Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Путь практики  Крийя Йоги  

Йогу можно определить как «искусство единения с Богом и достижения совершенства». Крийя йога - это та логическая традиция, которую Бабаджи развивал и распространял, как сам, так и через своих учеников. Это кристаллизация философии и техник йогической сиддханты - древнего учения тамильских сиддхов. Слово «крийя» буквально означает «деятельность, совершаемая с полным осознаванием». Крийя йога включает в себя серию практических приёмов, или крий, способствующих реализации духовного потенциала человека. Она помогает человеку обнаружить скрытые до этого источники вдохновения и высшие уровни сознания.

Эти вдохновение и высшее сознание проявляясь затем в повседневной деятельности практикующих и в сферах их общения, способствуют трансформации человеческого общества. Регулярная и упорная практика крийя йоги раскрывает всё более широкие перспективы человеческого «Я». На место эгоцентрическому сознанию приходит самореализация. Деятельность человека становится средством выражения Любви и служения божественному, которое он видит теперь во всех и вся. Как уже говорилось в предыдущих главах, каждый из 18 сиддхов, не отрекаясь от участия в жизни мира, внёс свой вклад в различные области знания и посвятил себя эволюции вселенского сознания.

Методы крийя йоги сходны с методами науки. Ее техники подобны рабочим гипотезам. Садхак (ученик), регулярно практикующий крийя йогу, проводит тем самым своеобразные научные эксперименты, записывая все свои переживания. Ученики часто собираются вместе для обсуждения и обмена опытом, подобно съезжающимся на конференции учёным. Каждый сам приходит к определенным заключениям относительно выполняемых техник.

Но вместе с тем крийя йога является искусством, которое наряду с регулярной практикой требует искренности и умения использовать достигнутое. Поскольку невозможно дать адекватное определение Абсолютной Реальности, её можно постичь только на собственном опыте как суть всего бытия. Крийя йога раскрывает человеку его единство с Богом, пли Истиной.

Практика крийя йоги Бабаджи известна как «интегральная йога», поскольку она осуществляет полную трансформацию индивидуума на всех пяти главных планах существования - физическом, витальном, ментальном, интеллектуальном и духовном - постепенно, слой за слоем, снимая ту ограниченность, которая является барьером на пути человека к обретению «вселенского видения». Тело рассматривается одновременно как носитель и храм божественного. О теле заботятся не ради него самого, а как об инструменте Бога.

Крийя йога Бабаджи состоит из серии приёмов, которые могут быть сгруппированы в пять категорий, соответствующим пяти телам, которыми мы наделены:

  • Крийя хатха-йога                      физическое тело
  • Крийя кундалини-пранаяма      витальное тело
  • Крийя дхьяна-йога.....              ментальное тело
  • Крийя мантра-йога  .....             интеллектуальное тело
  • Крийя бхакти-йога....                духовное тело

Каждый из описываемых ниже методов соответствует одному из пяти тел, существует, также, крийя карма-йога.

Крийя хатха-йога. Крийя хатха-йога - это искусство контроля над физическим телом с помощью асан, бандх и мудр. Это отправная точка для обучающегося крийя йоге. Управлять физическим телом, по сравнению с ментальным или витальным, относительно легко, поскольку последние много тоньше и менее подвержены воздействию воли человека. Асана - это поза, которая вызывает расслабление.

Мудра - это жест, движение или поза, которые оказывают воздействие на поток пранической энергии в теле. Слово мудра также означает соответствующий психический настрой. Бандха - это психомышечный энергетический замок, способствующий перенаправлению потока пранической энергии в организме и пробуждению чакр.

Асаны, бандхи и мудры вызывают состояние расслабления на всех пяти планах. Они как бы массируют внутренние органы и железы, способствуя укреплению физического тела. Они эффективны в предотвращении и лечении многих заболеваний и функциональных расстройств, например, таких, как диабет, нарушение дыхания и гипертония, а также для коррекции эмоциональной неуравновешенности.

Таким образом, они устраняют одну из основных причин человеческих страданий -«плохое здоровье». Они также способствуют успокоению физического тела во время медитации. Асаны помогают ограничить разрушающие воздействия стрессов и сохранять спокойствие во всех ситуациях. Практика асан на фоне непрерывного осознавания является вводным курсом в практику медитации.

Для своей крийя хатха-йоги Бабаджи отобрал из тысяч существующих в классической хатха-йоге асан лишь 18, с некоторыми их вариациями. Эти 18 асан оказывают эффективное воздействие на все части тела и помогают решать задачи, которые встанут на следующих этапах практики крийя йоги. В идеале они должны изучаться и применяться ещё до обучения пранаямам и медитации. Но и после этого они остаются важной частью личной практики на протяжении всей жизни, даже на завершающих стадиях духовного развития и трансформации.

Тирумулар перечисляет 108 различных асан, из которых самыми важными являются восемь:

  • Свастикасана
  • Падмасана
  • Бхадрасана
  • Симхасана
  • Гомукхасана
  • Сотирасана
  • Вирасана
  • Сукхасана

Практикуя асаны, нужно следовать следующим принципам:

1.  Выполнять  асаны  поэтапно,  чтобы  избежать  растяжения мышц, которое может возникнуть при слишком быстром продвижении к конечной стадии. Если вы достигли стадии, которая все ещё сложна для вас - вернитесь к предыдущей. Способность выполнять более сложные асаны придёт постепенно. При выполнении асан не должно быть никакого соревнования. Степень гибкости не имеет значения для достижения результата: каждый извлечёт максимум пользы для себя, если будет регулярно выполнять асаны, стараясь делать их как можно лучше.

2.  Выполняйте асаны по парам. Каждая поза имеет контрпозу, в которой мышцы, напряжённые в предыдущей позе расслабляются. Это уменьшает время, необходимое для расслабления после каждой позы, и делает развитие тела более сбалансированным. Если у вас нет времени выполнять все асаны, отберите некоторые из них, но всегда с их контрпозами.

3. Дышите в естественном темпе. Никогда не задерживайте дыхание, иначе у вас появится одышка. Частая задержка дыхания ослабляет сердце, уменьшая приток к нему насыщенной кислородом крови, и, в конце концов, может вызвать сердечную недостаточность.

4.  Расслабляйтесь после каждой асаны столько же времени, сколько вы делали её. Расслабление является основной целью выполнения асан. Если делать их забывая об этом - это будет просто гимнастика, и у вас может возникнуть склонность к самодовольству по поводу ваших чисто физических возможностей.

5.  Большинство асан имеет статическую фазу и фазу, известную как крийя, которая содержит движение. Начните с долей минуты в удержании статической позы и по крайней мере с шести повторений для каждого движения. Затем постепенно увеличивайте продолжительность той и другой фазы. Удержание каждой позы в течение 1-2 минут укрепит  ваше  здоровье.  Для  излечения  конкретных  расстройств асаны можно делать и дольше, но не более 5 минут. Если появляется дрожь в мышцах - остановитесь.

6.  Фокусируйте внимание на физическом теле, на своих ощущениях и степени напряжения. Расслабьте мышцы, не участвующие в удержании позы. Делайте асану медленно, наблюдая за телом как бы со стороны. Продолжайте непрерывно осознавать своё тело и его реакции. Не позволяйте уму отвлекаться на другие объекты.

7.  Каждый день практикуйте все 18 асан или, по крайней мере, некоторые из них, предпочтительно утром или вечером (или и утром, и вечером) перед выполнением пранаям и медитаций.

Крийя кундалини-пранаяма. Крийя кундалини-пранаяма является самым мощным методом в крийя йоге Бабаджн. Пранаяма - это искусство контроля над дыханием. Она включает в себя эксперименты, цель которых - подтверждение либо опровержение той или иной гипотезы, и сравнение полученных результатов с результатами других исследователей. Сиддхи призывали своих учеников подходить к практике йоги с научных позиций. Техники, или крийи, являются гипотезами, а сознание ученика - лабораторией.

Очень важную роль играет обсуждение, сопоставление результатов и обмен мнениями с другими учениками и с учителями. Сами техники никогда не описывались в книгах, а передавались устно от учителя к ученику. До середины прошлого века они хранились в тайне, и обучали им только тех немногих избранных учеников, которые готовы были посвятить всю свою жизнь овладению этой практикой. Бабаджи и 18 сиддхов санкционировали её более широкое распространение при условии, что будут соблюдаться определённые принципы.

Практика  крийя  кундалини-пранаямы  оказывает непосредственное воздействие на физиологические процессы, влияющие в свою очередь на наши ментальные состояния. Во время медитации ум часто отвлекается на случайные мысли, ощущения скуки и физического дискомфорта. Часто это вызвано не проблемами самого ума, а действием физиологических факторов, таких как расстройство желудка, нарушение циркуляции крови, мышечные спазмы, недостаток энергии, а также гормональный дисбаланс.

Есть традиции, в которых ученик должен непосредственно контролировать реакции своего ума на эти отвлекающие факторы, направляя против них всю свою волю, что чревато возникновением чувств неудовлетворённости, вины и ментального раздвоения. В отличие от них, крийя кундалини-пранаяма воздействует на сами физиологические процессы. Ощутив физический дискомфорт, практикующий может изменить положение тела. Если отвлекается ум, надо просто продолжать практику. Постепенно ученик обретает способность использовать энергию ума. Ум - это энергия,  в  которой  различные  страсти и  отвлекающие  факторы создают волнения.

Практикуя крийя кундалини-пранаяму в расслабленном  состоянии,  человек  развивает внутреннее  осознавание  и способность к концентрации естественным путём, без напряжения. Особенно это подходит для тех, чей ум тамастичен, то есть подвержен инерции и бездеятельности, или раджастичен, то есть высоко активен и рассеян, либо мечется между этими двумя состояниями. Когда ум становится саттвичным, то есть спокойным и уравновешенным, тогда легко практиковать техники, включающие в себя концентрацию и медитацию.

Одним из наиболее фундаментальных физиологических процессов в человеческом организме является то, что мы дышим по очереди преимущественно то одной, то другой ноздрёй. Перемена активной ноздри происходит каждые три часа. Такое дыхание способствует поддержанию нормальной температуры тела около 37.0°С. Медики обнаружили, что левое полушарие мозга управляет правой стороной тела и, в основном, задействовано в процессах рационального мышления, анализа и словесной коммуникации.

Оно обрабатывает информацию в линейной последовательности, наблюдая за причинами и следствиями. Правое же полушарие контролирует левую сторону тела и отвечает за интуитивное восприятие, ориентацию в пространстве, распознавание предметов, творческую деятельность и мыслительные процессы, связанные с одновременной обработкой большого количества данных.

Если правая ноздря чиста и дыхание осуществляется преимущественно через нее, то более активно левое полушарие мозга, связанное с правой стороной тела. При этом человек предрасположен к рациональным, уверенным и наступательным действиям. Когда чиста левая ноздря и более активно правое полушарие мозга, человек становится более восприимчивым, склонным скорее к пассивным и интуитивным действиям.

Можно изменить текущую тенденцию дыхания - например, при дыхании через правую ноздрю на несколько минут лечь на правый бок, чтобы открыть левую. Того же результата можно добиться и с помощью одной лишь ментальной концентрации. Изменение активной ноздри способствует установлению оптимального типа дыхания в момент, когда мы заняты той или иной деятельностью.

Можно также научиться равному дыханию через обе ноздри одновременно, что способствует гармоничному синтезу двух главных аспектов личности. При этом энергия дыхания течёт через центральный канал сушумна нади вызывая ощущение глубокого безмятежного душевного покоя, удовлетворения и всепонимания. Это - идеальное состояние для практики медитации.

Равновесие между правым и левым дыханием, а также между внутренним и внешним давлением воздуха позволяет остановить дыхание и войти в состояние контакта с Богом, известное в йоге как самадхи. При этом ментальная активность снижается до нуля, а сознание расширяется и растворяется во Вселенском Сознании. Об этом говорится в Псалмах Давида: «Войди в состояние покоя и познай, что Я - это Бог», и словами Св. Павла: «Наслаждаясь Христом (сознанием), я ежедневно умираю».

Но потенциал пранаямы не ограничивается состоянием самадхи. Пранаяма, как это становится ясным из результатов научных исследований, оказывает очень глубокое влияние на нашу физиологию. Дыхание - первое и последнее физическое действие каждого человеческого существа в этом мире. Сиддхи открыли, что человек может избежать смерти, если сумеет достичь совершенства в жизни (кайя сиддхи) и через обретение сознательного контроля над дыханием продлить свою жизнь, пополнив свой запас жизненной силы, перезарядив и трансформировав клетки своего организма.

Практика правильного дыхания известна в учении 18 сиддхов как ваши-йога. На тамильском языке «ваши» означает «дыхание». Если повторить слово «ваши» несколько раз, можно услышать: «Шива, Шива» - это великая мантра и имя Бога. Если человек правильно повторяет эту мантру в сочетании с дыханием, то вскоре он обретает обновлённые здоровье, энергию и сознание.

Нади и чакры. Согласно Тирумулару, человеческое тело пронизано множеством энергетических каналов, или нади, которые сходятся и пересекаются в определённых психофизических центрах, расположенных вдоль оси человеческого тела, примерно соответствующей позвоночнику. Эти центры называются чакры, или падмы (лотосы). Слово «нади» буквально означает «поток», а слово «чакра» - «колесо» или «круг», но в контексте йоги чакра означает «вихрь» или «водоворот», ибо чакры представляют собой вихревые образования психической (пранической) энергии, которая воспринимается или визуализируется как движущаяся по кругу, с различной частотой вибрации.

Согласно традиции сиддхов, существует 72000 нади, отходящих от спинного мозга. Два главных из них - идакалай нади, пролегающий вдоль левой стороны позвоночника, и пингалай нади - вдоль его правой стороны. Оба канала находятся в тонком астральном теле. Третий главный канал, сушумна нади, проходит внутри позвоночника. Канал пингалай символизируется солнцем, идакалай - луной.

Чакрам соответствуют места скопления нервных узлов внутри позвоночника. Хотя чакры и не относятся к физическому плану, их можно определить с помощью высокочувствительного электронного оборудования. Люди,  обладающие  экстрасенсорным  восприятием,  способны видеть их и осязать их вибрации.

Согласно сиддхам, существует семь основных чакр. Пятьдесят букв тамильского алфавита распределяются между этими семью центрами в соответствии с характерными для каждого из них звуковыми вибрациям. Пятьдесят первый звук представляет изначальный звук Ом, Пранава-мантру. Чакры являются центрами жизненной энергии. Их можно заряжать и пробуждать при помощи йогических методов, использующих мантры, пранаямы, асаны и медитацию. При стимуляции чакр высвобождаются скрытые в них силы, что позволяет одолеть болезни, старение и, в конечном итоге, смерть.

Семь чакр были описаны в литературе сиддхов следующим образом:

1.  Муладхара  (область  крестцово-копчикового  сплетения),   Слово «мула» означает «корень» или «основание». Это - трансцендентная основа всего сущего. Здесь пребывает шакти кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших уровней  сознания.  У  мужчин  эта  чакра  расположена  в  области промежности, несколько в глубине, там, где определяется небольшая  мышца  между анусом  и  мошонкой. 

У  женщин  она  находится  в основании матки, в области задней стороны её шейки, Муладхара изображается в форме красного лотоса с четырьмя лепестками. Это обитель богини Щакти Кали, или Кундалини, изначальной жизненной силы, изображаемой в виде спящей змеи, свернувшейся кольцами.

Этой чакре соответствуют тамильские буквы Ла и Ом. В своём дремлющем состоянии муладхара представляет нашу инстинктивную природу, но будучи пробуждённой - наш духовный потенциал. В плане физиологии она связана с половыми, репродуктивными и выделительными органами, а в плане психологии - с проявлением сексуальных желаний, чувства вины, страдания, зависти, гнева и многих комплексов.

Это - центр страстей и инерции. Для трансформации сексуальной энергии в духовную сиддхи разработали особую научную дисциплину, известную как тантра. Сексуальная энергия, которая обычно рассматривается как большое препятствие на духовном пути, превращается в тантре в великое благо и используется для пробуждения высших чакр. Практика тантры включает в себя самотрансформацию через использование приёмов работы с энергией, в частности, крийя йоги, о чём речь пойдёт ниже.

2.  Свадхистана - следующая чакра, расположенная рядом с муладхарой. Она находится в области копчика, который можно нащупать  руками  как  выступ  над анусом.  В  физиологическом  плане свадхистана соотносится с нервным сплетением, связанным с предстательной железой у мужчин, маткой и влагалищем у женщин. Если смотреть спереди, она расположена на уровне лобковой кости, Слово «сва» означает на санскрите «собственный», а «адхистана» - «дом», «жилище». Эта чакра изображается в виде оранжевого лотоса с шестью лепестками и ассоциируется с буквой Ва. Это - центр подсознательного, хранилище всех переживаний и стремлений. Все переживания записываются в этом центре. Воздействующие на человека подсознательные силы базируются именно здесь. Пробуждение этой чакры связано с активизацией давно забытого или того, что было подавлено. Согласно учению сиддхов, подвижнику необходимы глубокая отрешённость и искреннее стремление преодолеть эти помехи.

3. Манипура. Это слово состоит из двух корней: «мани», что означает «драгоценность», и «пурагам» - «город». Этот «город драгоценностей»  расположен на уровне пупка  внутри позвоночника и связан с солнечным сплетением, в частности управляющим функциями пищеварения и регулирующим температуру тела. Эта чакра представляет волю, энергию и действие. Она изображается в виде десятилепесткового жёлтого лотоса с треугольником, вершина которого обращена вниз. С ней ассоциируется буква Ра. Её пробуждение создаёт новую постоянную основу для кундалини (которой раньше была муладхара), приносит новую ориентацию и духовную перспективу, не подверженную влиянию помех, исходящих от низших чакр.

4. Анахата буквально означает «безударный» подобно трансцендентному звуку, который постоянен, как биение сердца. Эта чакра расположена в области позвоночного столба на уровне сердца и грудной клетки и физиологически связана с сердечным нервным сплетением. Анахата изображается в виде двенадцатилепесткового зелёного лотоса с шестиконечной звездой и буквой Йа. Она связана с творческой силой, с ничем необусловленной любовью и состраданием, а также со способностью преодолевать свою судьбу. В работах сиддхов говорится, что анахата является тем местом, где исполняются желания и реализуются мысли. С её пробуждением человек становится хозяином жизненных ситуаций, он больше не зависит от судьбы, определяющей течение его жизни, желания исполняются благодаря усилиям его сознательной воли.

5. Вищуддхи означает «центр очищения». Эта чакра расположена в области горла (шейное сплетение) и физиологически связана с нервными сплетениями глотки и гортани. Изображается она в виде шестнадцатилепесткового лотоса голубого цвета с треугольником, обращённым вершиной вниз, и буквой Ам. Это центр различения и приятия дуальностей жизни. Задержка в пробуждённой вишуддхи нектара, выделяющегося при исполнении кечари мудры из бинду-чакры, расположенной в верхней части затылка, приводит к омоложению всего тела. Во многих духовных традициях говорится о том, что такое  истечение  нектара  способствует  обретению  бессмертия.  В вишуддхи также принимаются и визуализируются мысли других людей.

6.  Аджна, Название этой чакры происходит от санскритского слова,  означающего  «знать»,  «повиноваться»  или  «командовать». Аджна расположена в головном мозге на уровне межбровья и соответствует шишковидной железе. Изображается в виде лотоса цвета индиго с  двумя  лепестками и  буквами  Ом  или  Ма. Этот центр участвует во всех видах деятельности, связанных с ментальным осознаванием.  Когда  он  развит,  человек  способен  воспринимать предметы без помощи органов чувств. Проявляется буддхи - высшее интуитивное восприятие и высший интуитивный ум, воля достигает огромной силы. Аджна является центром экстрасенсорного восприятия. Однако привязанность ко всему этому должна быть преодолена, если человек стремится к пробуждению наивысшей чакры -сахасрары.

7.  Сахасрара буквально означает «одна тысяча», а в переносном смысле - «неограниченный». Традиционно считается, что эта чакра расположена над макушкой. Она изображается в виде тысяче-лепесткового лотоса светло-фиолетового цвета с сорока тремя пересекающимися между собой треугольниками, обращёнными вершинами вверх и вниз. Это - всё и ничего, запредельное запредельного. Это - венец восходящего сознания. Это - то, что не поддаётся описанию.

Кундалини. Кундалини - это дремлющая в человеческом организме сила, находящаяся у основания позвоночного столба. Слово «кундал» на санскрите означает «виток, кольцо», поэтому «кундалини» переводится, как «свернувшаяся кольцами». С другой стороны, слово «кунда» означает полость или яму. В этом смысле под «кундой» может подразумеваться полость черепа, где находится мозг. И действительно, человеческий мозг по своему внешнему виду напоминает свернувшуюся кольцами змею.

Целью крийя кундалини-йоги является пробуждение кундалини, что требует тщательной подготовки и долгой практики, включающей в себя асаны, мудры, бандхи, пранаяму, медитацию и мантры. Когда подвижник обретает способность очищать и приводить в равновесие идакалай и пингалай нади и постепенно разжигать энергию кундалини у основания позвоночника, тогда кундалини начинает подниматься по центральному каналу сушумна нади.

Поднимаясь вверх, она проходит через чакры, которые связаны с различными областями мозга, находящимися в дремлющем состоянии. Когда кундалини проходит через чакры, они пробуждаются, при этом открываются наши скрытые способности и потенциальные божественные возможности.

Восемнадцать сиддхов отождествляли только что пробудившуюся кундалини, которой ещё трудно управлять, с богиней Кали Дэви. Говоря языком современной психологии, это - изначальная энергия, которая проявляется на уровне подсознательного. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она, по терминологии сиддхов, превращается в Дургу, прекрасную богиню, восседающую верхом на тигре. Пробуждённая кундалини проявляет себя как творческая энергия на различных уровнях, и в этом случае ей поклоняются как Лакшми, Парвати, Сарасвати и другим проявлениям Божественной Матери.

Лидеры с огромным личным магнетизмом, гении и люди, наделённые выдающимися творческими способностями, - это как раз те, в ком кундалини пробудила определённые, дремавшие прежде части мозга. Конкретное проявление зависит от психических наклонностей и тенденций индивидуума. Когда все части мозга пробуждаются, в индивидууме проявляется божественное. Когда кундалини достигает сахасрары, раскрывается нирвикальпа самадхи - высший уровень сознания. Сиддхи говорили об этом как о соединении Шивы и Парвати Шакти, при котором видящий, видимое и процесс видения сливаются в одно.

При пробуждении кундалини физическое тело тоже начинает подвергаться изменениям. Его клетки заряжаются высокой энергией и обновляются, при этом изменяется деятельность гормональной системы, и начинают выделяться новые гормоны. Запускается процесс полной трансформации. Когда с помощью различных йогических техник шакти кундалини поднимается из муладхары в сахасрару, она соединяется с Шивой - высшим статическим сознанием. Так происходит соединение двух полюсов тела и вхождение в состояние космического сознания. Подвижник переживает неземное блаженство, а в кровь начинает выделяться нектар, омолаживая клетки и продлевая жизнь.

Сиддхи обожествляли эту шакти кундалини как Мать Вселенной и изображали её в виде треугольника, а позднее - в виде Шри чакры, состоящей из сорока трёх треугольников. Через безграничную преданность Высшей Матери и медитацию на священных мантрах и гимнах, связанных со Шри чакрой, сиддхи обретали власть над пятью элементами.

Стадии практики и пробуждение кундалини. Чрезвычайно важно, чтобы различные техники практиковались в определённой последовательности: прежде чем сама кундалини пробудится к действию, необходимо, чтобы нади идакалай и пингалай были очищены, а чакры и сушумна пробуждены. Если чакры не будут пробуждены до пробуждения кундалини, энергия заблокируется в одной из них. Это приведёт к усилению связанной с данной чакрой поведенческой тенденции. Человек сможет развить некоторые сиддхи, например ясновидение, но пойти дальше он будет уже не в состоянии.

Если у него есть какие-то неосуществленные желания и негативные тенденции, то преждевременное пробуждение кундалини проявит их с огромной силой. Если же кундалини будет пробуждена до пробуждения сушумна нади, энергия не сможет найти выхода и застопорится в муладхаре, что приведёт ко множеству сексуальных и невротических проблем. Важно также, чтобы чакры пробуждались постепенно: при слишком быстром их пробуждении сознание человека может оказаться затопленным мощным наплывом страстей, негативных эмоций или воспоминании из прошлых жизней.

Поэтому  первым  этапом  практики  кундалини-йоги является   очищение нади с помощью асан, бандх, мудр, а затем - пранаям. Ученик также должен придерживаться вегетарианской диеты, отказаться от употребления любых стимулирующих веществ, избегать переедания,  беспорядочного  приёма  пищи  и  дурных  поступков, поскольку всё это приводит к дисбалансу в поочерёдном течении праны по нади идакалай и пингалай.

Практика медитации помогает ученику избежать на этой стадии негативных тенденций и развивать спокойное осознавание. Первая дхьяна крийя (медитационная техника) Бабаджи способствует, в частности, очищению читты, или подсознательного ума, являющегося источником привычек и негативных тенденций в поведении. Восхождению потока пранической энергии к верхним чакрам способствуют и такие виды деятельности, как бескорыстное служение другим, изучение жизнеописаний святых, духовной и метафизической литературы, исполнение религиозных обрядов.

Большинство учеников склонны к инертности или к рассеиванию своей энергии. Следует развивать и поддерживать в себе спокойствие и уравновешенность в любых ситуациях, чтобы, когда пробудится кундалини, управлять ею без каких-либо помех. На первых порах нежелательно слишком увлекаться пранаямами, т.к. могут усилиться негативные тенденции (несдержанность, алчность, похоть и т.п.).

Под руководством опытного учителя объём выполняемой практики увеличивается постепенно, по мере развития способностей ученика и всё более глубокого очищения. Люди отличаются друг от друга степенью подготовленности, которая зависит от их прежнего образа жизни, ментальных, эмоциональных и физических особенностей к моменту начала обучения. На этом первом подготовительном этапе компетентный учитель сможет предписать выполнение различных крий и других действий.

Второй подготовительный этап включает пробуждение чакр. По причинам индивидуального характера некоторые чакры могут оказаться уже пробуждёнными - особенно если в прошлой жизни человек практиковал йогу или подобные ей дисциплины. У большинства людей муладхара находится в активном состоянии, поэтому-то сексуальность и является одной из доминирующих черт в их поведении.

Важно, однако, не позволить своей энергии застрять в одной из нижних чакр. Существует множество способов пробуждения чакр, и лучшие среди них те, в которых этот процесс происходит постепенно. Сюда входят асаны, мудры, бандхи и, в особенности, биджа-мантры. Очень эффективны также определённые медитационные дхьяна крийи с концентрацией на чакрах.

Третий подготовительный этап - пробуждение сушумна нади. Как только энергии каналов идакалай и пингалай уравновешиваются, происходит спонтанное пробуждение сушумны. Однако обычно оно носит спорадический и беспорядочный характер. Чтобы стабилизировать его, прибегают к определённым методам, включающим в себя пранаяму и медитацию, которые поддерживают энергетическое равновесие между обоими нади.

В случае нестабильного пробуждения сушумны кундалини может подняться до свадхистаны или маннпуры лишь на очень короткое время, а после этого опять опустится в муладхару. Только при устойчивом равновесии между идакалай и пингалай кундалини сможет пробудиться подобно взрыву и подняться по сушумне до сахасрары.

Признаки пробуждения кундалини. Иногда люди испытывают ощущения покалывания, и мурашек, сопровождающие подъём энергии вдоль позвоночника. Это ещё не пробуждение кундалини, а просто высвобождение пранической энергии из муладхары через пингалай нади, так называемая праноттхана. При этом происходит частичное очищение чакр, но это - временный процесс, не вызывающий, в отличие от пробуждения верхних чакр и самой кундалини, никаких устойчивых изменений в сознании.

С пробуждением чакр человек испытывает много приятных, порой фантастических переживаний, обычно сопровождаемых ощущением глубокого блаженства. Они могут возникнуть в любое время. В соответствующих чакрам областях и органах - в гениталиях, анусе, пупке, сердце, в области лба - возможно появление ощущений жара или холода.

Это является сигналом о необходимости длительной, сосредоточенной практики, включающей тапас. Для таких занятий выбирается место, очищенное духовными вибрациями йогической практики святых, мудрецов и сиддхов. В течение этого периода, который может продлиться много месяцев, потребуется материальная поддержка преданных друзей, чтобы обеспечить непрерывность практики. Полезно будет также руководство со стороны опытного наставника. Предстоит систематическое выполнение большого числа йогических крий.

С пробуждением сушумны внутри себя можно ощутить яркий белый свет. Возможны и некоторые неприятные явления: лихорадочные состояния, галлюцинации, боли в отдельных частях тела, жар вдоль позвоночника, ощущение различных запахов. Могут возникнуть депрессии, чувство одиночества, отрешённость от своего тела, апатия и нежелание заниматься чем бы то ни было. Возможно появление ощущения своего единства с природой - деревьями, животными, другими людьми, а также предвидение надвигающихся бедствий и несчастных случаев.

Благодаря  глубокой  любви  и  преданности  Богу,  с  помощью пранаямы  и  медитативных  техник  подвижник освобождается от влияния этих отвлекающих факторов.

Пробуждение кундалини происходит в несколько этапов. На предварительном этапе практикующий обычно видит яркий свет в аджне, который с течением времени разгорается всё ярче; ум при этом становится спокойнее, аппетит снижается. Воздух в продолжение нескольких дней проходит при дыхании одновременно через обе ноздри - это указывает на равновесие между идакалай и пингалай нади. Когда кундалини наконец пробуждается, это происходит подобно взрыву или электрическому удару, вызывающему восхождение кундалини вдоль позвоночника из его основания до сахасрары.

Практикующий может ощущать жжение по всей длине позвоночника, а также слышать звуки музыкальных инструментов - колокольчиков, свирелей, барабанов. Если пробуждение кундалини произошло прежде, чем было достигнуто очищение читты, человек может оказаться под сильным воздействием многих подавленных ранее чувств, таких как гнев, страх, желание, но через несколько дней или недель это состояние пройдёт. В этом периоде нестабильности возможны также бессонница, потеря аппетита, депрессия, галлюцинации, видения, человек становится более подвержен влияниям извне, но и это быстро проходит.

Когда переживание пробуждённой энергии кундалини стабилизируется, человек входит в состояние Вселенской Любви, глубокого блаженства и самореализации, известное в йоге как самадхи, в буддизме - как нирвана. Дыхание и сердцебиение при этом могут остановиться на несколько часов или даже дней. Человек, находящийся в этом состоянии, кажется лишённым жизни, но если приподнять ему веки, то можно увидеть, что глаза его сияют, подобно бриллиантам, излучая энергию праны.

Следует оберегать такого человека от членов его семьи или представителей власти, которые из добрых намерений могут пожелать похоронить или кремировать тело. Если на двадцать первый день человек ещё не вышел из состояния самадхи, можно мягко попытаться вернуть его к физическому сознанию. Однако только он сам может решить - возвращаться ему или нет. По истечении двадцати одного дня вернуть его к жизни будет уже невозможно.

Выйдя из самадхи, человек сможет жить обычной жизнью, но в любой момент у него будет доступ к высшему сознанию. Благодаря многократным вхождениям в самадхи человек начнёт трансформироваться под воздействием кундалини. После переживания на духовном плане целостной Абсолютной Реальности это божественное сознание и связанная с ним божественная энергия нисходят на низлежащие планы, пронизывая их и устанавливая контроль над интеллектуальным, ментальным, витальным и физическим телами. Эгоцентрическое сознание постепенно растворяется, уступая место божественным качествам и гениальности.

По мере того, как божественное проявляет себя в духовном, интеллектуальном, ментальном и витальном и, наконец, в физическом теле, человек становится соответственно святым, мудрецом, сиддхом и махасиддхом. В конечном итоге даже клетки физического тела получают заряд божественного бессмертия и попадают под влияние этого нового божественного сознания. Физическое тело поистине становится храмом Бога и начинает излучать характерное золотое свечение.

Существует много рассказов профессиональных фотографов, тщетно пытавшихся запечатлеть святых, достигших этого состояния. По какой-то неизвестной причине тонкий золотой свет их божественных тел, не оставляет отпечатков на фотопленке, даже если их фотографируют вместе с другими людьми.

Это состояние достигается очень редко, как результат духовного развития на протяжении многих земных жизней. Для большинства людей, как указывал Шри Юктешвар, оно даже за пределами постижения. Секрет же его состоит в том, чтобы полностью подчинить себя нисходящей преобразующей божественности. Именно по этой причине предание себя во власть Бога является высшим идеалом сиддхов. Божественная воля может быть осуществлена только через такую самоотдачу, и тот, кто достигает её, становится истинным храмом Бога, излучая божественное во всей его славе и величии.

Крийя дхьяна-йога. В образной форме ум можно сравнить с обезьяной, пьяной от вина желания и ужаленной пчёлами гордости. Крийя дхьяна-йога, искусство управления умом, включает в себя ряд медитативных техник для достижения контроля над непокорным умом. Она развивает пять чувств и их тонкие соответствия: ясновидение, яснослышание и ясночувствование.

Первая техника крийя дхьяна-йоги способствует очищению подсознательного ума со всеми его подавленными желаниями, страхами и воспоминаниями. Последующие техники помогают ученику постепенно пробудить скрытые возможности своего ума через практику концентрации, созерцания, постоянного внимания и осознавания. В конечном итоге человек приходит к реализации своего «Я» и обретает счастье на всех пяти планах бытия.

Крийя мантра-йога. Корень «ман» в слове «мантра» означает «думать», а частица «тра» происходит от слова «трай» - «защищать» или «освобождать». Имеется в виду освобождение от цепей сансары, от наших склонностей и привычек. Большинство людей является их рабами. Но если привычки и тенденции вытесняются и замещаются мантрой -человек освобождается от них.

Когда вместо укрепления привычки энергия человека направляется на повторение мантры, привычка постепенно уходит. Повторение мантры устраняет такие замутняющие человеческое видение эмоции, как гнев, страх, алчность и похоть. Как чистое зеркало отчётливо отражает реальность, так и ум способен отражать высшие духовные истины, когда подобные эмоции устранены.

Мантры были открыты сиддхами в состояниях глубокой медитации. Когда ум затихает, человек начинает слышать звуки, соответствующие различным чакрам и уровням сознания. Как сказал Иисус относительно слышания слова Божия: «Имеющий уши да слышит» (Лк. 8:8).

Существует два вида языков: используемые для общения между людьми, такие как английский, французский, хинди и т.д., и языки, используемые для связи между разными уровнями сознания. Большинство людей ограничивается только первым видом. Второй же вид языков существует во многих религиозных традициях. Молитва христианского священника о превращении вина в кровь Христову во время обряда причастия, или «сердечная молитва» в православии, или песнопения григорианских монахов, в отличие от обычных молитв, не содержат в себе никаких просьб - с их помощью ум обретает сосредоточенность и чистоту.

Люди притягивают к себе те события и обстоятельства, которые постоянно повторяются в их мыслях. Тот, кто упорно вынашивает проект нового фантастического дома и размышляет о тех шагах, которые требуются для реализации этой мечты, постепенно притягивает к себе необходимые возможности. Тот же, кто находится в неотступном страхе, что его ограбят, приводит в действие силы, притягивающие событие, которого он так боится.

В мыслях чаще всего присутствуют разнообразные желания. Когда они не осуществляются, возникает глубокое разочарование и неудовлетворённость, что приводит к смятению ума и делает невозможным осознавание. В результате человек утрачивает способность ощущать в себе божественное сознание и становится жертвой обстоятельств и привычек.

Сила большинства мыслей очень невелика, но при постоянном их повторении она возрастает. На основе повторяющихся мыслей формируются привычки человека, а поведение состоит главным образом из привычек. Личность индивидуума является ни чем иным, как суммой всех его мыслей с уникальным, характерным лишь для него набором симпатий и антипатий. Всё это хранится в подсознательном уме, который в йоге именуется читта. Сущностью йоги как процесса является именно очищение читты. Как говорит Патанджали, «йога читта вритти ниротхана», то есть: «Йога есть устранение вритти (волнений, изменений), присущих подсознательному уму».

Крийя мантра-йога - это мысленное повторение обладающих духовной силой звуков с целью пробудить интеллект. Такое повторение мантры называется джапа, или мантра садхана. Мантра даёт покой и блаженство, через раскрытие интуиции пробуждает интеллект и осознавание. Творческий мыслительный акт совершается спонтанно, в промежутке между волевыми усилиями мысли. Вдохновение скорее может прийти тогда, когда место работающего ума занимает мантра, повторяющаяся сама по себе. Джапу следует совершать с глубокой верой (шраддха), любовью (бхава) и сосредоточенностью (дхарана).

С помощью мантр эгоцентризм вытесняется божественным. В крийя йоге Бабаджи все мантры обращены к различным аспектам божественного. Самые сильные мантры содержат биджа-слоги или биджа-звуки, открытые сиддхами в состояниях глубокой медитации и представляющие собой ключи к достижению высших состояний сознания. Связанные с чакрами мантры открывают доступ к опыту, выходящему за пределы обычного восприятия.

Мантра божественна. Многие думают, что она только обозначает божественное, но по сути своей она сама является божественным. В Библии сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Всё было сотворено через Него (Слово, или Аум), и без Него ничто не было создано, что было создано» (Ин. 1:1-3). Поэтому мантра содержит в себе божественную преобразующую силу, или шакти, проявляющуюся через звук.

Мантра генерирует творческую энергию и настраивает человека в унисон с божественным. Каждой из биджа-мантр соответствует янтра - геометрическая диаграмма. У каждой чакры, каждого божества и каждого сиддха есть свои мантра и янтра. Повторяя мантру какого-либо божества, святого или сиддха, можно снискать их благословения и даже ощутить их присутствие.

Мантра подобна свече в тёмной комнате. По своему воздействию она напоминает прививку от кармических болезней. Вся та энергия, которая обычно растрачивается на всевозможные объекты чувственного мира, собирается воедино и сохраняется; в результате желания постепенно утрачивают свою силу, восстанавливается уравновешенность и самоконтроль. В периоды беспокойства, депрессии или сомнений повторение мантры помогает успокоиться и сосредоточить внимание.

Для того, чтобы мантры были эффективны, при выполнении джапы не должно быть желания личной выгоды. Это позволяет достичь состояния внутренней отрешённости, в котором человек способен ощутить своё внутреннее высшее «Я». По этой причине многие мантры заканчиваются словом Намах, что означает «приветствие» или «предание себя» божественному.

Изучение мантр по книгам не даёт должного результата. Научить им может тот, кто имеет необходимый духовных опыт и способен передать связанные с мантрами тонкие вибрации и соответствующие состояния сознания. Мантрам следует обучаться практикуя антар крийя йогу, когда ученик и окружающая атмосфера очищаются различными йогическими практиками.

Крийя бхакти-йога. Крийя бхакти-йога, йога любви и преданности, способствует стремительному продвижению на пути к самореализации. Исполнение религиозных песнопений, участие в богослужениях, соблюдение обрядов, паломничество в святые места - всё это раскрывает сердце и ум навстречу Любви. Постепенно все действия человека становятся наполненными особым любовным отношением, ибо Возлюбленный видится во всём.

Чувство любви и преданности Богу обычно неустойчиво из-за влияния других тенденций и желаний, к которым человек склонен по своей природе, поэтому для их культивирования и укрепления необходима бхакти-йога. Однако, те, кого в силу их эмоционального склада привлекает именно бхакти-йога, могут обнаружить, что иногда их эмоции принимают негативный и неуправляемый характер. В таком случае восстановлению контроля и уравновешенности могут способствовать другие направления йоги - крийя хатха-йога, медитация, пранаяма, карма-йога и мантра-йога.

Крийя карма-йога. Господь Кришна говорит Арджуне в Бхагавадгите: «Твоё дело -исполнять свой долг, никогда не заботясь о плодах своих действий; поэтому пусть не будут плоды мотивом твоей деятельности, но не должно быть и бездействия. Исполняй свой долг, о Дананджайя, пребывая в единстве с божественным, отказавшись от привязанностей и будь спокоен как в успехе, так и в неудаче: такая уравновешенность именуется йогой». Крийя карма-йога - это «бескорыстное служение, выполняемое со знанием дела и умением». Обычно люди занимаются той или иной деятельностью, ожидая получить что-либо взамен.

В этом заключена их фундаментальная ошибка в вопросе об источнике счастья. Люди пытаются найти счастье во внешних вещах или действиях, не отдавая себе отчёта в том, что счастье – это всегда нечто, пребывающее внутри. Они принимают те обстоятельства, при которых бывают счастливы, за само счастье. При выполнении карма-йоги эта ошибка устраняется. В карма-йоге поступок совершается не потому, что он принесёт счастье (оно уже является неотъемлемым свойством нашей внутренней сущности), а для того чтобы освободиться от привязанности к результатам, исполняя свой долг во всех ситуациях в духе любви и служения.

Будучи непривязанным к результатам, человек не создаёт никакой новой кармы, то есть желаний, влекущих за собой действия, и обретает непреходящий покой. Причём все действия совершаются «со знанием дела и умением», ибо в основе этой деятельности лежит дух любви. Бескорыстное исполнение долга приводит к тому, что практикующий карма-йогу становится орудием высшего сознания, не встречающего сопротивления со стороны эго с его мелочными требованиями.

Практика крийя карма-йоги начинается с того, что несколько часов в неделю посвящается какой-либо деятельности на благо других. Практикующий начинает отличать требования эго от требований Бога, который ежедневно указывает нам сотни путей для служения другим. Постепенно всё, что бы он ни делал, превращается в практику карма-йоги, и появляется ощущение, что он действует не сам, а является инструментом в руках божественного, и его назначение в мире - любовь к другим людям, служение им. Приходит осознание того, что он лишь волна в океане мироздания. Он больше не потакает желаниям, исходящим от эго: каждое действие основывается лишь на побуждениях божественной любви.

Карма-йог свободен от гнева, эгоизма, алчности и личных желаний - у него большое сердце, он всегда готов делиться с другими и помогать им. Он тщательно анализирует мотивы своих поступков и совершает лишь те, которые основаны не на эгоистических стремлениях. Так карма-йог обретает чистоту сердца, способность видеть Бога в каждом и ощущать божественное присутствие во всём. Он ведёт простую жизнь, следуя девизу сиддхов: «Жить просто, думать высоко».

Семейная жизнь и тантра. В отличие от многих других духовных традиций, в которых половое влечение и семейная жизнь рассматриваются как серьезные препятствия на пути к самореализации, сиддхи превратили секс в одну из сфер йогической практики на пути к достижению божественного. Большинство из 18 сиддхов вели семейную жизнь, используя её как часть своей духовной садханы.

Крийя тантра-йога включает в себя методы сохранения энергии, обычно растрачиваемой во время половой активности, и направления её в верхние чакры. Она также подразумевает любовь к своему партнёру как к воплощению божественного. Человек видит в объектах мира не источники соблазнов или препятствия на пути к обретению «духовности», а скрытую божественность. На тантрическом пути благодаря любви поклоняющийся достигает слияния с объектом поклонения.

Семейная жизнь предоставляет прекрасную возможность для развития бескорыстной любви, когда ощущение единства распространяется сначала на партнёра, а затем и на детей, что может привести к раскрытию «вселенского видения Любви», когда человек видит Бога в каждом. Благодаря крийя тантра-йоге высокоразвитые души получают редкую возможность - родиться в семье, где с самого момента зачатия они могут попасть под благотворное влияние йогической практики и мировоззрения.

Начало практика крийя хатка-йоги и посвящение в техники крийя кундалини-пранаямы, дхьяны и мантры. Начинать свою йогическую практику следует с крийя хатха-йоги, чтобы подготовить тело, ум и нервную систему к выполнению более тонких техник пранаямы и медитации. Опытный учитель может обучить восемнадцати основным асанам, а также бандхам и мудрам, которые используются в крийя хатха-йоге.

Обучаться приёмам крийя кундалини-пранаямы, дхьяны и мантрам следует у того, кому сам Бабаджи поручил передавать свой опыт другим. Ученик проходит ряд инициации, во время которых знакомится с техниками и правилами их выполнения. Единственным условием при обучении этим техникам является искреннее стремление регулярно практиковать их, а также обязательство хранить их в тайне. Последнее необходимо, чтобы избежать искажения техник, что может произойти при распространении их неквалифицированными людьми. Ученики должны обучаться только у опытных, посвящённых учителей. Техники должны передавать только те, кто уполномочен на это.

Подготовку к практике можно начать с того, что сидеть в молчании по 15 минут утром и вечером, медитируя над словами: «Войди в состояние покоя и познай, что Я - это Бог» (Пс. 46:10) и устранив все остальные мысли. При желании можно, исполнившись благоговения, петь «Ом Крийя Бабаджи Нама Аум», а также следовать другим приводимым в этой главе указаниям.

Ученик  крийя  йоги,  получивший  посвящение  или  обучение крийя хатха-йоге, крийя кундалини-пранаяме и крийя дхьяна-йоге должен также выполнять антар крийя йогу, что помогает ему интегрировать крийя йогу со своей повседневной жизнью.

Если выполнять йогические приёмы по несколько минут утром и вечером, и при этом забывать о них в остальное время, - это в какой-то степени устранит стресс повседневной жизни и, возможно, даже приведёт к проблескам озарения, но не к настоящей трансформации. Поэтому так важно научиться интегрировать крийя йогу во все сферы своей жизни, включая сон, питание и работу.

Антар крийя йога даёт новичку познания в йогической вегетарианской диете, навыки успокоения ума, посвящает его в дополнительные техники пранаямы и медитации. Такие занятия проводятся в специально подобранном месте, насыщенном духовными вибрациями, вдали от дома и ежедневных забот, где-нибудь на природе. В такой атмосфере человек может ощутить, как велики потенциальные возможности крийя йоги. Антар крийя йога помогает ученику найти тот образ жизни, который объединяет интенсивную практику крийя йоги на пути к самореализации с повседневной деятельностью. Кульминацией этого периода обучения являются мантра-ягъя (огненная церемония) и посвящение в биджа-мантры.

Указания ученику крийя йоги. Патанджали так определил йогу во втором стихе своих сутр: «Йога читта вритти ниротхана» («Йога есть устранение вритти, присущих подсознательному уму»). Повседневная жизнь человека окрашена мыслями, чувствами, пристрастиями его подсознательного ума, которые замутняют видение истинной Реальности. Интеграция йоги в повседневную жизнь заключается в том, чтобы видеть вещи такими, какие они есть, без влияния подобных искажений. Это новое видение развивается постепенно, по мере того, как ученик выполняет все крийи.

В процессе практики должны соблюдаться следующие принципы:

  • Любовь к своему высшему «Я», которое является Вселенским Восприятием и Сатгуру
  • Регулярное выполнение садханы крийя йоги
  • Карма-йога, йога бескорыстного служения
  • Сатсанг, т.е. товарищество единомышленников, занятых поиском истины
  • Йогическая вегетарианская диета
  • Превращение сна в йогический отдых
  • Ментальная чистота, терпение, молчание и самонаблюдение
  • Стремление получить вдохновение от Бабаджи и 18 сиддхов

Любовь. "Гуру, Бог и высшее Я - одно», - так звучит знаменитый девиз йогов. Это указание скорейшего пути к самореализации - любовь к Сатгуру и преданность ему. Слово «гуру» означает «тот, кто рассеивает тьму», Сатгуру, каким является Бабаджи, - это тот, кто может одним своим касанием, словом или даже взглядом даровать ученику озарение. Обычно этому предшествуют годы непрямого воздействия, в течение которых ученик подготавливает почву для такого пробуждения, регулярно выполняя йогические техники. Преданность своему Сатгуру проявляется именно в такой регулярной практике и бескорыстном, исполненном любви служении другим.

Постепенно во всех своих действиях ученик начинает видеть проявления Бога, творящего мир его руками. Ощущение отгороженности от мира постепенно сменяется осознанием своего единства с этим миром. Любовь к миру начинается с себя. Нужно любить и развивать каждый аспект своей сущности: физический, витальный, эмоциональный, ментальный, интеллектуальный и духовный. К развитию и взращиванию каждого аспекта требуется особый подход. Любовь к себе - основа основ йоги, поскольку именно она учит любви к другим людям и, в конечном итоге, к Богу,

Регулярная садхана крийя йоги. Другой знаменитый девиз йогов звучит так: «Количество радости в жизни непосредственно зависит от уровня дисциплины, присущей человеку». Ибо без самоконтроля и самодисциплины человек оказывается во власти случайных и мимолётных мыслей, чувственных ощущений и эмоций, Большинство людей очень легко попадает под влияние чужих негативных мыслей и чувств, по привычке отождествляя с ними аналогичные проявления в собственном сознании.

Слово «садхана» является синонимом слова «дисциплина». Это понятие включает в себя всё то, что делает человек для познания Истины (Бога, своего подлинного «Я»), в том числе все названные выше йогические практики. Такое сосредоточение на высшем «Я» приводит к вытеснению эгоцентризма и осознаванию своих мыслей, эмоций и ощущений.

Самодисциплина распространяется и на профессиональную деятельность человека, отдых, семейную жизнь и режим питания. Выделив определённое время в течение дня на выполнение этой практики, человек может пойти намного глубже, проникнуть в скрытые источники энергии и использовать их. Все усилия по самодисциплине оказываются очень плодотворными и имеют своей целью достижение полного самоконтроля.

Мастер - это тот, кто полностью управляет самим собой. Овладение мастерством самоконтроля начинается с выполнения йогических техник и постепенно распространяется на все сферы жизни. Согласно учению сиддхов, самодисциплина в областях, кажущихся малозначительными, например, обуздание жадности в еде, прокладывает путь к обретению самоконтроля даже в самых сложных ситуациях.

Сатсанг. Слово «сатсанг» означает товарищество искателей Истины. Ученик должен регулярно встречаться и общаться с другими адептами крийя йоги для обмена опытом и знаниями, а также для взаимной поддержки. Путь крийя йоги постепенен и долог. Многие преграды, в том числе различные отвлекающие факторы, желания, лень, незнание, душевное смятение, могут быть вовремя преодолены с помощью единомышленников. Невозможно достичь самореализации за другого, каждый должен сам упорно работать над собственными привычками и тенденциями. Но товарищи по крийя йоге часто могут помочь советом или просто приободрить.

Кроме того, сатсанг позволяет ученику не быть жертвой насмешек со стороны тех, кто не разделяет интереса к йоге. Хотя его интеллект может отбросить эти насмешки, есть опасность, что ученик подсознательно впитает сомнения и предрассудки других. Иисус говорил: «Не мечите бисер перед свиньями», - то есть практикующий йогу не должен делиться своими высшими духовными переживаниями с теми, кто исполнен скептицизма. При общении с другими людьми ученик должен избегать соблазна раздувания своего эго и попыток обратить других в свою веру.

С этими целями учителя крийя йоги периодически устраивают собрания учеников. Эти собрания также дают возможность сообща изучать труды сиддхов.

Йогическая вегетарианская диета. В последние годы очень много было написано о пользе вегетарианства. Однако, с точки зрения йоги, самым важным в диете является её воздействие на сознание человека. То, что мы употребляем в пищу, оказывает непосредственное влияние на наш образ мыслей и поведение. Обучающийся йоге должен избегать употребления мяса и различных одурманивающих веществ, поскольку они стимулируют развитие животных тенденций и наклонностей, которые могут свести на нет все его усилия и благоприятные результаты занятий йогой.

Пища, которая способствует уравновешенности сознания и легко усваивается, позволит расходовать её энергию скорее на достижение успехов в йоге, чем на процесс пищеварения. Отдавая предпочтение свежей и нерафинированной пище, произрастающей в данной местности и содержащей различные виды энергии в сбалансированном состоянии, человек может избежать многих широко распространённых в наше время болезней, в том числе рака и сердечных заболеваний. В отчёте Национальной академии наук США за 1982 год указывается, что у 40% мужчин и 60% женщин больных раком, заболевание вызвано неправильным питанием.

Излишнее потребление насыщенных жиров, сахара и рафинированных продуктов - главная причина такого положения дел. Нарастание числа «современных» недугов и рост заболеваемости свидетельствует о том, что человечество движется по нисходящей спирали вырождения и через несколько поколений ему грозит вымирание, если оно не возвратится к более простой пище, которая естественна для человека как биологического вида.

Превращение сна в йогический отдых. Практика йога-нидры, или сушупти (йогического отдыха) может заменять обычный сон, удовлетворяя при этом потребность в сне. Йога учит, что существуют четыре состояния сознания:

  1. Физическое сознание, присутствующее во время повседневной активности
  2. Сознание в состоянии сновидения, присутствующее также при астральных переживаниях и во время ментальной активности (погружённости в мысли)
  3. Сознание в состоянии глубокого сна без сновидений
  4. Чистое сознание, или турья, - выходящее за пределы трёх остальных, их вечный, бесконечный, неизменный источник

Практикуя йога-нидру, человек входит в четвёртое состояние сознания. Эта йога требует усиленной медитативной практики, а также анализа и разрешения всех желании, чувств и мыслей, чтобы достичь глубокого покоя.

Такое состояние йогического отдыха отлично от сна, поскольку йог пребывает в полном осознавании в то время, когда тело его спит. Качество этого отдыха превосходит качество отдыха, даваемого медитацией. Только дополняя медитацию йога-нидрой, можно дать отдых всем аспектам сознания, включая подсознательный ум, который также нуждается в отдыхе. Практикуя йогический отдых, ученик исследует границы между четырьмя вышеназванными состояниями сознания. Йога-нидре можно обучиться во время антар крийя йоги.

Ментальная чистота, терпение, молчание и другие качества. Подобно тому, как физическое тело требует хорошей пищи, ум человека нуждается в питании. Ученик должен стремиться к тем чувственным переживаниям и к той интеллектуальной работе, которые помогут укреплению йогической дисциплины и будут способствовать трансформации. Стремиться к чувственным удовольствиям как таковым, пренебрегая ради них осознаванием, значит идти против самого себя. Если ученик не выбирает сознательно пищу для ума, то его могут одолеть сомнения в себе и другие отрицательные эмоции.

С точки зрения крийя йоги Бабаджи искренность является самым важным качеством. Искренность означает, что человек следует своим намерениям и при этом честен перед самим собой в отношении собственных ошибок и мотивов своих действий. Искренность предполагает постоянное самонаблюдение, коррекцию своего поведения, если замечены ошибки, и решимость никогда их не повторять.

В практике йоги чрезвычайно важно терпение. Те, кто развивают его в себе, в конечном итоге обязательно достигают успеха, даже после миллионов падений. Те, у кого нет терпения, сдаются и возвращаются к обыденности.

Молчание относится к крийя мауна-йоге, которая включает ментальный покой, а также воздержание от ненужных разговоров. Следование принципам мауны ведёт к самореализации и перезарядке пранической энергией всех пяти тел. Другими условиями для самореализации и трансформации являются: ненасилие, правдивость, уравновешенность, сострадание, самоконтроль, честность и умеренность в отношении пищи, секса и работы. В идеале следует уделять равное количество времени трём важнейшим видам деятельности: йогической практике, работе в избранной области и повседневным обязанностям.

наверх