Копты

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово “копт” происходит от греческого “айгюптос” и означает просто “египтянин”. Кроме того, современный коптский язык успешно использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.

Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучали римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями “древних восточных” или “дохалкидонских” церквей. Тысячелетия древние египтяне, а затем и копты верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Так что христианство быстро прижилось среди них.

Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе.

Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.

Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык.

Сегодня вблизи Александрии расположены четыре самых известных монастыря Египта, куда в праздничные дни стекаются и верующие, и ценители искусства. Как раз копты подарили христианскому миру монашество - оно возникло здесь уже в III в. С другой стороны, вблизи Файюма нашли древнейший фрагмент Библии - так называемый “риланский”, размером с почтовую марку и датированный примерно 135 годом.

Свое летосчисление копты ведут от 284 года, начала “эры мучеников”, когда на престоле Римской империи воцарился преследовавший христиан Диоклетиан. На последующие столетия приходится расцвет коптской культуры. Ведь какое-то время христианство оставалось официальной религией в Египте.

Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая Коптская Церковь (”коптами” арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.

С V по IX век резиденция греческих патриархов находилась в Александрии, а коптских - в монастыре Св. Макария. Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

Но уже при Аббасидах (750 - 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века оказались в Египте меньшинством. Официальным языком страны вместо арабского становится коптский. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, однако имеется ряд различий между православием и египетским христианством  - и в теологии, и в традициях.

Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки.

Нетрадиционную для православия форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи.

Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской культуры. Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св.Екатерина, Мария Египетская.

В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом. Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека.

Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св.Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Богослужебный язык, как и в православии, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма - распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше. Копты почитают Богородицу и святых.

Чин их литургии - более древний, чем православный, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св.Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.

Коптское кладбище сильно отличается от православного. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так как дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.

В последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь.

Коптская церковь - прямая предшественница русской. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Все они - потомки фараонов.

Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами. Коптская Православная Церковь, из семьи т. н. «монофизитских» Церквей, основана, по преданию, св. Евангелистом Марком († 63 Р. Х.) в Александрии (Египет), образована в период с 536 по 580 г. в среде египетских коптов.

В настоящее время Коптская Церковь фактически соединилась с Александрийской Православной Церковью Патриарха Парфения. Находится в евхаристическом общении с Армянской и Сирийской Церквами. Состоит из 400 общин. Богослужение проходит на арабском и коптском языках. Осмогласие. Литургии Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Сохранила некоторые иудейские (раннехристианские) обряды, такие как обрезание. Ещё одна характерная черта коптов — при крещении после обряда делают татуировку в виде креста на запястье правой руки, символизирующую готовность принять мученичество за веру.


наверх