Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Основные варианты терапевтической работы

Психотерапевтическая практика в русле человекоцентрированного подхода включает не только индивидуальную, но и групповую работу (например, “группы встреч” - разновидность групповой психологической работы в целях стимулироваания личностного роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности - см., Л.А.Петровская, 1982; К.Рудестам, 1990; A.Burton, 1969), не только вербальное, но и невербальное самоисследование (например, “экспрессивную человекоцентрированную психотерапию” - работу с клиентом средствами живописи, ваяния, танца, пения - см., N.Rogers, 1993).

Группа встреч (от англ. encounter group) - особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и не на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях.

Основной постулат, на котором базируется группа встреч, состоит в том, что само качество межличностного общения зависит от внутриличностных отношений человека, т.е. от его отношений к самому себе. Главные параметры межличностных взаимодействий в группе встреч: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем "здесь и теперь".

Группа встреч в ее современном виде возникла на основе групповой психотерапевтической практики и концепций основной и открытой встречи, разработанных в 60-е годы К.Роджерсом и У.Шутцем. Концепция основной встречи базируется на вере в возможность позитивного конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности (C.Rogers, 1972, 1975).

Концепция открытой встречи основывается на идее интеграции осознанных переживаний и телесных ощущений, других эмоционально блокированных фрагментов индивидуального опыта и завершении незавершенных энергетических циклов (W.Schutz, 1973; В. Шутс, 1993).

Хотя группа встреч возникла как разновидность психотерапевтической группы, она используется, как правило, как форма групповой работы в целях стимулирования процессов личностного роста. Количество участников группы встреч варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами группы встреч являются т.н. группы "Диабазис", группы "марафона", группы "Анонимных алкоголиков" и группы "обнажения" (К.Рудестам, 1990).

В группе встреч ведущий или фасилитатор (от англ. facilitate - способствовать, стимулировать) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению в группе атмосферы доверия. Создание и развитие данной атмосферы в группе способствует свободе исследования, осознания и выражения членами группы личностно значимых фрагментов своего индивидуального опыта, своих мыслей и чувств.

Отсутствуют, как правило, запланированные процедуры и упражнения, использующиеся в других (центрированных на лидере) видах групповой психологической работы для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех членов группы.

Полноценное самораскрытие во взаимоотношениях членов группы возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса:

  • Знакомство участников группы
  • Ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры
  • Первые попытки самораскрытия и личностное сопротивление этому
  • Описание прошлых, более безопасных событий и чувств
  • Открытое выражение негативных переживаний
  • Выражение любых переживаний, возникающих "здесь и теперь"
  • Попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия
  • Основная встреча.

Основной акцент в работе группы встреч делается на самоисследовании участников группы, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками группового процесса как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам групповой работы углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов и, следовательно, - к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя.

Перенос навыков и ценностей внеролевого общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций является одним из внутренних психологических ресурсов человека, его общей психологической культуры, эффекты которой проявляются прежде всего в обращении человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.

В качестве типичных эффектов группы встреч можно указать следующие: расширяется сфера осознания человеком самого себя; появляется тенденция уделять своим отношениям с другими людьми столько же внимания, сколько содержанию общения; возникает стремление принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу.

Более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных разногласий и проблем; повышается самооценка; усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и окружающему миру в целом; изменения общения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми - супругами, родителями, детьми, друзьями.

Группа встреч часто используется как средство при решении различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением межкультурных (расовых, этнических, политических, межпоколенных, профессиональных) конфликтов (C.Rogers, 1986, 1987; N.Rogers, 1993). Вместе с тем главная задача группы встреч состоит не в том, чтобы помочь человеку выжить в социуме и адаптироваться к нему, а в том, чтобы способствовать самоактуализации человека, созданию условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя.

Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия разработана дочерью К. Роджерса Натали Роджерс (09.10.1928, Рочестер, штат Нью-Йорк) - известным американским психотерапевтом.

Н. Роджерс получила образование в университетах ДеПоу, штат Индиана (степень бакалавра - в 1948 г.), Брэндейс, штат Массачусетс (степень магистра - в 1960 г.), Саммит, штат Луизиана (степень доктора философии - в 1993 г.). С 1974 г. имеет частную психотерапевтическую практику в Калифорнии, работает также в качестве лицензированного психолога и психотерапевта в различных медицинских и учебных учреждениях Бостона, Кембриджа, Бруклина, Гонолулу.

В период с 1974 по 1995 г. руководит различными тренинговыми программами для профессионалов по человекоцентрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами, человекоцентрированной экспрессивной терапии. С 1975 по 1980 г. вместе со своим отцом К.Роджерсом была инициатором и ко-фасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии.

Основные этапы профессионального и личностного становления получили отражение в автобиографической монографии "Возникающая женщина: декада преобразований середины жизни", вышедшей к настоящему времени двумя изданиями (1980, 1989) и переведенной на пять языков. В 1984 г.

Н.Роджерс основала организацию "Ресурсы творчества и сознания" - кросскультурное объединение исследователей творчества в целях обогащения жизни, укрепления мира, стимулирования духовного развития. В последствии данная организация была преобразована в Институт человекоцентрированной экспрессивной терапии (г.Санта Роза, штат Калифорния), в котором Н.Роджерс продолжает работать по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней программы для профессионалов по человеко-центрированной экспрессивной психотерапии.

Роджерс сочетает преподавательскую работу в различных учебных и исследовательских учреждениях штата Калифорния (Институт трансперсональной психологии, Университет Сан-Франциско, Университет Джона Ф.Кеннеди, Университет Сонома, Институт интегральных исследований) с практической работой в различных странах мира (Германия, Греция, Мексика, Россия, Япония) в качестве руководителя групп, центром обсуждения в которых являются проблемы творчества, ненасильственного решения конфликтов, личностной самоактуализации.

Как отмечает Н.Роджерс, ее подход к терапии основан на следующих ключевых принципах гуманистической психодинамической теории индивидуального и группового процесса:

  • Личностный рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении
  • Безопасное, поддерживающее окружение создается фасили- таторами (учителями, терапевтами, руководителями групп, родителями, коллегами), которые являются подлинными, теплыми, эмпатичными, открытыми, честными, конгруэнтными и заботливыми
  • Эти качества лучше всего осваиваются, если первоначально переживаются в собственном опыте
  • Отношения клиент-терапевт, учитель-учащийся, родитель-ребенок, жена-муж, партнер-партнер могут быть контекстом для проживания всех этих качеств
  • Личностная интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного измерений происходит по мере рефлексии и выражения элементов этого жизненного опыта.” (N.Rogers, 1993, p.8)

Данным принципам в полной мере отвечает психотерапевтическое кредо Н.Роджерс:

  • “Я сознаю, что внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием.
  • Я буду рядом с вами, но не буду назойливой.
  • Я верю, что вы знаете как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность за вас или же отбирать у вас вашу силу.
  • Я не буду также покидать вас.
  • Я буду уважать вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в ваши способности.
  • Я буду поддержавать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии.
  • Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду.
  • Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать в неизвестном вашего внутреннего мира, но я никогда не буду подталкивать вас.
  • Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутренную сущность. Вы свободны не пользоваться этими средствами.
  • Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас.
  • Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные и ваши границы.
  • Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю.
  • Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас.
  • Я совершаю ошибки, делаю то, что мне не нравится, и иногда я ввожу в заблуждение. В таких случаях я признаюсь в этом. Я могу сказать:"Я виновата” (N.Rogers, 1993, p.103-104).

Терапевтическая система, разработанная Н.Роджерс и в систематическом виде представленная в ее монографии "Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств" (1993), представляет собой синтез человекоцентрированного подхода с различными методами и техниками арт-терапии (Н.Роджерс, 1990, 1995; N.Rogers, 1993).

Вместе с тем, как отмечает Н.Роджерс: “Гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и "пролечить" людей.” (N.Rogers, 1993, p.2). В русле человекоцентрированного подхода, напротив, эти искусства являются мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия человеком неизвестных аспектов своего Я.

“Включая творческие искусства в мою терапевтическую практику - пишет Н.Роджерс, - я использую термин “человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств” (person-centered expressive arts therapy). ...Терапия на основе экспрессивных искусств использует различные искусства - движение, рисование, живопись, ваяние, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию - в условиях, обеспечивающих поддержку человека, и с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.

Использовать искусства экспрессивно - это значит войти в наш внутренний мир для того чтобы обнаружить находящиеся в них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации.” (N.Rogers, 1993, p.1-2). Таким образом, экспрессивные искусства (рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное письмо) используются в качестве невербальных языков, позволяющих человеку выражать элементы своего внутреннего мира, исследовать свой творческий потенциал, активизировать процессы самоисследования.

Исходные идеи человекоцентрированного подхода получают в психотерапевтической системе Н.Роджерс свое дальнейшее развитие. Безусловное позитивное принятие клиента находит свое выражение в акцентировании не столько продуктов экспрессивного творчества клиента, сколько самого процесса художественного творческого экспрессивного самовыражения.

Эмпатическое понимание клиента налагает абсолютный запрет на какие-либо интерпретации психотерапевтом продукта и процесса творчества, в фокусе внимания оказываются самоинтерпретации самого клиента (“Что это для Вас означает?...”; “Что это Вам говорит?...”).

Другими словами, столь характерное для традиционной арт-терапии толкование как средство понимания клиента уступает здесь место контекстуальному пониманию, сверкам пониманий (причем пониманий не только вербально-смысловых, но и кинестетических, визуальных, звуковых, тактильных) как средству для фасилитации более объемного и целостного понимания клиентом самого себя. Конгруэнтность также оказывается уже не частичной, относящейся лишь к вербальному каналу выражения осознаваемых переживаний, но тотальной, охватывающей всю совокупность каналов или языков самовыражения.

Использование в терапевтическом процессе различных экспрессивных искусств создает особый феномен "творческой связи" (creative connection), заключающийся, по мнению Н.Роджерс, в усиливающемся взаимодействии экспрессивных искусств как языков самовыражения, во взаимоусилении терапевтических эффектов этих искусств, в движении экспрессивной психотерапевтической практики к внутреннему ядру (сущности или правде) человека, в обретении человеком целостности и внутренней связи со всеми живыми существами.

Основные идеи или принципы, воплощенные в психотерапевтической системе Н.Роджерс, можно сформулировать следующим образом:

  • Все люди обладают природной способностью к творчеству
  • Творческий процесс исцеляет
  • Исцеление достигается погружением в переживания
  • Переживания являются тем туннелем, по которому мы должны пройти, чтобы обрести целостность
  • Творческая связь экспрессивных искусств приближает человека к его внутреннему ядру или сущности
  • Существует связь между нашей сущностью и сущностью всех существ
  • На пути к собственной сущности или целостности человек обнаруживает свою связанность со всем миром

наверх