Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Праздники

Монастырь и контакт с Сангхой играют важную роль в жизни буддиста. Поэтому наиболее важные буддийские праздники также проводятся в монастыре. Преподносится дана (пища и другие подношения) Сангхе, слушается Учения Дхармы, декламируются высказывания Будды, и практикуются индивидуальная медитация и созерцание. Эти праздники — единение в спокойной радости.

Праздники в буддийской традиции делятся на ежемесячные и календарные.

Календарные праздники

Существует три главных праздника, важных для любого Буддиста:

  • Весак, день Будды
  • Асалха, день Дхармы
  • Катхина, день Сангхи

Весак, день Будды

День Весака, совпадающий с полнолунием в лунном месяце Висакха (май), является самым священным днём для всех Буддистов, т. к. это трижды благословенный день, отмеченный рождением, Просветлением и уходом Будды. Будда был обыкновенным человеком, он не был богом, или сыном сверхъестественного существа. Что же делает эту дату столь значимой? До его рождения никто не мог достичь Просветления. С его рождением возникла возможность появления Будды в мире, это и делает данный факт выдающимся.

С достижением Просветления путь для нас был подготовлен, путь, по которому может следовать каждый с той же освобождающей целью. Уход Будды доказывает очевидность непостоянства, и это есть истинная природа существования, которая, как говорил Будда, должна быть постигнута. В день Весака буддисты осознают эти аспекты и выражают свою приверженность принятием Тройного Прибежища (Будда, Дхарма, Сангха).

Асалха, день Дхармы

После достижения Просветления Будда направился в Бенарес к пяти аскетам, с которыми он ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме, чтобы они также смогли достичь Просветления. Это было в лунный месяц Асалха (июль), в день полнолуния. Празднуя Асалху, мы осознаём факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведении в Движение Колеса Истины».

Также празднование Асалхи указывает на основание Сангхи. В тот день первые пять последователей стали членами Сообщества простым фактом того, что следовали указаниям Будды.

Основание Сангхи означало основание Трёх Драгоценностей, Трёх Великих Прибежищ: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрёл его плоды. Члены Сангхи являются носителями учения Будды. Также в день Асалхи начинается затворнический период, васо. Васо совпадает с началом сезона дождей в Азии, и является периодом, в течение которого члены Сангхи не странствуют, но остаются на одном месте, и это более приемлемо для мирян. Целью этого периода является продвижение в индивидуальной практике и развитие внутри Сангхи.

Миряне также пользуются преимуществами этого периода. При посещении монастырей они могут практиковать три наиболее важных качества: даяние, нравственность и развитие ума. Иногда этот период неверно интерпретируется как период воздержания от пищи. Это не свойственно Сангхе. Воздержание от пищи не является чем-то выполняемым время от времени, но оно является неотъемлемой частью практики. Вот почему устав Сангхи включает ежедневное воздержание от пищи, начиная с полудня и до восхода солнца (около шести часов утра).

Также васо является периодом отдыха, потому что, в отличие от других месяцев года, в этот период не странствуют. Не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в лесу), то для интенсивной медитации. По прошествии столетий, чем более Сангха оседала в стране, тем чаще бхикху оставалось в монастыре на целый год или даже на всю свою жизнь.

Катхина, день Сангхи

Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь) и завершает период васо. По этому случаю миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина-чивара). Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь. Эта дана известна и по сей день как катхина-дана.

Дугжууба (ритуал очищения)  - Проводится за день до наступления Нового года

Буддийский Новый год - Праздник Белого Месяца (монг. Сагаалган, тиб Лосар)  - Приход нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще задолго до появления мировых религий, в том числе и буддизма, и у всех народов он был насыщен древней магической символикой, призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом году.

15 чудес Будды (Монлам Чхенмо)  - Сразу после Нового года 15 дней читаются молебны, посвященные 15 чудесам, которые совершил Будда.

Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал)  - Праздник, посвященный божеству Калачакре - Кругу Времени.

День рождения Далай-ламы (6 июля)  - Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю.

Круговращение Майтреи (Майдари-хурал)  - Праздник посвящен приходу на землю Майтреи - Будды Грядущего мирового периода.

Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю / Праздник огней  - День паринирваны Будды Шакьямуни. Согласно преданию, до того как совершить последнее земное воплощение, Будда Шакьямуни находился на небе Тушита.

День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал)  - Отмечается последователями школы Гелугпа. Праздник светильников, день памяти Будды Цонкапы (Чже Ринпоче). В этот день принято подносить нашему Учителю достопочтенному Цонкапе и Трем Драгоценностям зажженные светильники, как символ устранения тьмы неведения. При этом происходит накопление хорошей кармы, а следующей жизни человек обретает красивое тело.

Мистерия Цам ежегодно совершается в монастырях буддистов-ламаистов Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы и длится несколько дней. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим учителем Падмасамбхавой (VIII век), который принес буддизм в Тибет и явился основателем школы нигма тибетского буддизма (хотя эта школаи сейчас распространена в Тибете, все далай-ламы, как все российские буддисты-«ламаисты», принадлежат к школе гелуг). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разное время — зимой, летом — и быть разной по жанру.

В одних случаях это был ритуальный танец, в других — пьеса с диалогами, предусматривавшая четыре-пять действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (ритуальное число — буддийские четки также насчитывают 108 колец), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 килограммов), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона ламаистского буддизма и персонажи народной мифологии.

Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их от одного представления до другого. Сейчас Цам возрождается и в России. (источник)

Ежемесячные праздники (по лунному календарю) - дни Упосатхи   наверх

  • 8 день - день Будды Медицины
  • 10 день - день Учителя Падмасамбхавы
  • 15 день - день Будды Амитабхи
  • 25 день - день Защитников Учения (Ешей Гамбо, Лхамо, Чойгьял, Намсарай), день Дакини
  • 30 день - день Зеленой Тары, день Будды Шакьямуни

(источник - сайт «Дацан»)

наверх