- Философия
- Религия
- Психология
- Эзотерика
Суфизм
- Практика
- Узнать больше Литература и полезные ссылки
- Центры развития
Основные идеи
Слову «суфизм» (тасаввуф – араб.) было дано множество толкований самыми разными комментаторами. Ученые разошлись во мнениях о происхождении этого слова и возводили его к нескольким корням. Далее приводятся наиболее известные утверждения на этот счет.
-
От слова "суфат" (шерстинка). Объяснением этого служит то, что суфий ощущает себя перед Всевышним подобно брошенной шерстинке
-
От слова "сыфат" (свойство), так как суфий воплощает в себе лучшие из человеческих качеств
-
От «сафа’» (чистота). В этой связи Абуль Фатх аль-Бусди отметил: «Люди спорят о слове «суфий» и расходятся во мнениях. Многие полагают, что оно происходит от «суфф» (шерсть). Я же не отношу этот термин к кому-либо иному, кроме как к человеку, который очистился, - он и есть суфий»
-
От "суффа" (скамья). Ахлю суффа («люди скамьи» – неимущие сподвижники Пророка (мир ему), жившие в его мечети в Медине) - это первое поколение суфиев. Их искреннее богослужение является высшим идеалом, к которому стремились мусульмане на протяжении всей истории. Всевышний Аллах так восхвалил их в аяте: «Так терпи же вместе с теми, кто взывает к Господу» (Сура «Аль Кахф», 28)
-
От слова «сафф» (первый ряд). Считалось, что суфии, проявляющие особое рвение и усердие в богоугодных делах, находятся в первом ряду из-за их приближенности ко Всевышнему Аллаху
-
От слова слово «суф», что в арабском языке означает шерсть. Суфии надевали накидки из грубой шерсти из-за ее простоты
Употребление термина «суфизм» не исключает каких-то иных названий для выражения его сущности, - нравственная, духовная сторона Ислама, наука ихсана или же любое другое, соответствующее его сути и содержанию. Широкое же использование именно слова «суфизм» обусловлено, в первую очередь, тем, что выдающиеся мусульманские богословы приняли это название и то содержание, которое оно несет, передав его от предшествующих наставников и ученых с первых веков Ислама вплоть до сегодняшнего дня.
Традиция суфизма берет свое начало от Пророка Мухаммеда, тем не менее, теоретические основы суфизма разработаны были в IX в. арабскими подвижниками Зу - н - Нун аль - Мисри и Абу Абдаллах аль-Мухасиби. В основе учения суфиев лежал мистический транс, как основной источник истинного знания. Человек, который пришел в суфийскую школу, чтобы получить необходимое сакральное знание, именуется мюридом. Отныне его практика будет находиться под зорким взглядом учителя – человека, который смог стать арифом, т.е. мистиком, достигшим непосредственного ощущения Бога и знающим по собственному опыту, кто такой Творец.
Суфизм представляет собой три основные ступени познания Творца, в результате которого человеческая душа достигает своего окончательного воссоединения с Ним – первопричиной своего существования и вечным живым источником своего наличного бытия. Эти три ступени богопознания именуются так: Шариат, Тарикат и Хакикат. “Эти ступени таковы:
1. «Уверенное знание»; объясняется путем такого сравнения: мне неоднократно объясняли, доказывали научно, что огонь жжет, и я в этом твердо уверен, хотя я этого на опыте и не испытал; это обычное логическое знание, свойственное всем, кто стоит на ступени шариата;
2. «Полная уверенность» – я видел собственными глазами, что огонь жжет, видел процесс сгорания; такое опытное знание, несомненно, выше и увереннее, чем знание, полученное путем обучения, это то знание, которое путник получает во время прохождения тарика;
3. «Истинная уверенность» – я сам сгорел в огне и так удостоверился в его способности жечь. Т.е., иначе говоря, это идентификация, слияние с наблюдаемым, приводящее к полному исчезновению наблюдающего. Это и есть форма познания, свойственная стадии хакика. Поскольку знание здесь интуитивно, то понятно, что высказывания человека, достигшего этой стадии, будут иметь преимущественно форму символа и станут паралогичны” (Е.Бертельц).
Данное высказывание известного исследователя в области суфизма дает нам еще один ответ на вопрос: почему многие места Писания излагается кодированным языком. Все три ступени лаконично передаются триадой глаголов: "знать, видеть, быть". Пророку Мухаммеду приписывают следующее высказывание: «Шариат – это мои слова, тарикат – мои действия, хакикат – мои состояния». Совершенный человек, по мнению суфиев, овладев знаниями, должен привести в соответствие с ними свой нравственный и житейский опыт. Более того, знание, отделенное от личной нравственности познавшего, не только бесполезно, но и губительно. Оно ведет к тому самому лицемерию, в котором погрязло казенное богословие.
Не отрицая значения логического познания, суфии утверждают, что оно ограничено, ибо ему доступны лишь признаки, свойства, качества, иначе говоря, атрибуты, а не субстанция, не суть. При этом, если первые два этапа обозначают опосредованную языком или чувствами передачу знания, то третья – непосредственное знание, основанное на собственном опыте и переживании этого опыта. Такого рода знание приводит к полноте веры и обладает наивысшим достоинством верности, то есть истиной достоверности (хакк ал-йакин).
Шариат – это основа, тарикат – средство, а хакикат – результат. Шариат постулирует нормы поведения для физического тела человека, тарикат культивирует особые состояния для души, а хакикат к непосредственному ощущению Бога, которое достигается лишь при условии полной слиянности человеческого духа с Духом Творца. Эти три части суфийской практики взаимодополняют друг друга.
Тот, кто придерживается первой, вступает во вторую и достигает третьей. И нет между ними несоответствий или противоречий, поэтому в известных формулах суфизма сказано, что всякий хакикат, не соответствующий шариату, это ересь. Как может хакикат противоречить шариату, когда он является результатом претворения шариата?
Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:
наверх