Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Места

Святые места - это места, связанные с различными событиями церковной истории, с „чудесами" божьими, служащие объектами паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество водоемов, гор, могил "божьих угодников", которые обладают чудодейственными свойствами. Вера в "святые" места берет начало в глубокой древности, когда люди, одухотворяя природу, одухотворяли воду, горы, деревья, веря, что в них живут всесильные духи, которые могут влиять на жизнь и судьбы людей.

Совершают паломничество к „святым" источникам и прочим местам и православные верующие. Особым их почитанием пользуются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников и т. п.

Синай   наверх

В Египте, на Синайском полуострове, в 280 км. от города Шарм-Эль Шейх находится гора Моисея. По преданию, на вершине этой горы, Моисею были даны десять библейских заповедей. Считается, что совершившим восхождение на вершину горы отпускаются все грехи. Высота горы 2285 м. Восхождение начинается ночью. На вершине горы каждое утро сотни людей встречают восход солнца (приблизительно в 5 утра по местному времени). Восхождение сложное - приблизительно 7,5 км пути. Температура в среднем близка к нулю (источник).

Пещера в часовне на горе пророка Моисея, посвященная св. пророку Илии, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с Богом (III Царств.19, 9-15).

Монастырь св. Екатерины. Известно, что первоначально святая Екатерина имела мирское имя Елена, но, приняв христианство и покрестившись, поменяла имя. В IV в. император Максимилиан и его поданные пытались заставить отказаться Екатерину от новой веры, но безуспешно. Екатерина приняла мученическую смерть, но не отвернулась от христианства. За это ее нарекли святой мученицей Екатериной.

После смерти тело Екатерины ангелы унесли на самую высокую гору Синайского полуострова. Спустя три века монахи монастыря Преображения имели божье видение, которое подсказало им, где искать тело мученицы. Мощи св. Екатерины были найдены, опознаны по кольцу на руке, которое дал ей Иисус Христос, и перенесены в близлежащий монастырь Преображения. Позднее, монастырь Преображения, построенный императором Юстинианом в VI в. был переименован в монастырь св. Екатерины.

По сей день монастырь св. Екатерины на Синайском полуострове в Египте является одним из древнейших, храмов христианства в мире, который открыт и действует непрерывно. Мощи св. Екатерины не просто хранятся в нем, а каждый желающий паломник может прикоснуться к ним и получить благословение от священника. На память о посещении монастыря помимо ярких впечатлений можно вместе с благославлением получить серебряное кольцо с инициалами св. Екатерины.

Монастырь этот знаменит еще и Неопалимой Купиной. Люди, знакомое с Ветхим Заветом, конечно, вспомнят, что в огне Купины явился впервые Бог Моисею. Интересно и то, что такой вид кустарника, а Неопалимая Купина по своей биологической сути является терновником, растет только на территории монастыря, все попытки пересадить растение или размножить не увенчались успехом (источник).

Иерусалим   наверх

Много столетий назад, задолго до основания Иерусалима, на место будущего города по повелению Божию пришел со своим сыном Исааком Авраам для принесения жертвы. Здесь же, несколько веков спустя, царь Давид основал свою столицу. Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм, который   на протяжении многих веков был единственным местом истинного Богопочитания. Здесь проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия.

В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус и был встречен праведным Симеоном. Будучи отроком, Иисус неоднократно посещал  Иерусалим, удивляя книжников Своей необыкновенной мудростью. Начав мессианское служение, Иисус несколько раз посещает  Святой Град, проповедуя наступление Царства Небесного.

Самым важным местом паломнической программы является храм Воскресения с его великими святынями: Голгофой, камнем Помазания, Живоносным Гробом Господним. Этот храм является главной святыней христианского мира, местом спасения человеческого рода. Каждый православный паломник старается не только посетить храм Воскресения, поклониться его великим святыням, но и помолиться на ночной Литургии у Гроба Воскресшего Христа.

Совершая паломничество по Иерусалиму, паломники посещают места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа. Они приходят на Сион, где Господь совершил с учениками последнюю трапезу и установил таинство Евхаристии. Молятся в Гефсиманском саду - там, где Господь молился до кровавого пота и где Он был взят воинами. Паломники проходят по Крестному пути - той дороге, которой Господь шел к месту Своего распятия - Голгофе. Последуя апостолам, паломники поднимаются на Елеонскую гору, откуда Воскресший Христос вознесся на небо.

Особой любовью русских богомольцев пользуются места, связанные с жизнью Божией Матери. Паломники непременно посещают место Рождества девы Марии, место Ее славного Успения, с умилением молятся у Гробницы Божией Матери в Гефсимании. Последуя стопам Богородицы, паломники посещают русский Горненский монастырь в Эйн-Кереме, куда пришла Божия Матерь после Благовещения, и где Она находилась в течение трех месяцев. В этом же селении, согласно преданию, родился святой Иоанн Предтеча.

Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом. Заселение этого квартала началось в IV веке когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг Храм Гроба Господня.

Храм гроба Господня. Войдя в Старый город через Яффские ворота, спустившись вниз по улице Давида в направлении к базару, мы попадаем на территорию Христианского квартала, где находится святая святых христианского мира - Храм Гроба Господня. Он воздвигнут на месте, где, согласно преданиям, был распят, погребен и затем воскрешен Христос.

Сейчас Храм не напоминает первоначальную постройку, которая была основательно разрушена еще в VII веке, во время нашествия персов. Только в 1130-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства крестоносцев, храм был вновь отстроен. В 1927 году он сильно пострадал при землетрясении, но был быстро восстановлен.

Храм Гроба Господня является как бы мемориалом Христа. Здесь все связано с его именем. При входе в храм мы видим камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением.

Войдя внутрь храма и спустившись по лестнице, мы попадаем в темный, мрачный зал.  В центре зала стоит небольшая купольная часовня из розового мрамора, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня (Кувуклия) Часовня имеет два предела: предел Ангела (здесь мы видим Фигуру сидящего на гробовом камне ангела. Часть камня зделана в мраморную чашу) и собственно гробница, куда ведет низкий проход - проходя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет два метра а длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие.

Сразу у входа в храм, направо от камня Помазания, две лестницы ведут наверх. Они приводят к месту, где, по преданию, стоял крест, на котором был распят Христос.  В глубине  высится Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника.

Из галереи, идущей вдоль стены храма, справа от лестницы ведущей на Голгофу, спустившись вниз на 30 ступеней попадаем в греческую церковь св. Елены. В правом углу этой церкви имеется лестница, которая приводит в пещеру Обретения Креста. Мраморная плита в ней обозначает место, где, по преданию, нашли крест, на котором был распят Христос.

Под Голгофой, справа от камня Помазания, находится вход в часовню праотца Адама, который, по преданию, после своего грехопадения жил в Иерусалиме. Согласно преданиям, Адам предсказал, что если распятие Христа свершится, то каменное основание Голгофы расколется. В глубине часовни имеется стеклянное окно. Сквозь него показывают расщелину, якобы образовавшуюся во время землетрясения при распятии Христа.

Весь Храм Гроба Господня разделен на небольшие притворы, которыми владеют церкви самых различных религиозных направлений.

Виа Делароза (Скорбный или Крестный путь). Попав в Иерусалим, как не пройти последовательно весь путь страданий Христа от Гефсиманского сада, где он был схвачен стражей, до места его распятия - Голгофы.

От ворот Гефсиманского сада путь лежит через пересохшее русло ручья Кедрон к Львиным воротам Старого города. Почти сразу привлекает внимание часовенка на четырех хрупких, изящных колонках (справа по ходу движения). За ней широкая арка входа в подземный храм Успения Божьей Матери.

В нем помещается гробница, воздвигнутая императрицей Еленой (византийский период). По преданию, в гробнице пребывало до вознесения на небо тело Святой Девы. На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии шествие прерывалось. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками (источник).

Назарет   наверх

Назарет - место, святое для всех христиан: здесь Дева Мария получила Благую Весть о непорочном зачатии и чудесном рождении сына, о том, что сын её "будет велик и наречется Сыном  Всевышнего" .  В Назарете прошло детство Иисуса, здесь прозвучала первая его проповедь. Во всех Евангелиях Иисуса называют либо Назаритянином, либо Назореем. Понтий Пилат написал на кресте: "Иисус Назорей, царь Иудейский".

Расположен Назарет в лощине меж двух горных хребтов Нижней Галилеи. До сегодняшнего дня сохранилось множество памятников, связанных с событиями более чем двухтысячелетной давности:

  • церковь Благовещенья, которую непременно посетит каждый христианский паломник
  • францисканский монастырь, во многом определяющий облик города. Его строительство было закончено в 1730 г., ис тех пор его внешний облик не изменялся
  • церковь св. Иосифа, под которой находится тёмная скальная пещера жилище Святого семейства
  • монастырь Дам Назарета, в котором   много гротов

Предполагается, что некоторые из них могли бы быть жилищем Иосифа и Марии. Пройдя через улицу, можно попасть в старую синагогу, где Иисус произнёс проповедь (источник).

Вифлием   наверх

О Вифлиеме напоминает библейское сказание об избиении младенцев, когда царь Ирод, узнав о рождении Мессии, приказал умертвить в Палестине  всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже. Вифлеем (славянская транскрипция древнееврейского Бейт-Лехем), город в 7 км. к юго-востоку от Иерусалима.  Название Бейт-Лехем (дом хлеба) объясняют по-разному.

Возможно, оно происходит оттого, что его жители пекли  хлеб из пшеницы, которая росла в окрестных полях. С древних времен к названию "Бейт-Лехем" прибавляли  "Иудейский", или "Эфрата" (Ефрата), чтобы отличить от другого Бет-Лехема  -  Галилейского. В Библии город называется Вифлеем-Ефрата. Ныне город с 8 тысячами жителей, преимущественно, христиан.

В Вифлиеме находится Церковь Рождества Христова, одна из первых на Святой Земле, она построена в 326 г. при византийской императрице Елене над пещерой, где, по преданию, родился Иисус. В 529 г. она была разрушена во время  восстания самаритян против Византии. Cразу после этого восстания император Юстиниан восстановил ее и значительно расширил. После прихода арабов халиф Омар посетил Вифлеем в 638 г. Он запретил разрушать церковь, поскольку сам почитал Иисуса. А в 1099 г. мусульмане не допустили разгрома церкви Рождества, вопреки указу душевнобольного халифа ал-Хакима.

Церковь принадлежит трем конфессиям: греческой, армянской и католической. Под центральной частью церкви находится пещера Рождества. Туда можно спуститься через один из двух входов по большим каменным ступеням. В неглубокой нише помещается алтарь, перед которым горят десятки свечей. На полу лежит когда-то украденная, но возвращенная серебряная звезда с надписью: " Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est" (лат. "Здесь дева Мария родила Иисуса Христа").

Кража этой звезды в 1847 г. послужила одним из поводов для начала Крымской войны. Рядом с пещерой Рождества есть грот с нишей, в  который ведут несколько ступенек. Туда Дева Мария  положила маленького Иисуса. Этот грот называется яслями. В северной части церкви Рождества есть несколько пещер. Там же находится грот Невинных младенцев, названный в память о том, что Ирод послал "...избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, до двух лет и ниже".

В другой части пещеры - келья Св. Иеронима и его могила. В других пещерах - гробницы - Св. Евсевия, Павлы и Юлии Евстахии (источник).

Капернаум   наверх

Город на северном берегу озера Кинерет - библейского Галилейского моря. Капернаум занимает особое место в истории  христианства. Название переводится с иврита как "деревня Наума" (или Нахума). Иосиф Флавий  пишет о Капернауме как о цветущем городке, где занимаются рыболовством, торговлей и сельским хозяйством.

Капернаум в древности был важным культурным центром,  расположенным на перекрестке торговых путей. Во времена Римской имеперии в Капернауме стоял римский гарнизон. Сотник этого гарнизона, перешедший в иудейство, построил большую синагогу, ту самую, в которой Иисус читал проповеди. Здесь была мытница - место сбора податей, откуда был призван на апостольство мытарь Матфей.

Согласно Евангелию, здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра, воскресил дочь Яира и сотворил много других  чудес. Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название  "Его город". Сюда Иисус переселился со своей матерью из Назарета, откуда его изгнали, здесь в синагоге он произнес проповедь,  начинающуюся словами: "Покайтесь и веруйте в Евангелие". Однако и отсюда его изгоняют, и он горестно восклицает: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься..." Как и все его пророчества, сбывается и это.

Примерно в VII в. поселение исчезает, заносится песком, затягивается илом, и лишь отдельные его части остаются на  поверхности. В 19-ом веке земли вокруг Капернаума купили у бедуинов католики из францисканского ордена и построили монастырь. При строительстве монастыря обнаружили остатки той самой синагоги. Синагога поражает своими размерами, коринфскими колоннами и белым иерусалимским камнем. Рядом с синагогой видны камни кладки восьмиугольного здания и мозаичный пол, уцелевшие от церкви, которую построили первые христиане на месте дома Симона (апостола Петра).

В Галилее, на горе Фавор, незадолго до Своих страданий, Господь преображается перед учениками, показывая им Свое божественное достоинство.

В пяти километрах от Тверии остатки городка Магдала (Мигдал), откуда была родом евангельская блудница Мария Магдалина, сопровождавшая Христа вплоть до Голгофы, с тех пор, как он "изгнал из нее семь бесов" В 1930 г. в этом месте построили небольшую церковь св. Магдалины.

Еще через километр начинается Геннисаретская равнина. В северной ее оконечности, на самом берегу Кинерета, находится одно из почитаемых христианами мест, называемое Тавха (в русской транскрипции — Табга) . Это арабское название, происходящее от греческого слова "эптапегон", что означает "семь источников". Ивритское название — "Эйн шева" (эйн - ключ, шева — семь) . Когда-то в этом районе, действительно, было семь источников, воды которых питали Кинерет. Сейчас их осталось только пять.

Согласно христианскому вероучению, Христос совершил в этом месте чудо, накормив досыта пятью хлебами и двумя рыбами 5 тыс. голодных людей.

В этом месте была в IV веке н.э. большая византийская церковь, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола с изображением флоры и фауны Галилеи. На одном из фрагментов также изображена корзина с хлебцами и двумя рыбами (элементы христианской символики) . Неподалеку — развалины мельницы византийского периода.

На остатках византийского храма стоит францисканская церковь "Умножения хлебов и рыб", построенная в начале этого века. Недалеко от района раскопок, на самом берегу озера, расположен небольшой монастырь бенедиктинцев, а возле него, у самой кромки воды на черных базальтовых камнях стоит маленькая часовня в честь апостола Петра. Утверждают, что именно здесь Христос возвел Петра в сан первосвященника.

Во время Мишны и Талмуда в этом месте существовало еврейское поселение (источник).

Над Капернаумом высится гора высотой 125 м над уровнем Кинерета. Христианский мир знает её под названием горы Нагорной проповеди. Ещё её называют горой Блаженства. Теперь на горе стоят францисканская церковь и монастырь. На берегу Кинерета расположен православный монастырь 12-ти апостолов. (источник).

Иудейская пустыня   наверх

Иудейская пустыня составляет сильный контраст цветущим холмам зеленой Галилеи. Голые камни, обожженные солнцем, раскаленный песок. Лишь неглубокий, но быстрый Иордан проносит свои воды по мертвой пустыне, отмечая свой бег яркими пятнами свежей зелени. В этой пустыне, в устье реки Иордан, крестил людей Иоанн Предтеча, призывая их к покаянию.

Сюда же, достигнув зрелого возраста, приходит и Иисус Христос. Приняв крещение от Иоанна, Господь начинает Свое мессианское служение. Однако прежде, в посте и молитве, Он проходит через искушения. По сей день возвышается в бесплодной пустыне Сорокадневная гора, где подвизался Господь, свидетельствуя о победе Христа над силами зла.

Недалеко от Сорокадневной горы находится древний город Иерихон. Стены этого города чудесным образом пали после обхождения вокруг него израильтян во главе с Иисусом Навином. Здесь же, несколько веков спустя, Христос привел к покаянию Закхея, исцелил страдающего слепца. Отсюда, проходя по иерихонской дороге, Он не раз ходил в Иерусалим.

В византийскую эпоху Иудейская пустыня стала местом подвига монахов. Покидая города и селения, они уходили в пустыню. Оставляя насиженные места, они селились в пещерах и пропастях. Вдали от шума и мирской суеты они проводили свою жизнь в посте и молитве, подвизаясь там, где был искушаем Господь. И по сей день стоят в Иудейской пустыне монастыри, свидетели живой истории Церкви.

Наиболее известной обителью Палестины является лавра преподобного Саввы Освященного, расположенная в труднодоступном уголке Иудейской пустыни. Кроме самого святого Саввы, в ней подвизались известные гимнографы Православной Церкви - святой Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский.

Одним из наиболее посещаемых монастырей Иудейской пустыни является обитель святого Георгия Хозевита, расположенная в зеленом ущелье, напоминающем оазис.

Путешествуя по пустыне, паломники в безмолвии и молитве поднимаются в монастырь Искушения, расположенный на склоне Сорокадневной горы, взбираются на саму ее вершину. Наконец, они посещают монастырь святого Герасима в Иорданской долине, где вспоминают о трогательном житии этого подвижника, имевшего у себя в услужении льва (источник).

Иоппия (Яффо)   наверх

Спускаясь с Иерусалимских холмов в западном направлении и проезжая через зеленую долину, паломники прибывают в приморский город, упоминаемый в Библии под именем Иоппия. В настоящее время этот город называют Яффо. Именно из яффского порта, согласно преданию, отправился в путь пророк Иона. Здесь же, в Яффо, в доме Симона Кожевника, апостолу Петру было явлено видение, побуждавшее его на проповедь среди язычников.

В Яффо апостол Петр воскресил праведную Тавифу. В конце прошлого века в Яффо был воздвигнут русский монастырь в честь особо чтимого в этом городе апостола Петра. На территории обители находится место погребения праведной Тавифы. В недалеком прошлом именно через яффский порт прибывали на Святую Землю паломники. И древняя Иоппия была первым местом их соприкосновения с Землей Обетованной.

Вот уже две тысячи лет устремляются ко Гробу Господню православные паломники. Святая Земля влечет их к себе как никакое другое место на планете. Однажды побывав на ней, невозможно забыть красоту палестинских пейзажей, дивную атмосферу святых мест, ночные богослужения у Гроба Господня. Святая Земля - колыбель христианской веры, остается близкой и дорогой сердцу каждого верующего человека (источник).

наверх