Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Махамудра

Основные идеи

Для наиболее полного представления о практике Махамудры, рекомендуем перед чтением этого раздела ознакомиться с материалами разделов "Буддизм" и "Тибетские традиции".

Махамудра ( букв. «Великий Символ» или «Великая Печать», «Чаг Чен» - тиб.) - высшее духовное учение тибетского буддизма, которое заключается в непосредственном пребывании практикующего в состоянии истинной природы ума. В классификации путей Буддизма не относится к Хинаяне, Махаяне и Ваджраяне, но может практиковаться в контексте Махаяны и Ваджраяны (т.называемая Сутра-Махамудра и Тантра-Махамудра). В противоположность постепенному пути сутр, который принимает «Путь в качестве пути», Махамудра является непостепенным путем, принимающим «Плод в качестве пути». Подразделяется на Махамудра-основу, Махамудра-путь и Махамудра-плод.

Махамудра-основа описывает абсолютную истину как единство (недвойственность) природы ума - «ясности» (способности воспринимать) и сути ума - «пустоты», а также состояние заблуждения существ, существующего вследствие двойственного восприятия при котором изначально пустая (то есть не обладающая никакими признаками самобытия) природа ума воспринимается как «личность», «Я», «эго» и т. п., в то время как ясность ума предстает в виде «внешних» по отношению к такой «личности» объектов.

Такое ощущение отдельной, независимой и постоянной личности на тайном уровне, ведет к трем основным видам реакции на «внешние» объекты: привязанности к желаемым объектам, гневу или отвращению к нежелаемым и безразличию ко всем остальным, что на внутреннем уровне проявляется в виде трех основных негативных эмоций - желания, гнева и неведения (в целом Буддизм говорит о 84 000 их различных комбинаций).

Под влиянием этих эмоций на внешнем уровне индивид совершает различные действия, приносящее определенные результаты, в частности, в виде «привычных тенденций» - самых тонких ментальных факторов. Они определяют как способ нашего будущего ложного дуалистического восприятия, так и последующие виды взаимоотношений с «внешними» вещами - реакции и действия, которые опять-таки засевают в ум определенные впечатления, формирующие привычные тенденции.

Таким образом, создается непрекращающийся цикл обусловленного существования - «сансара», корнем которого, как и появляющегося в итоге страдания является изначальние неведение - дуалистичекое восприятия мира, основанное на ложном ощущении отдельности, независимости и постоянства личности (в действительности не являющейся ни отдельной, ни независимой, ни постоянной), а самым быстрым и прямым путем к его прекращению есть непосредственное пребывание в сути ума - нераздельности восприятия и пустоты, которое достигается благодаря следованию Махамудре-пути.

Махамудра-путь излагается в виде 4-х йог:

  • Йога однонаправленности (или успокоения ума. тиб. - шине, санскр. - шаматха)
  • Йога простоты (или проникающего видения. тиб. - лхагтонг, санскр. - випашьяна)
  • Йога одного вкуса
  • Йога немедитации

Суть первой йоги заключается в однонаправленной концентрации внимания на определенном объекте с целью предотвращения блужданий ума, вызываемых отвлечением на внешние объекты, эмоции и мысли. Таким образом, однонаправленность является методом, а успокоение ума - результатом данной практики.

Достигнув неотвлекаемого внимания, практикующий может переходить к исследованию природы собственного сознания посредством проникающего (в природу ума) видения, что является предметом йоги простоты. Здесь достигается непосредственное переживание неразделимости осознавания и пустоты и полностью устраняется цепляние за иллюзию личности, что приводит к Освобождению - достижению состояния за пределами страданий.

Следующим шагом является глубинное исследование природы внешнего мира и видение того, что, как и в случае с нашей иллюзорной личностью, истинной природой внешних объектов является пустое восприятие. Постижение того факта, что внешние объекты и ум являются неразделимыми, переживается как один вкус.

На четвертой ступени устраняются последние привычные шаблоны ума, в том числе, связанные с медитацией. Исчезает даже намек на различие между медитацией и состоянием после медитации. Обретается абсолютная устойчивость ума в недвойственном восприятии - Махамудра-плод или состояние Просветления.

Махамудра-плод - это реализация состояния будды, которое можно описать в контексте трех состояний, четырех активностей и пяти мудростей. Три состояния это: Дхармакайя - Состояние Истины - тождественно познанию пустоты и обретению абсолютного бесстрашия, Самбхогакайя - Состояние Радости - соответствует познанию неотделимого от пустоты восприятия (сознания) и обретению высшей радости, и Нирманакая - Состояние Излучения - проявленные из великого сострадания с целью принесения пользы существам «внешние объекты», как, например, Будда Шакьямуни.

Четыре вида активности это:

  • Успокаивающая
  • Обогащающая
  • Воодушевляющая
  • Защищающая

Пять видов мудрости:

  • Зеркальная - как результат очищения гнева
  • Уравнивающая - результат устранения гордости
  • Различающая - результат постижения истинной природы привязанности или желания
  • Всесовершающая - результат преобразования ревности и зависти
  • Всепроникающая - результат устранения неведения

Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий: 

  1. Основы практики Махамудры в изложении преподобного ламы Конг Ка. Перевод на английский выполнен Гармой Ч. Чангом. На русский – Т. Данилевичем >>>
  2. Электронная энциклопедия «Википедия» >>>

наверх