Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Кашмирский шиваизм

Кашмирский шиваизм (кашмира-сампрадайя) является одним из наиболее широко известных и распространенных направлений шиваитской ветви Тантрической Религии. Писания этой школы признаны авторитетными всеми последователями Тантры. Великие учителя кашмирского шиваизма Шива - Шрикантха, Васугупта, Сомананда, Кшемараджа и составитель знаменитой "Тантралоки" Абхинавагупта - признанные авторитеты в индийской тантрической традиции. В общем виде шиваитская система философии и йогической практики известна как Агама. Слово "агама" означает не только традиционное учение, но и связанную с ним систему практики.

Шиваитские традиция известна как Шива-шасана или Шивагама. Недуалистическая шиваитская традиция Кашмира известна как Трика-шасана или Трика-шастра, либо Рахасья-сампрадайя. Слова "шасана" и "шастра" имеют очень большое значение. В обоих словах содержится корень "шаса", означающий дисциплину. Шасана и шастра означают учение, содержащие правила дисциплины. В Индии ни шастра, ни шасана никогда не подразумевали простое интеллектуальное изложение определенного учения.

В них, безусловно, раскрывались основные принципы бытия, но в то же время на основе этих принципов предписывались определенные правила и нормы поведения, создававшие основу образа жизни, которого должен был придерживаться каждый изучающий ту или иную шастру. Таким образом, шастра была не только образом мыслей, но и образом жизни. В целом, шиваитская философия Кашмира именуется Трика-шастра, поскольку является философией триады - Шива, Шакти и нара - человек или скованная душа, или "пара" - Высшее,"парапара" - Единство в различии и "апара" - различие.

Литература кашмирской философской системы Трика подразделяется на три категории: Агама Шастра, Спанда Шастра и Пратьябхиджня Шастра.

Агама Шастра. Считается, что Агама Шастра была дана самим Господом Шивой. Она определяет как принципы, так и методы шиваитской практики. К этой категории Агамы относятся следующие тантры:  Малинивиджайя или Малинивиджайоттара, СВАЧЧХАНДА, Виджняна Бхайрава, Мригенда, Нетра, Рудра Ямала, Шива-сутра и другие. Наиболее важной из них является "Шива-сутра". Значение "Шива-сутры" состоит в том, что она была открыта самим Господом Шивой для того, чтобы преодолеть воздействие дуализма. Она известна также как "Шивопанишад-санграха " - откровение, содержащее тайное учение, раскрытое Шивой Васугупте.

Существует легенда, которую приводит Кшемараджа в своем комментарии "Вимаршини" к "Шива-сутре", согласно которой Бог Шива явился Васугупте во сне и сказал: "На горе Махадева на камне записано тайное учение. Возьми эти изречения и преподай их тем, кто заслуживает этой милости". Пробудившись, Васугупта отправился на гору Махадева, в указанное Шивой место, где и нашел камень с записанными на нем сутрами Шивы. Эта скала и сейчас известна как Шанкаропала, и утверждают, что сутры были начертаны именно на ней.

Не существует человека - автора этих сутр. Они - непосредственное откровение Бога Шивы - верховного Учителя и покровителя всех подвижников и йогов. Васугупта был учителем Каллаты, жившего во время правления Авантивармана Кашмирского, царствовавшего в 9 веке н.э. Вероятно, Васугупта жил примерно в конце 8 века н.э., либо в самом начале 9 века н.э. К этому периоду и относится примерная дата обнаружения "Шива-сутры".

В своем комментарии "Вимаршини" Кшемараджа утверждает, что он обнаружил несоответствие в различных комментариях, распространенных в то время и потому взялся написать новый комментарий к "Шива-сутре", учитывая огромную важность правильного понимания этого писания, рано ставшего объектом комментирования. К сожалению, он не перечислял конкретно комментарии, в которых обнаружил несоответствия. До настоящего времени сохранились только четыре комментария на "Шива-сутру": комментарий "Вритти", автор которого неизвестен, "Варттика" Бхаскары, "Вимаршини" Кшемараджи и "Шива-сутра-варттикам" Варадараджи, известного также под именем Кришнадаса.

"Вритти" совпадает с "Вимаршини" не только в толковании, но даже в слоге. Вероятно, что либо "Вритте" был написан первым и был впоследствии использован Кшемараджей как основа для написания своего комментария, либо вначале был написан комментарий "Вимаршини", либо сам Кшемараджа, либо кто-то другой сделал выдержки из него, составившие текст "Вритти".

"Вритти" излагает основные мысли сутр в предельно краткой форме, в прозе. Бхаскара в своем комментарии "Враттика" истолковывает каждую сутру в стихах. Комментарий "Вимаршини" Кшемараджи дает ясное подробное изложение каждой сутры в прозе. Он обосновывает свое истолкование, приводя ценные параллельные цитаты из других книг, многие из которых для нас уже полностью утеряны.

Во введении в свой комментарий "Враттика" Бхаскара пишет, что Васугупта преподал "Шиву-сутру" Каллате, который в свою очередь преподал ее Прадьюмнабхатте, сыну своего дяди по материнской линии. Прадьюмнабхатте передал "Шива-сутру" своему сыну Праджнярджуне. Праджнярджуна - своему ученику Махадевабхатте, который, в свою очередь, передал сутры своему сыну Шрикантхабхатте. Сам Бхаскара узнал "Шива-сутру" от Шрикантхабхатты.

Бхаскара жил в 2 веке н.э. и, таким образом, его "Варттика" был написан в этот период. Известно, что Кшемараджа был учеником знаменитого Абхинавагупты, жившего в 10 веке. Тогда, скорее всего, и был написан комментарий "Вимаршини". Перу Кшемараджи принадлежат такие известные трактаты: "Пратьябхиджня-хридайям", "Спанда-сандоха","Спанда-нирнайя", "Сваччхандодьотта", "Нетродьота", "Виджа-Бхайраводдьота", "Шива-сутра-вимаршини", "Става-чинтаманитика", "Параправешика" и другие.

Четвертый известный комментарий на "Шива-сутру" - "Шива-сутра-варттикам" Варадараджи, представляющий собой не что иное, как стихотворное переложение комментария "Вимаршини". Варадараджа не дал своих собственных толкований. Он жил в конце 15 века н.э. Из всех дошедших до нас комментариев "Шива-сутра-вимаршини" Кшемараджи - наиболее древний, а потому и самый изучаемый.

Спанда Шастра. Здесь разрабатываются принципы, заложенные в "Шива-сутре". Детали сутр прорабатываются, главным образом, с точки зрения тантрической концепции Шакти. Главным трактатом этой Шастры является "Спанда-сутра", известная также под названием "Спанда-карика". На нее имеются следующие комментарии: Прадипа" Утпала Вайшнавы, "Вивритти" Раманакантхи, "Спанда-сандоха" и "Спанда-нирнайя" Кшемараджи. "Спанда-сандоха" содержит комментарий только на первую часть "Спанда-карики". Кшемараджи полагал, что "Спанда-сутра" была написана Васугуптой. Согласно же другим мнениям, она была написана Каллатой, учеником Васугупты.

Пратьябхиджня Шастра. Здесь философия Трика раскрывается через афоризмы и дискуссии. Первым философом трактатом, относящимся к Пратьябхиджня Шастре был "Шива-дришти", составленный Соманадой, который был учеником Васугупты и жил в 9 веке н.э. "Шива-дришти" - чрезвычайно важное философское сочинение. К сожалению, его полный текст до нас не дошел. Наиболее важным из имеющихся писаний этой Шастры является "Пратьябхиджня-сутра" (или, иначе, "Ишвара-пратьябхиджня"), составленная Утпалой, учеником Соманады.

"Пратьябхиджня-сутра" приобрела столь большое значение, что вся кашмирская шиваитская философия стала известна под общим названием Пратьябхиджня-даршана. Существуют следующие комментарии на "Пратьябхиджня-сутру": комментарий (вритти) самого Утпалы, сохранившийся лишь частично, "Пратьябхиджня-вимаршини" Абхинавагупты, и, наконец, "Пратьябхиджня-вритти-вимаршини" Абхивагупты.

Кроме того, имеется очень большой трактат Абхивагупты, известный как "Тантралока". Он включает в себя 12 томов и содержит описание тантрической шиваитской философии и практики во всех ее аспектах, являясь своего рода энциклопедическим справочником Тантры. Известен комментарий "Вивека" на "Тантралоку, написаный Джаяратхой. Краткое изложение "Тантралоки" известно под названием "Тантрасара".

"Шива-сутра" - трактат о йоге, но эта йога основана на определенном учении, весьма существенно отличающемся от знаменитой йоги Патанджали. Без ясного понимания этого учения понять йогу Шивы невозможно. Ниже философская основа этой йоги рассматривается в следующих аспектах:

  1. Высшая Реальность
  2. Проявления или мировые процессы
  3. Связанность
  4. Освобождение  

Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. "Шива-сутра" и неудалистическое Учение тантрического шиваизма Перевод с санскрита. Вводная статья, глоссарий и общая редакция Свами Садашивачарьи >>> 

наверх