Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Шиизм

Шиизм – течение общий последователей ислама, включает ряд течений ислама - шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих право потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину - умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников («шииты-12»), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии (источник).

Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а "избранные" общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Центральной догмой шиитов стал культ имама - авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения.

Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы - присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», - экзотерическому (захир).

Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом - это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между Богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы).

Шииты признают сунну, но толкуют ее в пользу Алидов. Даже в символ веры они добавляют слова о том, что "Али - наместник Аллаха". Богословы, обладающие правом выносить решения по религиозным и юридическим вопро­сам, у шиитов пользуются особенно высоким авторитетом Считается, что аятолла и моджтахед являются "устами скры­того имама", через них он передает свои суждения.

Это дает шиитским духовным лицам большую свободу усмотрения при решении самых различных вопросов и способствует их высокой политической активности, в отличие от шейх уль-ислама или муфтия, которые выносят решения только на ос­нове норм шариата.

Шииты совершают паломничество не только в Мекку, но и к местам захоронения своих святых мучеников. Это Кербела с усыпальницей Хусейна и Неджеф с гробницей Али, Самарра со склепом "скрытого имама", Мешхед с моги­лой восьмого имама Резы и Кум, где похоронена его сестра Масума.

Во время хаджа в Мекку и Медину шииты (особенно женщины) обязательно посещают в Медине гробницу дочери Пророка Фатимы, молятся там и раздают милостыню (источник).

Шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али; двенадцатый имам предположительно еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается "мировая душа". Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов - течений, возникших в XIX в. в Иране. Основатель последнего - Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество (источник).

наверх