Ваххабизм

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. В лоне суннитского движения в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей.

Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу.

После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Ваххабиты утверждали о запретности паломничества к могилам святых, паломничество которых зачастую были поводом для поклонения мертвым, совершения неверного, с точки зрения шариата, тавассуля, считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада. Они пропагандировали необходимость вооружённой борьбы (газавата) против неверных (кафиров) и лицемеров-вероотступников (мунафиков), в число коих записывали всех несогласных с их идеологией.

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства).

Основные принципы ваххабизма: строгое соблюдение принципа таухида; отрицание новшеств в религии (бид'а); критика всеобщего таклида (слепое следование какому-либо одному мазхабу (школе Исламской правовой мысли)); критика суфизма и его основоположников.

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Ваххабиты отвергают различные нововведения (бид’а), не дозволенные исламом.

Салафиты отрицают необходимость «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который со временем со своим ярким отклонениями от шариата стал пародией на ранний суфизм. В Российской Федерации суфизм получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов (источник).


наверх