Клиент-центрированная терапия

Представители

К. Роджерс

Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом (8.01.1902, Оак-Парк, шт.Иллинойс, США - 4.02.1987, Ла-Хойя, шт.Калифорния, США) - выдающийся американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа З.Фрейда) недирективной, клиенто- или человекоцентрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии.

Сразу же отметим, что ставший уже привычным в отечественной психологии перевод терминов "person-centered therapy" и “person-centered approach” как "личностно-центрированная терапия" и “личностно-центрированный подход” не является, на наш взгляд, вполне точным: принимая во внимание общепринятое в англоязычной психологической литературе различение терминов person (человек) и personality (личность), психотерапию и подход К.Роджерса следует обозначить как "центрированные на человеке" или "человекоцентрированные".

С начала 20-х г.г. жизнь К.Роджерса была связана с психологией. Образование он получил в Висконсинском университете (степень бакалавра в 1924 г.), теологической семинарии и Учительском колледже Колумбийского университета (степень магистра - в 1928 г., доктора философии - в 1931 г.). Практическую работу К. Роджерс начал в 1927 г. в качестве сотрудника Института по уходу за детьми в Нью-Йорке.

Год спустя он получил место в Отделе изучения ребенка Общества по профилактике жес-токого обращения с детьми в г.Рочестер (штат Нью-Йорк). В 1939 г. он стал директором этого Отдела и в том же году получил сопоставимую должность в Рочестерском консультационном центре.

На протяжении почти шести десятилетий К. Роджерс сочетал психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской работой, был профессором медицинской психологии в университете штата Огайо (1940-45), где он занимался также реабилитацией демобилизованных военнослужащих (1944-45), преподавал в университете Чикаго и работал в каестве исполнительного секретаря Чикагского консультационного центра (1945-57), был профессором Висконсинского университета (1957-63).

В этот период своей деятельности К.Роджерс интенсивно разрабатывает теоретические аспекты психотерапии и теории личности, а также методы консультационной и психотерапевтической работы. Диапазон его клиентуры очень широк - от студентов университета до пациентов психиатрических клиник.

Возникнув в 40-е г.г. в качестве недирективной или клиенто-центрированной психотерапии человекоцентрированный подход получил чрезвычайное распространение в 60-70-е годы, и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной практики (см., например, М.Кан, 1997; В.Сатир, 1992; W.Cormier, L.Cormier, 1991; и др.). Кроме того человекоцентрированный подход явился одним из источников гуманистической психологии - особого направления современной психологической науки, возникшего в начале 60-х г.г. в США.

Ее основоположниками и признанными лидерами были Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной психологии (см., Т.Грининг, 1988).

Наиболее значимые публикации К. Роджерса в 40-60-е г.г.: Counseling and psychotherapy (1942); Client-centered therapy (1951); Psychotherapy and personality change (1954); On becoming a person (1961); The therapeutic relationship and its impact: a study of psychotherapy with schizophrenics (1967).

С 1964 г. К. Роджерс был сотрудником, а затем директором Западного института поведенческих наук в г. Ла Хойя, штат Калифорния, где в 1968 г. им был основан Центр изучения человека, и где он работал вплоть до своей кончины в 1987 г. В этот период научные разработки К. Роджерса вышли за пределы психотерапии как таковой и оформились в т.н. человеко-центрированный подход, который был реализован сначала в области возрастной и педагогической психологии, а затем в области социальной и по- литической психологии.

Основные труды этого периода: Freedom to learn (1969, 1983); On encounter groups (1970); Becoming partners: marriage and its alternatives (1972); On personal power (1977); A way of being (1980). Начиная с середины 40-х г.г. признание К. Роджерса в психологических и психотерапевтических кругах неуклонно возрастало (R.Evans, 1978). Труды К. Роджерса в области психотерапии и психологии личности (16 книг и более 200 научных статей) получили широкое международное признание, были переведены на многие языки.

К. Роджерс был почетным доктором многих американских и западноевропейских университетов. К. Роджерс был членом национального исполнительного комитета Американской ассоциации социальных работников (1945-46), президентом Американской психологической ассоциации (1946-47), первым президентом Американской академии психотерапевтов (1956-57), одним из основателей Ассоциации гуманистической психологии (1963).

Он был единственным американскиь психологом, удостоенным двух важнейших почетных наград Американской психологической ассоциации - Distinguished Scientific Contribution Award (1957) и Distinguished Professional Contribution Award (1972). Американской ассоциацией гуманистической психологии ему было присвоено почетное звание Гуманист года (1964).

По результатам опросов, проведенных в 1982 г. двумя ведущими психологическими журналами США (Journal of Counseling Psychology и American Psychologist), К. Роджерс получил рейтинг самого влиятельного (most influental) американского психолога. В самом нчале 1987 г., незадолго перед кончиной его кандидатура была выдвинута на Нобелевскую премию мира.

На протяжении своей карьеры К.Роджерс прошел путь от ин- дивидуального психотерапевтического взаимодействия с клиентом к работе с малыми группами, а затем нациями: клиенто-центрированная психотерапия (50-е г.г.) эволюционировала в 60-70-е г.г. в человекоцентрированное обучение и, наконец, в 80-е г.г. воплотилась в человекоцентрированную политику (H.Kirschenbaum, V.Henderson, 1989). В последние годы жизни К.Роджерс много работал в “горячих точках” планеты - в Северной Ирландии, Южной Африке, Центральной Америке. В 1986 г. он посетил Советский Союз.

До последних дней своей жизни К.Роджерс продолжал активную творческую деятельность в науке. Многие отечественные психологи с благодарностью вспоминают дни совместной работы с К.Роджерсом во время его пребывания в России в 1986 г. (см.: C.Rogers, 1987; К.Роджерс, 1997; Т.П.Гаврилова, Т.В.Снегирева, 1989; А.Б.Орлов, 1995). В одной из своих книг он писал, что личностный, человечный способ бытия в мире - это бесконечный процесс становления. Жизнь К.Роджерса лучшее подтверждение этой гуманистической идеи.

Человекоцентрированный подход, изначально возникший благодаря работам К.Роджерса в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования (C.Rogers, 1942, 1951), получил впоследствии применение и распространение в таких областях как психология личности (C.Rogers, 1961), педагогика и педагогическая психология (C.Rogers, 1969, 1983; C.Rogers, J.Frieberg, 1994; D.Aspy, F.Roebuck, 1988; A.Combs, 1988), социальная психология (C.Rogers, 1970), психология семьи (C.Rogers, 1972), политическая психология (C.Rogers, 1977, 1982, 1986b).

В настоящее время данный подход широко представлен международными и национальными профессиональными ассоциациями (например, The Association for the Development of the Person-Centered Approach, The Association for the Person-Centered Approach South Africa), институтами (Center for Studies of the Person, Person-Centered Expressive Therapy Institute, Institute for Person-Centered Learning), постоянно действующими семинарами (в частности, La Jolla Program: International Person-Centered Workshops), периодическими изданиями (“Person-Centered Review”), значительным числом практикующих психотерапевтов и психологов-консультантов во многих странах мира.


наверх