Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Праздники

Православные праздники или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года. Торжественным образом совершаемые годовые службы называются праздниками или праздничными службами.

 

Первым и древнейшим праздником является воскресный день или Воскресение. В книге Бытия вслед за рассказом о сотворении мира говорится: "и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел " (Быт. 2, 3). Таким образом, людям был подан пример, чтобы они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Из десяти заповедей, данных Богом на Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу (Исх. 20, 8-10).

В Новозаветное время при учениках Иисуса Христа - апостолах празднование воскресного дня началось в Воскресение - первый день недели. В книге "Деяния апостольские" рассказывается, что они собирались для преломления хлеба (Деян. 20, 7), молились с верующими, пели гимны, тогда же производился сбор в пользу бедных и нуждающихся (1 Кор. 10, 2). Так сформировалось праздничное богослужение или Божественная литургия, обязательная для дня праздника. В течение трех первых веков христианства воскресный день соблюдался, как день святой радости и благодарения.

Для ежегодного воспоминания о великих событиях истории искупления человеческого рода первые христиане по примеру ветхозаветной церкви кроме дня воскресного установили празднества в некоторые другие дни. Из числа таких дней особенно почитался праздник Пасхи, заключавший в себе воспоминание о распятии и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. В зависимости от него стали праздновать день Вознесения Иисуса Христа (через сорок дней после Пасхи) и Сошествия святого Духа на апостолов через 50 дней после Пасхи, дни рождения и крещения Спасителя, сретения Его во храме Симеоном.

Наряду с этими праздниками воспоминались события из жизни Пречистой Богородицы: Введение Ее во храм, Благовещение и другие памятные дни. Поскольку Церковь была враждебно встречена противниками христианства, то скоро в ней появились и мученики, чья жизнь была поучительна для верующих и потому дни их кончины свято чтились, в их честь составлялись церковные песнопения.

Многие из великих отцов и учителей Церкви, прославившиеся своими сочинениями и благочестием, были также причислены к лику святых и дни кончины их сделались днями праздничными. Так составился годичный круг памяти святых и появился месяцеслов; в книге, именуемой Минеей, содержатся службы святым на каждый день года.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4-6 вв. покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий (274-337) запретил производить в воскресные дни торговлю.

Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан (источник).

В настоящее время все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько разрядов. По предмету воспоминаний они разделяются на праздники:

  • Господские
  • Богородичные
  • Праздники святых

Большая их часть упоминается в апостольских постановлениях, некоторые праздники сначала отмечались какой-либо Восточной Церковью, потом сделались общими для всей Православной Церкви. Многие из праздников завершают многодневные или однодневные посты. По важности воспоминаемых событий общие праздники разделяются на:

  • большие
  • средние
  • малые

В зависимости от их значимости и времени они включают предпразднество, попразднество и отдание, которые также считаются праздничными днями.

Сообразно с различными назначениями и воспоминаниями различаются и все дни богослужений в кругу последования седмичного и особенно годового. Чем выше и важнее воспоминание, тем торжественнее церковь отмечает его. За несколько дней она обыкновенно встречает (сретает) его и предвозвещает в своем богослужении - встречает и предвозвещает пением катавасий, предпразднествами и навечериями. А провождает его славлением наутриями и попразднествами. Но чем менее воспоминание, тем сокращеннее оно совершается.

Большие праздники в свою очередь делятся на 3 разряда. К первому относится величайший из праздников Пасха, ко второму - двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых, и к третьему - недвунадесятые. Помимо них есть еще великие праздники.

По времени празднования праздники разделяются на:

  • подвижные
  • неподвижные

Это различие праздников происходит оттого, что одни из них приурочены к числу, а другие ко дню. Поэтому одни из них меняют день, не меняя числа, другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными, а вторые - подвижными. Во главе неподвижных праздников Господских стоит праздник Рождества Христова, а во главе подвижных - праздник Пасхи.

наверх

Рождество Христово. Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 в., Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Рождение Иисуса было оповещено еще тем, что с востока пришли волхвы, которые увидели воссиявшую звезду на востоке. Звезда шла перед ними и указывала им путь. Волхвы поклонились Иисусу и поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну. Так в великую память Рождества Иисуса Христа был установлен Церковь великий праздник. Рождество подходит издалека, тихо.

Начинают готовиться к празднику с Рождественского поста. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается 7 января. Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.

Для постящихся христиан в уставе написано, что не следует употреблять и от чего следует воздержаться во время поста. В частности, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - пища с растительным маслом разрешена. Рыбу разрешается употреблять только в субботние и воскресные дни, а так же в великие праздники. А в остальные дни недели не позволено принимать в пищу рыбу, вино и елей. Раньше, кто побогаче ели - белугу, осетрину, судочка; победней - селедку, леща, сомовину.    наверх

Крещение Господне или Богоявление предваряется Навечерием, когда соблюдается строгий пост и вечером совершается великое водоосвящение, которое в отличие от меньшего водоосвящения отличается большей торжественностью. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней), которой окропляют храмы и жилища и назначают пить тем, кто не допущен до причастия Святых Таин. Ее хранят дома и пьют только в исключительных случаях натощак.

В день праздника Богоявления (6 января) происходит повторное великое освящение воды, равнозначное тому, что совершалось накануне. Как правило, в храмах совершаются торжественные шествия к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря праздника. Значимый день, предшествующий Богоявлению – Навечерие Богоявления или Богоявленский вечер, празднуемый 5 (18) января. В Навечерие Богоявления, верующие христиане постятся, а трапеза, следовавшая после, по сравнению с трапезой перед Рождеством, строже и скромнее.

До Навечерие все жилые помещения, хозяйственные постройки, а так же сами люди, тщательно вымывают, убирают от мусора. Все это делается для того, чтобы все чистое – окропить, принесенной из церкви с праздничной службы, освещенной водой, дабы уберечься от нечистой силы. Так как, считается, что в канун Богоявления – гуляет нечистая сила.   наверх

Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в 4 в. при Константине Великом, когда был освящен храм Воскресения Христова, что отразилось в тропаре праздника: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим". В 7 в. с воспоминанием обретения креста Господня было соединено другое воспоминание о возвращении креста Господня из персидского плена. Особенностью праздника является то, что накануне праздника крест Господень возлагается в храме на престол соблюдается строгий пост.   наверх

Святки – это рождественские гадания. Гадания начинаются от Рождественского сочельника (6 января) и заканчиваются праздником Крещение Господне (19 января). Считают, что до принятия христианства во времена язычества, Святки праздновали в честь дня верховного бога неба – Белбога или Святовита. Слово святки происходит от старославянского слова свиатки, что в переводе означает – души предков. Люди с древних времен верят, что в эти две недели, на землю спускаются души умерших, и в воздухе витает нечистая сила.

Это поверие складывается из-за того, что на период святок приходится момент зимнего солнцестояния. Считалось, что в период святочных гаданий ничто не запрещает увидеть свое будущее. В последний вечер гаданий, вечер пятницы, приходится канун Крещения, который является самым важным вечером святочных гаданий. Так как в этот день, еще больше становится активной нечистая сила и умершие души.   наверх

Сретение Господне. После Рождества Христова через сорок дней, во всех наших церквях празднуется праздник Сретения Господа Нашего Иисуса Христа – праздник Встречи. В христианском мире этот великий праздник отмечают с VI века. По церковному календарю – это христианский двунадесятый непереходящий (неподвижный) праздник.

По закону Моисееву, если женщина зачнет и родит ребенка мужского пола, то женщина будет нечиста семь дней и еще тридцать три дня она должна сидеть и отчищаться, ни к чему священному не должна прикасаться и к храму Божьему не должна подходить. По окончанию сорока дней очищения, женщина должна принести младенца к священнику, чтобы он принес это пред Господом и ее очистил. Так Дева Мария и поступила.   наверх

Масленица -  это озорное, разгульное и веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла. Празднуется Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и за семь недель до Пасхи. В разных городах и селах называлась она по-разному: честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха. Но чаще встречалось, конечно же, название масленица или сырная неделя.

Масленица по христианским канонам является последней неделей перед постом. В эту неделю еще можно есть сыр, молоко и яйца. Верующим как бы дается время, чтобы понемногу ограничивая себя в пище, подготовиться к Великому посту. Употреблять в пищу на масленицу соответственно можно любые блюда, которые не содержат мясо. Свое собственное название и ритуальное значение имел каждый день масленицы.

Главным угощением на Масленицу были блины. Блин считается символом солнца, так как имеет круглую форму и такой же горячий, как небесное светило. Люди верили, что отведав блина, они съедали кусочек солнца и обретали частичку его мощи.   наверх

Благовещение Пресвятой Богороицы. Праздник Благовещения в православном мире торжественно празднуется с середины VII века. В то же время, была окончательно установлена дата Благовещения – 25 марта (7 апреля), от Рождества Христова откладывался назад временной период в размере девяти месяцев. А на Руси только в Х веке начали праздновать этот праздник, то есть вместе с принятием христианства.

И считается, что еще в этот день, кроме великой вести Ангела, произошло зачатие Марией Иисуса Христа. Благовещение относится к категории непереходящих праздников, двунадесятый особый праздник. Большим грехом на Благовещение считается заниматься каким-либо делом, работать. Даже по старым наблюдениям в природе – любая тварь чувствует большой праздник и старается ничего не делать.   наверх

Прощеное воскресение. Великий пост начинается с Прощеного воскресенья, с вечери воскресенья. В Евангелии от Матфея Господь говорит нам: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).

Прощеным воскресеньем заканчивается сыропустная неделя. Поэтому Прощеное воскресенье еще называется – сыропустом, в этот день последний раз, когда перед Великим постом употребляют в пищу масло, яйца, сыр. Великий пост считается самым долгим из многодневных постов. Пост длится сорок дней, и Православная Церковь в установлении количества дней воспользовалась важными библейскими событиями:

Когда был Всемирный потоп дождь шел в течение сорока дней и ночей, сорок лет ходил по пустыне израильский народ, в течение сорока дней Иисус Христос и пророк Илия постились в пустыне. Также к сорока дням Великого поста приплюсовывается еще одна неделя – Страстная неделя, в которую вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа. Таким образом, продолжительность Великого поста – семь недель – от Прощеного воскресенья до Пасхи.   наверх

Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник. Он празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. Праздник Вход Господня в Иерусалим в народе называется Вербным воскресеньем. Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Этим праздником завершается Великий пост. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил. На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим.

На Руси верба ассоциировалась с пальмовыми ветками, которыми толпа людей встречала и приветствовала въезжавшего Иисуса Христа в Иерусалим. На праздник принято освещать вербу и хранить ее дома весь год в переднем углу за иконами. Считается, что верба имеет свойство наделять здоровьем людей и скот, предостерегать от болезней и от нечистой силы. Существует много обычаев и поверий на целебные свойства вербы.   наверх

Страстная пятница. Пятница Страстной недели (Страстная пятница) знаменует тот день, когда состоялся суд и смерть Господа Иисуса Христа. Ещё этот день именуется, как Великий Пяток – воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.   наверх

Светлое Христово Воскресение (Пасха). Великий день, Пасха (от древнееврейского «песах» - избавление, прохождение), Праздник праздников, Торжество торжеств, именно так христиане называют Светлое Христово Воскресение. Дата празднования Пасхи перемещается в пределах 35 дней, «пасхальные пределы», они начинаются от 22 марта (4 апреля) и заканчиваются 25 апреля (8 мая).

И на этот период может попадать любой воскресный день, все зависит от того, на какой из этих дней попадает первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Для того чтобы верующим узнать день празднования Пасхи, нужно обратиться к Пасхалию – состоящий из таблиц дат, составленные христианской Церковью на несколько лет вперед.

В православных храмах, в этот торжественный день, проходит служба чтения Деяний святых апостолов, после чего следует полуночница с каноном Великой субботы. Вносится в алтарь Плащаница. В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей…» и пением «Христос воскресе» со стихами по пасхальному чину.  По поверию, на Пасху ранним утром сверкает солнце, тем самым как бы разделяя с людьми радость великого праздника.   наверх

Вознесение Господне. Празднуется в 40-й день после Пасхи, который всегда приходится на Четверг 6-й недели. Его установление относится к апостольским временам и по значению - это великий праздник, так как удостоверяет в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества в лице Иисуса Христа.   наверх

Красная Горка. Начиная от Пасхи до Пятидесятницы проходит семь недель, которые имеют название недели по Пасхе, так как следуют за Пасхой и посвящены они воспоминаниям о событиях связанных с Божественным православлением Святого Духа на Своих учеников. В православном календаре первая неделя по Пасхе называется Новою или неделя Антипасхи. В эту неделю Своим новым явлением Господь повторил Свое великое явление ученикам.

Антипасха – это слово, имеющее греческое происхождение, значащее воскресенье, следовавшее за Пасхой. В этот день Господь еще раз явился всем Своим ученикам, также и апостолу Фоме, который до конца не желал верить в Воскресение Иисуса Христа. Объясняя это тем, что пока он сам не увидит и не убедится в ранах Иисуса – он не поверит в Воскресение Христа. Поэтому этот праздничный день или неделю еще часто называют Фоминым днем или Фоминой неделей, в честь памяти апостола Фомы.

Это первоначальное неверие апостола Фомы называется «добрым неверием», потому что, неверие апостола исходило не от черствого сердца, не от желания не уверовать в Воскресение Иисуса Христа, а от большого стремления желавшего поверить в чудо, которое апостол Фома хотел всей своей душой. В народе этот праздник величают Красной горкой. С древних времен и по сегодняшний день люди старались и специально подгадывали в этот день провести свадьбы, потому как, праздник Красная горка воспринимался счастливым и хорошим днем для вступления в брак.   наверх

День Святой Троицы. После великого праздника Пасхи верующие христиане празднуют сошествие Святого Духа – Пятидесятница. В народе этот праздник называют еще как Троица или Троицын день. Как говорит церковное учение – Бог существует в трех ипостасях, в трех лицах Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Пятидесятница относится к категории двунадесятых переходящих праздников.

На праздник Пятидесятницы все апостолы были вместе. Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущего сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором они находились. Тут же явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Святого Духа и начали говорить на разных, не знакомых им ранее языках. В то время в Иерусалиме находилось много набожных людей из других стран. Апостолы стали нести учения Христа людям.  В этот день было крещено около трех тысяч человек. И с этого дня число верующих в Христа стало быстро увеличиваться.

Пятидесятница – это праздник природы, праздник радостного будущего, и то, что случилось в этот день, говорит о мире Божьем и о раскрытие воли Божьей, о человеке. Победа добра над злом. Сошествие Святого Духа на троих учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа. Здесь, верующий человек достигает для себя начало своей святости и благочестия, человек входит в общение с Богом для, данной Им, вечной жизни.   наверх

В день святых апостолов Петра и Павла они воспоминаются как ученики Спасителя, проповедавшие Его учение. Оба претерпели мученическую смерть в 67 г. за распространение учения Христа и обращение в христианскую веру язычников. Этим праздником завершается Петров пост.   наверх

Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечается в воспоминание казни святого пророка в 32 г. царем Иродом, обещавшим своей возлюбленной Иродиаде исполнить любое ее желание. В этот день установлен строгий пост во имя прославление великого постника и пустынника, а также поминаются православные воины, пострадавшие за веру и отечество.   наверх

Иван-Купала. Древний языческий праздник Купало – это великий день очищения водой и огнем происходящий в летнее солнцестояние. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником – Рождество Иоанна Крестителя – Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника – Иван Купала.   наверх

Великий праздник Рождество Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или Иван Купала празднуется 24 июня (7 июля). В народе этот праздник один из самых любимых праздников. Главное, чтобы в этом празднике принимали участие все жители села или деревни, от самых маленьких и до самых стареньких. Только тогда приводилась в действие очищающая сила обрядов и ритуалов.

По народному поверяю, собранные травы и цветы в ночь на Ивана Купалу имеют особую целительную силу. Только все растения должны быть собраны на заре Иванова дня, до того как на них обсохнет роса. Обычно собирались такие травы как полынь, лопань, былица. Эти лечебные травы хранили в течение года и, если кто-то заболевал, окуривали ими больных. А если начиналась гроза, то бросали эти травы в затопленную печь, чтобы дом не подвергся молнии.   наверх

Преображение Господне (Яблочный спас). Великий день и великий двунадесятый праздник для Православной церкви, имеет начало празднования в IV веке – по церковному календарю его отмечают 6 (19) августа. Чтобы оберечь своих учеников от горечи и уныния, Иисус Христос явил чудо Преображения Господа: По прошествии дней шести, Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на высокую гору. Там Иисус преобразился пред учениками: лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет.

Рядом с Ним явились пророки Моисей и Илия и стали беседовать о том, что Христу предстоит совершить в Иерусалиме. Петр, не зная от страха, что говорит, сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть. Если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, светлое облако осенило их, и из облака раздался голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте».

Услышав голос, ученики пали на лица и еще больше перепугались. Через какое-то время они подняли головы и не увидели никого, кроме Иисуса. Иисус же сказал ученикам: «Никому не говорите об этом видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Но ученики не поняли, что он этим хотел сказать.

До сих пор на горе Фавор живет память о великом посещении ее Спасителем мира нашего. Над вершиной этой горы, в ночь Преображения, можно видеть ярко светлое облако – об этом явлении рассказывают очевидцы – местные жители.   наверх

Рождество Пресвятой Богородицы было плодом праведной жизни Ее родителей - святых Иоакима и Анны. В церковном смысле оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.

В народе этот праздник называют Малой Пречистою. Этот день знаменовался в народе как день, в который убирали пчелиные ульи на зиму, собирали лук, начинали осенние приготовления и заканчивали летние работы в полях. В народе благодарят Пресвятую Богородицу, как небесную покровительницу земледелия, за весь богатый собранный урожай.   наверх

Покров Пресвятой Богородицы. Этот великий христианский праздник Православная Церковь празднует 1 (14) октября. На Руси Покров Пресвятой Богородицы как праздник стал отмечаться в конце X – начале XI века. Праздник Покров был введен святым князем Андреем Боголюбским. В этот торжественный день в храмах на утрене проходит величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твоей честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся».

В основу этого великого праздника легли события, которые произошли более тысячи лет назад в городе Константинополе. В константинопольском Влахернском храме хранилась риза Пресвятой Богородицы. И в Влахернском храме в 911 году произошло заступничество Пресвятой Богородицей. В один из дней город Константинополь был осажен и окружен сарацинами, с которыми тогда проходила война, и город не мог держать эту осаду. Нищий святой Андрей, находясь со всеми в Влахернском храме, вдруг увидел Пресвятую Богородицу с сопровождавшими Ее ангелами и святыми.

Пресвятая Богородица на коленях со слезами на глазах стала немалое время молиться за всех людей. Далее Она подошла к Престолу и стала молиться дальше, после чего, Богоматерь скинула с Себя покров и разнесла Свое покрывало над всеми мелющимися людьми в храме. Этим великим событием Пресвятая Богородица защитила константинопольских жителей от нашествия врагов.   наверх

Начало Рождественского поста. Как только Православная Церковь приняла христианство, она установила четкую и строгую систему постов. Смысл постов заключается в установлении и воспитании в христианине устремления к духовным достижениям и ценностям, очищению человеческой души. В общем количестве дней в году православные посты занимают около двухсот дней.

В православии посты делятся на однодневные и многодневные. Существует четыре многодневных поста. Один из них - Рождественский пост, который длится сорок дней. Рождественский пост имеет начало 28 ноября и заканчивается 7 января – великим днем Рождества Христова. Также, Рождественский пост имеет второе название – Филипповский пост, так как накануне, 27 ноября празднуется день памяти святого апостола Филиппа (который нес учение Христа и был распят). И этот день служит началом Рождественского поста – заговенье Рождественского поста.

Рождественский пост считается нестрогим постом, потому что, разрешается, кроме сред и пятниц, рыба. В народе на начало Филипповского поста существовало много примет на тему сельских работ: «Иней на Филиппа – урожай на овес», «Воронье черное каркает – к оттепели».   наверх

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Великий праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым непереходящим праздникам. Этот праздник был установлен Церковью в конце IV века и по церковному календарю отмечается 21 ноября (4 декабря).

После исполнения маленькой Марии три года, Ее родители посчитали нужным выполнить обещание, данное ими Господу, то есть, посвятить жизнь Марии Господу Богу. К этому событию родители Марии хорошо подготовились. Марию одели в лучшие одежды, пригласили всех своих родственников и близких вместе с детьми. И вот таким красивым парадным шествием все выдвинулись в храм.

С давних времен люди веками верили, что самым лучшем местом, где человек может соприкоснуться с Богом, поставить своей жизни конечную цель, открыть для себя предназначение жизни, просветить свою душу высшим светом – это храм. Прийти в Храм означает, что ты свою жизнь вводишь в соприкосновение с Богом. Но первосвященник Захария ввел Марию в самое священное место храма.

И это имеет большой смысл в том, что храмом становиться человек, на веки, храм это душа человека, это тело и вся его жизнь. Введение Девы Марии в храм, в Святая Святых, послужило тем переходным периодом, когда по существу, сама жизнь храмом. В день празднования праздника Введения во Храм , люди празднуют божественный смысл человека.   наверх

Успение Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы – это великий двунадесятый непереходящий праздник. Успение Богоматери христиане празднуют с IV века, он отмечается 15 (28) августа. Перед праздником Успения христиане постятся, Успенский пост проходит с 1 по 15 августа – по старому стилю и соответственно с 14 по 28 августа – по новому стилю.   наверх

Ильин день. Второго августа чествуют память святого пророка Илии (Ильин день). В народе пророк Илья олицетворяется как небесный покровитель и защитник земледелия, ведающий силами природы – дождями, грозами, от которых зависит урожай хлебов и огородных культур.   наверх

Кириллов день. В честь этого дня Православная Церковь празднует воспоминания памяти святого Кирилла (Кириллов день), архиепископа Александрийского. Этот день отмечается 9 (22) июня по церковному календарю.   наверх

Радоница. Неделя, следующая после Пасхи, в народе еще называется как Проводная неделя или неделя Проводов, так как этой неделей заканчивается и провожается Светлое Христово Воскресение. Эта Фомина неделя, именно еще такое название имеет послепасхальная неделя, названная в честь памяти апостола Фомы, носит радостный характер, но с древних времен на этой неделе было положено поминовение усопших.

Радоницей называют Пасхой усопших. Радоница отмечается на девятый день, во вторник после Пасхи, в Фомину неделю. Это поминовение происходит на основании воспоминания о сошествии Иисуса Христа к душам умерших. Издревле поминовение в Фомину неделю называли Радавницей или Радуницей. Название праздника отожествляется с тем, что умершие в этот день радуются.

Это первое поминовение усопших после Пасхи. Также, раньше в старину Радоницу еще называли Навием днем, что в переводе с древнеславянского – навий – мертвец. На Радоницу во всех храмах проходят заупокойные богослужения (источник).

наверх