Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированный подход - направление психотерапии, характеризующееся ориентацией терапевта на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, стимулированием к свободному выражению мыслей клиента.

Клиент - центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом (1902-1987), представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание.

Основоположник

Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом (8.01.1902, Оак-Парк, шт.Иллинойс, США - 4.02.1987, Ла-Хойя, шт.Калифорния, США) - выдающийся американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа З.Фрейда) недирективной, клиенто- или человекоцентрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии.   подробнее

Клиент-центрированный подход применим в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида. Одним из важных положений этой теории является суждение о том, что человек существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром, включающим в себя все чувства человека.

Иными словами, Роджерс считал, что каждый человек стремится совершать хорошие поступки и расти над собой, но получится ли это у него, зависит от отношений с окружающими. То есть если ребёнку с детства твердили, что он недостоин похвалы и одобрения, то и положительных поступков от него ждать не придётся. Но если человек чувствует, что его действия замечены и оценены по достоинству, то стремление к добру будет основной чертой человека.

Больше внимания и более значительная роль стала приписываться личностным факторам вместо чисто профессиональных, диагностических навыков психотерапевта и владения различными техниками. К. Роджерс сам всегда подчеркивал, что терапевтический успех зависит, скорее всего, от присутствия определённого человеческого отношения со стороны терапевта.

Будучи специалистом высокого класса, Роджерс поместил свой профессиональный опыт на второй план. Такой метод помогал клиентам становиться не только более уверенными в себе, но и лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми. Менее формальный подход в терапии развивал в людях умение ориентироваться не на мнение других, а на собственную оценку, они становились спокойнее, и в их действиях появлялось больше продуктивности.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Клиенто-центрированный/человекоцентрированный подход к терапии. Перевод с английского Э.Матюхиной, А.Орлова, А.Шевелевой. Статья опубликована также в Московском Психотерапевтическом журнале, 1998, №4
  2. Сайт «Психологический навигатор» >>>
  3. Статья Б. Орлова. Человекоцентрированный подход в психотерапии:на пути к HOMO TOTUS >>>

наверх