Буддизм

Места

Буддийские святыни Индии

Капилавасту (Piprahwa)

Находится в 110 км от Горакхпура в Уттар-Прадеше, ближайшая ж/д станция Наугарх (35 км). Когда-то Капилавасту был столицей клана Сакья, и одной из первых республик. Именно в изобильных, процветающих окрестностях Капилавасту принц Сиддхарт (Гаутам Будда) провёл свой детство. Здесь он видел боль, страдания, болезни и смерть.

И, наконец, он увидел излучающего свет счастливого садху, и тогда Будда решил отречься от всех мирских богатств и наслаждений, чтобы искать правду и ступить на путь спасения.  Капилавасту представляет большой интерес для буддийских паломников, там есть несколько Ступ. В ходе археологических раскопок были обнаружены каменные шкатулки, где хранились реликвии, принадлежащие Будде.

Бодхгайа

Бодхгайя расположена в 245км от Варанси и в 178 км от Патны через Раджгир и Наланду. Бодхгайа (штат Бихар) признана самым важным центром буддийских паломников, это место, где Шакьямуни (Гаутама Будда) обратился к медитации, подвигнутый на это многочисленными страданиями человечества. Огромное дерево Бодхи (пипал), которое мы можем видеть и сегодня, выросло из дерева Бодхи, под которым Принц Сиддхартх медитировал и достиг Нирваны. Там также есть Чаукрамана, Дорожка из драгоценных камней, где, глубоко задумавшись, прогуливался Будда.

Великолепный храм Маха Бодхи архитектурное слияние различных культур, например традиции династии Гупта. На стенах храма Будда высечен из камня в различных позах, и в святая святых огромная статуя Будды, касающегося земли, что имеет мифологическое значение в буддийском учении. В храме сохранились надписи, которые свидетельствуют о визитах паломников из Шри Ланки, Китая, Мьянмы в 7 и 10 веке. Хиеун Тсанг, китайский путешественник, также посещал храм в 7 веке.  Вблизи Бодхгайи есть пещеры Барабар в 40км, буддийские пещеры 3 века до н.э. в Сасараме, в 123 км.

Сарнатх

Сарнатх находится примерно в 10км от Варнаси, это священное место, которое выбрал более, чем 2500 лет назад, Будда, чтобы прочитать свою первую, после достижения Нирваны, проповедь. Пять учеников, которые следовали за Буддой, были удивлены, увидев его пылким, разгорячённым. Будда сумел убедить их, прочитав первую проповедь, сейчас это называют Дхарамачакра Правартан. Это положило начало традиции Сангхи, популяризации учения Будды по всему миру.

Будда Гаутама с пятью учениками образовали первую Сангху, вместе с Яшой из Варанаси и 54 его друзьями. Начало знаменитой мантры «Буддам Шаранам Гачхами» обязано своим происхождением Сарнатху. Каждый буддийский паломник, посетив Бодхгайю, стремится побывать в Сарнатхе. Дхамекх Ступа имеет особое значение, потому что она символизирует «место священного Будды», где он объявил о своей религии. Она около 34 м высотой, а вместе с фундаментом 42м.

Кроме этого, в Сарнатхе есть развалины ступы Дхармаджаджика и храма Мулгандхакути, который, согласно описаниям, был около 61м высотой. Будда любил отдыхать и медитировать там. Император Ашока (273-232 г до н.э.) обратился в буддизм и также посещал Сарнатх. Блестящая каменная колонна, называемая Колонной Ашоки, напоминает о его визите и кладёт начало буддийской Сангхе в этом месте.

Капитель в виде льва на вершине колонны теперь национальная эмблема Индии. Ступа Чаукханди в период Гупта (4-6 в до н.э.) была храмом с террасой. В 1588г Говардхан, сын Раджи Тодармала, построил восьмиугольную башню в память о визите Хумаюна, отца Акбара. Позднее Говардхан стал правителем под покровительством Акбара.

Раджхир

Раджхир значит «Королевский Дворец», он находится в 12 км южнее Патны. Это место имеет огромное значение для последователей Буддизма. Холм Гридхакута был местом, откуда Будда произнёс большинство своих проповедей. Здесь впервые его учения были записаны учениками. Канатная дорога ведет к ступе, построенной японцами.

Место в Раджхире, заслуживающие внимания – Саптдхара, горячие источники, обладающие силой исцеления; Венуван вихара, резиденция, построенная царем Бимбисаром для Будды; манговая роща Дживака, резиденция пылкого последователя Будды Дживаки, который был хирургом; искусственное озеро Каранда, где купался Будда. Патна находится в 102км от этого места, в 34км отсюда – Гайя.

Кушинагар

Кушинагар находится в 55км от Горакхпура. Именно здесь закончил свою жизнь Татхагата. Этому событию посвящён храм Махапаринирвана, стоящий в зарослях рощи, он служит напоминанием об утрате. Огромная статуя Лежащего Будды была найдена в 1876 г в храме. Она была привезена из Матхуры монахом Харибалом. В Кушинагаре есть несколько ступ, включая уникальную ступу – Мукутбандхана, усыпальница Мата Кунвар, где образ Будды сделан из голубого аспидного сланца; ступа Рамбхар, которая предположительно является местом, где Будду кремировали его пепел разделили на 8 равных частей.

Сравасти

Расположен в 134 км от Лакхнау и в 29 км от Балрампура. Сравасти был столицей древнего королевства Кошала, Сады Джетвана были удостоены чести стать пристанищем Будды на 24 сезона дождей. Существует предание о том, что город был основан древним царем Сравастом. Там есть древние ступы, прекрасные монастыри и несколько храмов. Говорят, что Будда сотворил здесь несколько чудес. В этом месте также есть знаменитое дерево Ананд Бодхи, которое было посажено последователем Будды Анандом.

Вайшали

Считается, что Вайшали был первой в мире республикой. В Колхве Будда произнес свою последнюю проповедь, в которой Он рассказал о Своем приблежающемся уходе. Позднее император Ашока воздвиг огромную колонну в память о месте, где Будда прочитал последнюю проповедь. Вайшали также был центром второго буддийского церковного собора, проведенного спустя сто лет после Паринирваны Будды для того, чтобы обсудить десять положений Винайя.

Орисса

Недавние археологические раскопки открыли новое место буддийского туризма – Ориссу. Холм Дхаули на берегу реки Дайа находится недалеко от основной дороги из Бхубанешвара в Пури и Конарк. Калинга Неппон-Будда Сангха установил Шанти Ступу и построил монастырь Саддхарма Вихар. Лолитагири - одно из первых буддийских комплексов 1 в. н.э. имеет огромный монастырь из кирпича, несколько Ступ. Санчи – это холм, окружённый ступами, монастырями, храмами и колоннами (3в до н.э.-12в н.э.). Санчи издавна является местом поклонения буддистов.

наверх

Священная Земля Линии Дзогчен

Священная Область Дзогчен включает в себя Снежные Горы Силтрон и Ущелье Рудам. Она известна по всему миру как саморождённая священная земля. Это место спонтанного проявления мандал Дакинь и Будд и самовозникшая кладбищенская земля Херук. Поэтому, многие сверхъестественные существа, Бодхисаттвы, Архаты и Махасиддхи приходили сюда из Южной Азии и других измерений.

Согласно истории, мастера Дзогчен Шри Сингха, Падмасамбхава и Вималамитра провели много лет в пещерах Снежной Горы Силтрон в Священной Области Дзогчен, спрятали там много сокровищ Дхармы и оставили свои благословения. С тех пор в этом священном месте многие практикующие реализовали Тело Света. Мы можем видеть тысячи невероятных, чудесных знаков пребывания просветлённых мастеров тех времён. Гуру Падмасамбхава однажды сказал: "Эта священная земля - врата в нирвану и окно ко всем Буддам". Многие практикующие стремятся совершить паломничество и практиковать в Священной Области Дзогчен.

Священные пещеры Дзогчен

По всей Священной Области Дзогчен разбросано около тысячи природных святых пещер; и около ста из них на сегодняшний день пригодны для проживания. Эти пещеры можно отыскать в снежных горах, скалах, лесных и травяных горах. Их высота варьируется от 2700 до 7000 метров над уровнем моря. Это место примечательно потрясающими видами, усеянными сотнями цветных озёр, величественными водопадами, красивейшими цветами и деревьями и является домом для многих видов птиц. Здесь самые выдающиеся, высоко реализованные йогины уходили в затворничество и достигали просветления:

1. В Гангтро Гонгма, высокой озёрной пещере Снежной Горы, Дзогчен Пема Ригзин, Патрул Ринпоче и Ньошул Лунгток провели в ретрите много лет. Другие практикующие достигли в этом месте просветления.

2. В Гангтро Барма, средней озёрной пещере Снежной Горы в течение трёх лет жил Падмасамбхава. В этой области он спрятал множество сокровищ Дхармы. Многие практикующие достигли там просветления. В этой пещере Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче восстановил статую Падмасамбхавы.

3. В Гангто Окма, нижней озёрной пещере Снежной Горы Пема Кундрол Намгьял и некоторые другие жили в течение многих лет. Многие практикующие также достигли здесь просветления.

4. В Тамчен Ганг, скальных пещерах Намка Цеванг Чокдруб прожил всю жизнь. Кхенпо Нгаванг Норбу и другие достигли здесь духовных реализаций.

5. В лесных пещерах Нгагчунгма, Мифам Ринпоче и другие совершали длительные ретриты и достигли вершин духовной практики.

6. В пещерах Сенге Друппок Шри Сингха провёл многие годы и в последующем,  многие практикующие достигли высоких реализаций.

7. В верхней пещере Шиндже Друппок Додрубчен Кунсанг Шенпен реализовал Будду Ямантаку. Многие мастера, которые оставались здесь обрели великих сиддхи.

8. В нижней пещере Шиндже Друппок Патрул Ринпоче написал много своих книг, а Абу Лхагунг и другие провели там много лет, практикуя Дзогчен.

9. В пещерах Церинг Джонг Вималамитра, как и несколько других мастеров Дзогчен, таких как До Кьенце Йеше Дордже и Кенчен Пема Лосел провели много лет в ретрите, совершенствуя свои достижения. В эти дни там находятся великий практикующий Лама Карма и некоторые другие.

10. Гуру Падмасамбхава, пребывая в пещерах Пеме Танг три раза благословил всю Область Дзогчен как мандалу. Кхенчен Пема Дордже и Кхенпо Нгакчунг, наряду с другими продолжали здесь Дхарма деятельность в течение многих лет.

11. В трёх кладбищенских подземных пещерах Чодньен Падма Цеванг и некоторые другие завершили свои гневные практики.

12. В пещерах Лошадинной Горы Тулку Дриме Ринпоче и многие практикующие женщины достигли духовной реализации.

13. В Тадзе Джонг, пещерах Правого Ущелья, многие скромные практики Дзогчен достигли Радужного Тела.

14. В пещерах Бейюл Джонг многие тайные йогины достигли реализации. Падмасамбхава открыл священный, спрятанный город Дакини в Озере Галакси Беюл Джонга.

15. В пещерах Левого Ущелья под названием Шона Джонг, многие приверженцы гневных практик реализовали тайные бесстрашные действия (активности) Ваджраяны.

16. В Белых Скальных пещерах Гьялмо Драккар Падмасамбхава давал учения Защитникам Дхармы. После этого многие практикующие Чод достигли там реализаций. Позже в том месте Кхенпо Тхуп Нгьен давал учение Дзогчен в течение многих лет.

Каждый день по всей священной долине Дзогчен по меньшей мере тридцать раз доносится звук рога из этих и многих других пещер без названия, возвещающий о начале практики. В Священной Области Дзогчен находятся многие, вызывающие восхищение святые места:

  • Озеро Экаджати
  • Скала Рахулы
  • Пещера Ваджра Садху
  • Дом Циву Марпо
  • Спрятанное Озеро Галакси
  • Сад Церингмы
  • Снежная Гора Силтрон
  • Небесная Скала и Благословляющий Плод
  • Отпечатки ступней Падмасамбхавы
  • Музыкальный Валун

Многие великие мастера Дзогчен оставили многочисленные чудесные знаки своего пребывания по всей Священной Области Дзогчен.

наверх

Ступы

Символичность ступ и значение. Слово "ступа" в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Большинство исследователей считает, что ступа своим прототипом имеет древние могильные курганы, строительство которых было связано с почитанием умерших. Первоначально ступа (монг. - субурган, тиб. - чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или реликвии, связанные с его жизнью.

Со временем ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, устанавливаемые над мощами святых, внутри которых замуровывались священные буддийские реликвии и субстанции. По буддийской космологии ступа символизирует собой мировую гору Меру (Сумеру), через которую проходит мировая ось, соединяющая землю, пространство и небо и связующая человечество с божественными мирами.

В архитектуре ступы всегда соблюдается символика пяти составляющих ее частей, соответствующих пяти первоэлементам: основание - Земля, лестница (ступени) - вода, купол (полушарие) - огонь, шпиль - ветер, навершие - Пространство. Реликвии, помещаемые в Ступах Просветления, представляют собой объекты веры: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты.

По архитектурному исполнению, известные в мире ступы принято классифицировать на восемь типов, посвященных соответственно восьми деяниям Будды. Наиболее распространенным типом и важнейшей формой среди них является Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями. Впервые она была возведена Дхарма-королём Бимбисарой в Бодхгайя (индийский штат Бихар) на месте где Будда обрел Просветление, принесшее ему знание и видение истоков мировой скорби, способов его устранения и пути, ведущему к прекращению этих страданий.

Ступа в современной интерпретации символизирует цель буддийского пути - узнавание собственного ума, полное Просветление. Считается, что буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где сооружены и приносят пользу людям, особенно тем, кто посещает эти ступы осознанно.

Байкальская ступа

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой в Малом Море летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд Единственной Матери Трома Нагмо. Другими словами эта ступа относится к типу ступ Просветления, в которую вложены: различные буддийские реликвии и бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, считающейся в тибетском буддизме матерью всех Будд.

Место для строительства ступы хотя и выбиралось спонтанно, без каких-либо определенных причин, в итоге оказалось глубоко символичным. Остров Огой, протянувшийся узкой извивающейся полоской суши с юга на север на 6 км с воздуха сильно напоминает танцующую дакиню с распростертыми руками, устремленную на север: отчетливо читается контур головы с плечами в северной части острова и разведенные в стороны и согнутые в локтях руки.

Контур острова можно еще сравнить с образом сказочного джина, высвобождаемого из лампы Аладдина, когда из лампы появляется извилистая змейка дыма, расширяющаяся вверху до контура головы. Ступа, сооруженная на самой высокой отметке острова (512 м), на высоте 60 м над уровнем Байкала оказалась расположенной как раз в области груди, на месте сердца, контура острова.

К этому следует добавить, что остров Огой, в отличие от расположенного рядом острова Замогой, на который отселялись в прошлом больные проказой, во все времена оставался чистым. На нем кроме постоянно гнездующихся чаек, никогда не проживал человек, т.е. эта местность свободна от негативных энергий прошлых деяний человека и может считаться "чистой землей".

Инициатива возведения ступы на Байкале исходила от московского Дхарма-центра Трома Нагмо. Этот центр практикует редкий культ дакини Трома Нагмо из тибетского учения Ваджраяны.   Основанием для выбора места под строительство на Байкале послужило предсказание тибетского Учителя Ринпоче Падмасамбхавы, о том, что в будущем учение Дзогчен будет практиковаться на севере.

Благословение на строительство ступы и святые субстанции дхармы даровали такие ламы как Его Святейшество Тулшик Ринпоче, Его Святейшество Таклунг Цетрул Ринпоче, Его Святейшество Минлинг Тричен Ринпоче, Кьябдже Гарчен Ринпоче и др. Возведение ступы предварял ритуал "Покорение Земли", проведенный под руководством непальского ламы Рангригом Ринпоче.

Проводимые обряды, по свидетельству очевидцев, сопровождались благоприятными чудодейственными знаками, так при призывании водных нагов, над Ольхоном начался сильнейший ливень, в результате которого из-за размокшей автодороги временно прервалось автомобильное сообщение между пос. Хужиром и северной оконечностью острова, что случается на Ольхоне крайне редко. В процессе строительства над ступой неоднократно фиксировались яркие радуги, причем одна из них возникла на глазах строителей из основания ступы и другим концом радуга соединила остров Огой с Ольхоном.

В ступу вложено в общей сложности 2,5 т разнообразных мантр, а также священные буддийские реликвии и субстанции.

Среди них находятся: священные субстанции Будды Шакьямуни (частицы волос и крови), присланные от пяти тибетских и непальских учителей, мощи 40 боннских тентронов, частицы их одежды и волос, различные минералы, раковины с океанов, святые земли Иерусалима, Иордании. Египта, Мексики, а также из различных христианских мест севера России и Подмосковья, вода со всех океанов, ржавые корпуса авиационных бомб времен I-ой и II-ой мировых войн, пшено, зерно, гречка, колющие орудия: вилы, коса, кайло, щипцы, топор, пила, сабля, а также центральное вложение - бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, которой посвящена эта ступа.

Буддисты верят, что обход святых мест (священных горных вершин, буддийских храмов и ступ) сулит накопление благих заслуг, чем большее количество раз, совершается обход, тем больше вероятность, что загаданное благое пожелание при обходе святого места будет услышано богами и обязательно сбудется в этой жизни. Наиболее ревностные верующие стремятся обойти святыни 108 раз, что, как считается, гарантирует освобождение и очищение.   Самое главное около ступы сохранять чистые мотивации и чистые мысли - вот это самое трудное и самое важное.

Если человек сохранит хорошие мысли то ему в голову не придет мусорить, если у него мысли неправильные, жалко такого человека, он вредит сам себе, не надо мусорить в любых местах, но просто около ступы любые действия приобретают силу в тысячу больше крат. Не очень важно во что верите, но очень важно, чтобы вы сохранили добрые мысли, если есть благие мысли на благо всех, эти мысли обязательно принесут благие результаты, если не в этой жизни, то в следующей".

Ступа Сваямбунатх

Буддистский храм Сваямбунатх, расположенный на вершине холма в западной части Катманду, одно из самых популярных мест для посещения во всём Непале. Ступа расположенная на вершине холма стала практически визитной карточкой страны. Храм Сваямбунатх условно называют «храмом обезьян» благодаря многочисленным обезьяним стаям, поселившихся на холме, иногда смешащих посетителей различными выходками, а иногда причиняющих им неприятности, воруя всё, что плохо лежит.

Геологи утверждают, что долина Катманду некогда представляла собой озеро, а легенда гласит, что холм Сваямбу был островом над его поверхностью. Древние рукописи свидетельствуют о том, что царь Ашока посещал это место 2000 лет тому назад, а король Манадэва лично руководил строительством храма в 460 году нашей эры, а к XIII веку Сваямбунатх превратился в крупный буддистский центр. В 1346 году вторгшиеся в Непал полчища мугалов разрушили ступу, пытаясь найти в ней золото.

В период правления королей династии Малла ступа и весь храмовый комплекс претерпели значительные изменения и реконструкцию. В XVII веке при короле Пратап Малла была сооружена Большая Лестница, ведущая на вершину холма. Кроме того, что вершина холма представляет собой святое место и является важнейшим объектом паломничества, другой маршрут паломничества проходит вокруг всего холма. В последние годы это место было значительно отреставрировано.

На протяжении всей коры (тибетское слово, обозначающее паломничество) сооружены четыре новых чортена (тибетское название ступы) и установлено множество стен с молитвенными колёсами.

В окрестностях Сваямбунатха так же расположено множество различных монастырей, настоятелем одного из которых является Цокни Ринпоче, один из наших учителей, часто организующий ритриты и семинары для западных студентов.

Боднатх

В восточной части Катманду, чуть севернее международного аэропорта Трибхуван расположена огромная ступа Бодднатх, самая большая из ступ, расположенных в Непале и одна из самых больших в мире. Благодаря ей весь район, называемый Бодданатх, со второй половины XX века превратился в религиозный и культурный центр тибетского населения Непала.

Вокруг ступы построено несколько десятков монастырей, представляющих практически все традиции и направления тибетского буддизма, а также множество магазинов, торгующих тибетскими сувенирами и предметами культа. Большинство тибетцев, проживающих здесь, являются беженцами, покинувшими свою страну после неудавшегося восстания против китайского вторжения в 1959 году. Община тибетцев достаточно хорошо освоилась в Непале и на сегодняшний день Бодданатх одно из немногих мест в мире, где сохранились живая тибетская культура и традиции.

Бодданатх всегда ассоциировался с тибетским буддизмом и Лхасой. Именно ступа Бодданатх встречала тибетцев перед входом в Катманду, шедших по важнейшему торговому пути, который связывал Лхасу со столицей Непала. Тибетские торговцы останавливались здесь чтобы совершить молитвы по поводу успешного окончания трудного и опасного перехода через Гималаи. Настоящая ступа скорее всего была построена после того, как первая была сильно повреждена в результате захвата Непала мугалами в XIV веке.

Прийти на ступу хочется всегда, в любом настроении и в любое время суток. Ступа всегда воспринимается как живое существо, как настоящий Будда, взирающий на мир с состраданием. Здесь всегда чувствуешь себя так, как будто, наконец, вернулся домой после долгих скитаний. Поэтому здесь никогда не увидишь людей нервными и озабоченными. Идя под развивающимися на ветру разноцветными флажками, наблюдая закат над розовыми пиками гималайских вершин, начинаешь вдруг осознавать смысл всех вещей и явлений, и вдруг по-настоящему становишься самим собой.

В Бодданатхе, раскинувшемся вокруг ступы, расположены десятки монастырей и храмов. Одих из них – монастырь Ка-Ньинг Шедруб Линг, настоятелем которого является наш учитель – Чоки Нима Ринпоче. Здесь проводятся ежегодные семинары по Дхарме. Здесь наш второй дом и сюда мы всегда с радостью возвращаемся. (источник)

наверх

Катманду и окрестности

Непал является местом соприкосновения и смешения монголоидной расы Азии, говорящей на языках тибето-бирманской группы, и кавказоидной расы Индии, говорящей на языках индоевропейской группы. Благодаря своему географическому расположению Непал на протяжении веков играл важнейшую роль в торговых отношениях двух гигантов – Индии и Китая. Границы Непала в разные времена складывались по-разному. Благодаря этому территория страны, то занимала значительную часть современной Индии, то сужалась до пределов долины Катманду.

Легенды гласят о том, что в давние времена долина Катманду представляла собой огромное озеро. Бодхисаттва Манжушри прорубил хребет, сдерживавший воды озера, и, таким образом, на его месте образовалась современная долина Катманду. Индуисты, в свою очередь, утверждают, что великий Кришна ударами молний прорубил ущелье Чобар, через которое ушла вода озера. Хотите – верьте, хотите – нет, однако современные учёные согласны в том, что долина Катманду когда-то была затоплена, а реки долины сегодня текут на юг сквозь узкое ущелье Чобар.

Тенгбоче (или Тьянгпоче) — деревня в районе Кхумбу в восточном Непале на основной трассе восхождения на Эверест. Расположена на высоте 3,867 м. В деревне находится значимый буддийский монастырь, который возглавляет Тенгпоче-Ринпоче. Тенгбоче находится в одном дневном переходе от Намче-Базара. Монастырь основали ламы из Ромбукского монастыря в Тибете, по другую сторону от Эвереста. В тридцатые годы в Ромбукском монастыре было полтысячи монахов, сейчас осталось около двадцати.

Мужскому монастырю Тьянгпоче подчинены несколько маленьких монастырей во всей окрестности. В Тенгбоче обитают около пятидесяти человек. Настоятель монастыря Тьянгпоче Римпоче (это его титул, по которому принято обращаться к высоким ламам) является перерожденцем прежних настоятелей монастыря и прошёл обучение в Ромбукском монастыре в Тибете.

Около двухсот лет назад один из лам Ромбукского монастыря прилетел на это место в состоянии глубокой медитации, и упал, оставив на камне след (который сейчас можно видеть). Тогда это был лес на площадке, возникшей при расширении водораздельного хребта. Место ему сильно понравилось, и он решил основать здесь монастырь. Потом в начале XX века монастырь был основан его перерожденцем. Монастырь несколько раз горел и восстанавливался.

Монастырь открыт для входа во время утренней службы в 6 утра и во время экскурсий два раза в день.Многие европейские паломники стараются не пропустить службы, чтобы иметь возможность лишний раз побывать в монастыре. Перед входом в монастырь стоит ступа и камни с тибетскими надписями. Поднявшись по ступеням, входишь в главную дверь, за которой — внутренний двор, окружённый двухэтажной галереей, на которой обычно читают молитвы. Посреди двора — шест с молитвенными флагами четырёх цветов. Флажки развеваются на ветру, и их считывают крылатые Дакини.

Парпинг. В нескольких километрах от Катманду расположено одно из самых важных мест паломничества, как для буддистов, так и индуистов – Парпинг. Чтобы подробно описать все религиозные, исторические достопримечательности, расположенные в Парпинге, пожалуй, придётся написать целый путеводитель. В рамках данной статьи, мы ограничимся описанием наиважнейших моментов посещения Парпинга.

На самом въезде в Парпинг, у подножья горы расположены бассейны Шеш Нараян, соединённые между собой протоками. Вода в них кристально чиста и позволяет наблюдать стаи рыб, обитающих в священной воде. Здесь начинается лестница, поднявшись по которой, мы попадём к небольшому храму, который является одним из четырёх основных храмов Вишну долины Катманду.

Расположенные рядом буддистские ступы возвещают о том, что мы приближаемся к монастырю. Монастырь, расположенный здесь, вряд ли удивит своей красотой путешественников, повидавших на своём пути величественные храмы Лхасы и Шигацэ. Тем не менее, место это очень известно благодаря Чатралу Ринпоче, одному из сильнейших мастеров традиции Нингмапа, живущему здесь в уединении со своими монахами. Попасть на аудиенцию к Ринпоче очень не просто, так как большую часть жизни он проводит в ритрите и отличается весьма суровым характером.

Далее тропа приводит нас к небольшому храму с позолоченной крышей, построенному в семнадцатом веке в неварском стиле. Храм этот посвящён Ваджра Йогине, одной из защитниц буддизма. Её священный образ находится в храме на втором этаже, а увидевшим её паломникам даруется особое благословение и защита от препятствий, встающих на духовном пути.

На обратной стороне холма расположены несколько буддистских монастырей, принадлежащих традиции Нингма, самой древней из традиций тибетского буддизма, и это не случайно, так как Парпинг связан с именем Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче), благодаря которому буддизм распространился в Тибете в восьмом веке нашей эры. Именно на его учениях основана традиция Нингма, поэтому на месте, где Падмасамбхава достиг высокой духовной реализации, построены эти монастыри. Строительство одного из них было закончено сравнительно недавно, а посещение расположенного на его территории чортена – храма оставляет неизгладимое впечатление благодаря высочайшему мастерству тех, кто его создавал.

Неподалёку расположена небольшая капелла, куда всегда приходит множество людей. В ней можно увидеть самопроявляющийся образ Тары, одного из женских аспектов сострадания, принятого в буддизме. С каждым годом образ Тары без посторонней помощи становится всё более и более явным на поверхности скалы. Хотите верьте, хотите – нет, а только вам будет гораздо легче путешествовать по святым местам, испытывая доверие к местным легендам.

В противном случае, вам непрерывно придётся ломать себе голову над множеством загадок, которые для непальцев и тибетцев являются неотъемлемой частью жизни. Изображение, которое у буддистов ассоциируется с Тарой, индуисты считают богиней Сарасвати, посему паломников здесь всегда достаточно, как буддистских, так и индуистских.

Поднявшись почти до самой вершины холма, мы попадаем к главной святыне Парпинга – пещере Асура, и об этом возвещают многочисленные разноцветные молитвенные флажки, развешенные на деревьях. Именно здесь Падмасамбхава некогда провёл длительное время, занимаясь тантрическими практиками и пребывая в медитации. Судя по необычайной святости и важности этого места, великий Мастер достиг здесь очень высокого уровня духовного развития.

Поэтому многие последующие практикующие приходили сюда медитировать, зная о том, что пещера Асура обладает огромной силой благословения. Неподалёку от пещеры расположен ритритный центр, построенный Тулку Ургьеном Ринпоче. Этот небольшой монастырь, предоставляющий необходимые условия для пребывающих в длительном уединении, является частью проекта Ка-Ньинг Шедруб Линг, основанного Тулку Ургьеном Ринпоче и Чоки Ньимой Ринпоче. (источник)

Наги Гомпа. На восточных склонах горы Шивапури, что к северу от Катманду, посреди заповедных лесов, расположен монастырь Наги Гомпа. Это первый монастырь, построенный Тулку Ургьеном Ринпоче в Непале в середине шестидесятых годов двадцатого века. На церемонию освящения храма (рабнэй) тогда прибыл Его Святейшество Шестнадцатый Гьялва Кармапа. Доставить Его Святейшество пришлось на вертолёте, так как в то время в район Шивапури не было проведено ни одной дороги. Тулку Ургьен Ринпоче провёл последние годы своей жизни здесь, на склонах Шивапури, находясь в ритрите.

К моменту его ухода (паринирваны) было завершено расширение ла кханга, и были установлены статуи Ченрезига (Авалокитешвары) и Зелёной Тары. Наги Гомпа является женским монастырём, и на сегодняшний день здесь проживают более ста монашек, часть которых успешно завершили трёхлетний ритрит. Наги Гомпа имеет самое непосредственное отношение к монастырю Ка-Ньинг Шедруб Линг, расположенному в Бодднатхе, и здесь проводятся ритриты, обычно завершающие ежегодные семинары по Дхарме в рамках института Ранджунг Йеше.

Пуллахари. На склонах холмов, возвышающихся над долиной Катманду, неподалёку от Бодднатха расположен монастырь Пуллахари, утопающий в зелени и окружённый цветущими садами. Отсюда открывается очаровательный вид на всю долину, а также на знаменитую ступу Бодхи. Всё это послужило причиной того, что здесь издавна существовали ритритные центры, в которых люди могли уединятъся, полностью посвятив себя духовной практике.

Но красивая природа, живописные окрестности не являются единственной причиной, благодаря которой здесь всегда много людей. Пулахари неразрывно связан с именем знаменитого тибетского мастера Джамгона Конгтрула Третьего, Карма Чокьи Сендже – одного из выдающихся мастеров Тибета.

наверх

Гималаи

Кайлас

Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. В буддизме, считается что на Кайласе живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни. Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить кору (ритуальный обход). Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две!
Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения.

Расстояние в 53км. составляющее "Путь вокруг Кайласа" многие паломники из Индии, Непала и Тибета преодолевают за один день, с раннего утра до позднего вечера. У наших (и западных) туристов стремление к Нирване как правило не столь высоко, поэтому один обход обычно делается в более размеренном темпе, за 2-4 дня. Вокруг горы расположено множество локальных достопримечательностей и красивых видов, поэтому неспешное и вдумчивое продвижение вполне оправдано.

Самая высокая точка при обходе вокруг Кайласа, - перевал Дромла Ла (Дрёмла-ла пас) высотой 5630м. Перед началом обхода, загадайте желание. Оно исполнится. Проверено множеством паломников и пилигримов  получивших приглашение к мистическому Кайласу. Многие мистики говорят, что Кайлас проявляется в жизни человека ещё до того, как он там окажется.

Мощная и чистая энергия Кайласа лишает многих иллюзий, срывает маски и растворяет защитный слой, человек становится чувствительным ко всем видам энергий и меняется, да так что можно провести черту между «до» и «после». Гора Кайлас одно из Мест силы на Земле. Для того, чтобы Кайлас оказал на Вас влияние, не обязательно быть религиозным человеком. Вы можете быть приверженцем только одного пути – самопознания и постижения мудрости.

Озеро Манасаровар (Мпахам юм-тсо, по-тибетски означает "Победоносное озеро") расположено на высоте 4560м. В индийском эпосе Рамаяна (5-й век до нашей эры), озеро Манасаровар уже упоминается как озеро Манаса. Большинство путешественников посещают это прекрасное озеро по пути к Кайласу. Верующие совершают вокруг озера ритуальный обход (кору вокруг озера Манасаровар). Это как правило занимает несколько дней. Вода в озере имеет бирюзовый, "неземной" цвет.

Ямдрок Тцхо. Высокогорное озеро Ямдрок Тцхо находится на высоте 4488 метров. Оно известно благодаря своим мистическим свойствам, предсказаниям, волшебству. Ямдрок Тцхо входит в число четырех наиболее почитаемых, мистических озер Тибета. Цвет водной глади Ямдрока постоянно меняется, и нельзя увидеть озеро "дважды".

Ревалсар и пещера Падмасамбхавы. Прежде всего, о географическом положении. Озеро Ревалар - это озеро с удивительно зеркальной водой, расположенное у подножия небольшой горной гряды с вершиной около 2000 метров. Недалеко от вершины находятся пещеры Падмасамбхавы и Тибетский женский монастырь. А на самом верху Индуистский храм Кали и Шивы и место пуджи (подношения Богам). Причем эта горная гряда одиноко возвышается на равнине, окруженная кольцом заснеженных пиков Гималаев. А основные предгорья Гималаев начинаются где-то в полутора-двух сотнях километров.

Таким образом, место пуджи и пещера Падмасамбхавы находятся как бы в фокусе энергии Гималаев, концентрируемой кольцом пиков. В наши дни это место является одной из главных святынь, как для Буддистов, так и для Индуистов. Вокруг озера расположено множество храмов разных конфессий. Первое что поражает, когда въезжаешь в живописную долину, округлой формы - удивительая зеркальная поверхность воды. Глядя на нее, трудно отличить реальный мир от его отражения. Такая зеркальная поверхность говорит, что в этом месте расположены утонченная граница между тонкоматериальными мирами - дверь в иные реальности.

Рядом с дорогой вокруг озера находится огромный мантровый камень - одно из древнейших психотронных устройств. Это скала пирамидальной формы, поверхность которой покрыта мантрами. Уникальность данного камня состоит в том, что мантры имеют фрактальную геометрию. Внутри большой мантры вписаны более мелкие, внутри них еще более мелкие и т.д. В современной математике такие фрактальные самоподобные структуры были открыты сравнительно недавно и еще до конца не исследованы. Они обладают рядом удивительных свойств, в частности имеют дробную размерность.

В каком то смысле фрактальную поверхность можно сравнить с пеной, истончающей границу между мирами и делающей её полупроницаемой. С другой стороны, мантровая фрактальная структура выступает в качестве фильтра, пропускающего только те вибрации, которые резонируют с данной мантрой. Таким образом, этот древний прибор обеспечивает избирательную связь в высшими духовными планами Божественных миров и наполняет все вокруг живительной праной. Ну а фрактальная геометрия мантрового орнамента усиливает этот эффект во много раз. Возле мантрового камня расположено несколько ступ, говорят, что одну из них построил сам Падмасамбхава. (источник)

наверх

Китай

Храм Белой Лошади (Баймасы), в 13 км к востоку от города Лоян, обязан своим названием одному историческому эпизоду. В 68 г. здесь поселились два буддиста из Индии, чтобы перевести свитки, которые они привезли с собой на двух белых конях. Этот храм — древнейшее буддийское святилище в Китае. Существующее здание храма относится к эпохе Мин. У боковой стены первого двора находятся гробницы индусских монахов, а их статуи соседствуют с изваянием Будды в главном павильоне храма.

Грот Десяти Тысяч Будд (Ванъфодун), если верить надписи на его потолке, возник в 680 г. Гуаньинь, богиня милосердия, указала людям путь к пещере, на стенах которой находилось свыше 10 000 небольших изваяний Будды. На одной стене высечены 54 цветка лотоса с изображениями бодхисатв.

Лхаса. Упоминания о Лхасе, как о сформировавшемся административном центре восходят к 6-му веку. В 7-ом, царь Сронцзен Гампо официально переносит в Лхасу столицу Тибета, и ставит дворец, на том месте где впоследствии появилась Потала.В это же время, строятся храмы Джокханг и Рамоче, где размещаются буддистские реликвии, привезенные женами Сронцзен Гампо. Эти храмы по сей день являются популярными объектами религиозного поклонения. В последствии, Лхаса теряла свой статус столицы, и лишь в 1642-ом году, по указанию Пятого Далай Ламы вернула его, и держит до настоящего времени.

Пятый Далай Лама многое сделал для города, о чем свидетельствует нынешний облик Лхасы, сохранившийся с тех времен. На месте дворца Сронцзена Гампо, Далай Лама строит новый дворец, который со временем до- и надстраиваясь, принимает облик современного дворца Потала. Сейчас, население Лхасы насчитывает около 170 тыс. человек. В городе несложно ориентироваться, он условно делится на Западную (китайскую) и Восточную (тибетскую) части.

Джокханг (Jhokang, Тсуглхакхангх) является одним из самых почитаемых храмов тибетского буддизма и местом паломничества верующих. Он заложен в 7-ом веке царем Сронцзен Гампо для того, чтобы поместить туда реликвии, привезенные вместе с приданным двумя его женами. Прекрасное изображение Будды Акшобья (Akshobhya), привезенное прекрасной непальской принцессой Бхрикути и Джово Сакьямуни (Jowo Sakyamuni, Sakya Thukpa на тибетском), привезенное китайской принцессой Венченг.

Само название Джоканг происходит от Jowo, и дословно означает "часовня Джово". Обе реликвии можно увидеть вместе с тысячами паломников в то время, когда храм открыт. Как правило это с 8-ми до полудня, и иногда после обеда. Вход на крышу (последний этаж), расположен внутри главного двора и открыт с восхода до заката солнца.

Перед воротами Джоканга тибетцы выполняют простирания. На площади есть небольшой подвал, в котором горит тысяча свечей. Вокруг Джоканга совершается одна из самых значимых в тибетском буддизме Кор - Баркор кора (Barkhor kora).  Баркор кора проходит по огибающей Джоканг улице, состоящей из множества лавочек и магазинов, предлагающих культтовары и все остальное. Кора движется по часовой стрелке, вовлекая в себя тысячи людей, произносящих мантры и обходящих храм от восхода до заката. В Джоканге регулярно проходят службы.

Монастырь Дрепунг (Drepung) основан в 1416 году последователем ламы Цонкапы. Когда-то это был один из самых крупных буддистских монастырей в мире и насчитывал более 10 000 монахов. К сожалению, а может к счастью, Дрепунг расположен чуть дальше от Лхасы чем Сера, и жизнь здесь протекает более непосредственно, без такого сильного влияния столицы. Монастырь занимает большую территорию, расположенную на склоне горы.

Многие здания соединены между собой переходами и лестницами сразу на нескольких уровнях. В Дрепунге расположена самая большая танка в Тибете. Раз в год, ее выносят из гомпы и вывешивают на специально созданной конструкции на горе.В монастыре расположен Дворец Ганден, где жили Далай Ламы до того момента как пятый Далай Лама распорядился заложить дворец Потала в Лхасе.

Гора Меру или Сумеру (”великая Меру”) - священная гора в буддизме и индуизме, центр всех материальных и духовных вселенных. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над Северным полюсом. В буддийской космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру, или Сумеру. На буддийских мандалах её также изображают в центре, в окружении четырёх больших двип (островов), и за ними — восемь малых двипы.

Гора Сумеру, по космологии буддизма, состоит из четырёх драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Согласно этому ламы по четырём сторонам возвышения, делаемого на мандале и долженствующего изображать гору Сумеру, вставляют отдельные кусочки серебра, ляписа, лазурита, яхонта и золото. (источник)

наверх

Шри-Ланка

В наши дни тысячи паломников посещают 16 наиболее почитаемых мест на Шри-Ланке (источник), в числе которых:

  • Махиянгана раджа маха вихара (р-н Бадуллы), говорят построенная при жизни Будды, когда он впервые посетил остров;
  • Дерево Шри Махабодхи, под которым Будда достиг просветления;
  • Келания раджа маха вихара (район Коломбо), где стоит драгоценный трон, на котором восседал Будда во время проповедей;
  • Кири вихара при храме Катарагама (р-н Монарагала), где находится золотое сиденье Будды и меч, которым он срезал свои волосы; пещера Диваха Гухава и Дигхавапи раджа маха вихара (р-н Ампарай),
  • Места, где Будда останавливался на время сезона дождей, и др. места, где Будда пребывал в медитации или где хранятся его реликвии: локон, ключица, волосы бровей, зуб, пепел от Будды, отпечаток его ноги и др.

наверх