Традиция 18 Сиддхов

Основные идеи

Основы учения

Согласно сиддханте, или учению сиддхов, человеческое тело является храмом Бога. Человек - это отражение в миниатюре Параматмы (Высшего Разума). Цель его жизни - реализовать Бога на всех планах существования. Человек способен преодолеть пять барьеров: нарай (седина), тирай (замутнённое видение), муппу (старость), ной (болезнь), маранам (смерть), и вечно оставаться молодым.

Тело человека представляет собой своеобразный механизм, имеющий психо-энергетические центры, известные как чакры (о концепциях которых упоминается во многих направлениях эзотерики), которые под воздействием специальных йогических техник постепенно пробуждают высшие духовные способности. Таким путём человек достигает полного совершенства в проявлении Истины и в реализации Бога. В ходе этого процесса проявляются восемь сверхъестественных сил, или сиддх. Тирумулар, один из старейших сиддхов, в своём главном труде «Тиру-Мандирам» перечисляет их в следующем порядке:

  1. Анима: способность по собственной воле уменьшаться до размеров атома.
  2. Махима: способность бесконечно расширяться.
  3. Карима: способность становиться тяжелым.
  4. Лахима: способность становиться лёгким, как перышко.
  5. Прапти: полное знание о прошлом, настоящем и будущем, способность проникать куда угодно, даже на другие планеты и звёзды.
  6. Прахамиям: способность осуществлять все свои желания; совершенная проницательность ума и чувств.
  7. Эсатхувам: полная власть как над живыми, так и неживыми объектами во всей Вселенной.
  8. Васитхувам: способность управлять всем при помощи мысли и слова.

В работах сиддхов можно обнаружить упоминание об одном из величайших их достижений – соруба самадхи, включающего в себя бессмертие. Например, сиддх Ромариши так говорит об этом в своей «Песне Мудрости»: Каков признак достижения соруба мукти (истинного освобождения тела и духа)? - физическое тело начинает светиться огнём бессмертия. Далее он объясняет, что продолжительность жизни обратно пропорциональна частоте дыхания.

Сиддхи настаивают на возможности достижении бессмертия тела при жизни на Земле. Согласно Тирумулару, достигшие божественного совершенства йоги познают, как бесконечность вселенского пространства входит в высшую Бесконечность и сливается с ней, как вселенская шакти входит в высшую Шакти и становится её частью, как вселенский свет входит в высший Свет и сохраняется в нём.

Следующие высказывания принадлежат трём другим сиддхам:

  • Следуя за метаморфозами тела, оставайся стойким и непреклонным на святыне Тиллай, горе Божественного Света.
  • Осознай Дао в священных писаниях и пранах.
  • Сделай божественными пять чувственных элементов.
  • Покори эго, даже если придётся умереть.
  • Ослепляющая похоть исчезнет,
  • Когда ты войдешь в состояние бездыханности.
  • Сам Бог, украшенный коброй, - не кто иной, как ты.
  • Стремись познать это - и убедишься сам.

Ниже даётся перевод стихов из «Сиддха-Сиддханта Паддхати» (далее - ССП), написанной Горакнатом:

Не слушанием Веданты, не изучением фраз, подобных «Это - Ты», не повторением слов, таких как Хамса (Сохам) и даже не представлением единения индивидуального «я» и вселенского «Я», не медитацией, не через Лайю (достигается высшее состояние); только тот (достигнет), кто полностью погружён, всезнающ, наделен чудодейственными силами, имеет собственную волю (свича), живет в гармонии с Лилой, кто не стареет и не умирает.

Гуру, который своей силой (сваям) способен сделать душу каждого человека движущейся в нём (и тем самым просветляющей его) и который познает мир, глядя внутрь самого себя с полным спокойствием (саматтва), - тот является истинным

Шива находится в Шакти, а Шакти - в Шиве, Когда Шакти не проявлена - Шива один и абсолютен. Когда Шакти начинает проявляться - Шива становится Творцом.

Паамбатти до того, как стать сиддхом, был заклинателем змей. Он часто бродил по лесу в поисках змей и иногда разрушал муравейники. Однажды, он обнаружил в одном из муравейников сиддха Саттьямуни, который на протяжении многих лет практиковал в этом месте тапас. Саттьямуни уговорил его бросить занятие заклинателя змей и дал ему посвящение в практику сиддханта йоги. Ниже цитируется отрывок из "Песни Заклинателя Змей» Паамбатти.

Златые стопы Причинного гуру,
Живущего в родстве с Первопричиной,
Неподвластного кальпам,
Обладающего бессмертным телом,
Они являются единственным убежищем.
Воспевай же им хвалу и всем своим сердцем танцу отдайся!
Танцуй, змея! Танцуй!

Внешне эта песня обращена к змее, но внутренне - на душу слушателя, змея - это наша душа. Стопы символизируют милость Бога. С помощью такой формы обращения сиддх подталкивает нас на путь самореализации.

Гуру является для ученика источником мудрости и освобождения. Он – не кто иной, как Бог, первопричина всего сущего. Гуру и Творец являются для ученика одним и тем же, и оба - формы Господа Шивы, который сам находится за пределами формы и бесформенности.

наверх

Йога и медицина сиддхов

Со времени зарождения цивилизации человек всегда стремился разгадать тайны природы, а также понять суть и цель своего бытия. Метафизические поиски тамильских сиддхов были связаны с их открытиями в области медицины. Используя свои сверх способности, они провели систематическое изучение природы и её элементов и на основе добытых ими знаний создали медицину с необычайно высоким уровнем систематизации. Некоторые из сиддхов через йогу и медицину достигли истинного господства над природой. Сиддхи оставили после себя огромное количество знания в виде рукописей на пальмовых листьях, передаваемых из поколения в поколение семейными династиями врачей.

Первый медицинский трактат был составлен Сиддханаром, известным также как Шиванар, и содержал 700 000 стансов. Затем появились труды многих других сиддхов, в том числе Агастьяра. Нанди, Санаткумара, Тирумулара, Патанджали, Пуластияра, Каланги, Боганатара, Карувурара, Дханвантри, Саттьямуни, Тхерайяра и Идай Кадара. Тирумулар называет следующие средства лечения болезней:

  1. Лечебные травы (муликай)
  2. Твёрдые соли, известные как уппу, изготавливаемые с использованием каменной соли, сока растений, таких как Pongamia pinnata (по-тамильски пункту), грибов (калан), а также сукновальной глины и камфоры
  3. Кислоты (тинир)
  4. Голодание (упавасам)
  5. Ккомпоненты тела (ударпорул)
  6. Мышьяк (паданам)
  7. Кальцинированные (пережённые) металлы (локам)
  8. Экстракты, или эссенции (саттху)
  9. Ртутные таблетки (раса куликай)
  10. Йога, в частности позы расслабления, медитация и мантры

С большим успехом сиддхи использовали также духовное, или магнетическое, лечение. Открытие больницы считалось одним из 32 священных благодеяний. В системе сиддхов была высоко развита диагностика по пульсу. С помощью этого метода опытный врачеватель-сиддх мог охарактеризовать до 40 различных аспектов состояния организма. Проводилось также обследование глаз, языка, мочи, экскрементов и всего тела в целом.

Для омоложения тела и достижения бессмертия сиддхами были разработаны специальные методы кайя кальпа, которые включали:

  1. Сохранение жизненных энергий тела через регуляцию истечения внутренних секреций посредством дыхательных упражнений (пранаяма и хатха-йога)
  2. Сохранение и преобразование сексуальной энергии и спермы через половое воздержание и практику тантрической йоги
  3. Использование трёх твёрдых ртутных солей (муппу), приготовленных особыми, тщательно разработанными методами
  4. Использование порошков из кальцинированных металлов и минералов, таких как ртуть, сера, слюда, золото, медь, железо и т.д.
  5. Использование препаратов, приготовленных из некоторых редких индийских трав

Сиддхи были истинными учёными, и они глубоко изучили химию, астрономию, ботанику, анатомию и физиологию человека. Они использовали свои сверхспособности, развитые посредством интенсивной йогической практики, для проведения исследований на атомном и вселенском уровнях без использования сложного оборудования.

Стиль жизни сиддхов направлен на примирение антагонистических тенденций внутри человека: его тёмной индивидуальной природы и его нетленной трансцендентной сущности, составляющей его истинное бытиё, - через удовлетворение требований той и другой. Человек не должен пренебрегать своим земным благополучием в стремлении обрести блаженство. С другой стороны, только добившись гармонии со своей трансцендентной сущностью, он обеспечит себе здоровье и благополучие, защитит себя от болезней и неблагоприятных тенденций, ставящих под угрозу его жизнь и благоденствие.

Эта точка зрения изложена в определении медицины, которое даёт один из величайших сиддхов - Тирумулар:

Медицина - это то, что излечивает физическое тело;
Медицина - это то, что излечивает ум;
Медицина - это то, что предотвращает болезнь;
Медицина - это то, что даёт возможность бессмертия.

Экспериментируя с йогическими крийями и развивая их, сиддхи накопили большие знания по анатомии и физиологии человека, приобрели большой опыт в медицине и в частности в том, что касается процессов омоложения.

Медицинская система сиддхов, или, как её обычно именуют, сиддха-вайдья, является одной из четырёх систем медицины, официально принятых в Индии в настоящее время. Другие три - это:

  • Аллопатия - западная медицина, основанная на использовании лекарств и хирургических методов
  • Аюрведа - древняя, исконно индийская медицина, особенно широкое развитие получившая в Северной Индии
  • Унани - медицина мусульман, перенятая ими у греков, персов и арабов

Сиддха-вайдья с помощью своих уникальных лечебных методов способна излечивать заболевания, которые неподвластны другим системам медицины.

Развитием медицинской науки сиддхи занимались в дополнение к мистической практике. Выполнение сложных йогических приёмов иногда сопровождалось перенапряжением некоторых частей тела и заболеваниями. Это тормозило продвижение подвижника. Ему приходилось временно прерывать практику и разрабатывать способы излечения, и только после исцеления он мог продолжать занятия. Так сиддхи обретали медицинские знания, намного превосходящие знания всех светил медицины того времени. Они в совершенстве изучили анатомию человеческого тела и его функции.

Для них не составляло особого труда изготовить лекарство от любого недуга. Их способность к концентрации ума была уникальна, поэтому любая работа, за которую они принимались, исполнялась в совершенстве. С течением времени их медицинская литература становилась всё обширнее. Однако сиддхи были закрытой общиной и предназначали своё знание только для посвящённых. Они записывали свои рецепты в виде кодов и символов, и вся их литература пронизана мистицизмом. Понятно поэтому, что только сиддх может расшифровать их писания. Для непосвящённых они остаются «китайской грамотой».

Натренированный глаз может обнаружить в «Тиру-Мандираме» Тирумулара всю необходимую информацию относительно анатомии человека, Новичок же не сможет получить никаких ценных сведений, даже если он сто раз прочтёт этот текст.

Сиддх рассматривает свой физический и психический организм как совершенный инструмент божественной искры-жизни. В этой связи сиддхи показали, как медицина может работать в союзе с метафизикой. Медицина даёт человеку средство для достижения самого бесценного опыта - познания истинной реальности. Высшая цель медицинской науки - обеспечить прочный физический фундамент для осознания Божественной Истины, помочь человеку достичь просветлённого состояния, считаясь при этом с требованиями обычной жизни.

Таким образом, медицина помогает развитию зародыша вечного и бессмертного в бренном теле человека. Только проявляя заботу о своём смертном носителе - теле, человек может добиться реализации своих высших возможностей.

наверх

Древняя химия

Химия, которая сравнительно недавно стала точной наукой, своими корнями в древности уходит к философским исследованиям. Слово «химия» тесно связано со словом «алхимия». В своей книге «Химия в современной жизни» выдающийся шведский химик Сванте Август поддерживает точку зрения, согласно которой первые следы химии как науки можно обнаружить именно в Индии.

В системе сиддхов химия развивалась как вспомогательная наука по отношению к медицине и алхимии. Она помогала при изготовления лекарств от всевозможных расстройств – как психических, так и телесных, – а также для превращения металлов в золото. Знания о растениях и минералах находились на очень высоком уровне. Такие процессы, как кальцинация ртути, металлов и минералов, изготовление муппу - таблеток из оживлённой ртути, обладающих чудодейственными свойствами превращения одних металлов в другие и омолаживающих весь человеческий организм, были неизвестны другим медицинским системам в Индии и за её пределами.

На основе этих особых солей и составов из лекарственных трав, сиддхи разработали уникальный метод омоложения, известный под названием кайя кальпа, который позволял им продлевать жизнь до тех пор, пока длительная практика крийя кундалини-пранаямы и других йогических техник не приводили к завершению трансформации и достижению физического бессмертия.

Сиддхи следовали древней традиции передачи знаний от гуру к ученику и раскрывали свои секреты только тем ученикам, относительно которых они были уверены, что те правильно используют полученные знания. Такая система передачи информации отличалась от обучения  по  учебникам  в  более  поздней  школе аюрведы.  В результате этого кайя кальпа была известна только ограниченному кругу великих мудрецов, готовых пожертвовать собственными интересами ради духовного развития человечества.

наверх

Дыхание и физиология

 Дыхание является единственной физиологической функцией, которая одновременно произвольна и непроизвольна. Дыхание может сознательно контролироваться умом или совершаться автоматически, как это происходит со всеми другими физиологическими процессами, которыми управляет тело, например, с пищеварением. Дыхание, таким образом, как бы служит мостом между умом и телом и способно оказывать влияние на то и другое.

То, как мы дышим, отражает наше эмоциональное и ментальное состояние. Когда мы в гневе, дыхание делается прерывистым, в моменты страха оно останавливается, в изумлении мы «ахаем» на: вдохе, в печали как бы задыхаемся, испытав облегчение - глубоко вздыхаем, сосредоточившись - чувствуем, как дыхание замедляется и успокаивается. Дыхание также меняется в зависимости от безотчётных мыслей и волнений, которым постоянно подвержен наш ум.

Хотя непосредственно контролировать ум и эмоции довольно трудно, этого можно достичь косвенным путём, управляя дыханием. Освоение медитации в различных традициях начинается с длительного обучения концентрации на ровном дыхании, что помогает устранить отвлекающие мысли. Современные научные исследования подтвердили эффективность дыхательных упражнений при лечении гипертонии и повышенной нервной возбудимости.

Процесс дыхания, при котором кислород после вдоха поступает в клетки, а углекислый газ с выдохом выводится из них, является фундаментальным принципом жизни и присутствует во всех видах живых организмов. Дыхательный центр, который контролирует ритмическое сокращение мышц, связанных с дыханием, известен под названием medulla oblongata (продолговатый мозг). Мы должны постоянно дышать, чтобы получать необходимое количество кислорода, без которого жизнь невозможна.

Энергию, лежащую в основе всей жизненной активности, сиддхи называли праной, или тонкой жизненной силой. Прана находится в воздухе, которым мы дышим, в Земле, на которой мы живём, в воде, которую мы пьём, в солнечном свете. При помощи глубокого дыхания мы черпаем эту энергию из всеобщего источника жизни. Соответственно, и каждая отдельно взятая клетка поддерживает собственный, необходимый для её нужд ритм дыхания. В конечном итоге, все живые клетки при удовлетворении своей потребности в энергии зависят от стабильной работы дыхательной системы.

Индийские и китайские сиддхи определили расположение каналов, по которым проходят потоки праны. Эти каналы называются нади. Некоторые из этих каналов используются в акупунктуре, где они носят название меридианов. Акупунктура, которая зародилась и развилась в Индии, известна в медицинской системе сиддхов как варма. По сей день её практикуют врачеватели сиддха вайдья, особенно в районе Нагеркойл в Тамилнаду. Акупунктуру также используют дрессировщики слонов в Индии и на Шри Ланке. Поскольку меридианы относятся к достаточно грубому уровню, на них можно воздействовать различными физическими манипуляциями, такими как иглоукалывание и надавливание пальцами.

наверх

«Закон обратных пропорций» и продолжительность жизни

Наука сиддхов говорит нам о том, что человек обычно совершает пятнадцать вдохов в минуту; за сутки получается 21600 вдохов. Из-за фундаментального принципа, на котором основано дыхание, при таком ритме человеческая жизнь ограничивается 120 годами. Этот принцип таков: не вся энергия или сила, вышедшая из организма во время выдоха, восстанавливается во время вдоха. При нормальном дыхании энергия, распространяющаяся с каждым выдохом на расстояние 30 см, восстанавливается на вдохе только в пределах 20 см, с потерей оставшихся 10 см.

Если же из этих 20 см теряется ещё какая-то часть энергии, то продолжительность жизни сокращается ещё больше и не достигает даже 120 лет. Боганатар в своей поэме «Джнана Савера 1000» разъясняет этот принцип, показывая, как чрезмерно интенсивное дыхание уменьшает нормальный срок жизни людей и, в конце концов, приводит к смерти. Во время еды выдыхаемый воздух распространяется на расстояние 45 см, при ходьбе - на 60 см, при беге - на 105 см, при половом акте - на 125 см.

Во время сна это расстояние составляет 150 см. Рамалинга Свамигал утверждает, что избыток сна сокращает продолжительность жизни. Тирумулар в стансе 2873 «Тиру-Мандирама» с сожалением говорит о том, что человечество расточает праническую энергию, укорачивая таким образом срок жизни. Он говорит: «Есть два подъёмника для воды и семь источников. Старший брат поднимает воду, а младший орошает его поля.

Та часть этой воды, которая не попадает на поля, где растут сеянцы, пропадает впустую». Так и клетки организма быстро стареют, если амрита (гормональная секреция) не поступает в семь чакр, где растёт жизненная сила, и продолжительность жизни значительно сокращается из-за болезней и истощения сил. Вся третья тантра (глава) «Тиру-Мандирама» посвящена контролю над правой, который помогает человеку дожить до 120 лет.

Современные научные данные подтверждают учение сиддхов относительно потери энергии при дыхании. Установлено, что человек вдыхает и выдыхает около 12 тысяч литров воздуха в день (при частоте дыхания 18 циклов в минуту и глубине дыхания 500 см3). Вдыхаемый воздух содержит 20% кислорода, выдыхаемый – около 16%, то есть в организме остаётся все го 4% (480 литров в день). То же и с кровью – она отдаёт тканям не более 20% своего кислорода. Это приводит к тому, что из воздуха извлекается лишь небольшая часть содержащейся в нём праны.

Тамильский сиддх Ромариши в 13-м стихе своей «Песни Мудрости» говорит:

Если Это уходит – жизнь сокращается;
Если Это не уходит – она не уйдет.

Под словом «Это» здесь подразумевается прана, или жизненная энергия. Имеется в виду, что продолжительность жизни человека сокращается, если он теряет свою праническуго энергию, или жизненную силу, если же она не уходит - жизнь будет длиться бесконечно. Ромариши утверждает, что если жизненная сила не теряется, а, наоборот, увеличивается путём привлечения её из космического источника, то человек не умирает, побеждая смерть и свою судьбу. Рамайях называет этот принцип законом обратных пропорций, указывая, что продолжительность жизни обратно пропорциональна частоте дыхания.

Во времена Ромариши нормальная продолжительность жизни составляла 120 лет, и человек в среднем совершал 21600 вдохов-выдохов в сутки, то есть по 15 циклов в минуту. Если же частота дыхания составляет 18 циклов в минуту, продолжительность жизни будет около 96 лет. Если из-за ненужного растрачивания энергии и дурных привычек средняя частота дыхания составляет 30 циклов в минуту, срок жизни сокращается до 60 лет. Однако если при помощи йогической практики и самоконтроля снизить частоту дыхания в среднем до 5 вдохов-выдохов в минуту, продолжительность жизни составит 360 лет.

Если будет совершаться один цикл дыхания в минуту, жизнь продлится до 1800 лет. Если же частота дыхания снижается до нуля, жизнь удлиняется до бесконечности. Рамайях приводит примеры из исследований современных зоологов, подтверждающие закон обратных пропорций: морская черепаха живет более 300 лет и дышит с частотой 4-5 циклов в минуту. Многие животные, такие как лягушки, мыши, медведи, впадают зимой в спячку, и частота их дыхания в этот период значительно снижается, чтобы сократить расход энергии.

наверх

Накопление пранической энергии

Путём специальных упражнений сиддхи достигают замедления ритма дыхания для предотвращения потери энергии и продления жизни  до  желаемых  пределов  с  целью  служения  человечеству. Подобно тому, как кровеносная система поглощает кислород, нервная система поглощает прану и использует её в качестве нервной силы в процессе мышления, проявления желаний и т.д. Управление дыханием позволяет человеку впитывать большее количество праны и накапливать её в мозгу и нервных центрах, а затем при необходимости  использовать.

Экстраординарные  способности,  которыми обладают сиддхи,  во  многом  приобретаются  благодаря  умелому использованию запасов этой накопленной энергии. Следует помнить, что функции каждого из органов тела находятся в зависимости от нервной силы, которой их обеспечивает прана, исходящая от Солнца и циркулирующая в пространстве. Без этой нервной силы сердце не может биться, лёгкие не могут дышать, кровь не может течь по сосудам и органы не могут нормально функционировать. Эта прана не только питает нервы электрической силой, но также магнетизирует находящееся в организме железо и создаёт ауру.

Накопление праны является первым шагом в развитии личного магнетизма, который легко приобретается практикой пранаямы. Человек, который впитывает и накапливает повышенное количество праны в своём организме, часто излучает большую жизненную силу, ощущаемую всеми, кто входит с ним в контакт. Великие личности в человеческой истории были наделены этим магнетизмом от природы.

Главной целью дыхательной функции является снабжение клеток тела кислородом и удаление углекислого газа, образующегося в результате окисления. Дыхание также способствует стабилизации температуры тела и устранению излишка воды. Оно бывает внутренним и внешним. Дыхание в лёгких, при котором кислород переходит из альвеол в кровь, называется внешним, а дыхание в клетках тканей тела - внутренним. Учение сиддхов о долголетии строится в основном на внутреннем дыхании, и секрет продления жизни заключается в том, как перенаправить дыхание к тонким каналам и центрам.

Йоги применяют особый метод для получения нектара, выделяемого из церебральной  области через  отверстие,  расположенное позади язычка  в  глотке.  Достигшие  совершенства  в этом  могут обходиться без еды и питья. В некоторых стансах «Тиру-Мандирама» есть   упоминания   об   этом   методе,   который   в  тамильском   языке называется амуридхаранай. Адепт концентрируется на психических центрах  и  мистической железе в области гипоталамуса  с целью получения амриты.

Этот эликсир жизни укрепляет организм человека и препятствует его старению, возникновению заболеваний, а также смерти. Тирумулар говорит, что нет смысла тратить силы на поиски священных мест для совершения омовения, когда в нас самих находится несколько таких центров. В своих работах сиддхи говорят о центре в области бровей, давая ему различные символические имена: Читсабхай (Место Космического танца), Лаладам Бинду (Высшее семя), Ариву (Мудрость), Палам (Мост), Мучудар (Тройной свет), Муппаз (Состояние пустоты), Неттрикан (Третий глаз), гора Меру, Мулам (Первопричина), Неруппару (Река огня) и т.д.

Есть ещё три важных понятия, связанных с проблемой бессмертия человека. Атрибутами бессмертия являются Сака-кал, Векатхалай и Пока пунал, то есть нетленный воздух (Вайю), огонь (Агни) и несжигаемый эфир (Акаша), действующие соответственно в шейном, сердечном сплетениях и гипоталамусе. Непрерывное функционирование в теле человека трёх из пяти элементов - огня в сердце, воздуха в дыхательной системе и эфира в головном мозге - продолжается до тех пор, пока их нормальная работа не нарушается негармоничными с природой действиями, неправильным питанием и накоплением в организме продуктов распада.


наверх