- Философия
- Религия
Католицизм
Праздники
- Адвента
- День святой Варвары
- День святого Николая
- День святой Люции
- Праздник непорочного зачатия девы Марии
- Рождество (Natale, Noel, Navidad)
- Священное двенадцатидневье
- День невинных младенцев
- Праздник очищения Марии
- День святого Блаза
- День святой Агаты
- Великий пост
- Благовещение
- День прощения
- Страстная неделя
- Пасха
- Обретение святого Креста
- День памяти святого Исидора-землепашца
- Вознесение
- Пятидесятница
- Праздник Божьего тела (Corpus Cristi)
- Рождество святого Иоанна Крестителя
- День святых Петра Павла
- Праздник Вознесения Богоматери
- День Всех святых и День поминовения усопших
- День святого Андрея
Римско-католические церковные праздники, как и христианские праздники в целом, - сложное переплетение народных традиций и христианской обрядности. Дохристианский календарь аграрно-скотоводческих праздников, распределявшихся по временам года, отмечал важные в хозяйственной деятельности сроки наступления зимы, весны, лета и осени.
Главная часть календарных и культовых праздников приурочивалась к зимнему и летнему солнцестоянию. Церковь стремилась прикрепить народные обычаи к определенным дням христианского календаря - церковным праздникам, дням памяти святых. Христианская обрядность с трудом утверждалась в народном быту. Использовались не только запреты и официальные постановления: духовенство для усиления своего влияния приспосабливало многие традиционные языческого происхождения обряды и обычаи.
Самого большого влияния христианская церковь добилась в католических странах - Испании, Португалии, Италии, Франции, Польше, Латинской Америке. Большую роль сыграли характерные для католицизма торжественная литургия, пышная обрядность и яркое музыкальное сопровождение, усиливающие эмоциональное воздействие на прихожан. Римско-католические праздники сделались народными, основным их содержанием стала христианская легенда, вобравшая в себя некоторые местные народные сюжеты.
Дни памяти определенных святых сделались не только днями обязательного посещения богослужения, но и вехами в распределении сельскохозяйственных работ, смены времен года.
Римско-католический литургический год, определяющий место религиозных праздников и богослужений, состоит из 365 дней (или 52 недель). Он содержит два вида праздников:
- непереходящие
- переходящие
Первые закреплены за определенными датами года, вторые каждый год меняют свое место в гражданском (Григорианском) календаре. Переходящие праздники всегда приходятся на весеннее время года в зависимости от даты празднования главного из христианских католических праздников - Пасхи, наступление которой исчисляется по лунному календарю. Неподвижные и подвижные церковные праздники каждый год сочетаются иначе.
Адвента
Адвента (adventus - пришествие) - празднуется в первое воскресенье после дня св. Андрея (30 ноября, либо переходит на другие даты). Адвента - первый праздник римско-католического года. Его продолжительность около четырех недель. Во время Адвента верующие готовятся к духовному явлению Христа. Предписывается строгий пост, запрещаются свадьбы, танцы, общественные развлечения, театральные представления.
День святого Николая
День святого Николая - 6 декабря. Этот день известен как детский праздник, дети ждут подарков.
Праздник непорочного зачатия девы Марии
8 декабря отмечается один из главных богородичных праздников - непорочного зачатия девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме. Версии о зачатии без греха Марии матерью её Анной не было в древней церковной традиции. Она была официально закреплена догматом папы Пия IX 8 декабря 1954 года. Согласно католическому вероучению, избранница отца небесного была чистой и святой от рождения.
В костелах в этот день совершаются торжественные богослужения. Рождество (Natale, Noel, Navidad) - один из важнейших христианских праздников. Католики отмечают Рождество 25 декабря. Содержанием его является легенда о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа.
наверхРождество
Рождество (Natale, Noel, Navidad) - один из важнейших христианских праздников, католики отмечают 25 декабря. Содержанием его является легенда о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это самый торжественный в католицизме праздник с тремя церковными богослужениями, совершаемыми в полночь, на рассвете и днем (то есть в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующих).
Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого прихожанина. Истоки празднования Рождества - в древних дохристианских культах: в эти дни зимнего солнцеворота на Древнем Востоке и в Римской империи праздновался день рождения "Непобедимого солнца" - иранского бога Митры. Христианский праздник соединился с зимним аграрным праздником в честь солнца и близкого пробуждения природы.
наверхСвященное двенадцатидневье
Священное двенадцатидневье - святочный рождественский период. Он длится от 25 декабря до 6 января. В этом цикле выделяются отдельные дни:
День невинных младенцев
День невинных младенцев - 28 декабря. По церковному канону этот день сделался детским праздником; День святого Сильвестра - 31 декабря; День Нового года (Capodanno) - 1 января; День Богоявления (Эпитафии), День трех королей - 6 января. Этим праздником католики завершают зимний цикл святочных праздников.
Великий пост
Великий пост - приходится на февраль/март и продолжается сорок дней. Начало великого сорокадневного поста у католиков приходится на "пепельную" среду. Название её произошло от старого обряда посыпания голов пеплом как символа отпущения грехов. Сейчас встречается лишь подобие ритуала: священник после мессы рисует крест золой на лбу прихожан.
наверхСтрастная неделя
Страстная неделя - последняя неделя Великого поста. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа. Каждый день Страстной недели почитается как "Великий". Первый из них - праздник "Пальмового воскресенья", предшествующий пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям.
Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях. В Страстной понедельник украшают костелы, устанавливают плащаницы - изображение тела Христа в гробу. С четверга до полудня субботы молчат колокола, а дети созывают прихожан к ежедневной мессе трещотками.
Самыми траурными днями считают четверг, пятницу и субботу. Поведение верующих в эти дни определяется строгими предписаниями. Каждый день совершаются процессии с пантомимами на евангельские сюжеты. Особенно многолюдны уличные шествия с участием ряженых, многие давшие обет верующие несут на плечах тяжелый крест.
Рано утром в субботу в костелах благословляют огонь и воду. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо. Символ пасхального праздника - крашеные яйца. Обычай красить яйца распространен повсюду.
Западноевропейские католики предпочитают яйца красного цвета без орнамента, в Центральной Европе (поляки, словаки) расписывают их разнообразной техникой. Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей.
Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего, яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты - важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда (свинину, ягнятину), а также сдобный хлеб.
наверхПасха
Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу и т.д.
Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы.
Пасха - праздник воскресения Христа. Наступление Пасхи исчисляется по лунному календарю.
Обретение святого Креста
Обретение святого Креста - 3 мая, установлен в память нахождения "подлинного креста". Было принято освящать в церкви самодельные крестики и нести их на поля. В Испании разыгрывалось действо поисков креста императрицей Еленой (в сопровождении свиты, ряженой византийцами, ангелами, евреями и пр.) и установка его в костеле.
День памяти святого Исидора-землепашца
День памяти святого Исидора-землепашца - покровителя города Мадрида - 15 мая.
Вознесение
Вознесение - переходящий праздник. Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи.
Пятидесятница
Пятидесятница - величайший праздник в память о сошествии Святого Духа на апостолов. Празднуется на 50-й день Пасхи.
Праздник Божьего тела
Праздник Божьего тела (Corpus Cristi) - в первый четверг после Пятидесятницы. Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (евхаристии). Католическая церковь рассматривает евхаристию как священный дар, оставленный Христом своей церкви. Этот праздник прочно вошел в народный быт, он празднуется всеми католиками, но особо торжественно в Испании.
В этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу "с Христом". Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами.
У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в костел на праздничную литургию. Для Испании характерно участие в процессиях ряженых - аллегорических фигур великанов и карликов.
наверхРождество святого Иоанна Крестителя
Рождество святого Иоанна Крестителя - 24 июня. Это праздник, связанный с солнечным культом. Отличительная черта этого праздника - огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Празднование дня святого Иоанна продолжается несколько дней, вплоть до дня святых Петра и Павла - 29 июня.
День святых Петра Павла
Во Франции культ св. Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном. Храмовые праздники в честь различных святых продолжаются все лето и осень. Почитание святых - одна из важнейших сторон католического вероучения. Число католических святых постоянно увеличивалось, в первой половине оно доходило до 300.
После II Ватиканского собора в 1960-х годах, модернизировавшего многие стороны церковной жизни, культ католических святых регламентируется календарем, где сохранилось 58 обязательных для всей церкви праздников в честь святых. Для части святых чествование перестало быть обязательным (как св. Георгий - 25 апреля), другие изъяты из регистра. Это коснулось таких широко признанных в народе святых, как св. Варвара, св. Екатерина Александрийская, св. Маргарита, св. Вит.
наверхПраздник Вознесения Богоматери
Праздник Вознесения Богоматери - 15 августа. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения.
День Всех святых и День поминовения усопших
Последние крупные праздники римско-католического литургического года - День Всех святых и День поминовения усопших, следующие один за другим 1 и 2 ноября. Праздник Всех святых был введен в начале 7 века, а в начале 11 века был установлен День поминовения усопших. Со временем они слились в один праздник - Святые и усопшие. Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих.
День святого Андрея
Годичный круг римско-католических праздников, постов и памятных дней завершается днем святого Андрея - 30 ноября (источник).
наверх