Ислам

Места

Мекка и окрестности

Паломничество в Мекку (Саудовская Аравия) - пятый и последний из основных актов поклонения, предписываемых Исламом - Хадж. Обязательный один раз в жизни для тех мусульман, которые могут совершить его, если существуют условия для безопасного путешествия, а те, кто находится на иждивении этого человека, обеспечены всем необходимым.

Хадж представляет собой форму поклонения, в которой принимает участие все существо мусульманина - его тело, разум, душа. Он тратит свое время, состояние, временно жертвует всеми привычными удобствами и своим положением, чтобы на какое-то время стать паломником на службе Бога и быть в Его распоряжении, Его рабом, стремящимся угодить лишь Ему.

Священные окрестности Мекки включают район вокруг Мекки, отмеченный камнями высотой в метр на всех дорогах, ведущих в Мекку и из нее.

На север Харам Мекки простирается до Таньима, на шесть километров от Священной Мечети, южная сторона – до Ады в двенадцати километрах от Мекки. К востоку от нее в шестнадцати километрах располагается Аль-Джихрана, а на северо-восточной границе лежит долина Наклах. На западной границе в пятнадцати километрах от Мекки располагается Аль-Шмаиси - это место принято было называть Аль-Худайбийя. Именно здесь Пророку его Сподвижники дали знаменитый обет - Баиат Ар-Ридван.

Кааба

Первейшим долгом паломника, прибывшего в Мекку, разместившегося в городе и удовлетворившего свои физические потребности, является посещение Каабы и совершение определенных предписанных актов поклонения по примеру Пророка. Часто называемая Священным Домом (аль-Байт аль-Харам), Кааба представляет собой небольшое каменное сооружение прямоугольной формы, расположенное внутри Священной Мечети аль-Масджид аль-Харам, находящейся в центре Мекки.

Кааба была построена в древности Пророком Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом, также пророком (мир им обоим), как первая святыня на земле, посвященная поклонению Единому Богу. В настоящее время высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 кв. м. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стен Каабы – 1 метр. Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается Таваф. Потолок и крыша сделаны из тика, который покрыт нержавеющей сталью.

Стены сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны. Это маленькое сооружение строилось и восстанавливалось Пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом (мир им всем) - такой чести не удостаивалось ни одно здание. Тем не менее, немного известно о подробностях сооружения этого небольшого, но очень важного строения.

Правила поломничества

Намеревающимся посетить Мекку рекомендуется совершить омовение,  провести ночь в Ди Тува, долине по дороге в Аль-Захер. Пророк обычно проводил ночь там. Входить в Мекку с верхнего холма Кода. Пророк вступал в Мекку со стороны Аль-Муаллаха. Каждому, кто в состоянии идти поэтому пути, следует поступать так, однако нет греха в избрании иного пути.

В Священную мечеть следует входить через ворота, известные как Баб Бани Шайба - Баб ус Салям  – и сказать скромно и искренне: "Я ищу убежища у Аллаха Всевышнего, я ищу убежища в Его Чести и Вечной Славе, Его Бесконечной Мощи от проклятий дьявола. О Аллах! Благослови Мухаммада, и его семью. Прости мне мои грехи и отвори мне двери Своего милосердия";

Увидев Каабу впервые, паломнику следует поднять руки и сказать: "О, Аллах! Возвеличь честь, достоинство и почет этого Дома и даруй всем ,кто пришел совершить хадж или Умру честь, достоинство, уважение и добродетельность". Сказать также: "О Аллах! Ты - Мир, и от тебя - Мир. О Аллах! Встреть нас с Миром".

После нужно обратиться затем к Черному Камню и спокойно поцеловать его. Если это невозможно, прикоснитесь к нему рукой и поцелуйте ее, или помашите рукой в его направлении. Почитаемый Черный Камень известен как часть первоначального строения. По преданию он был дан Адаму в напоминание о Рае, в котором он находился. Черный камень установлен в одном из углов Каабы. Далее следует начать  Таваф - обход Черного Камня.

Семь раз обойдя вокруг Священного Дома, паломник может провести столько времени, сколько ему угодно, моля Бога, в непосредственной близости от Каабы, а перед уходом он совершает два рака´ата намаза.

Необязательно совершать приветственную молитву в Священной Мечети, ибо Таваф Каабы и является ее приветствием. Если, тем не менее, наступает время предписанных ежедневных молитв, возносить их должно коллективно (источник).

Вода Источника Зам-Зам

Паломники, оказавшись в Мекке, запасаются этой водой и в специальных контейнерах увозят ее к себе домой, во все точки земного шара. Вода Источника Зам-Зам необыкновенно чистая и содержит в себе воистину бесчисленные достоинства и благословения Аллаха. Это самая чистейшая вода на земле.

Вода Источника Зам-Зам появилась благодаря Хазрату Исмаилу и его матери Хазрат Хаджир. В соответствии с некоторыми преданиями Хазрат Хаджир удостоена высочайшей чести – она захоронена в самой Каабе. Источник Зам-Зам расположен у самого благословенного места на земле – у Священной Каабы и внутри Священной Мечети Аль-Харам в Мекке.

Этот источник отличается от всех других источников воды тем, что находится в окружении трех святынь – Хаджр Асвад (черный камень), Сафа и Марва (где совершаются «саи» во время хаджа). Это настолько благословенная вода, что Пророки и особо богобоязненные рабы Аллаха с благоговением пили из этого источника.

наверх

Медина и окрестности

Медина расположена примерно в трехстах милях к северу от Мекки. Там паломники посещают могилу Пророка, находящуюся на территории мечети, носящей его имя. Мечеть Пророка стоит на месте маленькой мечети, где он молился и проповедовал, рядом с которой находился его дом. Посетители проводят там столько времени, сколько могут, совершая намаз, читая Коран и размышляя. В мечети царит такая атмосфера спокойствия и мира, что кажется, здесь витает дух самого Пророка.

Как и в Мекке, в Медине всегда можно встретить приезжих мусульман, и она обладает тем же неповторимым духом, притягивающим людей из всех уголков мира на поклонение Всевышнему Богу, и, конечно же, для выражения любви к Его Святому Пророку и памяти о нем.

Посланник Аллаха  сказал: "Ибрахим (мир ему) сделал Мекку Харам (запретной), и я провозглашаю Медину и то, что лежит между двумя полосками земли Харам. Ни одно животное не может быть убито, ни даже ада - покрытое иглами растение, растущее здесь, не может быть сорвано" (Муслим).

Пророк говорил: "Медина - Харам (Священная) и ее Священные окрестности простираются от Ир к Соур". (Ир- гора у микат Медины, а Соур - гора близ Ухуда на севере). Пророк разрешал жителям Медины рубить деревья для изготовления плуга, телег и других необходимых орудий и средств. Он также позволял им нарезать траву для животных.

В отличие от них жителям Мекки, обладающим достаточными запасами корма для своих животных, не разрешается срезать даже траву для своих животных. Жителям Медины, у которых подобных запасов нет, разрешается брать траву и деревья для своих животных. Хотя убийство диких животных и вырубка деревьев в пределах запретной территории Медины не влечет за собой наказания и не требует, какого либо возмещения, поступать так означает совершать грех.

В пределах Священной территории разрешается подбирать хворост (ветви уже поваленных деревьев).

наверх

Иерусалим

Статус Иерусалима как святого города зачастую оспаривался авторитетными мусульманскими теологами (в основном - жителями Медины), и поэтому вплоть до XI века он не занимал сколько-нибудь значительного места в сознании людей, принадлежавших к исламскому миру. Полемика вокруг статуса Иерусалима привела к появлению обширной литературы, прославляющей этот город.

Ее авторы - многие из них принадлежали к иерусалимскому исламскому духовенству - широко использовали еврейские и христианские традиции, связанные со святостью Иерусалима. Как ни странно, завоевание Иерусалима крестоносцами и превращение его в совершенно христианский город поначалу не вызвало заметной реакции мусульман. Это свидетельствует о том, что культ Иерусалима еще не стал влиятельным компонентом ислама.

Ситуация изменилась в середине XII века, когда султан Салах ад-Дин превратил идею джихада (священной войны) за освобождение Иерусалима в основную движущую силу своих походов против королевства крестоносцев, С этого периода Иерусалим прочно занимает положение общепризнанной исламской святыни. Сюда устремляются многочисленные паломники, и в эпоху мамлюков город превращается в центр исламской теологии и мистики.

В последующие столетия интерес мусульман к Иерусалиму ослабевает, и только в начале XX века он вновь становится центром религиозной и политической деятельности арабов, встревоженных ростом еврейской национальной активности в городе. Для современных мусульманских теологов особый статус Иерусалима символизирует универсальный характер ислама, его связь с двумя другими монотеистическими религиями. Одновременно с этим, идея борьбы за освобождение Иерусалима из рук неверных стала неотъемлемой частью фундаменталистской идеологии (источник).

Под священной территорией Иерусалима подразумевается тот район, где находится возвышенность с искривленными сторонами, располо­женная в юго-восточной части старого Иерусалима. Этот район с двух сторон – южной и восточной, окружен стенами города, история которых восходит к исламской эпохе правления айюбидов, мамлюков и турок-османов, а с северной и западной сторон его окружают галереи, построенные в периоды правления айюбидов и мамлюков.

Этот район включает в себя высокочтимую Скалу, с которой Посланник Мухаммед вознесся на небеса, купол, построенный над скалой (высоко­чтимая "Куббат ас-Сахра"), благословенную мечеть "Аль‑Акса", минареты, галереи, религиозные школы, купольные сооружения, колодцы, каменные площадки, скамьи и алтарные ниши-михрабы.

Весь этот район со всем, что имеется здесь, считается благословенным у мусульман, о чем свидетельствуют слова всевышнего: "Хвала тому, кто перенес ночью своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из наших знамений. Поистине, Он – всеслышаший, всевидящий".

Иерусалимская мечеть Аль-Акса

Мусульмане начали считать иерусалимскую мечеть священной, так как она была первой киблой (местом, в направлении которого должен отбивать поклоны мусульманин во время молитвы – прим. переводчика) и третьей по значению святыней в Исламе, связанной с чудесным ночным путешествием и вознесением на небеса Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Второй мечетью после Священной мечети в Высокочтимой Мекке считается иерусалимская, как поведал об этом имам Аль-Бухари, ссылавшийся на Аби Зарра, да будет им доволен Аллах, который сказал: "Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какая мечеть на земле является первой. Он ответил – Священная (Запретная) мечеть (в Мекке). Его спросили – а какая мечеть после? Он сказал – мечеть "Аль-Акса".

Еще одним доказательством значения мечети и важности совершения молитвы в ней является Хадис, приведенный Анисом бен-Маликом, да будет им доволен Аллах, – "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: молитва человека в доме его приравнивается к одной молитве, молитва в мечети племен приравнивается к двадцати пяти молитвам, молитва в соборной мечети приравнивается к пятистам молитвам, а молитва в мечети "Аль-Акса" приравнивается к пятидесяти тысячам молитв".

Говоря о мечети "Аль-Акса", как о главном центре города Иерусалима, имеется  в виду под этим вся священная (запретная) территория, основным элементом которой является сама мечеть и высокочтимая Скала, находящиеся на площади внутри стен священной территории, площадь которой достигает примерно 140 донумов (1 донум = 910 кв. м), что составляет около 15% площади Старого города в Иерусалиме, или около одного квадратного километра юго-восточной части города. В мечети одиннадцать дверей, семь из которых действуют по сей день и четыре закрыты.

Священная (запретная) территория окружена каменной стеной с четырнадцатью воротами, из которых десять открыты и четыре закрыты.

В районе мечети имеется множество колодцев с питьевой водой – 25 колодцев, восемь из которых расположены на дворе перед высокочтимой Скалой, а остальные семнадцать – во дворе благословенной мечети "Аль-Акса". Посередине между мечетью и куполом Скалы находится бассейн для омовения ("Аль-Ка'с") и несколько павильонов с колодцами для питья в разных частях двора мечети, самые большие из которых следующие: колодец "Шаалян", колодец "Баб аль-Хабас", колодец "Аль-Бадири" и колодец "Касим Паша"

наверх

Другие священные места паломничества

Священные для шиитов города Кербела и Неджеф возникли вокруг могил Ху­сейна и Али. В Неджефе над усыпальницей Али построена мечеть изумительной красоты, украшенная золотом и драго­ценными камнями. Только для изготовления дверей мавзо­лея было использовано более трех тонн золота.

В 818 году в деревне Санабад в иранской провинции Хорасан внезапно скончался восьмой шиитский имам Реза. На этом месте, высоко почитаемом шиитами, возник город, названный Мешхедом (машхад - это могила святого, место паломничества). Вокруг усыпальницы имама был воздвигнут грандиозный комплекс зданий. Храм, в котором находится гробница, увенчан двадцатиметровым золоченым куполом.

Прекрасна мечеть Гаухаршад с бирюзовым куполом и 43-метровыми минаретами. Мешхед - главное святое место Ирана, один из основных центров шиитского богословия и образования. Ежегодно этот город посещают более миллио­на паломников, особенно в дни ашуры и в годовщину смерти имама Резы.

наверх

Святые места мусульман Астраханского края

В Астраханской области насчитывается около 40 могил мусульманских святых, которые носят название аулья, авлия, эвлия и т.п. (от араб. аулийа – «святые», «находящиеся под покровительством (Аллаха)», «близкие, друзья (Аллаха)»). Одни аулья позабыты и заброшены, другие находятся в стадии забывания, третьи активно действуют как культовые объекты.

В число аулья входят святые места всех видов и масштабов: от локальных святых могил, о которых знают лишь в одном селении, до святилищ, которые известны не только во всей Астраханской области, но и за пределами региона (напр., аулья Сеит-баба Хожетаевский у с. Малый Арал в Красноярском районе Астраханской области, аулья Махмуд-ишан у пос. Мошаик в Ленинском районе г. Астрахани).

На Нижней Волге культ мусульманских святых и их могил сформировался в эпоху Золотой Орды (XIII-XV вв.) и Астраханского ханства (XV-XVI вв.) под мощным влиянием среднеазиатского суфизма (суфизм - мистическое течение в исламе). Исламизация золотоордынского государства протекала во многом благодаря миссионерской деятельности суфийских проповедников из Бухары и Хорезма (особенно из суфийских братств йасавийа и кубравийа).

Это было обусловлено тем, что именно суфии являлись наиболее активными распространителями ислама среди тюрков нижнего поволжья. Для облегчения исламизации последних, суфии охотно включали в комплекс своего вероучения доисламские обряды и культы, проповедовали и создавали религиозную литературу на тюркском языке и др. Поэтому ислам в суфийской форме был наиболее жизнеспособен в степи.

Известно, что многие из суфиев, способствовавших распространению ислама в Золотой Орде, при жизни или после смерти почитались в качестве святых, а места их захоронений становились объектами культа. Почитание святых могил суфийских шайхов сохраняется и в постзолотоордынских государственных образованиях (Астраханском ханстве, Ногайской Орде и др.), а также после их падения.

Большинство золотоордынских почитаемых мавзолеев было забыто, хотя сохранились сведения, что развалины одного из них на территории современного Селитренного городища в Харабалинском районе Астраханской области (остатки столицы Золотой Орды - г. Сарай ал-Махруса) под названием Джигит-хаджжи почитались окрестными ногайцами и татарами в XVIII в.

Культовые комплексы аулья представляют собой группу святых могил, расположенных рядом друг с другом (комплекс у с. Малый Арал в Красноярском районе), либо объединённых общей оградой (комплекс у пос. Мошаик в Ленинском районе г. Астрахани), либо находящихся под общей могильной плитой (комплекс у с. Килинчи в Приволжском районе Астраханской области).

Самый характерный отличительный признак могилы святого - повязанные на оградах ленточки (белого, зелёного, голубого, красного, жёлтого цветов) или платки и даже полотенца. Часто на надмогильном сооружении или на примыкающих к нему шестах укрепляются небольшие флажки (байраки) из белой материи. Реже устанавливаются более крупные флаги (туги) зелёного и белого цветов. Около некоторых святых могил растут священные деревья или кустарники, находятся священные водоёмы.

Культ святых в значительно большей степени, чем официальный ислам, удовлетворяет эмоциональные потребности населения в непосредственной связи со сверхъестественными силами. Святые выполняют функции посредников между Богом и человеком, выступают как покровители локальных общин, родоплеменных подразделений, посёлков.

Возможно, ранее функциональное назначение отдельных аулья было более «специализированным», но со временем, в результате стандартизации и упрощения культа, могилы святых становились, главным образом, местами исцеления от болезней, к ним совершали паломничества для прошений или от болезней. Однако, пережитки былой «специализации» ещё присутствуют.

Так, на аулья Сеит-баба Хожетаевский у с. Малый Арал совершают паломничество для избавления от психических расстройств, посещение аулья Айжамал/Зауршише-баксы (там же) способствует излечению кожных заболеваний. Паломничество на аулья Кыдыр/Хызыр-ата у с. Яксатово в Приволжском районе Астраханской области полезно перед отправлением в дальнюю дорогу.

Культ мусульманских святых и их могил - аулья в Астраханской области обладает особым комплексом ритуально-обрядовых действий. Ритуал паломничества (араб. адаб аз-зийара) за долгие столетия существования культа приобрёл более-менее унифицированный облик. Он включает следующие компоненты:

  1. Молитва у гробницы святого, которой нередко предшествуют круговые обходы вокруг святилища - имитация обхода паломниками Каабы в Мекке во время хаджа (обряд таваф)

  2. Повязывание разноцветных (чаще - белых) лоскутков, ленточек, платков на оградах могил святых, установка флажков-байраков и флагов-тугов

  3. Приношение даров святому (как правило, денег) - обряд нийаз (араб. «просьба», «вымаливание»)

В отдельных случаях паломники совершают ритуал омовения (араб. тахара, тагарат – «очищение»), закалывают жертвенных животных (баранов, уток и др.) и устраивают коллективную трапезу на аулья для достижения желаемого результата паломничества. Иногда проводят ночь (или 3 ночи) у могилы святого.

На некоторых святилищах есть и свои, особые элементы ритуала. Так, при ночных бдениях на аулья Нурмухаммед Урдяк/Эряк/Орэк-адже у с. Янго-Аскер в Наримановском районе Астраханской области зажигается лампада, а при посещении аулья Карашаш-кыз у с. Ахтубинка в Харабалинском районе Астраханской области каждый паломник должен положить принесённый с собой камешек на ограду святой могилы. (источник)


наверх