- Философия
- Религия
- Психология
- Эзотерика
Тантра (индуизм)
Тантра – это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней. Тантра не разделяет разные сферы человеческого знания – астрологию, астрономию, нумерологию, парапсихологию, анатомию и физиологию и другие, а соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить.
Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Тантра исследует энергию самой жизни и стремится постичь закон, благодаря которому все в мире существует и взаимодействует. Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания.
Тантра не отвечает на вопрос"что есть истина?", она отвечает на вопрос"как можно постичь истину?"Являясь практической системой интенсивного духовного развития, тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы. Санскритское слово тантра происходит от двух слов: таноти и трайяти. Таноти означает"расширять", а трайяти -"освобождать". Таким образом, слово тантра означает"освобождение посредством расширения", а точнее -"освобождение сознания посредством его расширения". Также слово тантра переводят как"активность"или"действие", имея в виду активность или действие сознания.
Тантра представляет собой целостную систему, использующую физические средства для достижения духовных целей. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания ума и наделяет его способностью останавливать такие колебания, выработать привычку к сосредоточенности. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой.
Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность.
Тантра – это духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку оно опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик. В основе тантрического взгляда на мир лежит принцип непрерывности потока энергии во времени и пространстве, понимание, что все существа находятся в одном пространстве взаимодействия в непрерывной взаимосвязи. Это накладывает на нас определенную ответственность за все наши действия, поступки и мысли.
Один современный мастер тантры определил её так:"Тантра - это энергия, возникающая в сознании между появлением вопроса и нахождением ответа на него". Словом"тантра"также называют священные тантрийские тексты, например"Виджняна бхайрава тантра","Саммохана тантра","Тантрараджа тантра","Куларнава тантра","Маханирвана тантра"и др. Некоторые тантрийские тексты не имеют слова"тантра"в своём названии, например"Шива сутра","Ананда лахари","Тирумандирам"и др.
Как и любая религиозная система, индуистская тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов. Однако значительная часть методов, используемых в тантре, выходит далеко за рамки обычных представлений о религиозных обрядах. Многие практики тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание. (Поэтому тексты тантры называются садхана шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику.)
В связи с этим тантру иногда называют тантрийской йогой; интересно, что почти вся индуистская йога является ответвлением тантры. Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии для её преобразования в энергию духовную. Ещё одна особенность тантры в том, что она использует абсолютно все доступные средства и качества человека для его духовного прогресса. В тантре нет ни одной стороны жизни, которая не была бы преобразована в духовную практику. Даже пороки и недостатки становятся мощным средством освобождения.
История возникновения
История возникновения тантры теряется в глубине веков. Считается, что веды и тантрийские тексты возникли из одного общего источника: в Тирумандираме сказано, что веды и агамы (тантрийские тексты) различаются лишь в придании особого значения определённым практикам. А вот небольшое количество тантрийских текстов периода древней письменности объясняется вовсе не тем, что тантра тогда еще не существовала.
Во-первых, в тантре знания всегда тщательно охранялись от непосвящённых во избежание их неверного применения. До определённого времени передача знаний осуществлялась только в индивидуальной устной форме от учителя к ученику. И только в более позднее время их стали записывать. Во-вторых, в тантре есть уникальное представление о том, что существует непрерывный процесс замены устаревающих текстов новыми. При этом актуальная сущность текстов сохраняется, но форма изложения и язык соответствуют новым времени, месту и обстоятельствам.
Причина этого в том, что тантра не является догматической и неизменной формальной системой. Тантра - это живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы. Поэтому возникновение тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие выдающиеся мастера. Пожалуй, первым среди известных (хронологически и по значимости) считается Шива.
Шива
Согласно легендам, Шива жил около 5 - 7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение). Его супруга, Парвати, также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Впоследствии Шива и Парвати стали отождествляться с соответствующими божествами, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах индуистского пантеона Шиве и Парвати.
Много тысяч лет назад, среди изумительных по своей красоте тропических долин, окружённых вечными снегами великих Гималаев и наполненных благоуханием цветов и пением птиц, на берегах чистейших горных рек, Парвати спрашивала своего возлюбленного Шиву:"О Шива! В чём заключается твоя подлинная сущность? Что есть эта наполненная чудесами Вселенная? Что составляет начало всего? Что есть центр колеса Вселенной?
Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы? Как можем мы войти в неё полностью, вне пространства и времени, вне имён и описаний? Избавь меня от сомнений!"Шива отвечал на вопросы дочери царя Гималаев, и их диалоги легли впоследствии в основу текстов тантры. Очень многие тантрийские тексты имеют форму диалога Шивы с Парвати.
Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние"бессмертного золотого света". (В даосизме такое достижение называется"алмазным телом", в тибетском буддизме -"радужным телом", у коренных мистиков Африки -"телом света", в эзотерическом христианстве -"телом славы". Подобную трансформацию физического тела Дон Хуан Матус называл"сжиганием огнём изнутри".)
В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги, посвящая их в различные тайные практики. Другими знаменитыми мастерами прошлого были Нанди Девар, Агастьяр, Тирумулар, Боганатар, Матсьяндранат, Горакнат, Патанджали, Васугупта, Шри Канта, Накулиса, женщина Кудамбай, Валмики и другие,"разбившие скипетр смерти и странствующие во Вселенной". Все они внесли значительный вклад в формирование тантрийской йоги.
Шива и Шакти
Слово Шива имеет несколько значений. Вот некоторые из них.
-
Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог
-
Шива - это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других - Вишну и Брахман)
-
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость)
-
Шива - это Сила, разрушающая Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование)
-
Шива - это космический мужской принцип
-
Шива - это высшее сознание человека
-
Шива - это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования
-
Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы
-
Шива - это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг
Есть и другие значения слова Шива. Вот некоторые значения слова Шакти.
-
Шакти - это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности
-
Шакти - это Божественная Мать
-
Шакти - это проявленный мир
-
Шакти - это Мать-Природа
-
Шакти - это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы
-
Шакти - это внутренняя энергия человека
-
Шакти - это космический женский принцип
-
Шакти - это женское начало человека, его женская половина
-
Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу
Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.
О Шиве и Шакти
...Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь - две разные вещи и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива - одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду - Шива-Шакти... Всюду - Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой... (из"Тирумандирама")
...О Шакти! Ты - солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты - источник сладости осознавания, текущий для неведения, ...ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей... Ты - единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания... О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать... Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель - то ложе, на котором пребывает Высший Шива... О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх - в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой...(из"Ананда лахари")
Три гуны. Устройство Вселенной
Согласно взглядам тантры, вся Вселенная состоит из непроявленной и проявленной частей. Непроявленная часть Вселенной - это океан вечного бесконечного Высшего Божественного Сознания, называемого Шивой. Проявленная часть Вселенной создана и поддерживается вечной бесконечной Божественной энергией, или Силой, называемой Шакти.
Шива - это статический аспект Бога, Его Сознание, а Шакти - динамический аспект, Его творящая, исполнительная Сила. При этом"Шива имеет силу созидать только в соединении с Шакти"("Анандалахари"). Более того,"Шива без Шакти становится подобным трупу"("Дэви бхагавата пурана"). Шива находится в непрерывном соединении с Шакти."Всюду пребывает Божественная Форма, всюду Шива-Шакти".
Согласно тантре, Пракрити (Великая Природа), сотворённая силой Шакти, обладает тремя гунами, т.е. основными качествами, или главными свойствами. Они таковы: саттва - принцип света, гармонии и уравновешенности; раджас - принцип активности, подвижности и беспокойства; тамас - принцип инертности, темноты и противодействия. Сознание человека также обладает тремя гунами; то, какая из них доминирует, определяет его существование, поведение и отношения с окружающим миром. Саттва является должным состоянием сознания, проявляясь в нём как ясное восприятие и мудрость.
Люди саттвы ценят истину, обладают высокими творческим потенциалом и интеллектом, пребывают в состоянии гармонии с собой, другими людьми и природой. Те, в ком наиболее силён раджас, страстны и азартны, активно стремятся приобрести силу и власть, они любят руководить, дорожат престижем и авторитетом; это"воины"в широком смысле этого слова. Люди, в которых преобладает тамас, инертны, пребывают в западне страха, неведения, раболепия и сил разрушения.
Каждая из трёх гун необходима, но на своём месте. При их ненужном смешении или перемене мест возникает то, что субъективно воспринимается как загрязнение или дисгармония. В качестве примера можно привести обыкновенную грязь, которая является смесью земли и воды, каждая из которых по отдельности не воспринимается как нечто грязное.
В тантре очищение человека - это не выбрасывание"грязи", а восстановление должного порядка гун, разделение (т.е. сепарация) их из хаоса. При этом то, что внутри себя человек ощущал как"грязь","порок"и"зло"становится для него ценным источником, из которого практикующий извлекает строительный материал для восстановления своей гармонии и чистоты. Но тантра не ограничивается этим, ведя практикующего ещё выше - к Божественному, которое находится по ту сторону трёх гун...
Пять элементов
Три гуны дают рождение пяти элементам, или стихиям. Из саттвы, состоящей из ясности, возникает эфир, т.е. пространство. Из раджаса, состоящего из активности, возникает огонь. Из тамаса, состоящего из инертности, возникает земля. Между раджасом и тамасом возникает"прослойка", сочетающая в себе одновременно подвижность и инертность - вода. А между саттвой и раджасом возникает тонкий, но подвижный элемент - воздух. Эти махабхуты (великие элементарные элементы, или сущности) символизируют пять уровней плотности любой субстанции во Вселенной: материи, энергии и сознания.
Например, для материи они таковы: твёрдое (элемент земли), жидкое (элемент воды), газообразное (элемент воздуха), лучистое (элемент огня) и эфирное (элемент пространства). Так как всё создано творящей Божественной энергией Шакти и состоит из неё, то всё сущее является её различными формами; пять элементов являются чистыми модификациями Шакти. В сознании человека, его эмоциях и теле также проявлены эти пять элементов.
Символика и язык Тантры
Тантру также называют кауладхарма, или каула. Слово каула происходит от слов кула, что значит Шакти и акула, что означает Шива. Каула есть единство Шивы и Шакти. Универсальный принцип единения Шивы и Шакти символически воплощён в лингаме, или шивалингаме (фаллический символ, олицетворяет Шиву) и йони (символ женских половых органов, олицетворяет Шакти).
Лингам в йони символизирует сексуальное соединение. Лингам в йони - это модель любой вещи и даже всей Вселенной. В отношении человека этот символ означает следующее. Лингам - это атман, т.е. Божественное Сознание, присутствующее в человеке. Йони - это сам человек: его тело, его энергия, его ум. Лингам в йони значат, что в человеке Божественное Сознание присутствует так же естественно, сильно и органично, как мужчина в женщине в момент сексуального соединения.
Другая интерпретация этого символа такова: из лингама (из глубины пространства) в йони (в наш мир) льётся непрерывный поток энергии, которая является нектаром (судха-дхара-гамья-прадеша), проистекающим от совокупления (самарасья) Шивы и Шакти. Эта энергия оживотворяет существование нашего мира, наполняя его собой так же, как ветер наполняет паруса.
Также лингам олицетворяет Пурушу, т.е. Изначальный Дух (Шиву), а йони - Пракрити, т.е. Великую Природу (Шакти). В Индии, например, многие горные вершины являются священным местом паломничества тантристов, так как они олицетворяют шивалингам (Шри Кайлаш, Ади Кайлаш, Шивалинг и др.) По некоторым сведениям, по всей Индии установлено свыше тридцати миллионов лингамов (в основном из камня).
Почти все символика тантры сексуальна. Даже конечная цель тантры описывается как сексуальное соединение с Божественной Истиной, которое даёт бесконечную свободу и сопровождается бесконечным блаженством. Многие тантрийские практики описываются как майтхуна садхана (практика сексуального соединения). В тантре майтхуна естественным и очевидным образом символизирует полное слияние двух разделённых частей в одно целое. Вот пример описания подобной практики из"Хатха йога прадипика"("Разъяснение хатха йоги") Сватмарамы: "Между Гангой и Джамной (реки в Индии) находится молодая девственница. Нужно силой овладеть ею на царском троне."
Невежественный человек, если он поймёт слова текста прямо и попытается их точно выполнить, окажется в затруднительном положении. Посвящённый же знает, что Ганга и Джамна - это ида и пингала (левый и правый энергетические каналы, проходящие вдоль позвоночника). Молодая девственница - это кундалини, или кундалини-Шакти, или кулакундалини (изначальная энергия, скрытая в области основания позвоночника).
Царский трон - это сахасрара (верхняя чакра - важный энергетический центр, находящийся в районе макушки головы). аким образом, данная техника описывает процесс подъёма скрытой внутренней энергии и её слияние с сознанием. Сознание, разбуженное этой энергией и впитавшее её силу, пробуждается от сна к познанию Божественной реальности. Это ведёт к самадхи (высшему состоянию Божественного Сознания) и овладению сиддхами (скрытыми сверхсилами).
Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:
- Димешвар Рам Авадхута. Тантра
- Андрей Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной, человека и природе любви >>>
- Шрипада Садашивачарья Ананданатха Каулавадхута. Паньчаратна-Ачара (“Пять Драгоценных Принципов Тантрического Пути”)
- Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе индуизма
- Дэниел Гоулмен. Многообразие медитативного опыта. Нью-Йорк: Даттон, 1977 >>>
наверх
-