри самого себя, - это то же самое, что искать стекло, пренебрегая драгоценным камнем каустубха, лежащим в твоей собственной ладони.

Совершение внешних ритуалов является достаточно важным на определенных ступенях практики во многих тантрических традициях. Однако основной акцент в любом случае должен падать на внутреннее созерцание и состояние сознания поклоняющегося. Когда садхака достигает высоких ступеней практики и уже полностью утвердился в медитации с использованием внешних образов и элементов поклонения, он становится способным предаваться чисто внутренней медитации или созерцанию.

На этом уровне уже нет необходимости в каких-либо внешних предметах или действиях, которые ранее служили цели осуществления концентрации сознания и удержания его на объекте медитации. Шри Рамакришна говорил:"Стрелок учится стрелять, поначалу выбирая своей целью большие и широкие предметы и достигает в этом большой легкости. Эти большие предметы обеспечивают ему ту легкость, с которой он может затем уже стрелять в меньшие метки на мишени. Так, когда сознание уже натренировано на образах, имеющих форму, для него становится легким концентрироваться на том, что не имеет формы".

Во время пуджи, производится приношение Божеству различных предметов (упачара), которые выражают собой как все стихии материальной Природы, так и качества самого поклоняющегося, которые он приносит в жертву Абсолютному. При таком жертвоприношении необходима глубокая внутренняя самоотдача (атма-самарпана). Для совершения пуджи, поклоняющийся, очистив место сидения со специальной мантрой и движением руки, садится в медитативную позу (падмасана или сиддхасана) с лицом, обращенным на восток или север.

Сначала следует совершить поклонение гуру (гуру-вандана), произнеся с соответствующей концентрацией мантры, посвящаемые гуру. Затем произносятся мантры Ганапати (ганапати-вандана) для того, чтобы он ниспослал свое благословление на проведение обряда. Мантры, обращенные к другие Божествам, также могут быть произнесены с той же целью. Затем следуют различные медитативные и охранительные действия, такие как ньяса, или определенные приложения рук к телу, сопровождаемые соответствующими мантрами; бхуташуддхи - очищение элементов или материальных стихий, из которых состоит тело; кавача - защита от каких-либо неблагоприятных воздействий и т.д.

Все эти действия имеют своей целью очистить совершаемый обряд, мысленно очистить тело поклоняющегося и помочь ему осознать тот факт, что оно является обителью Божества (дэвалайя), а также охраниться от негативных сил, которые могут помешать совершению ритула. Такие действия, совершаемые как простая формальность, не имеют своей силы.

Затем совершается пранайама, или дыхательное упражнение, которое должно привести сознание и тело в подходящее состояние, когда прана или жизненная энергия хорошо распределена по телу. После пранайамы садхака сидит прямо и не двигаясь и, постепенно расслабив мысленно свое тело, сосредотачивает свое внимание в определенном центре (чакре) тела и следит за своим дыханием. Со вдохом и выдохом он мысленно повторяет аджапа-мантру (непроизносимую вслух мантру) согласно тому, как его наставлял учитель. При таком внутреннем повторении, садхака осознает:"я есть То", и, таким образом, постигает свой Дух (Атман) или самого себя, как Высший Абсолют (Параматман).

Далее, садхака представляет себе, что этот Абсолют, то есть он сам как Душа, пребывает в одном из центров тела (чакра) в форме избранного Божества (ишта-дэвата). Садхака является одновременно как Абсолютом (как Высший Дух), так и поклоняющимся Ему (как сознание и чувство"я"). Осознавая себя таким образом, он совершает медитацию (дхьяна) на избранный аспект Божества, пребывающий в определенном чакре тела. Для усиления такой медитации, производится действие, известное как ньяса. Во время медитации поклоняющийся (упасака) как бы приглашает Божество, имеющее определенные формы и особенности явиться ему для совершения поклонения.

Когда Личное Божество является, садхака созерцает Его в своей чакре и совершает поклонение. Во время поклонения Божеству предлагаются различные предметы, которых может быть 5, 18 или более - в зависимости от обстоятельств. Наиболее традиционным является предложение пяти элементов - панчапачара, которое завершается предложением пищи (найведья).

Вот эти элементы (упачара), предлагаемые Божеству, с указанием соответствующих элементов материальной Природы, их биджа-мантрами и качеств поклоняющегося:

Качества или духовные состояния, которые поклоняющийся приносит в жертву Абсолюту - требуют некоторой расшифровки. Так Снэха - ознакомленность или знакомство - означает"взаимоотношение знакомого"по отношению к Божеству. Вишваса - это вера в то, что поклоняющийся будет защищен Божеством, которому он поклоняется. Это отношение к Божеству как к верному другу. Саммана - это восхищение величием Божества, которое поклоняющийся проявляет во время медитации. Это отношение к Божеству как к глубокоуважаемому Хозяину, или Учителю.

Бхакти - это сильная любовь. Поклоняющийся воспринимает Господа (или Богиню) как"своего"("свою"). Рьяна - это знание той истины, что поклоняющийся и объект поклонения являются Одним. Это только лишь знание, но еще не настоящая реализация этого знания. Тадатмьябодха - это реализация тождественности поклоняющегося и объекта поклонения.

Таким образом, предложение вышеперечисленных элементов (упачара) Божеству - это не что иное, как принесение проявленной материальной природы в жертву Абсолюту. Предлагая каждый предмет, садхака поднимает в своем сознании ассоциации со вселенской стихией - воды, земли, огня и т.д., и, таким образом, пуджа принимает характер вселенского жертвоприношения Вечному.

Самоотдача поклоняющегося заключается в том, что он полностью предается Высшему, мысленно сжигая в огне жертвоприношения свое тело, чувство, сознание. В результате, если такое жертвоприношение успешно, поклоняющийся непосредственно постигает возврат материальной вселенной в изначальное состояние единства с Абсолютом (т.е. - процесс нивритти), возврат своего собственного тела, сознания и чувств в состояние единства с Абсолютом, состояние недвойственности,"Одного без другого". Состояние такого Единства (самарасйя) - есть высшая цель тантрической практики.

Если производится внутренняя или ментальная манаса-пуджа, то никаких материальных предметов не используется - все элементы визуализируются внутренним созерцанием и предлагаются Божеству, пребывающему в одном из чакр тела. Если же совершается внешнее поклонение (бахья-пуджа), то садхака переносит ишта-дэвата (избранное Божество) из своего чакра в мурти или изображение Божества, находящееся перед ним, и затем предлагает материальные предметы-благовония: ароматизированную воду, сандаловый порошок, огненный светильник, цветы и специально приготовленную пищу.

Из этих элементов предложения - первые пять символизируют пракрити, или материальную природу, в то время как последний (шестой) - пища (найведья) - представляет Пара-Пракрити, или Высшую Природу. Это - Амрита или нектар бессмертия. При совершении внешнего поклонения (бахья-пуджа) количество предлагаемых элементов (упачара) может быть увеличено и равняться 10, 16, 18 или 64. Однако все эти варианты расширенного поклонения - это просто разработанные формы предложения основных элементов материальной природы (панчапачара).

Другой важной частью пуджи является повторение мантра-джапы. Обычно оно совершается после предложения упачара и является продолжением интенсивной медитации на Высшее в форме Личного Божества. Однако возможна и другая последовательность, когда непосредственно поклонение завершается предложением упачары. В случае бахья-пуджи обряд заканчивается тем, что садхака возвращает Избранное Божество в чакрам своего тела и, осознавая полное Единство, произносит заключительные мантры. В случае ментального поклонения (манаса-пуджи), переноса Божества не требуется и пуджа завершается постижением Единства и произнесением соответственных мантр.

наверх

Чакры и Кундалини-йога

Уникальным открытием Тантры является Учение, создающее мост между материей и разумом, телом и духом, индивидуальным и универсальным: Учение о чакрах – психических и энергетических центрах материального тела. В чакрах содержится информация о взаимосвязях человека и о его энергетической структуре. Разным чакрам соответствуют разные пласты сознания, разные уровни восприятия одним и тем же человеком окружающего мира.

В традиции индуистской тантры есть много различных школ, отличающихся между собой, главным образом, лишь поклонением различным божествам, но объединяемых тем, что все они содержат несколько ступеней совершенствования, следующих одна за другой. Садхака (практикующий) на первых ступенях очищает свое физическое тело посредством специальных очищающих процедур: носовые пазухи, кишечник, желудок, также выполняя регулярную работу с телом: кундалини-йогу. Поднимаясь от чакры к чакре, кундалини включает причинно-следственные связи, вследствие чего в жизни человека возникают возможности отработать ситуации, явившиеся причиной данного воплощения.

Далее в практику вводится контроль над дыханием – пранаяма – и упражнения для подъема и трансформации энергии – мудры. На высших ступенях совершенствования для работы с внутренней энергией добавляются практики с чтением мантр и созерцанием янтр.

Согласно тантре, человек имеет сознание, энергию и тело. Тело - наиболее плотная,"материальная"часть. Тело само по себе может существовать лишь в качестве трупа. Живым его делает энергия, циркулирующая в особых энергоструктурах, которые называются чакрами и нади. Нади (букв."потоки") - это каналы, по которым в организме движется энергия. Нади сходятся и пересекаются в семи чакрах (букв."колёсах", или"вихрях"), расположенных вдоль оси тела, примерно соответствующей позвоночнику.

Чакры - это"ёмкости", в которых энергия накапливается, преобразуется и хранится. Энергия, чакры и нади находятся в пределах тела, но в иных (более"тонких") пространственных мерностях. Существуют тысячи нади (иногда называют точные числа - от 72.000 до 300.000), отходящих от сушумны - центрального канала, пролегающего внутри позвоночника. (Заменять всюду слово"энергия"термином"прана", как это принято на Западе, неверно, так как на самом деле прана - только один из пятнадцати видов энергии.)

Чакры и нади под воздействием специальных практик помогают пробудить высшие духовные способности человека. Самая нижняя чакра - муладхара - расположена в основании корпуса. В ней пребывает энергия кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания и слияния с Богом. В дремлющем состоянии муладхара представляет инстинктивную природу человека, центр как страстей, так и инерции, но будучи пробуждённой - его духовный потенциал и незыблемую основу. Свадхистана расположена над муладхарой, в области нижней части живота.

В обычном состоянии эта чакра - сексуальный центр, центр подсознательного, хранилище всех переживаний и стремлений. Пробуждение этой чакры связано с преображением всего подавленного и забытого, с трансформацией сексуальной энергии. На уровне верхней части живота находится манипура, представляющая волю и действие. Кроме того, обычно она отвечает также за выработку негативных эмоций типа гнева. Её пробуждение даёт новую постоянную основу для кундалини (которой раньше была муладхара) и укрепляет подвижника в духовной практике.

Анахата расположена на уровне сердца и грудной клетки и связана с любовью и состраданием, творческой силой и способностью преодолевать свою судьбу. Вишуддха находится в области горла и является центром различения, ориентации в жизненных ситуациях и приятия жизни во всех её проявлениях. Аджна расположена на уровне межбровья и связана с деятельностью сознания, в частности интеллектом и осознаванием. Сахасрара находится в области макушки головы и является венцом восходящего сознания, переходом к запредельному.

Пробуждённая кундалини, которой трудно управлять, отождествляется с богиней Кали, склонной к разрушению. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она превращается в Дургу, прекрасную богиню. На разных уровнях пробуждённая кундалини проявляет себя как творческая энергия, и сообразно с уровнем проявления её о тождествляют с Лакшми, Сарасвати, Парвати и другими проявлениями Шакти. Когда кундалини достигает сахасрары, это отождествляют с майтхуной (соединением) Шивы (сознания) и Парвати Шакти (кундалини), раскрывающей в человеке высший уровень Божественного Сознания.

Майтхуна является тантрической техникой, которая более всего привлекает людей западного мира, в большинстве случаев ошибочно принимающих ее как потворство своим собственным сексуальным аппетитам, а не как средство овладения ими. Ритуальные сношения – это мощное средство для подъема энергии Кундалини, позволяющее держащему себя по самоконтролем йогу поднять свою энергию к высшим планам. Майтхуна – это одно из пяти действий, находящихся под общим запретом среди индийских йогов, но используемое тантристами школы Бон Марг или"левого пути".

Первыми четырьмя действиями являются ритуальное поедание рыбы, мяса, ритуальное же употребление спиртных напитков и выполнение определенных мудр, все из которых тантристы совершают в строго предписанной манере, как прелюдию к Майтхуне. Во время ритуала тантрист молчаливо совершает"джапу"(безмолвное произнесение) своей собственной мантры, данной ему гуру, а временами повторяет некоторые другие мантры. Во время самой Майтхуны йог внимательно выполняет установленные ритуальные действия, включая и то, где и как касаться тела своего партнера.

В Майтхуне мужчина пассивен, женщина активна; движений мало, так как целью является скорее подъем энергии, нежели достижение кульминационной точки. Во время сношения тантрист молча повторяет мантру, такую как, например,"Ом, о богиня сверкающая в огне моего"Я", используя ум, как жертвенный черпак, я, вовлеченный в работу органов чувств, приношу эту жертву".

В момент эякуляции он должен повторять мантру, которая освящает его семя, как жертвоприношение (Бхараи, 1970). Ключом к майтхуне, точно также как и целью всех тантристских практик, является бесстрастие, рождаемое в Самадхи. Это желание превращает энергию желаний в энергии высших планов. Тантрические тексты часто повторяют (Eliade, 1970, p.263):"Путем тех же действий, что заставляют некоторых людей гореть в аду в течение тысяч лет, йогин получает вечное спасение".

Язык тантры скрытен и допускает много интерпретаций. Действия, которые постороннему взгляду могут показаться неуместными, могут иметь внутри тантры специальное, более глубокое значение. Одним из примеров такого двойного значения в тантре является"капала"– чаша, сделанная из человеческого черепа и установленная на серебряной подставке. На описании к ней в музее можно прочесть:

"Сосуд содержит Амриту, используемую для совершения эзотерических ритуалов. Те, кто имеют такие дуалистичные представления, как чистое и нечистое, не могут и помыслить об использовании человеческого черепа. Но тантристы, достигшие трансцендентальной мудрости, не имеют предрассудков, и для них золотой кубок и человеческий череп одно и то же. Черепа использовались для символизации такого отношения".

Одним из современных вариантов Кундалини йоги является"Сиддха йога", которой обучает Свами Муктананда (Амма, 1969, Муктананда, 1969, 1970). Практика этой системы начинается с таких традицинных методов, как Асана, Пранаяма, песнопения, джапа. Начинающему даются инструкции к медитации над мантрой"Гуру Ом"или мантрой"со-хам"на каждом дыхании. Муктананда делает акцент на отношениях гуру и ученика.

Сердцевиной тренировок в Сиддха йоге является традиция, при которой гуру предоставляет ученику возможность прямого, мгновенного трансцендентного переживания. Этот процесс, называемый"шактипат дикша", является посвящением посредством слова, взгляда или прикосновения. При этой передачи Шакти (энергия Кундалини) ученика, приблизившегося к своему учителю с любовью, благоговением и верой, поднимается.

Когда это происходит, все другие практики могут быть отброшены. Внутренняя деятельность Кундалини порождает спонтанную медитацию, Пранаяму, Асаны, Мудры без предшествующей этому тренировки или волевых усилий ученика. Говорят, что этот процесс очищения через"шактипат"занимает от трех до двенадцати лет. За этот период он трансформирует всю личность ученика, который отказывается от своего"ограниченного я".

Ученик приобретает чувство"единства со всепроникающим Космическим Интеллектом". Муктананда описывает этот процесс с помощью образов и терминологии, относящихся к Кундалини (1970, стр.54): "... Кундалини, пребывающая в Муладхаре, постепенно восходит вверх, пронизывая на своем пути чакры, пока не достигает Сахасрары – тысячелепесткового лотоса на макушке головы... и духовные устремления ученика осуществляются". Во время"шактипат"медитирующий может переживать широкую гамму непроизвольных реакций.

В их число входят сильные приступы радости, вялости или возбуждения; причудливые телесные позы, жесты, дрожь или танцевальные позы; чувства изумления или страха; периоды боли во всем теле; различные движения внутри, дрожь в мышцах, спонтанная глубокая медитация; видения световых образов, божеств или райских пейзажей, сопровождаемые огромной радостью и блаженством; и наконец, существует еще"божественный свет с неописуемым блеском"или тонкий внутренний звук во время медитации (Муктананда, 1970).

Эти феномены служат цели очищения медитирующего до такой степени, чтобы он смог поддерживать"турийя"(состояние, близкое к Дхьяне) во время трех обычных состояний: сна без сновидений, сна со сновидениями и бодрствования. В дальнейшем он достигает состояния"турийятита", когда Кундалини обосновывается в верхней чакре, Сахасраре. Человек в этом продвинутом состоянии забывает телесное сознание, наслаждается неописуемым блаженством и глубоким спокойствием и достигает"плодов йоги", оставаясь"всегда погруженным в высшее состояние", что бы он ни делал.

Всякое действие он выполняет умиротворенно и спокойно. Ученик Муктананды Амма (1969, стр.11) говорит об одном их этих состояний:"Для него не существует ничего, что нужно было бы сделать или чего нужно бы было достигнуть; тем не менее он принимает участие в мирской деятельности, оставаясь при этом ее свидетелем". Человек в состоянии"турийятита"становится"сиддхой", что означает, что он обладает сверхъестественными психическими силами, к числу которых принадлежит способность пробуждать по своему желанию Кундалини в других.

Среди всех традиционных систем медитации Тантра-йога одна видит в достижении йогом сиддх или сверхестественных психических сил ознаменованиие завершения его пути. В одном тантрическом тексте говорится:"Всякая садхана прекращается, после того как она приносит свои плоды в виде сиддх". Некоторые тантрические практики разработаны специально для того, чтобы развивать определенные сиддхи, такие как телепатия. Одной из причин, по которой сиддхи могут означать освобождение для некоторых, является то, что обладание этими силами подразумевает нахождение в высоком состоянии. Но медитация остается корнем всех тантристских практик; подъем Кундалини – средство, Самадхи – цель.

наверх

Панча макара. Сексуальная Тантра

Одна и та же техника или пуджа на разных ступенях тантры выполняется по разному. То, что на первых ступенях тантры может выглядеть как внешний ритуал поклонения, на более продвинутом этапе практики становится работой с внутренней энергией, а затем - с сознанием. Это происходит естественным образом: по мере продвижения тантриста, его внутренний опыт становится всё более глубоким - практикующий начинает реально ощущать самого себя не только телом, но и энергией и сознанием.

В качестве примера рассмотрим известную тантрийскую практику очищения панча макара садхана (практика пяти"м"). На начальном этапе при его выполнении употребляют немного мяса (манса), рыбы (матсья), зерна (мудра), вина (мадира) и практикуют сексуальное соединение с партнёром (майтхуна).

Зерно соответствует земле, рыба - воде, вино - огню, мясо - воздуху, секс - пространству. Практикующий этот ритуал осознанно использует каждое из первых четырёх"м"для пробуждения и активации соответствующих собственных энергии и элемента. С их помощью намеренно активируется сексуальная энергия. В следующем затем сексуальном соединении тантрист отождествляет себя и партнёра с двумя божествами (как правило, это Шива и Шакти). Визуализация (представление) этого должна быть настолько сильной, чтобы практикующий реально увидел и почувствовал себя и партнёра как соответствующие божества.

Возникающее состояние возбуждения используется для открытия осознаванию тех глубин сознания, которые обычно недоступны. При этом сексуальная энергия, отделённая от сопутствующих ей обычно эмоций и желаний, пополняет оджас - тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм. Поднимаясь вверх, в сахасрару, оджас разжигает теджас - огонь сознания, который усиливает медхагни - огонь ума и восприятия; теджас и медхагни сжигают все затемнения в сознании.

С помощью силы теджаса и медхагни осуществляется"внутренняя майтхуна"- внутренняя Шакти (т.е. кундалини) сливается с внутренним Шивой (т.е. сознанием). Сознание, освобождённое силой Шакти из плена материального мира устремляется к Несравненному, вечному Центру, океану единственной Реальности, Божественному.

Не всякий практикующий тантру способен правильно выполнить такую панча макару. Что же касается людей несведущих, то, услышав о подобном ритуале и дополняя своё незнание бурными фантазиями, они составляют чудовищно искажённое мнение о тантре как о пьяном разврате. Из-за человеческой склонности всё интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, её достраивают до целого в силу собственных представлений о нём. В этом одна из причин того, почему тантра всегда сохранялась в тайне. В тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом.

Древние учителя тантры осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования. В этом отношении очень интересен символический смысл многих древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо, которому в 1999 г. исполнилось 1000 лет.

Фасады таких храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей Энергии. Если человек остаётся снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Войдя же внутрь, он находит только Божественное.

Во внутренней панча макаре пять"м" приобретают иное значение: зерно - это асаны (позы), способствующие свободному движению энергии, в т.ч. кундалини, рыба - это пранаямы (особое дыхание), очищающие энергетические каналы, вино - это амрита (нектар бессмертия, особая энергия), рождающаяся в голове и опускающаяся из неё в тело, мясо - это речь, представляющая энергию всего организма, секс - это"внутренняя майтхуна", т.е. соединение кундалини с сознанием в сахасраре, приводящее к слиянию индивидуального сознания с Божественным.

Высшая ступень этой практики называется адхидайвика (т.е. запредельная) панча макара и связана с полным очищением пяти элементов тела, энергии и сознания. В итоге все они проясняют своё состояние до изначального состояния сияющего света, из которого были когда-то сотворены. Предварительная стадия этого процесса выглядит как переход физического тела к состоянию идеальной юности. Дальнейшие преобразования реализуют"тело золотого света"- высшее состояние Божественного бессмертия. На пути к этому, человек преодолевает пять барьеров:

  • Нарай (седину)
  • Тирай (замутнённое видение)
  • Муппу (старость)
  • Ной (болезнь)
  • Маранам (смерть)

В ходе этого процесса проявляются восемь сверхъестественных сил, или сиддх:

  • Анима - способность по собственной воле уменьшаться до размеров атома
  • Махима - способность бесконечно расширяться
  • Карима - способность становиться тяжёлым
  • Лахима - способность становиться лёгким, как пёрышко
  • Прапти - полное знание о прошлом, настоящем и будущем, способность проникать куда угодно
  • Прахамиям - способность осуществлять все свои желания, совершенная проницательность ума и чувств
  • Эсатхувам - полная власть как над живыми, так и над неживыми объектами во всей Вселенной
  • Васитхувам - способность управлять всем при помощи мысли и слова

Вот как тантрийские святые описывают реализацию тела золотого света:

"Было время, когда я презирал тело, но затем я увидел Бога внутри него. И тогда я осознал, что тело - храм Господа и стал относиться к нему с огромной заботой."
"Всевышний Господь, наделивший меня Знанием, вошёл в меня и, проявив Себя в плоти моего тела, навечно поселился во мне."
"Посредством воспламенения солнца и луны, находящихся в муладхаре, даже волосы стали мягкими, нежными, сияющими и излучающими свет."
"Если человек достигает прочного единства с прекрасной Божественной Шакти, то... морщины на его коже и седина в его волосах исчезают, и он снова становится молодым."
"Тот, кто обладает знанием... может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением Божественного"(Тирумулар).
"Я молился о лучезарном теле, которое было бы вечно... Он исполнил то, о чём я молился, и теперь у меня такое тело... О люди, ищите убежища в моём Отце - властителе Неописуемого Великолепия, делающего даже материальное тело бессмертным!.. Господи! Вечная Вселенская Любовь наделила меня золотым телом и слилась с моим сердцем. Растворившись во мне, Ты Светом Милости алхимически преобразила моё тело."

Последние слова принадлежат Рамалинге Свамигалу, святому из Вадалура (юг Индии), который 30 января 1874 года в присутствии учеников исчез во вспышке фиолетового света.

Обретение тела и соединение с пороками

Если тантрист совершает майтхуну садхану со своим телом, то он получает тело и становится его господином. Вот что это означает. Соединиться с телом - значит соединить с телом своё сознание, т.е. начать осознавать тело. Осознавание символизируется как сексуальное проникновение внимания в тело - в каждую его клетку - и соединение их в одно целое.

Тантра говорит, что человек по-настоящему получает тело только тогда, когда начинает осознавать его. Осознавание приводит тело в порядок, даёт тантристу исчерпывающее знание всех его функций и умение управлять ими. В результате практикующий сам становится господином своего тела, и теперь оно подчиняется ему, а не наоборот. Если тантрист совершает майтхуну (соединяется) со своими пороками, то пороки преобразуются в добродетели.

Происходит это так. Тантра рассматривает все качества человека как проявления его внутренней энергии. Отрицательное качество - это проявление загрязнённой энергии. То, что воспринимается как загрязнение энергии, на самом деле является нарушением её правильного течения. Это могут быть завихрения потока или заторы на его пути. Именно они проявляются как пороки, изъяны, несовершенства, недостатки. Сама энергия чиста и безупречна, это Шакти, изначальная Божественная энергия.

Всё, что нужно сделать - это освободить энергию. Для этого соединяют сознание и энергию, т.е. начинают осознавать течение энергии. Так же как и в случае с телом, это символизируется как сексуальное соединение внимания и энергии. То, что происходит от такого соединения, похоже на распутывание узлов. Осознавание"выпрямляет кривое и расширяет узкое". Освобождённая энергия начинает двигаться свободно и естественно. Такое течение Шакти проявляется либо как положительное качество (добродетель), либо как сиддхи.

В тантре нет понятия греха

Есть невежество - незнание себя, неумение чувствовать и преобразовывать"дурные"энергии в"хорошие". Если бы человек знал все последствия своего поступка, он бы никогда его не совершал. Такой подход очень конструктивен: вместо угнетающего и разрушающего чувства вины человеку предлагают изучить и изменить себя, т.е. стать совершенней.

Всё является проявлением изначальной энергии, или Шакти. Шакти находится в непрерывном соединении с Шивой, или Высшим Сознанием. Соединиться с этим Божественным Сознанием можно, слившись с Шакти. В арсенале тантры имеются методы, позволяющие слиться непосредственно с Шакти, например, в форме кундалини. Есть методы, позволяющие освободить Шакти в одном из её проявлений, которым может быть порок или добродетель. В этом случае Шакти можно распознать, обнаружить во всём - надо лишь"за волнами увидеть саму воду". Для этого надо слиться с самой формой, с проявлением. Простой пример объясняет, почему именно слияние с проявлением позволяет обнаружить содержание.

Представьте, что вы находитесь в волнующемся море. Если вы сопротивляетесь волнам, они будут бросать вас из стороны в сторону, бить в лицо, мешая смотреть. Если же вы колышетесь на волнах, то вы неподвижны относительно них. В этом случае перед вашим взором - поверхность спокойной воды, волны не мешают её видеть; фактически, волн для вас нет. Волны - это проявления (пороки, добродетели, боль, наслаждение и т.п.); вода, т.е."строительный материал", из которого состоят волны, - это Шакти.

Некоторые техники из"Виджняны бхайравы тантры":

...Рассматривай свою сущность как лучи света, поднимающиеся от чакры к чакре по позвоночнику - так поднимается в тебе жизненная сила.
Произноси нараспев"аум". Медленно, как звук входит в полнозвучье, так же делай и ты.
Милая Дэви, войди в соприкосновение>с присутствием эфира, проникающего далеко за пределы твоей формы и вверх и вниз.
Доведи сознание до предельной тонкости - сверху, снизу и в своём сердце.
Находясь среди мирской суеты, направляй внимание между двумя дыханиями. Практикуя так несколько дней, будешь рождена заново.
Сосредоточься на огне, поднимающемся через твою форму от пальцев ног, пока не сгорит до тла тело - но не ты.
С неосязаемым дыханием в центре лба, когда в момент засыпания оно достигнет сердца, обретай власть над сновидениями и самой смертью.
В тот момент, когда сон ещё не наступил, а бодрствование исчезло - в этот момент раскрывается истинное бытие.
Играй, благословенная. Вселенная - пустая оболочка, где твой разум резвится беспредельно.
Возлюбленная, медитируй над знанием и незнанием, существованием и несуществованием. Затем оставь и то и другое в стороне и будь сама собой.
Смотри с любовью на какой-нибудь предмет. Не переходи к иному предмету. Здесь, внутри этого предмета - благословение.
Ощущай космос, как прозрачное вечноживущее присутствие.
Кода ешь или пьёшь, стань вкусом пищи или питья и будь наполнена этим.
Летом, когда ты видишь всё небо бесконечно чистым - войди в эту чистоту.
Ходя, спя, мечтая, осознавай себя как свет.
Когда какое-либо желание приходит, осознай его, затем внезапно оставь его.
Эта так называемая Вселенная появилась случайно - как фокус. Чтобы быть счастливой, воспринимай её так.
Предположи, что ты постепенно лишаешься силы или знания; в момент лишения переступи за пределы себя.
Будь той же самой как с другом, так и с чужим, при уважении и при неуважении.
Я существую. Это моё. Я есть это. О возлюбленная, в таком знании - беспредельность.
Почувствуй сознание каждого человека, как своё собственное. Так, отбрасывая беспокойство за себя, стань каждым существом.
Это сознание есть путеводный дух каждого. Будь им...
наверх

Йога

Тантра имеет в своем распоряжении множество методов и практик. Как в хорошем саду можно найти изобилие самых разных плодов, прекрасных цветов и целебных трав, так и в Тантре можно найти самые разные практики, ритуалы, виды поклонения, медитации, упражнения и методы реализации. Йога - это"связь"с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние (саччидананда). В Тантре йога понимается как отождествление индивидуального существа с Духом (Атма).

Таким образом, все различные методы реализации, в том числе и те, которые были описаны ранее, могут рассматриваться как различные виды йоги, ведущие к одной цели.ТВот основные виды йоги, которые описываются в Тантрах:

  • Гьяна-йога - (йога Знания) состоит в постоянной медитации на Брахман (Абсолют) как единственную Реальность и созерцании вселенной как Его проявлений.

  • Бхакти-йога - (йога Любви) состоит в преданном, любовном поклонении может включать в себя как определенные ритуалы, так и повторение мантр, созерцание Божества внутри себя и т.д.

  • Мантра-йога состоит в науке повторения мантр - с концентрацией на высшую звуковую субстанцию,или звук как проявленный Абсолют. Повторение мантр с такой концентрацией приводит к постижению единства, достижению сиддхи и освобождения (мокша).

  • Раджа-йога состоит в медитации на шести чакрах: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата и т.д., в соответствии с каналами ида, пингала, сушумна. Именно в раджа-йогу входит кундалини-йога, или же они могут пониматься как одно и то же.

  • Лайя-йога состоит в медитации на сияющем Абсолюте (Брахман) в тысячелепестковом лотосе в верхнем головном чакре (Сахасрара), после того как взгляд и сознание сосредоточены на межбровье. Посредством лайя-йоги достигается растворение (лайя) в Абсолюте, или - полное погружение в Высшую Реальность (Парабрамха).

  • Хатха-йога состоит из нескольких ступеней:

    • Йама и нияма - заключаются в контроле ума, чувств и поведения на трех уровнях мысли, речи и физического действия. Сюда входят такие основные принципы как ненасилие (ахинса), приверженность истине (сатья), неворовство (астейя), непривязанность к вещам (апариграха), богонаправленность (брахмачарья), а также - очищение сознания и тела (шауча, различные дхаути и т.д.). Кроме того, предписывается изучение Писаний (свадхьяйя) и внутренняя самоотдача Всевышнему (Ишвара-пранидхана).

    • Асана - определенные положения тела, выполнение, которых делает тело здоровым, распределяет жизненную энергию надлежащим образом и, таким образом, приводит человека в подходящее состояние для концентрации на Высшее. Для достаточно длительных медитаций обычно используются наиболее удобные для этого сидячие позы -такие как падмасана (поза лотоса) или сиддхасана (совершенная поза).

    • Пранайама - контроль дыхания и жизненной силы (прана), необходимый для последующего сосредоточения.

    • Пратьяхара - отвлечение чувств от их объектов. Приводит ум в спокойное, независимое от внешних воздействий состояние, в котором можно успешно практиковать медитацию.

На этом завершается"собственно хатха-йога", являющаяся подготовкой к дхйана-йоге (йоге созерцания или медитации), т.е."собственно раджа-йоге". В высшем смысле хатха-йога является соединением"ха"или индивидуального"я"с"тха"или Шивой (Абсолютом). Согласно такому пониманию, хатха-йога вбирает в себя не только подготовительные ступени, но и последние ступени созерцания (дхарана, дхйана, самадхи) и приводит к высшей цели.

Также и раджа-йога в широком смысле этого слова, именуемая также аштанга-йога, включает в себя 8 частей: все пять ступеней собственно хатха-йоги + три медитативных ступени (дхарана, дхйана, самадхи). Последние 3 ступени аштанга-йоги - это дхарана или сосредоточение, дхйана или созерцание (медитация) и самадхи (высшее блаженство).

Самадхи-йога является, несомненно, наивысшей ступенью реализации и квинтессенцией всех йог. В тантрических произведениях она описывается как имеющая шесть видов - дхиана-йога, нада-йога, расананда-йога, лайясиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога.

В Гхеранда-Самхите, тантрическом произведении, наставляющем о практике всех основных разделов хатха и раджа-йоги, последняя (7-я) глава посвящена именно самадхи-йоге.Вот что поведал великий знаток йоги Гхеранда своему ученику Чанде в своем последнем наставлении:

1. Итак, самадхи является великой йогой и ею овладевают благодаря очень счастливой судьбе. Она достигается посредством доброты и милости учителя, а также посредством преданности ему.
2. Кто имеет веру в учение, в своего гуру и в свой Дух (Атман) и чье сознание (манас) изо дня в день пробуждается, тот йогин достигает тогда этой великолепной практики.
3. Отделить от тела манас (сознание) и соединить его с Высшим Духом (Параматма) - узнай это как самадхи (экстаз, высшее состояние) освобождения сознания ото всех состояний.
4. Я есть Брахман (Абсолют) и ничто другое, я - истинный Брахман, и страдание не является моим уделом, мая природа есть абсолютное бытие-сознание-блаженство (сат-чит-ананда), я вечно свободен и являюсь своим собственным"Я".

Далее раскрывается таинство шести видов самадхи-йоги:

1) Дхайана-йога-самадхи ("эскстаз посредством медитации"):

5. При помощи шамбахви-мудры осуществляй познание себя (т.е. Духа или собственного"Я") (Атма-Пратьякша): созерцай бинду - светящуюся точку, солнечный диск или пламя как Абсолют (Брахман), соедини с этим сознание (манас).
6. Помести свое"Я"в середину"кха" и"кха"в середину твоего"Я". Созерцай таким образом свое"Я"как кха, сделай так, чтобы ничто тебе не мешало. Постоянно наполненный блаженством, человек переходит таким образом в самадхи.

2) Расананда-самадхи ("экстаз посредством блаженства во вкусе"):

7. Посредством практики кхечари-мудра, когда язык идет кверху, будет достигнут успех (сиддхи) в самадхи. Все другие способы излишни.

3) Нада-йога-самадхи ("экстаз посредством звука"):

8. Медленно вдыхая воздух, делай бхрамари-кубхака и вдыхай очень слабо (постепенно) - тем самым возникает звук жужжащей пчелы.
9. Прислушиваясь к этому звуку, подобному жужжанию пчелы, концентрируй затем свое сознание (манас) на возникшем тем самым Самадхи и блаженстве как познании Сохам (Я - Он, т.е. Брахман).

4) Лайасиддхи-йога-самадхи ("экстаз посредством успеха в растворении"):

10. Совершая йони-мудру, чувствуй, что ты, став единым с Шакти, вкушаешь высшее блаженство со Всеобщим Духом (Параматмой).
11. Полный блаженства, ты будешь посредством осознания"Я - Всевышний (Брахман)", единым со Всевышним и достигнешь адвай-та (недвойственного) самадхи.

5) Бхакти-йога-самадхи ("экстаз посредством преданной любви"):

12. Созерцай в своем сердце свое любимое Божество - в свойственной Ему форме. Так размышляя, ощутишь ты посредством бхакти-йоги (йоги преданной любви) наивысшее наслаждение.
13. С радостным возбуждением (пулака) и слезами счастья приходит экстатическое состояние. Так будет ощущаться самадхи, оно возникает без экзальтации (унмани) сознания (манас).

6) Раджа-йога-самадхи ("экстаз посредством"царственной йоги):

14. Посредством упражнения в Масмурччха-Кумбака - соединяй свое сознание (манас) с"Я"(Атман). Посредством этой связи с Высшим"Я"(Параматма) ты достигнешь самадхи".

наверх

Тайные обряды посвященных

Тантрическая система эзотерична по своему характеру, и поэтому практики и обряды могут совершаться последователями тантрического направления только после посвящения. Процесс посвящения, а также получение учеником тех или иных практик, наставлений знаний и навыков от гуру - носят в Тантре сугубо индивидуальный и тайный характер. Только таким образом можно сохранить истинность и действенность практической традиции. Непосвященные не могут извлечь надлежащей пользы,"по случаю"разузнав какую-либо тайную мантру, или"ухватив"кусочек знания о каком-либо обряде.

Не получив надлежащих разъяснений, или даже не будучи в действительности готовыми для этой садханы (практики), люди, пытающиеся практиковать таким образом, не достигают желаемых результатов. Если же они при этом движимы материальными побуждениями - такие самодеятельные попытки могут для них обернуться тяжелыми последствиями - вплоть до умопомешательства и крайне неблагоприятных состояний после смерти. Поэтому в Тантрах постоянно повторяются слова о необходимости передачи знаний только посвященным и о строгом неразглашении практик и обрядов, получаемых от своего гуру.

Среди всех тантрических практик есть такие, которые являются особенно тайными, их надлежит оберегать от непосвященных, подобно тому, как благородная женщина оберегает тайные части своего тела от посторонних людей. Однако общее представление об этих тайных обрядах, их целях и результатах и даже описание условий их проведения содержится во многих Тантрах, доступных достаточно широкому кругу людей, наряду со всеми другими темами, рассматривающимися в этих Писаниях.

В наше время, когда информация о Тантре становится все более и более общедоступной, доходя до людей в невероятно искаженном или неразъясненном виде, - необходимы книги и комментарии, дающие представление об истинном смысле тантрических методов, в том числе и тайных обрядов, и разъясняющие значение этих практик с точки зрения самой традиции. Предубеждение, огульное отрицание Тантры, непонимание ее сути, - сильно распространены как в Индии, так, тем более, и за ее пределами. Такое неприятие, страх или ложное представление о тан-трической системе основаны прежде всего на незнании истинных целей и принципов этой традиции, а также, конечно, связаны с ограниченным мышлением людей.

Шмашана-садхана

Шмашан, или место кремации, играет важную роль при выполнении ряда тантрических практик. Прежде всего, место сожжения мертвых тел - это подходящее пристанище для отреченных (садху, саньяси), отбросивших узы мирских привязанностей и свободных от бремени внешних условностей. Здесь хорошо размышлять о тленности всего материального; воочию, ежедневно можно видеть как то, за чем люди ухаживают так тщательно, на что тратят все свои силы, мысли, побуждения, сбережения, что кормят и поят, омывают, выводят гулять, одевают, лечат, о чем сочиняют романы, стихи и романсы и т.д. и т. п. - весьма быстро и неизбежно превращается в горстку пепла, как старая сожженная одежда.

Именно на месте сожжения можно ощутить единство жизни и смерти, это - наиболее благоприятное место для практики непривязанности к миражам материальной иллюзии. Огонь - всеочищающая стихия. Недаром в Упанишадах говорится, что Господь проявляет Себя в материальном мире в виде огня. Согласно тантрической традиции - медитация или практика мантры на шмашане является особенно эффективной. При благоприятных условиях такой практики результат может быть достигнут очень быстро.

Поэтому многие тантрические садхаки поселяются на местах сожжения, живут там постоянно и практикуют различные виды садханы Однако, надо сказать, что в современной Индии шмашан - это далеко не всегда и не всюду спокойное место. Бывает, что в таких местах живет достаточно много людей, но мало кто из них занимается практикой по-настоящему. Известные шмашаны все больше становятся местами посещения или даже развлечения приезжающих туда людей.

В прошлые времена, когда такие великие тантрические святые, как Бамакхэпа в Тарапитхе, жили и совершали поклонение на этих шмашанах, это были уединенные и спокойные места, действительно благоприятные для интенсивной бхаваны (медитации). Для совершения интенсивной практики лучше всего найти действительно спокойное место, свободное от скопления людей, не обязательно даже связанное с общеизвестными местами поклонения. В таком месте может выполняться весь спектр тантрических практик. В этой главе я дам краткое описание некоторых особых обрядов, совершаемых тантриками.

Мунда-садхана

Это практика, в которой используются черепа (мунда). Для этой садханы могут быть использованы как человеческие черепа, так и черепа некоторых животных. Из этих черепов сооружается специальное сидение для медитации, или же черепа закапываются в землю или песок и над ними устанавливается алтарь.. Согласно Йогини-Тантре, если обряд совершается с тремя черепами, то могут быть использованы черепа человека, вола и кошки, или же три человеческих черепа.

Если совершается обряд с пятью черепами, то нужно иметь следующие мунды: шакала, змеи, собаки, обезьяны и человека, или же пять человеческих мунд. Согласно другому варианту, для сидения на трех мундах могут использоваться черепа обезьяны, шакала и человека; для сидения на пяти мундах черепа змеи, обезьяны, шакала и два человеческих. При недостатке черепов даже один мунда может служить цели совершения этой практики.

Мунды наделены определенной энергией, которая при правильном их очищении и использовании будет способствовать быстрому достижению результатов в медитативной практике. Как существуют ускорители реакций в химии, так и при использовании мунд можно достичь достаточно быстрых результатов в практике индивидуальной мантры и кундалини-йоги

Шава-садхана (практика с трупом)

Надо отметить, что как мунда, так и шава и тому подобные элементы вира-садханы, используются уже в непосредственно готовом виде, садхака не должен предпринимать каких-либо насильственных действий по отношению к кому-либо. Как уже ясно из главы"Гуру-ученик", для посвящения в истинную тантрическую традицию необходимо обладать надлежащими качествами, такими как склонность к медитации, богонаправленность, доброжелательность ко всем существам, контроль над чувствами и т.д., и т.п. Такие качества характера, как жестокость или гнев, противоречат самим основам тантрической системы и практики..

Тантрический садхака не должен совершать никакого насилия по отношению к живым существам, если это не обусловлено крайней необходимостью. Такой необходимостью может быть защита, о чем будет сказано при описании магических ритуалов. В некоторых направлениях совершается жертвоприношение животных (балидана), однако наивысшие из тантриков, также как и наивысшие из тантрических под-направлений, не совершают таких жертвоприношений, выполняя внутреннюю медитацию и ментальное жертвоприношение своих чувств и состояний сознания внутри тела (антарьяга).

Что же касается мунда-садхана, шава-садхана и т.п., то гуру или сам садхака находят черепа или трупы уже умерших животных или людей и, очистив соответствующими ритуальными действиями, используют их в практике. Это могут быть, например, трупы следующих умерших людей: убитого грозой, укушенного змеей, утонувшего, убитого в битве или схватке и т.п. Согласно Тантрасара Кришнананды, запрещено использование ряда трупов, в том числе: женщины, самоубийцы, прокаженного, старого, а также несвежих трупов. Если нет возможности найти подходящий для обряда труп, то садхака может совершить обряд с символическим заменителем трупа, сделанным из травы дарбха или некоторых зерен (ячменя, риса и т.д.).

Распространенные на Западе произведения литературы и кино, изображающие тантриков как злодеев, жаждущих крови, ужасающих фанатиков, готовых убить и принести в жертву кого угодно - не более чем плоды творческой фантазии авторов, расчитывающих на массовый успех. Невреждение - наивысший закон, который следует соблюдать в этом мире. Необходимо совершенно ясно понять, что описываемые здесь особые обряды имеют связь с работой с тонкими энергиями, но не имеют ничего общего с убийством или чем-либо в этой роде.

Если гуру считает необходимым для блага ученика провести шава-садхану, то, найдя подходящий шава, они производят подготовку к этому ритуалу. С помощью специальных магических действий (мантра, ньяса, кавача и т.д.) производится очищение места, выбранного для обряда, очищение шавы и других используемых элементов. Руки и ноги (или ноги и волосы) трупа привязываются таким образом, чтобы в процессе ритуала не возникло непредвиденных неприятностей.

Обряд проводится ночью, желательно в полночь, в уединенном месте. Гуру руководит действиями ученика и помогает ему как в магической защите от нежелательных влияний, так и в том, чтобы повторение мантры было действительно эффективным. Садхака садится на шаву и под руководством и при поддержке гуру повторяет джапу (мантру на четках). Во время этого ритуала необходимо продолжать джапу с интенсивной концентрацией сознания до тех пор, пока труп не подаст признаков жизни.

Затем садхака должен испросить у полуожившего мертвеца какой-либо дар. Таким даром могут быть определенные сиддхи. В свою очередь, садхака может оказать определенную услугу покидающей этот мир душе, даровав ей благословение, обеспечивающее более благоприятное существование. Он также может принести дары родным и близким умершего. Если не принять меры предосторожности и оставить труп не связанным, то может случиться, что пробудившийся полумертвец, будучи еще в невменяемом состоянии, скинет или даже схватит садхака, особенно если покойный обладал достаточно крепким телом.

После того, как цель обряда достигнута, шава вновь возвращается в мертвое состояние, после чего садхака освобождает привязанные конечности трупа. Затем, омыв тело и произнеся соответствующие благословительные мантры, он должен бросить тело в реку, или похоронить или сжечь. После этого - все предметы, использованные в этом обряде, выбрасываются в воду. Садхака принимает омовение и возвращается домой. Считается, что божественная сила пребывает в теле такого садхака в течение 15-ти дней со времени совершения этого обряда. В течение этого периода - ему следует вести особенно воздержанный образ жизни - не иметь секс с женой, не слушать песни, не наблюдать танцы и т.д.

Магические ритуалы

В тантрической традиции используются определенные магические ритуалы. Они могут быть разного характера. Некоторые из этих ритуалов являются защитой от нежелательных влияний, способных так или иначе помешать духовной практике или даже представляющих серьезную опасность для жизни садхака, круга практикующих или окружающих людей и живых существ.

В Шактисангама-Тантре причины использования особых магических методов описываются следующим образом: (Шива говорит):"Во время великих ужасов и бедствий, опасностей для жизни, потери царства, при утрате имущества, гибели потомства, опасности эпидемии и гибели государства - предписаны методы защиты страны, поражения враждебного государства, достижения полного удовлетворения, эти методы называются шаткарма-садхана".

В действительности, такое описание может быть предназначено лишь только для обычных людей, т.е. пашу, для которых превыше всего такие понятия, как"моя семья","родная кровь","мое государство"или"отечество"и т.д. и т.п. Для необусловленного вира, а тем более дивья существует лишь одна семья - поклоняющихся Высшему, один род - Кула, одно царство - саччидананда (вечное разумное блаженство) или Царство Благого Отца (Шива -"благой"). Однако, в любом случае, методы практической магии могут использоваться для создания благоприятных условий для садханы, или как защита от опасностей или неблагоприятных влияний по отношению к садхакам, чакре (кругу посвященных) или окружающим.

Для достижения результата в том или ином магическом ритуале - необходимо быть дикшита (т.е. быть посвященным от гуру). Каждый ритуал требует совмещения нескольких компонентов в правильной последовательности. Такими компонентами могут являться определенные листья, коренья, жидкости, смеси, а также специальные мантры, обеспечивающие желаемый результат. Так, например, для излечения болезней садхака должен пить гхи (топленое масло) в количестве 1 пала, произнося специальные мантры.

Для устранения жажды садхака должен приготовить специальную смесь из красного тертого сандала с водой и, произнеся определенную мантру над этой смесью 108 раз, выпить эту"микстуру"и произнести слова, уничтожающие жажду. Для устранения голода должны быть приготовлены особые пилюли из смеси кришначитра и гхи. Затем, повторив определенное количество раз кама-биджу, а также специальную мантру против голода, нужно принять эти пилюли.

Из магических ритуалов, действие которых направлено на самого садхака, можно назвать (кроме уже кратко описанных ритуалов излечения болезней, устранения жажды и голода): прекращение мочеиспускания, прекращение семяизвержения, сохранение неподвижности, устранение лени, прекращение сна, освобождение ото всех болезней. Что касается излечения других, то при необходимости садхака, обладающий сиддхи, может исцелить больного человека или животное, или даже оживить недавно умершего.

Однако на ряду с этими и другими ритуалами, которые могут быть использованы в работе над своим сознанием и телом или для помощи другим, существует также и ряд таких магических ритуалов, выполнение которых преследует исключительно защитные цели. (В случаях крайней необходимости применяются особенно сильные методы, способные разрушить любые темные силы).

К таким ритуалам защитного характера относятся:

  • Осуществление собственного контроля над чьим-либо сознанием (вашикарана)
  • Введение кого-либо в состояние неподвижности (стамбхана)
  • Разрушение (устадана)
  • Убиение (марана)
  • Создание враждебности между двумя существами (видвешана)
  • Изгнание (уччатана) и др.

Шесть из такого рода ритуалов объединяются в ряде тантр под одним названием – шаткарма (шесть действий).

Прежде всего, следует отметить, что все ритуалы типа шаткармы не включают в себя никакого физического контакта с лицом, по отношению к которому они направлены. Садхака находит необходимые компоненты - растения, семена, корни, экскременты животных, кости, жидкости и т.д., пишет необходимые формулы, рисует специальные йантры, произносит с сильной концентрацией специальные мантры, манипулирует ритуальными предметами согласно предписаниям и, посредством совокупности всех этих действий, психической силы и поклонения Шакти и Шиве - достигает желаемых результатов, даже таких, как изгнание кого-либо из данной местности или убиение.

Следует пояснить, что такие сильные психические методы применяются только в самых крайних случаях, когда у садхака нет иного выбора. Все действия шаткармы могут применяться только по отношению к настоящим негодяям, лишенным веры в Бога, творящим беззаконие и пытающимся нанести вред садху (святым отшельникам) или садхакам. Такие люди демонических качеств не хотят и слышать никакие благостные увещевания. Они агрессивны, себялюбивы, желают власти, способны на любое преступление.

И если таким людям по воле Судьбы пришла в голову мысль причинить то или иное зло по отношению к отдельному садхаку или садхике, или даже чакре (т.е. по отношению к тантрическому кругу посвященных) - их не остановят никакие разумные доводы. Тогда садхака может совершить такой ритуал шаткарма в тайном месте - и результат его проявится на расстоянии. Так не видя самих враждебных лиц, можно, например, натравить двух негодяев друг на друга (видвешана), подчинять кого-либо своему контролю (вашикарана), изгнать опасных людей (или существ) из местности (учатана) и, если нет другого выхода - умертвить тело демонического существа, угрожавшего жизни садхака или чакре (марана).

Известны также такие магические ритуалы как защита от кражи и т.п., а также ритуал оживления мертвого (отличие этого ритуала от шава-садхана в том, что в данном случае, если это необходимо, садхака оживляет умершего и возвращает его к земному существованию). Кроме того, существуют определенные магические ритуалы, предназначенные специально для обретения тех или иных сиддх (совершенств или психических сверхвозможностей), например, способности понимать крики птиц и зверей, или"загипнотизировать"или удерживать под контролем людей, даже царя.


наверх