Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Религиозная практика (источник)

Мусульмане относятся к Исламу как к всеобъемлющему образу жизни, касающемуся любой сферы человеческого существования. "Столпы" Ислама - принципы, лежащие в основе веры (Иман) и богослужения (Исхан).

Первый из столпов Ислама - это признание того, что Бог один (Шахада). В Исламе этот феномен назван арабским словом "ат-Таухид", которое означает "Вера в Единого Бога". Бог вечен и абсолютен, Он не имеет ни начала, ни конца. Все, кроме Бога, было создано Богом, которому нет ни равных, ни соперников. Он не имеет ни сыновей, ни дочерей и никакого проявления во плоти. Именно эта вера считается основополагающей в жизни мусульманина.

Вера в Бога порождает повиновение Ему, обязательное для каждого приверженца Ислама. Мусульмане убеждены в том, что Божьи законы имеют приоритет перед любыми культурными или социальными нововведениями, возникнувшими вследствие развития цивилизации. Если бытовые или культурные особенности находятся в конфликте с руководством Бога, они не могут быть приняты религией. Священный Коран был открыт пророку Мухаммаду через вдохновение, или "Вахи", что означает "общение с Богом".

Откровение, из которого состоит текст Священного Корана, было ниспослано Пророку в бодрствующем состоянии. Вера в единого Бога включает в себя и веру в Его пророков; мусульмане верят в то, что пророк Мухаммад был последним из них. Искренний последователь Ислама должен принять пророчества Мухаммада и следовать их руководству. Мусульмане также должны повиноваться учению пророка Мухаммада и наставлениям Корана, которые называются Сунной Пророка, или "Его путем".

Джон Еспозито в своей работе "Ислам: Прямой Путь" (1991, стр. 89) объясняет Таухид, первый столп Ислама, как "признание и подчинение Аллаху (Свят Он и Велик) и Его Пророку ". Посланник Аллаха указывал на то, что зикр (поминание Бога) имеет огромные преимущества, обрадовав этим тех, кто неустанно произносит его. В хадисе сказано, что для того, кто искренне от всей души произносит шахаду, будут «открыты двери Рая и закрыты врата Ада» (источник).

Второй столп Ислама - молитва:

"Творите регулярную молитву по двум пределам дня,  И (в ранние) часы (прихода и ухода) ночи. Ведь, истинно, дела благие приносят избавленье от дурных; Сие - напоминание для помнящих (о Боге)." (Коран, 11:114)

Пять раз в день мусульмане направляясь в сторону Каабы и совершают ритуальные молитвы; порядок и способ их проведения основаны на примере пророка Мухаммада данном им в течение его жизни. Пророк Мухаммад обычно возглавлял молитвенные собрания в Мекке и Медине, демонстрируя мусульманам, как должна совершаться молитва.

Молитва состоит из чтения первой суры (главы) Корана, "Аль-Фатиха", на которую ссылаются как на "семь часто повторяемых аятов", чтения выбранного аята (стиха) или аятов Корана и вознесения Богу различных похвал. Для каждой части молитвы соответствует определенные действия, начиная с придерживания рук на груди в положении стоя, заканчивая приветствием ангелов, стоя на коленях. Каждой молитве соответствует определенное количество выполняемых движений.

Пять обязательных (фард) молитв, которые совершаются ежедневно это: утренняя молитва - Фаджр, полуденная молитва - Дохр, предвечерняя молитва - Аср, вечерняя молитва - Магреб и ночная молитва - Ищ`а. Ежедневная пятиразовая молитва является обязанностью каждого мусульманина за исключением случаев, описанных в Коране (тяжелая болезнь, месячные у женщин и т.д.)

Существуют обязательные требования к проведению молитвы, а также к подготовке. О необходимых условиях для совершения молитвы (правила ритуальной чистоты) и требованиях совершения молитвы можно почитать здесь

Третий столп Ислама - пост в Рамадан, который славит период начала снисхождения Священного Корана. Мусульмане постятся приблизительно 29-30 дней месяца Рамадана, который определяется по лунному календарю. Соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней.

Ислам устанавливает лунный календарь, в котором месяцы имеют по двадцать девять или по тридцать дней. Девятый месяц, Рамадан, - месяц, в который к Святому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришло первое откровение Корана. Пост во время Рамадана предписан, чтобы укреплять мусульман в самодисциплине и точном исполнении Божьих наказов; он не связан с искуплением грехов или смягчением Божьего гнева.

Кроме того, пост во время Рамадана предусматривает полное воздержание от всякой пищи, питья и супружеских отношений в светлое время суток; нельзя даже пить воду. Но ежедневно пост должен прерываться на закате, и рекомендуется принимать пищу до рассвета, перед продолжением поста на следующий день.

Помимо воздержания от этих естественных потребностей мусульмане в течение этого месяца также более интенсивно выражают свою преданность и верность Богу. Кроме обычных пяти молитв каждую ночь, индивидуально или коллективно, совершается предусмотренный только во время Рамадана дополнительный Намаз, называемый таравих. Существует также сунна (практика) Пророка, заключающаяся в прочтении во время Рамадана всего Корана, и многие современные мусульмане следуют этой традиции.

Последние десять дней и ночей Рамадана отличаются особенной интенсивностью такого рода деятельности, включая ознаменование ночи, во время которой Пророк получил первое откровение Корана, известной как Ночь Могущества. Во время Рамадана особо предписаны: благотворительность, осторожность в поведении и речах, что является еще одной особенностью исламского поста.

Пост дисциплинирует мусульманина, делает его стойким, подобно воину, отказывающему себе в удовлетворении своих естественных потребностей или откладывающему их по приказу своего командира. Он учит его быть гибким и уметь приспосабливаться к конкретным условиям или обстоятельствам жизни, переносить трудности и не принимать как должное милости Бога, которыми он обычно пользуется. Пост также воспитывает в мусульманине сочувствие к бедным, которые ежедневно голодают, побуждает их к деятельному состраданию и помощи им.

В конце Рамадана мусульмане празднуют один из двух главных исламских праздников - ´Ид аль-фитр, праздник окончания поста, и выплачитвают закят уль-фитр (источник).

Четвертый столп Ислама - закят, или обязательное пожертвование, ежегодно вычитаемое из имущества мусульманина. Арабское слово "закят", буквально означающее "очищение", не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово "пожертвование".  Этот налог (в исламском государстве) предназначается для раздачи неимущим:

"Молитву строго соблюдайте, творите милостыню для очищенья". (Коран, 2:43)

Закят - один из способов саморегулирования исламского общества, направленный на достижение баланса между имущими и неимущими слоями населения. Это обязательный обряд, где богатый делится с бедным и нуждающимся. Исламский закон (Шариат) подробно называет категории людей, подвергающиеся данному налогу, а также его сумму.

Пятый столп Ислама - паломничество, или Хадж. Это обязательное для мусульманина путешествие к Каабе и к другим священным местам в Мекке. Там, мусульмане совершают религиозные ритуалы и молитвы, совершаемые еще пророком Мухаммадом и его последователями. Этот столп обязателен только для тех, кто физически и материально способен позволить себе участие в паломничестве.

Хадж совершается в первые дни лунного месяца Зуль-Хиджа и достигает кульминации девятого числа этого месяца. Обряды Хаджа со всей силой свидетельствуют о полном подчинении и посвящении себя Богу. Помимо этого, они совершаются в память о таком же всецелом подчинении и смирении пророка Ибрахима (Авраама), мир ему, в частности, о его готовности пожертвовать по велению Бога тем, что он любил больше всего - своим сыном Исмаилом (Коран, 37:99-113) (источник).

Ритуалы и обряды жизненного цикла   наверх

Рождение. Появление на свет на свет ребёнка мусульмане считают отнюдь не «случайностью» или «ошибкой», но даром Аллаха. Способность иметь детей- великая благодать, которую, к сожалению, не многие ценят и понимают.

Тахник. Этот малый обряд состоит из помазания губ младенца мёдом или сладким фруктовым соком в сопровождение заздравных молитв с благопожеланиями ребёнку расти «сладким», послушным и ласковым.

Акика. По истечении семи дней новорождённому обривают голову и, призывая на ребёнка благодать, раздают нищим денежные суммы, серебром или золотом, эквивалентные весу состриженных волос. Отсутствие на голове младенца волос не упраздняет раздачу милостыни, по обыкновению весьма и весьма щедрой.

Жертвоприношение. Принесение в жертву животного - древний ритуал благодарения. Двух животных приносят в жертву за мальчика, одного - за девочку. Мясо жертвенных животных раздают бедным и нуждающимся.

Имянаречение. Выбор имени весьма важен для мусульманина. Пророку, например, доводилось даже менять имена некоторым из своих друзей, казавшиеся ему несчастливыми, оскорбительными или уродливыми, на более приемлемые и благозвучные. Самым распространённым ныне мужским именем становится Мухаммад, за ним следует Али (самые распространённые в христианском мире имена Пётр и Иван всё же несколько уступают им по популярности).

Мухаммад, однако, посоветовал: «Желая угодить Аллаху, дайте своим детям имена Абдулла («раб Аллаха») или Абдуррахман («раб Милостивого»)». Если первая часть мужского имени состоит из слова «Абдул» («Раб»), то второй и заключительной его частью обязятельно должен быть один из девяноста девяти эпитетов Аллаха. Например, Абдул- Карим («раб Великодушного») или Абдул- Рахман («раб Милостивого»).

Бисмилла. Уже в раннем возрасте по мере способностей своих ребёнок приступает к изучению Корана. Когда ему исполнилось пять лет, иногда для совершения обряда «Биссмила» приглашается благочестивый верующий из числа родственников, а возможно, и имам, который предлагает ребёнку прочитать суру «Аль - Фатиха» и начертать по порядку буквы арабского алфавита. Ребёнок, успешно выдержавший это испытание, преисполняется невероятной гордостью и счастьем.

После этого ребёнок учится канонам совершения Вуду - малое ритуальное омовение перед молитвой и приступает к основательному изучению исламских дисциплин. В десятилетнем возрасте ребёнок, как правило, обладает достаточными знаниями для самостоятельного, осмысленного выполнения пятеричной молитвы и начинает вместе со взрослыми держать пост. Он уже знаком с нормами хорошего поведения и обычаями, принятыми в исламе. Ему уже не нужно постоянно напоминать об ответственности, скромности, чистоплотности и различии между запретной (харам) и разрешённой (халал) пищей.

Брак и развод. Благополучие домашнего очага в исламе ценится превыше всего, а посему всеми мусульманами придаётся весьма и весьма большое значение созданию крепкого и прочного брака. Коран запрещает браки с родственниками по прямой линии. Кровное родство между вступающими в брак не должно быть ближе третьей степени по боковым линиям. Молочное родство должно быть не ближе второй степени. Свойство, пока оно сохраняется, приравнивается к родству.

Возможен брак мусульманина с христианкой или иудейкой, но мусульманка может выйти замуж только за мусульманина. Для вступления в брак необходимо достижение опре­деленного возраста. Традиционно возрастом совершенноле­тия считалось достижение 15 лет для юношей и 9 лет для де­вочек. Современное законодательство большинства мусуль­манских стран устанавливает возраст полной брачной право­способности и для юношей, и для девушек в 15 - 18 лет (источник).

Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством.

Для мусульман брак не совершается на небесах между двумя абсолютно «созвучными друг другу душами» и не является таинством. Брак для мусульман - это прежде всего социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязательства и предоставляющий им равные права. И только при обоюдном выполнение всех предписаний, условий, взаимной любви и преданности брак может быть признан успешным.

За благосостоянием семьи следит прежде всего мать, и именно на неё возложена ответственность личным своим примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам исламского вероучения. В исламе главой семьи считается отец, но сердце её - мать. Создание семьи, таким образом, почитается делом весьма ответственным и важным. Ибо создаётся семья всей жизнью и на всю жизнь.

Браки по соглашению

Мусульманские браки довольно часто создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты, желающих своим детям всяческих благ, счастья и любви в супружеской жизни. Юные мусульмане обычно не спешат воспользоваться теми возможностями, которыми наслаждается западная молодёжь, они не посещают вечеринок и не влюбляются «с первого взгляда», ибо таковая влюблённость, по мнению мусульман, не что иное, как умственное опьянение, могущее к тому же весьма сильно воспрепятствовать верному и правильному суждению.

По исламским обычаям не принято принуждать своих чад к нежелательному для них браку. Для первого знакомства возможных супругов друг с другом устраивается нечто вроде тайных смотрин, которые довольно часто проводятся во время семейных торжеств или свадеб общих знакомых. Если какой-то из заинтересованных сторон не понравился предполагаемый суженый или суженая, то отказ должен быть сделан тактично и осторожно. И хотя в наши дни газеты явно переполнены сообщениями о многочисленных злоупотреблениях, брак по принуждению, согласно шариатскому закону, объявляется и считается недействительным.

Многие мусульмане и мусульманки предпочитают вступать в брак с людьми из круга своих родственников, нравственный облик и воспитание которых им хорошо известны. Впрочем, в наше время мусульмане осведомлены об опасностях близкородственных браков, особенно если таковые совершались на протяжении нескольких (или многих) поколений, ибо в этом случае весьма увеличивается риск появления крайне нежелательных врождённых заболеваний.

Смешанные браки

Юношам - мусульманам разрешено жениться на девушках, исповедующих христианство или иудаизм, однако девушкам - мусульманкам не дозволяется выходить замуж за юношей христианской или иудейской веры, потому что дети обычно принимают религию отцов и становятся в результате не мусульманами. Мусульмане могут вступать в брак с людьми, исповедующими индуизм, буддизм и т.д., при одном лишь условии, что эти последние охотно воспримут новую веру и обратятся в ислам. Европейцу, привыкшему к вольному стилю общения в молодёжной среде.

Подобные требования покажутся, вероятно, излишне жестокими, однако в исламском обществе мусульманская девушка, стремящаяся выйти замуж за юношу- христианина, - исключительная редкость. Строгость исламских предписаний и неукоснительное их выполнение очень беспокоит и озадачивает многих мусульман, живущих ныне в немусульманских странах, дочери-подростки которых вынуждены посещать государственные школы, широко известной царящей там вольностью нравов и непринуждённостью общения.

В этом и состоит главная причина, по которой мусульмане неуклонно стараются пристроить своих детей в школы с раздельной формой обучения. Всякий не мусульманин, решившийся вступить в брак с активно исповедующей свою веру мусульманкой, обнаружит вскоре невероятную, доселе неведомую ему сложность и требовательность жизни по исламским обычаям и канонам.

Похоронный обряд. Предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения. После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия).

В отдельных случаях производят «махрам-суви» - обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль. Возле умирающего не принято вести слишком длинный разговор или плакать. Последний долг перед умирающим - дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната (источник).

Этические  и социальные нормы поведения и духовенство   наверх

Основой социальной системы ислама служит фикх. Это система богословия, созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как "мусульманское каноническое право". Эти системы теоретических и практических принципов шариата - праведного образа жизни мусульманина. Мусульманам предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе нет.

Джихад. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество.

В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий.

К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!" (9: 124). К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама.

Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано писание", — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины” (9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

Харам.  Харам - действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих. Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.

Харам зулми - это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража. Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший (источник). Харам гайри зулми - харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное. Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять - Аллах возможно простит его (источник).

Макрух - это действие, которое Махаммад запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать - становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего. Наиболее распространенные макрух тахрими совместно с предлагаемыми харамами составляет 320 пунктов (источник).

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

Мужчины - мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой обязанностью.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном.

Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц.

И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы. Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.

Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял – шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями, но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних местных святилищ.

Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции заклинателей, знахарей.

С 6 - 7 вв. и по сей день концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.

наверх