Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

О Зороастрийской духовности и практиках  

Человек чрезвычайно божественен. Религия дала несколько способов понять эту божественную природу. Любая религия в самом высоком смысле стремится исследовать внутренние возможности, которые пока не действуют внутри человека. Система веры до Зороастризма была определена в Авесте как daenayao vanhuya mazdayasnoish, что буквально означает "Хорошая религия Маздаяшни" В терминах Духовности это означает "настраиваться с высшей действительностью через высшее сознание, обнаруживая божественное внутри.

Есть два главных подхода к пониманию Зороастрийской Духовности. Первый - через пять Гатх, другой – через семь Амешаспентов. 5 Гатх являются пятью частями дня. Каждая часть показывает прогрессивное развитие души.

1. Первая стадия, Хавани, где испытания и несчастья для души (Havani - загоняющий). Душа должна выдержать эту стадию, не уступая искушениям или будучи побежденной ими. Она должен думать о пользе общества, несмотря на трудности. В этой стадии человек имеет руководителя Митру, божественное существо, управляющее дружбой, контактами, и Рам Кхвастра, кто дает радость в каждодневной борьбе за существование.

2. Во второй стадии, Рапитвина, установлен баланс. Человек в среднем пункте (pithwa) хорошо сбалансирован, чтобы понять восходящее продвижение его Разума и души. На данном этапе он учится уважать все создания и существа, помогать в их продвижении (fradat fshu). Божественные существа, осуществляющие контроль над этой стадией – Аша Вахишта и Атар. Аша указывает трудности для достижения Окончательной Правды, чтобы понять Закон, лежащий в основе природы. Атар - существо, которое осуществляет контроль над духовным огнём и божественными энергиями, которые переносят они.

3. Третья стадия - Узаирина - духовное пробуждение души. Желание выраженное в Гатхах «us moi uzareshva», состоит в том, чтобы достигнуть этой стадии, когда человек находится в полной гармонии с людьми и работает для продвижения собратьев (fradat-vira). Воодушевлённая душа теперь хочет объединиться с Ахура Маздой и Его божественными потоками (apam aapascha mazdadhatayao).

4. Аивишрутхрема четвертая стадия развития для души - то, когда она полностью развита, в состоянии общаться, слушать другие измерения (aiwi-sru). В этой стадии человек солидарен со всеми хорошими созданиями (frad vispam hujyaitim). Он начинает работать с Фравашисами, - опекунами мира. Его работа всегда отмечается храбростью (Ама) и завершается успехом (verethraghna) самого высшего вида (vananiti uparatat).

5. Заключительная стадия развития для души Ушхахин (Ushahin) - время идентификации индивидуального сознания с Универсальным Космическим сознанием. В этой стадии человек становится возвеличенным (berezya). Божественные существа Сраош (Посланник Воху Манах), Рашну (истина на индивидуальном уровне) и Аштад (истина на космическом уровне) - гиды человека, который достиг этой стадии.

Согласно этим пяти этапам развития души осуществляется последовательное посвящение и передача традиции зороастризма от учителя к ученику (см. «Зороастризм – восхождение огня и света >>>)

Некоторые аспекты работы с умом

Наш Ум – место средоточия всех мыслей, чувств, эмоций и импульсов. Все действия, в конечном счете, возникают из Ума. Все наши скрытые возможности заключены во внутреннем состоянии Ума.

Наше мышление может использоваться в конструктивной или разрушительной манере. Действия  Ума могут быть разделены на низкое мышление и высшее мышление. Первое постоянно занято в выполнении естественных функций на основе эволюционных потребностей в выживании. Оно включает поиск пищи, отдых и воспроизводство. Оно отвечает на основные инстинкты выживания как гнев и страх. Высшее ммышление занято в интеллектуальном, духовном  и психическом творчестве. Мышление может совершать сонастройку к божественному состоянию. Выше настройка – больше чистота. Нерегулярные настройки упоминаются как догадка, интуиция и внутренний голос.

Интеллект - фактор проницательности. Он ведает и управляет Умом через ограничение и причинность. Человек должен сознательно сделать выбор, управляться ли своим интеллектом или нет. Мысль - импульс энергии и информации, происходящей от Ума. Она - очень мощный инструмент. Мысль может быть позитивной или негативной, имея глубокое воздействие на всех уровнях существования.

Мы должны держать наши мысли в настоящем, в состоянии осознанности (Мана). Мы знаем, что когда осознание не фрагментировано, оно является очень мощным инструментом. Осознание имеет власть творить. Однако, это - обоюдоострый меч, поскольку имеет силу излечить так же, как разрушить. Осознание - только поле энергии и информации. Оно нейтрально прежде, чем мысль становится положительной или отрицательной.

В Зороастризме правильная настройка Ума и увеличение умственных способностей очень существенно, чтобы достичь духовности. Слова для Ума и духовности получены от того же самого корня – «ман» - представлять.

Человек может выбрать временные радости, которые часто названы низшими, но не в уничижительном смысле, или вечные высшие радости. Временные радости вообще связываются с чувственными удовольствиями, а постоянные радости с Духовным блаженством. Хотя человеческий Ум знает, что последние лучше, он не любит дисциплину и сдержанность, необходимую для более высоких радостей и выбирает временные радости, которые дают непосредственное удовольствие. Уму недостает в желании, чтобы дисциплинировать себя.

В Зороастрийских текстах Манах, Ум сознательно делает выбор быть или не быть Воху Мана, который является высшим типом сознания. Низший Ум, инстинкты, называется Ака Мана. Если человек будет жить с полным осознанием  - Хош, и тренировать силу воли – Вир, то он быстро достигает дисциплины Ума, что приводит к состоянию Воху Мана. В первой мантре Зороастрийцев Ахунаваре есть такая строка: «Вангхеу´ш  дазда´  Мана нгхо´  шьяотханана´м  ангхеу´ш  маздаи´». Это переводится как: Даром Воху Мана наделяется тот, кто посвящает свою жизнь Богу.

Слои Мышления   наверх

Ум работает на нескольких слоях. Три из них:

  1. Сознание – Контролирует большинство действий повседневной жизни
  2. Подсознание - Много вещей происходит в жизни, которые исходят с уровня подсознания. На этом уровне, мы в своей глубине души полагаем, что данное решение или действие верное. Мы не можем объяснить эти ощущения, и иногда оправдать их с позиции Сознания – разума. Подсознание работает без необходимости думать о нём. Такие мысли называют яснознанием или верой. Но эта вера наша внутренняя, основанная на знании и опыте. Она отлична от обычных верований, которые формируют существенные части любой религиозной системы. Обычная вера - один из глубоких путей в программировании сознания. Например, вера в опасность темноты отвергает знание, что безопаснее быть в темноте
  3. Сверхсознание - которое всегда открыто в безграничное Космическое Сознание.

Сознательный Ум работает через 4 канала.

  1. Восприятие от 5 органов чувств
  2. Суждение на основе прошлой памяти
  3. Критически анализируя различные воспоминания
  4. Идентификация, как управляется наше Эго

Уровни мышления:

Зороастрийский текст Меног Кхерад даёт описание стадий развития человеческого Ума:

  1. Дузваршта – когда субъект делает злые действия без осмысления, осознания или раскаяния
  2. Дужукта – когда субъект произносит ложь, плохие, грязные слова без раскаяния
  3. Душмата – когда субъект живет в злых мыслях (что вредно для него самого), не выражая их в словах и делах
  4. Хваршта - субъект выполняет благодеяния, но без духа или намерения, а только для некоторой эгоистичной цели
  5. Хукта - субъект всегда говорит хорошие слова и молится, но мысли не всегда хороши
  6. Хумата - когда хорошие, доброжелательные мысли всегда заполняют весь Ум, и нет места для любого негатива
  7. Гардоемана - Дом песен, то есть когда человек постоянно наполнен бесконечным сознанием Бога

Сознание обязательно должно пройти через отрицательные стадии Ума, чтобы достигнуть покоя и более высоких уровней. Мы являемся испытуемыми в нашей жизни, и опыт ведёт нас через наиболее беспокойные, неустойчивые стадии Ума. Сраош Язад - божественное существо, которое помогает человеку связать подсознание, сознание и сверхсознание. В откровении пророка Заратуштры Срауш открыл ему Воху  Мана. В буквальном смысле это означает, что Сраош облегчил соединение Мана и Воху Мана. Провидцы живут с пониманием самых высоких состояний Ума.

Ум способен к работе на различных уровнях одновременно. Есть некоторый спор, в нашем Уме, который мы часто именуем как сознание. Один уровень хочет сделать что-либо, а другой уровень стремиться избежать этого. Это естественные тенденции нормального мышления, которое должно быть обуздано, если мы хотим совершенствования Ума. Эти тенденции:

  • Любопытство - о внешнем мире и людях, живущем в нём. Это объясняет человеческую потребность в газетах, журналах и телевизионных сериалах и программах
  • Любознательность
  • Клевета/Сплетни: обсуждение других людей, показывающее других в плохом свете
  • Поиск удовольствий от всех органов чувств - пищи, секса, алкоголя, курения, эмоций азарта и др. Эта тенденция ответственна за большинство недостатков современного человека
  • Избегание тишины

Отрицательные эмоции, чувства и мысли вошли в нас подсознательно, через прошлые события и опыт. Они остаются внутри нас и висят в нашей памяти, воздействуя на нас. Можно выйти из этого состояния, идентифицируя отрицательную эмоцию вместе с опытом. Затем можно пробовать отделить понимание случая от нашей памяти и удалить его. Ум может быть успокоен и смягчен пением молитв и мантр, слушанием духовных песен вославления божественного.

Медитация – Размышление. Размышление помогает интеллектуальному сознанию объединяться с его источником в чистом Духе, увеличивая покойную и внутреннюю тишину. Помимо духовных значений медитации, она также производит глубинные влияния на тело. Медитацией можно понизить кровяное давление, так же как уровни кортизола и адреналина в крови, что способствует лучшей защите от стрессов. Медитация позволяет каждому жить с полным осознанием. Осознание настоящего момента помогает Уму постоянно и непрерывно ощущать Действительность. Он становится более терпимым и понимающим и не подвержен меняющимся предположениям, верованиям и мнениям.

Мантра. Мантра, или Божественное слово, словесная формула, обеспечивает средства остановки естественного природного возмущения мысленных полей и беспокойства тела. Это позволяет нашему Мана - Уму постепенно достигать просветлённого состояния Воху Мана.

Самое пение мантры постепенно ведет мышление из его обычного интеллектуального процесса в тишину, которая лежит в основе всех мыслей и идей. Зороастрийские мантры всегда являются цепочкой слов, что немного отличается от ведических мантр, где мантрой может быть одно слово или даже один звук. Самые основные из Зороастрийских мантр передаются и запоминаются во время инициации. Обычно наше сознание направлено наружу и связано с пятью чувствами организма. Через медитацию мы можем полностью изменить его направленное с наружного на внутреннее и сделать сознание главным центром восприятия.

Когда Ум во главе органов восприятия сосредоточен наружу, мысли которыми становятся грубыми и тяжёлыми. Когда Ум сосредоточен внутрь, мысли становятся тонкими и чистыми. Наша индивидуальность - результат фокусировки нашего Ума. Те люди, у кого преобладают внутренние мысли благородны, уравновешены и безмятежны. У кого преобладают мысли наружные, они взволнованы, честолюбивы, безразличны и ленивы.

Ум – наш владыка. Он контролирует направление наших мыслей и соответственно всё происходящее с нами в жизни, всю линию судьбы. Часть тайны духовного развития - научиться направлять мысли согласно нашему желанию и таким образом делать Ум созидающим. Наш сознательный Ум приспособлен к чувствам для удовлетворения потребностей и желаний тела. Практика Мантр и Тарикатс гарантирует, что мы будем жить все больше в состоянии Воху Мана, то есть, высшего сознания.

Обычно Воху Мана интерпретируется как добро, которое является любой хорошей мыслью, что наше сознание производит. Но это не правильно, поскольку совершенство и гармония с другими созданиям рождается автоматически, когда мы в состоянии Воху Мана – Космического Сознания. Насильное и временное совершенство нельзя назвать Воху Мана. Можно сказать, что человек достиг Воху Мана, когда чувствует полный мир (акшти) и гармонию любви (хам ваинти) ко всем созданиям (аньяиш даман). Вахишта Мана - Абсолютное Космическое Сознание Создателя, Ум Вселенной.

Мы должны практиковать состояние Воху Мана, которое является самым высоким состоянием человеческого Сознания. Тогда мы можем получать мудрость от нашего Баодханг и Вахишта Мана – Вселенского Сознания. Мантры предназначены для фиксации Ума. Они - транспортное средство, которое помогает Сознанию достигать состояния Воху Мана, где божественное знание приобретается автоматически. Нужно тренировать достижение состояния Воху Мана в течение практики Мантр и визуализации. Этот процесс аналогичен медитации - размышлению.

Во время практики мантр и медитаций у человека образуется внутренняя взаимосвязь со скрытой своей программой и выход на познание Высших Законов. В зороастризме мантры обладают очень большой силой, но у каждого человека своя мантра, которая выходит из его гороскопа, из его сокровенной программы. У каждого мантра своя, но есть общие мантры, некоторые берутся из Авестийского текста, а другие даются только Учителем, Гуру, в общем-то, только путем инициации. Они обладают огромной, гигантской силой.

Но они не зазвучат до тех пор (как считается в Авесте), пока у человека не будет этих двух первых путей, пока он не очистится, пока он не сделает сознательно внутреннего выбора, пока не освободится от болезней. Более того, занятия эзотерической практикой (медитацией, мантрами) может нанести большой вред. Потому что это заглушка голоса совести. Таким образом, на них перебрасывается ответственность, которую должен нести лично человек.

Считается, что методы медитации и чтения мантр - божественные, святые, но не для неподготовленного сознания, человеку еще не очистившемуся может быть нанесен вред. Сейчас происходят разного рода коллективные медитации, чтение мантр. Как говорил в свое время Заратустра: " Не бросайтесь божественными словами и не разбрасывайте учение, не вырывайте из него куски". К этому призывал он своих учеников, ведь мантры берутся из Священного Писания.

Работа с энергетическими центрами

Нет никакой прямой ссылки на чакры в существующих священных писаниях Зороастризма. Это объясняется тем, что почти 90% из Зороастрийских священных писаний было разрушено. Как и с грамматикой Авесты, также с Зороастрийскими научными и духовными достижениями, большая часть имеющейся на сегодня традиции была восстановлена по скудными ссылкам первых веков нашей эры, когда в период Сасанидов происходил ренессанс Зороастризма в мире. Также в современной уже работе нам помогает родственная Ведическая индо-арийская традиция.

Язык Санскрит очень близок к Авесте по фонетике, лексике и грамматике, что помогает нам восполнить некоторые пробелы. Изучение индо-арийской ведической духовной традиции  сложившейся в Индии с древней эпохи также даёт нам много возможностей для аналогичного восстановления наших утерянных и разрозненных знаний. Этот процесс получил особенный толчок с 20 века, когда стало возможно систематическое изучение и сравнительная работа на высоком научном уровне духовных практиков и академических учёных наших двух традиций.

Слово Карана, упомянутое в Аван Ньяиш, понимается как энергетический центр, который далее мы будем называть Чакра. Человек является духовным существом, в котором прежде происходят действия на духовном теле, которые потом выливаются в физические изменения.

Cоотношения Чакр со звуком, цветом и Амешаспентами - силами стихий, это современная реконструкция. Зороастрийское понятие энергоцентров больше имеет дело с возбуждением и наполнением их, чем с открытием. Три священных мантры имеют в себе звуки, необходимые для возбуждения 7 Чакр. Чакры в Зороастризме считаются сверху вниз от макушки до копчика.

В Авесте лепестки Чакр упоминаются как «Вазича ям панча сад-дварам» - "Пятьдесят божественных дверей на позвоночнике. Эти 50 лепестков расположены со 2-ой по 7-ую Чакры (2-ой - 2, 3-ей - 16; 4-ой -12; 5-ой - 10; 6-ой -6; 7-ой - 4). Первая Чакра-корона согласно Зороастрийскому описанию - дом Сраоша - с 1000 колонн.

Звуки, соответствующие Чакрам отличны от индийской традиции, где большинство заканчивается носовыми звуками. Есть другие способы произношения чакровых звуков, которые, например в непальской и тибетской традиции произносятся как ла, ва, па, яа, ха. В очень древней литературе и традициях, было три чакры, позже было пять, затем шесть и семь. В некоторых тантрических системах есть 9, 10, 12, и больше. Вообще мощных энергоцентров человека насчитывают 16, из которых главные 7 связаны со спинным хребтом.

Семь Чакр и их описание в Зороастризме

7 Чакра: Коренная чакра - физический центр человека. Это точка опоры, и поддержка тела - корень всего тела. Начальное пробуждение чакры происходит с помощью силы Кундалини, и это главное достижение первого этапа. Мистическое Зороастрийское духовное дерево Гаокарана – синоним Кундалини. Седьмая Чакра также дом легендарных объектов - океана Воурукаша, в который впадает река Ардви, стекающая с Центральной вершины мира Хукаирья (первая Чакра).

Гаокарана (карана - Чакра) (Вендидад, Бундахишн, Яшт) также называется белой Хаомой (Сомой). Оно сделает все души бессмертными в конце мира, согласно зороастрийской космогонии. Оно растет вместе наряду с деревом Харвеспа токми. О них заботятся 99 999 Фравашисов. Оно защищяется 10 рыбами Кара от ящеров и других гадов, и эта защита будает до конца мира.

Очевидно, что Гаокарана не является обычным деревом, но аллегорическим упоминанием божественной Энергии. Океан Воурукаша - также место скрытой Божественной Энергии. Как известно из аллегорической космогонии, что Божественная Энергия короля Джамшеда (Йимы-Богумира у славян, прим переводчика) вошла в Воурукаша, и охранялась рыбой Кара, когда злой король Зохак пробовал захватить её. Эта Чакра подразумевает достижение спасения в Раю с божественными существами. Гаокерена предохраняет от старения и быстрого дыхания, поэтому связана с бессмертием. Из неё нектар бессмертия будет приготовлен в период Обновления, который сделает энергетическую сущность и душу бессмертной. (Бунд.6d.6)

6 Чакра: водная – управляет интегральным творчеством, центром инстинкта и восприятия. Кхордад и Амеретат – Амешаспенты близнецы. Функции 6 и 7 Чакр связаны в плотном взаимодействии - эволюционное и репродуктивное.

5 Чакра: огонь  - центр концентрации и восполнения энергии. Это представляет пуп и солнечное сплетение, которые соединяют все органы так же, как Душа земли (Спента Арамаити) соединяет все создания.

4 Чакра: сердечная - эмоциональный и чувствующий центр человека. Это центр мягкой, любящей власти - сердца, которая управляет телом, как король (Кшатра) - государством.

3 Чакра: горло - центр внешней коммуникации. Аша Вахишта представляет «аршукдха Вакш» "истинное стлово". Связано с голосовыми связками и горлом.

2 Чакра: третий глаз - интуитивный центр понимания и сознания. Воху Мана – высшее Сознание представляет возвеличенное и божественное сознание.

1 Чакра: корона - бессмертный духовный центр, который частично находится вне тела, связывающего нас с невыразимым, бесформенный, неразделяемый и бесконечный. Первая Чакра представлена белым цветом, который является источником всех других цветов. Ахура Мазда также - источник всех энергий и всех стихий.

Верхние 4 Чакры касаются тонких сил эмоций, умственных состояний, психологии, систем веры. Нижние 3 центра являются более плотными, жизненно важными, и физическими. Все Чакры должны быть ощущаемы как взаимосвязанная энергосистема. Последователи Заратуштры носят священный пояс кушти на 5 Чакре, который как бы связывает верхние и нижние центры. В Зороастризме высшую власть – Ахура Мазда показывают работающей в непосредственной близости от скрытой энергией Аван Аредвисура, которая может быть активизирована. И высшая власть и скрытая энергия призывают декламацией 10 Ахунаваров.

Ахура Мазда создал Аредви из своей силы, для содействия восхождению души, на какой бы стадии она не находилась, и для того, чтобы узнать и выполнить цель жизни. Распевая священные мантры Ахунавар и Ашем Воху «благие воды Аредвисуры очищаются». Ахура Мазда - источник (Апам Напат) скрытой энергии. Когда он течет вниз в мир, он упоминается как Аван Аредвисур. Ахура Мазда инструктирует пророка Заратуштру призывать и настраиватся с Аван Аредвисурой Анахитой (Аван Ньяишна).

Аван Аредвисура имеет источник в дереве Харвепа токми, которое растёт вместе с деревом Гаокараной, домом Амеретата - владыки 7 Чакры. Аредвисура истекает с горы Хукаирья (корона - Сахасрара Чакра) к океану Воурукаша (корневая – Мулядхара чакра). Заявлено, что ручьи Аредвисуры достигают семи Кешвар - 7 Чакр. Это очищает семя и матку, обеспечивает молоко для ребенка, излечивает от других болезней.

Мы знаем, что в человеке протекает круговорот энергий, их цикличность. В такой символической форме Зороастризм описывает как небесная энергия женского качества Аредви опускается по переднесрединному мередиану вниз от 1 до 7 Чакр, а мужская, активная энергия Гаокарана (Кундалини), возбуждённая с помошью Аредви в том числе, поднимается вверх по центрам, и достигает 1 Чакры. Таким образом, человек получает в подарок от его духовных родителей новое, духовное тело и бессмертие.

Практика Активизации Каран (чакр)

Пением трёх священных Мантр можно активизировать все 7 Чакр. Эта практика нарабатывается 40 дней ежедневно на Четвертой ступени (из пяти ступеней передачи зороастрийской традиции ученику от учителя). При концентрации на последнем звуке каждого слова нужно направлять поток энергии в нужную чакру (согласно таблице – см. зороастрийскую концепцию чакр >>>). Нужно представлять свечение всего вашего энергетического тела и каждого центра по отдельности.

Затем следует наработка каналов Ванант и Сарош. Далее - диаграмма номера слова в Мантре и как они активируют каждую Чакру: Показывается, какое по номеру слово в каждой мантре Ахунавар, Ашема Воху, Енге Хатам связано с разными чакрами. 

наверх