Тибетские традиции

Учение Хинаяны и учение Махаяны принадлежат к системе Сутры. Они называются Путем Отречения. Характерной чертой этого пути является отказ от причины всего отрицательного. Всякий, кто интересуется буддийским учением и читает буддийские книги, обычно знает Сутру, представляющую собой учение, которое реально проповедовал Будда Шакьямуни, явившийся в образе человека.

Эти объяснения связаны с нашим относительным состоянием, и поэтому они имеют дело именно с этим состоянием и направлены на его улучшение. Следовательно, Сутра — это более простая форма учения, предназначенная для понимания простыми людьми. В ней содержится учение о Четырех Благородных Истинах, оно есть и в традиции Хинаяны, и в традиции Махаяны.

Как традиция Хинаяны, "малой колесницы", так и традиция Махаяны, "большой колесницы", содержат понятие о двух истинах — это главная характерная черта учения Сутры. Обычно говорят, что Махаяна более важна, чем Хинаяна, так как Махаяна означает "большая колесница", а Хинаяна — "малая колесница". Это неверное представление. Вначале, когда Будда излагал учение, исходя из страдания, это был очень низкий уровень для простых людей, чтобы они поняли и применяли его. Вот почему оно называется хина, или "малое". Маха, или "большое", означает, что у вас есть большая способность воспринять и выйти за рамки ограничений в своем существовании, если вы знаете пользу этого.

Обе колесницы берут начало от Сутры, устной проповеди Будды Шакьямуни. Учения, которые Будда Шакьямуни давал на Земле жителям Индии, составляют Хинаяну. Будда мог также, не изменяя своего облика, беседовать и общаться с другими существами, обладающими более высокими способностями, такими как наги и дэвы, живущими в различных измерениях. Это уже Махаяна. Если люди способны пойти дальше и заниматься Тантрой, то это означает, что у них более высокие способности и знание энергии, потому что наше существование включает также энергию и ум. Зная, как работает энергия, мы можем раскрыть ценность учения Тантры.

Если же мы этого не знаем или у нас нет способностей это понять, то для нас большее значение имеет метод Сутры. Мы не должны судить, что одно важнее другого. Каждое учение имеет совершенные качества, и мы не можем оценивать его как хорошее или плохое. Мы можем только сказать что-то о способностях занимающихся им людей и о том, какое учение какому роду людей подходит.

Поскольку Сутра всегда была столпом буддийского учения, то если вы хотите познакомиться с буддизмом, вы должны познакомиться с Сутрой. Вот почему, когда знакомят с тантрийским учением, то часто говорят, что в нем обязательно должны быть Прибежище и Бодхичитта. Фактически мы включаем в практику принципы Хинаяны и Махаяны. В наше время некоторые видные ламы и учителя склонны говорить о двух истинах, даже когда они дают тантрийское учение. По существу это Сутра, а не Тантра, потому что в тантризме две истины не упоминаются.

В Сутре, и в особенности в Сутре Махаяны, изложен принцип шуньяты, или пустоты. Праджня-парамита, или "Сердечная Сутра", — это Сутра, читаемая практикующими многих буддийских традиций, включая Дзэн. В ней излагается пустотность собственной природы нашего тела, наших чувств, всех явлений нашего относительного состояния, что приводит нас к состоянию пустоты. Когда мы окажемся в этом состоянии, то можно будет сказать, что мы находимся в состоянии абсолютной истины, в состоянии медитации. Однако для Тантры пустота — это только отправная точка.

Многие Учителя, обсуждая Тантру, говорят о пустоте и сострадании. Как говорил Нагарджуна: "Если есть пустота без сострадания, то эта пустота не имеет никакого значения". То же самое объясняется и в "Махамудре Сарахи". Однако здесь сострадание означает не только намерение, как мы понимаем его на уровне Сутры Махаяны. То, о чем на уровне Сутры говорится как о сострадании, в Тантре называется "энергией". В Тантре мы стараемся проникнуть в эту энергию и применять ее.

Мы имеем три уровня существования: тело, речь и ум. Будда Шакьямуни явился в образе человека, чтобы проповедовать Сутру, которая больше связана с измерением тела, что влечет за собой обеты и так далее. С измерением речи связан тантризм, который имеет дело с энергией. Речь соответствует нашему дыханию, которое связано с праной. Речь также означает звук, который связан с мантрой, а мантра связана со слогами.

Вот почему тантризм называется также Мантраяной. Тантризм имеет дело не просто с произнесением слов, потому что те слоги, которые мы произносим, являются символами разных видов энергии. Очень важно понять принцип передачи в тантризме и то, как связан с ним принцип проявления. В противном случае человек не сможет понять тантризм. На уровне Ваджраяны (Тантры) в тибетском буддизме существует деление на школы, каждая из которых содержит учение, линию преемственности и передачи традиции.

Краткая характеристика школ

наверх

Школа Ньигма

Школа Ньингма тибетского буддизма ведет свое начало от индийского мастера Гуру Падмасамбхавы, который прибыл в Тибет в 817 году н.э. по приглашению царя Трисонга Деце-на (742-797 г.г.), для подчинения злых духов, препятствовавших распространению буддизма в этой стране. Этот великий учитель, впоследствии известный как Гуру Ринпоче, связал местных демонов обетами и превратил их в защитников и помощников распространения буддизма.

Впоследствии он вместе с великим бодхисаттвой Шантаракшитой построил монастырь Самье, ставший главным учебным центром новой религии. Там же на тибетский язык были переведены многие тексты, вошедшие в сокровищницу литературы тибетского буддизма.

Своим двадцати пяти главным ученикам Гуру Ринпоче также дал тайные учения высших классов тантры. Эти первые тибетские посвященные прославились своими духовными достижениями. Так, например, Намкхе Ньингпо мог путешествовать на солнечном луче, Кхадро Еше Цо-гель воскрешала мертвых, Вай-рочана обладал духовным прозрением, Нанам Еше умел парить в небесах, Кава Пельцег читал мысли других людей, а Джняна Кумара был наделен магическими способностями.

Одновременно с ним в Тибете проповедовали тантрическое учение такие учителя, как Вима-ламиртра, Буддагухья, Шантипа и татрический йогин Дхарма-кирти. Таким образом, хотя в то время буддийская логика и философия еще не получили в Тибете широкого распространения, практике Тантры отдавалось явное предпочтение, но она хранилась в глубокой тайне. Работа по переводу таких эзотерических текстов, как Kun-byed rgyal-po и mDo-dgongs-‘dus и цикла учений Махамайи, выполненная Вайрочаной, Джняна Ку-марой, Нубченом Сангье Еше и другими переводчиками также проводилась в обстановке глубокой тайны.

Гуру Падмасамбхава видел, что многие из его учеников еще недостаточно подготовлены для передачи большинства других тайных учений, которые он должен открыть, и что время для этого еще не пришло. Поэтому он спрятал множество духовных сокровищ (gter-ma) в виде текстов, изображений и ритуальных принадлежностей, дав при этом наставления относительно их обнаружения в будущем.

Впоследствии более сотни учителей находили эти сокровища Терма, и на их основе давали передачу учений своим последователям. Таким образом, помимо собственно тантрических учений в Тибете существуют линии преемственности, основанные на традиции Терма, и включающие в себя учение Великого Совершенства, или Дзогчен. Эти линии восходят к таким учителям, как Га-раб Дорже, Шри Симха, lypy Ринпоче, Джняна Сутра и Вималамитра и представляют собой уникальное наследие школы Ньингма.

Традиция Ньингма разделяет буддийское учение на Девять Колесниц. Прежде всего, это три Обычных колесницы, включающие в себя пути Слушателя, Арахата и Бодхисаттвы и имеющие дело преимущественно с учением, изложенным в сутрах Будды Шакьямуни.

За ними следуют три Внешние тантры: Крия-тантра, уделяющая главное внимание практике очищения и внешнего поведения; Упа-тантра, делающая основной упор на развитии как внешних, так и внутренних способностей с целью добиться глубокой внутренней связи с медитационными божествами; и Йога-тантра, главной целью которой является развитие и усиление психофизиологии и жизненной силы человека, преимущественно посредством практики Ваджрасаттвы.

И, наконец, три Высшие, или Внутренние тантры: Маха-йога, где основной практикой является практика стадии зарождения, при которой обыденное восприятие и страсти очищаются посредством тайных видений и так называемой “божественной гордости”; Ану-йога, где практикуется стадия завершения, в процессе которой “ваджрное тело” практикующего используется как средство достижения изначального осознания; и Ати-йога, в которой посредством совместной практики стадий порождения и завершения, йогин превращает в духовный путь все свои обыденные проявления и опыт, согласно учению будды Самантабхадры.

Первые шесть колесниц являются общими для всех школ тибетского буддизма, тогда как остальные три существуют исключительно в школе Ньингма. Постепенно внутри традиции Дзогчен выделились три подшколы, согласно небольшим отличиям в подходе, характерным для разных школ. Школа Ума (Sems-sde) относится к линии Шрисимхи и Вайрочаны, школа Пространства (Klong-sde) - к линии Лонгде Дорже Зампы, Шрисимхи и Вайрочаны, а школа Внутренних наставлений (Man-ngag-sde) восходит непосредственно к линии Гуру Падмасамбхавы, его циклу учений и практики, называемому Сердечное Семя (sNying-thig).

Дзогчен является уникальным наследием школы ньингма. В этой традиции среди последователей из числа мирян обычными практиками являются многократное повторение молитв, обращенных к Гypy Ринпоче, празднование десятого и двадцать пятого дней лунного месяца и даже проведение трехлетних или трехмесячных ретритов в одиночку или целыми группами. Существует три линии тантр, согласно истории их происхождения.

Линия Мысли Будды, охватывающая учения Тела Истины (Дхармакаи) и исходящаяя от изначального будды Самантабхадры, который, как утверждается, давал учение собранию просветленных существ, эманировавших непосредственно из Дхармакаи. Считается, что этот уровень передачи учения находится полностью за пределами восприятия обычных существ.

Линия Держателей Знания (Ригзинов) содержит в себе передачу учений Тела Радости (Самбхогакаи), которые были переданы Ваджрасаттвой и Ваджрапани Гарабу Дорже, жившему в стране дакинь Оргьен. Этот последний в свою очередь основал линию передачи в мире людей. От него линия учений следует к Манджушримитре и Шрисимхе, а затем к Гуру Ринпоче, Джнянасутре, Вималамитре и Вайрочане, который и принес их в Тибет.

И, наконец, линия Устных Наставлений, касающаяся учений Проявленного Тела (Нирмана-каи), происходящая от пяти семейств будд и идущая к Шрисимхе, от него - к Гуру Ринпоче, а затем к Вималамирте. Последний и основал линию преемственности этого учения, существующую в Тибете до наших дней.

Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исходя из представления, что каждый человек имеет природу будды, то дзогчен утверждает, что мы уже совершенны. Идейная основа дзогчен заключена в учении об Изначальном состоянии бытия, которое совершенно само по себе, т. е. природа человека — совершенна. Задача учителя — ввести ученика в это Изначальное состояние, которое характеризуется недвойственностью, т. е. неразличением "я" и мира.

Из всех перечисленных линий преемственности учения, последняя в наибольшей степени подходит для распространения в мире людей. Тем не менее, учения двух других линий также могут существовать среди продвинутых мастеров Дзогчена.

В школе Ньингма существуют три группы тантрийской литературы: тексты традиции Устной Передачи, Сокровища (Терма) и литература Видении, то есть мистических откровений. К традиции Устной передачи относятся в первую очередь тантры и связанные с ними тексты, принадлежащие к циклу тантр Махайоги, а также коренные и объяснительные тантры цикла Ануйоги, и, наконец, цикл тантр Атий-оги, или Дзогчена.

К группе Сокровищ относится огромное число текстов, спрятанных в IX веке самим Падмасмбхавой, и впоследствии обнаруженных учителями, относящимися к категории Тертонов (открывателей сокровищ), а также множество учений, открытых мастерам школы Ньингма в мистических озарениях. К числу этих учителей относятся Ньянграл Ньима Одзер (1124-92), Гуру Чованг (1212-70), Дорже Лин-гпа (1346-1405), Падма Лингпа (род. 1405) и Жамьянг Кьенце (1820-92), которых называют Пятью Царями Тертонов. Открытые ими тексты содержат, кроме всего прочего, циклы учений и медитаций, относящихся к Авалоки-тешваре, садханы Гуру Ринпоче, учения Дзогчен, циклы учений Пурба, тексты по медицине и пророчества.

Таким образом, в Собрании Ста Тысяч Тантр, составленном в XII столетии Тертоном Ратна Лингпой (1403-73), и систематизированном Кункье-ном Лонгчен Рабжампой (1308-63), в дополнение к обычному буддийскому канону Махаяны, состоящему из Ганджура и Данжура, имеется еще очень большое количество учений и текстов. Кроме того, к богатейшему собранию буддийской литературы школы Ньингма добавились шестьдесят томов сочинения Ринчен Тердзод, составленного Конгтрулом Йонтеном Гьяцо (1813-99), а также сочинения Ронгзома, До-друбчена, Палтрула, Мипхама и многих других авторов.

Старейший ньинг-мапинский монастырский университет был организован Шантаракшитой и Падмасамбхавой под покровительством царя Трисонга Децена в храме Самье в 810 году н..э. После этого не было построено ни одного монастыря вплоть до XII века, когда в Центральном Тибете Чокпа Щангчуб Палден построил монастырь Нечунг, а Кадампа Дешег основал в 1159 году монастырьКатхог Кхаме. Это указывает на то, что, в отличие от других буддийских традиций, школа Ньингма до самого позднего периода своего развития не стремилась обрести строгой, иерархически организованной структуры.

Только после XV столетия были построены крупные монастыри, ставшие университетскими центрами. К их числу относятся Миндролинг, основанный в 1676 году Ригдзином Тердагом Лингпой (1646-1714) и Дорже Драг, основанный в 1659 году Ригдзином Нгаги Вангпо в Центральном Тибете, а также монастыри провинции Кхам: Палюл, основанный в 1665 году Ригдзином Кунсангом Шерабом, Дзогчен, основанный в 1685 году Дзогчен Пема Ригдзином и Жечен, построенный Жечен Рабджамом в 1735 году. Кроме того, в провинции Амдо были построены монастыри Додрубчен и Дартханг.

Главные монастырские центры, восстановленные в условиях изгнания в Индии - Текчок Намдрол Шедруб Дар-же Линг в штате Карнатака; Нгедон Гатсал Линг в Клементоне, Дехрадун; Палюл Чокхор Линг и Э-вам Гьюрмед Линг в Бире; и Нечунг Драянг Линг в Дхарамсале. В настоящее время школу Ньингма возглавляет Пенор Ринпоче. Ему предшествовали Дилго Кхъенце Ринпоче (1910-1991) и Дуджом Ринпоче (1904-1987). Из ныне живущих крупнейших учителей школы можно назвать Мин-линг Тричена Ринпоче, Трулшинга Ринпоче и Таглунга Цетрула Ринпоче.

наверх

Линия Кагью

Линия Кагью произошла от великого йогина Тилопы, который жил в Северной Индии около X века н.э. Тилопа получил четыре особые передачи (Тиб: бка-бабс-бжи) и в совершенстве овладел ими. Несмотря на то, что имеют место некоторые расхождения в исторических источниках относительно того, какие мастера связаны с той или иной из четырёх передач, большинство соглашаются с тем, что
  • Первая из четырёх исходила от Нагарджуны и состояла из двух тантр, "Сангва Дюпа Тантры" (Санскр: Гухьясамая) и "Денши Тантры". Она также включает в себя практики, называемые "Иллюзорное Тело" (Тиб: сгью-лус) и "Перенос" (Тиб: пхо-ба).
  • Вторая особая передача пришла от Накпопы и включала тантру под названием "Гьюма Ченмо" (Санскр: Махамая), а также практику "Осознанного Сна" (Тиб: рми-лам).
  • Третья особая передача пришла от Лавапы. Она включает в себя "Демчок Тантру" и практику "Ясного Света" (Тиб: од-гсал).
  • Четвертую передал Кхандро Калпа Зангмо и она включает тантру, известную как "Гьепа Дордже" (Санскр: Хеваджра) и практику под названием "Туммо".

Эти учения Тилопа передал Наропе и они были систематезированы как Шесть Йог Наропы, которые считаются центральным учением в Линии Кагью. Наропа передал свои знания Марпе, великому переводчику, который приехал из Тибета в Индию за наставлениями, и, вернувшись впоследствии в Тибет, распространил учения Дхармы там. Его ученик, Миларепа, стал одним из величайших йогинов Тибета. Посредством настойчивости в практике Махамудры и Шести Йог Наропы, он обрёл глубокую реализацию абсолютной природы реальности.

Передачу Миларепы продолжил Гампопа, врач из Дагпо. Он проходил обучение в традиции Кадампа, которая является постепенным путём, включающим так называемые учения Лам Рим. Он также встертился с Миларепой и достиг реализации абсолютной реальности под его руководством. Он основывал монастыри, много учил и обрёл много учеников. Четверо из его учеников основали четыре основные школы Кагью: Бабром Дхарма Вангчук основал Бабром Кагью, Пагдру Дордже Гьялпо основал Пагдру Кагью, Шанг Цалпа Цонгдру Драг основал Цалпа Кагью, а Кармапа Дюсум Кхьенпа основал Камцанг Кагью, также известную как Школа Карма Кагью.

Полную же передачу Махамудры от Гампопы получил именно первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа. Восемь меньших линий Кагью основали ученики.

Эти восемь линий - Таглунг Кагью, Тропху Кагью, Друкпа Кагью, Марцанг Кагью, Ерпа Кагью, Язанг Кагью, Шугсеб Кагью и Дрикунг Кагью. Различные линии Кагью не считаются большими или меньшими с точки зрения содержащихся в них учений, в этом отношении они равны. Четыре основные линии названы так потому, что они происходят от самого Гампопы, в то время как восемь меньших линий идут от более поздних поколений мастеров. В наше время из четырёх основных линий Кагью, только Карма Кагью остаётся распространённой. Из восьми меньших - только Таглунг, Друкпа и Дрикунг Кагью всё ещё существуют независимо.

В рамках каждой линии можно различить несколько передач. Тем не менее, у всех основных буддийских традиций в Тибете есть линия Обещаний Пратимокши и линия Обещаний Бодхистаттвы. Выражение "Золотая Гирлянда Кагью" относится к мастерам, которые являются держателями линии, основное учение которой - Махамудра. Это индийские мастера линии, последовательность перерождений Кармап и их наиболее важные ученики, сохраняющие непрерывность передачи. Держатели линии выбираются самим Кармапой, который обеспечивает целостность и чистоту учений.

Подобным же образом, именно Кармапа всегда выбирает учителя, чьей задачей будет передача линии ему в его будущем воплощении. Он - великий бодхисаттва, обладающий способностью видеть реализацию и качества других. Посредством этой способности он и выбирает своих гуру. Нет фиксированных правил, определяющих учителя заранее. В некоторых случаях держатели линии это видные перерожденцы, в других - исключительные практикующие, не обладающие высоким статусом в религиозной иерархии.

Другой аспект линии Карма Кагью - промежуточные управляющие делами, заботящиеся о монастырях Кармапы между перерождениями. Эти люди - не держатели линии. Например, 14-ый Кармапа, Тхегчог Дордже, 9-го Другчена Мипам Чёкьи Гьямцо (также известного как Мингьюр Ванги Гьялпо) промежуточным управляющим делами. 16-ый Кармапа, согласно индийскому законодательству, учредил юридический орган, Благотворительный Фонд Кармапы и назначил его попечителей.

наверх

Школа Гелуг

Третья школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета головного убора монахов. Основана в XIV—XV вв. Гьялва Цонкапой (1357-1419), который почитается как воплощение бодхисаттвы Манджушри, олицетворяющего мудрость, всеведение. Цонкапа создал многотомный труд, интегрирующий многие учения и содержащий руководство «Ступени пути» (тибет. «Лам-рим»), который до сих пор подробно и тщательно изучается как монахами, так и мирянами.

В гелуг разработана обширная многолетняя образовательная программа и система учёных степеней учителей. Ученик Цонкапы Гьялва Гедун Друкпа стал первым из четырнадцати перерождений Далай-Ламы. По традиции, Далай-Лама, являющийся духовным лидером Тибета, всегда был представителем этой школы и также считается эманацией Авалокитешвары – Бодхисаттвы Сочувствия. Четырнадцатый Далай-Лама, Тензин Гьяцо, был удостоен Нобелевской премии в 1989 году в знак признания его героических усилий как миротворца, облегчающего страдания тибетского народа, находящегося под властью геноцида китайского правительства.

Все существующие дацаны в Бурятии, Калмыкии и Тыве принадлежат школе гелуг. Традиция Кадампа тибетского буддизма, родоначальником которой является индийский учитель Атиша, стала непосредственным источником вдохновения для традиции Гелуг, основанной в Тибете Чже Цонкапой (1357–1419).

История буддизма изобилует выдающимися наставниками, одним из величайших из которых по праву считается Цонкапа. Сочетая в себе совершенство йогической реализации с несравненной ученостью, он решительным образом реформировал буддизм у себя на родине, чем не только спас его от деградации, но и сохранил для будущих поколений последователей Будды во всем мире. Он вошел в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу.

Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Чже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднес Будде Шакьямуни хрустальные четки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрек, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения — Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Сумати Кирти, то есть, по-тибетски, Лобсанг Драгпа.

Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче ("Досточтимый и Драгоценный"), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчетливо, как и любого обычного человека. Кьябже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель нашего времени, называл ламу Цонкапу "Царем Дхармы трех миров"; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелугпа имя Цонкапы обычно предваряется титулом "Всеведущий Наставник".

Жизнь Цонкапы

Чже Цонкапа родился в 1357 году, в десятый день десятого месяца, в долине Цонка провинции Амдо восточного Тибета. В переводе с тибетского "цонг" означает "лук", а "кха" — "место". Так в народе самым популярным его именем стало Цонкапа — "Тот, кто родом из Луковой долины".

В трехлетнем возрасте Цонкапа получил полные обеты буддиста-мирянина от четвертого Кармапы Ролпе Дордже, который также даровал ему имя Кунга Ньингпо. В семь лет он принял обеты монаха-послушника от своего наставника Чодже Дондупа Ринчена и был назван Лобсангом Драгпа. Уже в столь юном возрасте Цонкапа получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Ямантаки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как "Произнесение имен Манджушри".

Движимый страстью к обретению духовных знаний, Цонкапа много путешествовал и обучался у наставников всех традиций тибетского буддизма. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился в монастырь Дрикунг Кагью в центральном Тибете, где приступил к обучению под руководством настоятеля Ченга Чокьи Гьялпо, от которого получил наставления по бодхичитте и Махамудре. Кончог Кьяб из того же монастыря передал ему свои знания о медицине, и всего через год Цонкапа достиг мастерства в этой области.

Одаренный необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Так, он выучил наизусть весь комментарий к обширному коренному тексту по своду правил монашеской дисциплины (Винайя), запоминая по 17 фолиантов в день. Слава об этом духовном гении скоро разнеслась по всей стране и в итоге дошла даже до китайского императора, который послал ему приглашение посетить Китай.

Из Дрикунга Цонкапа направился в монастырь Чодра Ченпо Дэвачен, где продолжил свое образование. За два года он освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией. Во время посещения Ньяпон Кунга Пел в Цечене Чже Ринпоче встретил сакьясского учителя Рендаву, которого позже стал считать своим основным духовным наставником. Знаменитая молитва Мигцэма изначально была написана Цонкапой в честь Рендавы, но великий учитель переписал ее и "вернул" своему ученику, сказав, что тот достоин ее больше:

Авалокитешвара, Великое сокровище безобъектного сострадания,
Манджушри, Владыка совершенной мудрости,
Ваджрапани, Победитель злых демонов,
Цонкапа, Украшение в короне всех мудрецов Страны Снегов,
О Лобсанг Драгпа, Тебе поклоняюсь.

У Рендавы и другого своего наставника школы Сакья Кажипа Лосела Цонкапа получил наставления по монашеской дисциплине, феноменологии, теории достоверного познания, Мадхьямике и Гухьясамаджа-тантре. Он также получил передачи Шести Йог Наропы, Калачакры, Махамудры, Ламдрэ (Пути и Плода), Чакрасамвары и многие другие, а впоследствии передал их своим ученикам.

В возрасте двадцати пяти лет Чже Цонкапа принял полное монашеское посвящение и затем, в Наньинге, начал преподавать Абхидхарму. В это время у него начались сильные боли в спине, но он самостоятельно вылечился от этого недуга, применив метод, полученный в монастыре Сакья от Дордже Ринчена, который также дал ему комментарий на Хеваджра-тантру.

Усердие Цонкапы в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками. Известно, что Цонкапа совершил 3,5 миллиона простираний, 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы. Ему постоянно являлись йидамы (божества медитации), особенно Манджушри, которому он мог задавать вопросы и получать разъяснения глубинных аспектов учения. Кроме того, он множество раз уходил в затворничество. Самое длительное затворничество, в Волкха Чолунге, продолжалось четыре года. В это время рядом с Цонкапой находились только восемь его ближайших учеников.

В целом, Цонкапа обучался под руководством более ста учителей, настойчиво выполнял духовную практику и, в свою очередь, обучил тысячи учеников, по большей части в центральных и восточных районах Тибета. Он также много писал. Собрание его сочинений в восемнадцати томах включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения, разъясняющие наиболее трудные для понимания положения Сутраяны и Мантраяны.

Главные его работы: "Большое руководство по этапам пути к просветлению" (Лам-рим Чен-мо), "Большое руководство по этапам пути тантры" (Наг-рим Чен-мо), "Сущность искусства изложения иносказательных и буквальных учений" (Drng-nges legs-bshad snying-po), "Хвала взаимозависимости" (rTen-'brel bstodpa), "Ясное описание пяти стадий Гухьясамаджи" (gSang-'dus rim-lnga gsal-sgron) и "Золотые четки" (gSer-phreng). Первую из упомянутых работ, Ламрим Ченмо, Цонкапа завершил в 1402 году. Этот изумительный труд, основанный на тексте Атиши "Светильник на пути к просветлению", подробно и поэтапно излагает весь путь к состоянию будды и является базовым учебным пособием в школе Гелуг.

Цонкапа учил тысячи монахов, и среди множества его ближайших учеников наиболее выдающимися стали: Гьелцаб Дхарма Ринчен (1364–1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385–1438); Гьялва Гендун Друп (Первый Далай-лама), основатель монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе (1391–1474); Джамьянг Чодже Таши Пелден, основатель монастыря Дрепунг (1379–1449); Джамчен Чодже Шакья Еше, основавший монастырь Сера; Дже Шераб Сенге, основатель Гьюме — Нижнего тантрического колледжа — и монастыря Сегью; Кунга Дондуп, основатель Гьюте — Верхнего Тантрического колледжа.

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

Частично реформы, задуманные Цонкапой, были направлены на создание новой традиции, которая, подобно ее основателю, уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Название основанной им школы — Гелуг — в переводе означает "Добродетель" и в полной мере отражает намерения родоначальника этой системы.

Два ближайших ученика Цонкапы

Когда Цонкапе было около сорока лет, ему в видении явился Манджушри, который подтвердил, что Цонкапа достиг прямого познания пустоты и больше не нуждается в наставлениях на эту тему. Затем Манджушри посоветовал Цонкапе продолжать проповедовать Дхарму на основе учений Нагарджуны и Атиши. Вскоре после этого Цонкапа отправился к югу от Лхасы, где и встретил своего будущего ученика Гьелцаба Дхарма Ринчена (1364–1432), который в то время принадлежал к школе Сакья и уже прославился как великий ученый этой традиции, блестяще владеющий искусством философского диспута.

Первая встреча произошла, когда Цонкапа начинал одно из своих публичных учений. Гьелцаб открыто оспорил авторитет Цонкапы, усевшись на его трон, но, когда Цонкапа начал говорить, Гьелцаб понял, что знания Чже Ринпоче намного превосходят его собственные. В ходе комментариев Цонкапа отвечал на все те вопросы, которые ранее казались Гьелцабу неразрешимыми, и тот вскоре осознал, что ведет себя недопустимо. Соскочив с трона, он смиренно сделал три простирания перед наставником и занял место среди слушателей. Позже он стал одним из двух "сердечных" учеников Цонкапы. Другим был Кхедруб Гелег Пелзангпо (1385–1438), который стал последователем Цонкапы несколькими годами раньше.

Цонкапа ушел из жизни в возрасте шестидесяти лет, в 1419 году, в двадцать пятый день десятого тибетского месяца. По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.

После ухода Цонкапы Кхедрубже и Гьелцабже сохранили и передали потомкам созданную им систему. По просьбе других учеников Гьелцаб взошел на трон Ганден, получив официальное признание в качестве основного преемника линии Цонкапы. Он сохранял за собой этот пост в течение двенадцати лет, вплоть до своей кончины. За свою жизнь Гьелцабже написал ряд значимых трудов, собрание его сочинений насчитывает восемь томов.

Следующим за Гьелцабом держателем трона Ганден в течение семи лет был Кхедруб, который затем скончался в возрасте пятидесяти четырех лет. Эти два наставника считаются "духовными сыновьями" Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими по обе стороны от Чже Ринпоче. Сегодня девяносто девятым держателем трона Ганден, и, следовательно, формальным главой традиции Гелуг, является досточтимый Еши Дондуп.

Монастыри Гелуг

Цонкапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале Тибетского Нового Года (Лосар). Большой молитвенный фестиваль, или Монлам Ченмо, и по сей день отмечается в Тибете и тибетских общинах в других странах и является одним из основных религиозных праздников года.

После празднования первого Монлама несколько учеников Цонкапы, заботясь о здоровье своего наставника, попросили его сократить количество путешествий. В то время ему было пятьдесят два года. Они предложили построить для него монастырь, и он согласился. Цонкапа обратился с молитвами к образу Будды Шакьямуни относительно места для строительства монастыря и получил указание построить его возле Лхасы, в местечке Дрокри.

Монастырь получил название Ганден (Тибетский перевод санскритского "Тушита") — легендарная обитель Будды Майтрейи. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников — Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Официально монастырь открылся в 1409 году.

Позже Ганден, который был поделен на два колледжа — Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырех тысяч монахов.

Затем в 1416 году Джамьян Чодже Таши Пелден основал монастырь Дрепунг. Было время, когда в нем имелось семь отделений, но позже они слились и образовали четыре: Лоселинг, Гоманг, Деянг и Нгагпа. В наши дни существуют лишь два: Дрепунг Лоселинг и Дрепунг Гоманг. Другой духовный последователь Цонкапы Джамчен Чодже Шакья Йеши основал монастырь Сера в 1419 году. Сера первоначально состоял из пяти колледжей, которые впоследствии объединились в два — Сера-Дже и Сера-Ме.

Гьялва Гендун Друп, Первый Далай-лама, в свою очередь, стал основателем монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе в 1447 году. Позже этот монастырь стал резиденцией Панчен-лам, которые являются вторыми по значимости духовными иерархами Гелуг. Нижний тантрический колледж Гьюме был учрежден Чже Шерабом Сенгье в 1440 году, а Верхний тантрический колледж Гьюте основал Гьючен Кунга Дондуп в 1474 году.

В расположенных в окрестностях Лхасы монастырях Ганден, Дрепунг и Сера в период их расцвета обучалось более пяти тысяч монахов в каждом. При этом, по меньшей мере, по пятьсот человек получали духовное образование в тантрических колледжах. В эти учебные заведения стекались юноши из всех трех провинций Тибета, чтобы получить в них монашеское образование и заняться духовной практикой.

Ганден, Дрепунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг и на протяжении столетий служили оплотом всей линии преемственности традиции Цонкапы. В 1959 году в монастыри вторглись китайские войска, а Ганден был практически полностью разбомблен. Однако традиция Гелуг продолжает динамично развиваться даже после изгнания тибетцев из родной страны.

Основные монастыри — Сера, Дрепунг Лоселинг, Дрепунг Гоманг, Ганден и Таши Лхунпо, а также тантрический колледж Гьюме, были восстановлены в Индии, в различных тибетских поселениях в Карнатаке. Тантрический колледж Гьюте вновь открылся в Бомдиле, штат Аруначал Прадеш, а также тантрический колледж , были восстановлены в Индии, в различных тибетских поселениях в Карнатаке. Тантрический колледж вновь открылся в Бомдиле, штат Аруначал Прадеш.

Династия Далай-лам

Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543–1588) был обнаружен среди монголов. Он был внуком Алтан-хана, одного из наиболее могущественных монгольских правителей. Так между монгольскими ханами и школой Гелуг возникло тесное родство, положившее начало прочным и длительным связям. Одержав победу над последним правителем провинции Цанг в 1642 году, Гушри-хан назначил Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1617–1682), Пятого Далай-ламу, светским и духовным главой Тибета.

Пятый Далай-лама, который стал известен как "Великий Пятый", оказался талантливым государственным деятелем, а также выдающимся религиозным лидером. Он консолидировал правление Далай-лам, которые правили Тибетом вплоть до 1959 года, когда Тибет был аннексирован Китаем.

Ученые Гелуг

Школа Гелуг породила целую плеяду выдающихся религиозных лидеров, людей, воплотивших в себе провозглашенные Чже Цонкапой идеалы учености и медитативной практики. Среди них был великий ученый Джамьян Шепа (1648–1721), автор наиболее влиятельных в Гелугпе философских комментариев, и его реинкарнация Гончок Джигме Вангпо (1728–1791), известный такими трудами, как "Драгоценная гирлянда учений" и работа об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях под названием "Изложение Уровней и Путей, Прекрасное украшение Трех Колесниц".

Среди других значимых для традиции фигур — Джангья Ролпе Дордже (1717–1786), написавший фундаментальный труд "Изложение философских учений"; Нгаванг
Пелден (родился в 1797 году), перу которого принадлежит авторитетный комментарий на "Обширное изложение учений" Джамьяна Шепы; а также известный ученый Пабонгка Ринпчоче (1878–1941).

наверх

Школа Сакья

Происхождение школы Сакья тесно связано с историей рода Кхон, происходившего, по преданию, от небожителей. Линия этого рода прослеживается со времен Кхон Кончока Гьелпо (1034-1102), основателя школы Сакья, до наших дней. С точки зрения учения, эта школа возводит свое происхождение к индийскому йогину Вирупе через Гаяд-хару. Ученик последнего, Дрогми Сакья Еше (992-1047) путешествовал в Индию, где он получил учения Калачакры, Путь-и-плод и многие другие, от различных индийских учителей, после чего возвратился в Тибет.

Позднее один из его главных учеников, Кхон Кончок Гьелпо, построил монастырь в провинции Цанг в Центральном Тибете и назвал его Сакья, что означает Серая Земля. Таким образом, школа получила свое название, Сакья, от места расположения монастыря. Сын Кхон Кончока Гьелпо, Сачен Кунга Ньингпо (1092-1158), был человеком необычайных талантов и духовных дарований, держателем всех линий Тантры и Сутры Арьи Нагарджуны и Вирупы.

У него было четыре сына: Кунгабар, Сонам Ценмо, Джецун Дакпа Гьелцен и Палчен Опоче. Его второй сын, Сонам Ценмо (1142-82), стал образованным ученым еще в юном возрасте. Он имел много видений медитационных божеств, и многие из его учеников достигли реализации. Джецун Дакпа Гьелцен (1147-1216) принял обет безбрачия в миру, и еще в раннем возрасте продемонстрировал признаки большой духовной зрелости. Впервые он давал учение Хеваджры в возрасте одиннадцати лет.

Главным учеником Джецун Дакпа Гьелцена был его племянник, сын Палчена Опоче, знаменитый Сакья Пандит Кунга Гьелцен (1182-1251). Сакья Пандит изучал буддийскую и небуддийскую философию, логику, санскрит, поэзию, астрологию и искусство у многих индийских, непальских, кашмирских и тибетских мастеров, и, в конце концов, превзошел их всех. В возрасте двадцати семи лет, после встречи с кашмирским пандитом Шакья Шрибхадрой, он принял полные монашеские обеты и хранил их всю жизнь без малейшего отступления.

Его работы, такие как “Сокровищница достоверного знания” (Tsad-ma rigs-gter) и “Разъяснение трех обетов” (sDom-gsum rab-dbye), хорошо известны и в наши дни. В 1244 году внук Чингисхана, Годанхан, впечатленный слухами об учености Сакья Пандита, пригласил его в Монголию для распространения учения Будды. Позднее, в 1253 году, уже после кончины и Годанхана и Сакья Пандита, новый император Монголии, Кубилайхан, пригласил Дрогон Чогь-яла Пагпу, племянника Сакья Пандита, к своему двору.

Пагпа составил для монголов новый алфавит. Личность Пагпы произвела на Кубилайхана настолько сильное впечатление, что он провозгласил буддизм государственной религией Монголии и передал Пагпе под управление три провинции Тибета. Таким образом, Пагпа был первым правителем в тибетской истории, который был наделен как религиозной, так и светской властью в стране. Такое положение унаследовал его брат Чанга, а всего династия Сакьяпа правила Тибетом более ста лет. В конечном итоге, Тишри Кунгло (1299-1327), старший из пятнадцати внуков брата Сакья Пандита, основал четыре династические линии: Житог, Ринчен Чанг, Лхакханг и Дучо, из которых сохранились только две последние.

В пятнадцатом веке, однако, династия Дучо распалась на две линии, или резиденции: Долма Пходранг и Пунцог Пходранг. Нынешними главами этих двух мест являются Сакья Тридзин (род. 1945 году), являющийся на данный момент также главой всей школы Сакья и проживающий в индийском местечке Дехра Дун, и Дагчен Ринпоче (род. 1929 году), основатель Центра Сакья Тегчен Чолинг в США. Положение главы школы Сакья передавалось по наследству, начиная со времени Кхон Кончока Гьелпо, и по традиции переходило попеременно от одной резиденции к другой. Нынешний глава школы Сакья, Тридзин Ринпоче, является 41-м “Держателем трона Сакья”.

Среди главных держателей линии Сакья следует особо отметить Сачена Кунга Ньингпо (1092-1158), Сонама Ценмо (1142-1182), Дакпа Гьелцена (1147-1216), Сакья Пандита Кунга Гьелцена (1182-1251) и Дрогон Чогь-яла Пагпу (1235-1280), которых называют Пятью патриархами школы Сакья. За ними следуют шесть учителей, называемых Шестью украшениями Тибета: это Яктук Санге Пал и Ронгтон Маве Сенге, прославившиеся своим знанием учений Сутры; Нгорчен Кунга Зангпо и Зонгпа Кунга Намгьел, достигшие мастерства в изучении Тантры; Горам Сонам Сенге и Сакья Чогден, прославившиеся своим знанием как Сутры, так и Тантры.

Как и в других школах тибетского буддизма, со временем в школе Сакья возникли свои подшколы. Линия учений, сделавшая основной упор на изучении монашеской дисциплины, основанная Нгорченом Кунга Зангпо (1382-1457) и следующими за ним мастерами, такими как Кончок Лундруп, Тхарце Намкха Пелсанг и Друбкханг Пелден Дондруб, получила известность под названием Нгор, а линия Царчена Лосел Гьяцо (1502-1556), в рамках которой передавались так называемые “Тринадцать золотых писаний Цар”, включавшие в себя учения по практикам Махакалы, Ваджрайогини, Джамбалы и других божеств, получила название традиции Цар.

Таким образом, можно сказать, что школа Сакья линии Кхон представляет собой ствол древа, ветвями которого являются линии Нгорпа и Царпа. Таковы три линии (Sa-Ngor-Tsar-gsum) школы Сакья. Главным учением, практикуемым в школе Сакья является, так называемое Ламдрей (Lam-’bras), что в переводе означает “Путь-и-плод”, которое возводит практикующего к состоянию Хеваджры. Эта доктрина представляет собой синтез путей и результатов как внешних, так и внутренних аспектов буддийского учения. Она проистекает от индийских учителей Вирупы, Авадхути, Гаядхары и ученика Нагарджуны Шакьямитры, и, принесенная в Тибет тибетским переводчиком Дрогми, передается до настоящего времени непрерывной линией учителей.

Со времен Мучена Семпа Ченпо Кончок Гьелцена, ученика Нгорчена Кунга Зангпо (1382-1457) передача линии Путь-и-плод разделилась на две традиции: “Объяснение для ближайших учеников” (sLob-bshad) и “Для собрания” (Tshog-bshad). В основе философии учения Путь-и-плод лежит представление о нераздельности сансары и нирваны. Согласно этой доктрине, невозможно достичь нирваны, или абсолютного покоя и мира путем простого бегства от сансары, или круговорота рождения и смерти, поскольку ум является корнем и основой как сансары, так и нирваны.

Омраченный, он принимает сансарическую форму, а, будучи очищен от омрачений, становится нирваной. Поэтому в реальности практикующий должен в медитации стараться увидеть их нераздельность. В монастырских школах Сакья изучаются восемнадцать главных текстов. В них содержатся учения по Праджняпарамите (совершенной мудрости), монашеской дисциплине, воззрении срединного пути, феноменологии, теории познания и логике, а также комментарии, уникальные именно для этой традиции, такие как “Сокровищница достоверного знания” и “Разъяснение трех обетов”, работы Сонама Санге и другие. По мере получения образования, монах получает звания Каджипа, Качупа и Рабджампа.

Основными тантрическими практиками школы Сакья являются тантры Хеваджры, Чакрасамвары, Махакалы и другие.

Главными сакьяпинскими монастырями в Тибете были Наланда в Пхенпо, построенный Ронгтоном Шед-жа Кунригом, Лхакханг Ченмо, основанный Кхон Кончоком Гьелпо, Це-донг Сисум Намгьел, основанный Намкха Таши Гьелценом и Нгор Эвам Чоден, который основал Эвам Кунга Зангпо — в Центральном Тибете; Дон-друб Линг, основанный Дагченом Ше-раб Гьялценом и Лхундруб Линг, основанный Тхангтонгом Гьелпо — в Кхаме; и наконец Деур Чоде, построенный Чодагом Сангпо в Амдо.

В настоящее время Цечен Тенпай Гацал в Раджпуре, штат Уттар-прадеш, Нгор Эвам Шадруб Даргье Линг в Бире, штат Химачал-прадеш, Цечен Донгаг Чолинг в Мундгоде, штат Карнатака и Нгор Эвам Чодхен в Дехрадуне, штат Уттар-прадеш, а также Таши Рабтен Линг в Непале — вот некоторые из главных восстановленных монастырей традиции Сакья.

Учения всех этих школ приводят к одинаковому результату, состоянию просветления. А вот методы несколько различаются: они предназначены для разных людей. Обычно говорят, что в школе Ньингма сосредоточены методы, трансформирующие, прежде всего, гнев и гордость, потому в этой школе практикуют люди, у которых названные чувства сильнее всего. В школу Карма Кагью приходят, в первую очередь, те, кто больше всего зависим от желаний и привязанности. В школе Гелугпа преобразуется неведение, а в школе Сакья – примерно равное соотношение этих мешающих чувств.

В рамках этого раздела мы рассматриваем следующие эзотерические традиции:


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. История школы Ньигма. Статья в газете "Новости Тибета" осень 1996 № 4, Newsletter of Tibet Culture & Information Center, Moscow
  2. Краткий обзор тибетских буддийских традиций (Чогял Намхай Норбу Ринпоче)
  3. Происхождение линии Кагью на сайте, посвященном Е.С. 17-ому Кармапе Тринлей Тхайе Дордже >>>
  4. Истоки школы Гелуг >>>
  5. История школы Сакья на сайте «Буддизм»

наверх