Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Обряды и ритуалы

Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов. Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось. Третий гуру Амар Дас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал.

Наречение имени

При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного. Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий.

Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу. Как правило, это бывает, когда ребенку' всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно.

Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его.

Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные - имена гуру и других великих людей. Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение.

Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям.

В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти. Все это общение проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники.

У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся. Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете.

Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха. Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас.

Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений. После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх. По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа.

В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж.

Похоронный обряд

Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. Смерть тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом.

Тело обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу реки или водоема. Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из Ади Грантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая семья, как правило, проводит Патх — сплошное чтение всей Книги Ади Грантх, которое обычно длится семь дней и долее.

Период траура длится четыре—десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц Ади Грантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души.

Данная статья основана на материалах книги "Сикхизм". Авторы: Е. Н. Успенская, И. Ю. Котин; Издательство: Петербургское Востоковедение, Азбука-классика, 2007 г. (источник)

Гуру-ди-лангар (стол гуру)

Это общая трапеза, за которой собираются все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религии. Согласно принципам Лангара (или Пангата) все посетители — богатый и бедный, знатный и низкорожденный, принц и крестьянин — должны были сидеть бок о бок и есть одну и ту же пищу. Гуру Амар Дас постановил, что никто из посетителей не будет допущен к нему на аудиенцию, пока не отобедает в Лангаре.

Когда к Гуру приезжали с визитом раджа Харипура или даже сам император Акбар, им приходилось вначале садиться обедать вместе с простыми людьми, и только после этого Учитель соглашался принять их. Пангат существует благодаря помощи и пожертвованиям всех людей, а не какой-либо отдельной личности, группы или класса (источник).

Кодекс поведения сикха

Премсумараг «Путь любви» - кодекс поведения сикха и правила устройства сикхской общины – относится исследователями к началу 18-го века. Автор этого раннего прозаического произведения на панджаби неизвестен. Некоторые приписывают авторство 10-му гуру Гобинду Сингху, однако наиболее вероятной представляется аргументированная точка зрения Бхаи Рандхира Сингха, изложенная в его предисловии к первому полному изданию текста «Премсумараг» в 1953 г.

По его мнению, разделяемому и другими историками сикхизма, автором текста, созданного, очевидно, вскоре после казни Банды Бахадура, является один из юных сподвижников Гуру Гобинда Сингха. Суриндер Сингх Кохли, автор «Истории панджабской литературы», относит наиболее раннюю из немногих известных рукописей этого памятника к 1718 г.

«Премсумарг» подробно описывает ритуалы жизненного цикла и обряд вступления в хальсу, а также «мирские» обязанности сикха. Сикх не должен жить подаяниями и не должен находиться у кого-либо в услужении (caakrii karnii). Запрещается мелочная торговля в лавке (taraazukashii manaa hai. dukaan baiThnaa manaa hai). Лучшим занятием называется совершение крупных торговых сделок (sabh ton uttam kirat saudaagarii hai). На втором месте стоит земледелие и ремесло.

Подробно описывается распорядок дня сикха. Он должен вставать до рассвета (amrit vele), справив большую нужду, вымыть руки ...справив малую нужду, три раза вымыть руки («намылив» глиной), потом вымыть ноги ниже колен. Затем следует почистить зубы, прополоскать рот, совершить омовение и тщательно вымыть волосы. При омовении использовать 7 гарви (gaRvii ) воды.[6] После омовения предписывается читать молитвы из «Ади Грантха».

Есть следует, когда рассветет. Утром - лепешки (роти) и похлебку из бобовых (daal)[7]. Днем - дал, рис, мясо, фрукты и овощи. Роти второй раз есть не следует. Есть надо только тогда, когда хочется, завершать трапезу немного голодным. Не следует есть часто и в неурочное время. Сикх не должен есть в одиночестве. Если это происходит, у него должно быть немного еды для первого гостя, будь то сикх, хинду или мусульманин. Предпочтительно есть мясо животного, убитого одним ударом (jhaTkaa), однако если такое мясо недоступно, можно есть и мясо животных, убитых по исламскому обычаю (halaal).

В ушах можно носить жемчужные серьги, разрешается иметь и другие мужские украшения. Каждые 2-4 дня следует отдавать одежду в стирку и если есть возможность, пользоваться благовониями.

Спать надо под пологом. Того, кто спит на кровати без полога, может поразить паралич. Если спящий встает ночью по большой или малой нужде или еще с какой-нибудь целью, то вставать нужно медленно, закрыв глаза куском материи. Если этого не сделать, то тело человека, во все поры которого проникла ночная влага, может поразить паралич.

Не следует также спать раздетым, даже под пологом. Есть такой зверек/насекомое? (jaanvar) который прикрепляется к пологу. Он питается дыханием спящего. Яд этого зверька, проникая в человеческое тело, вызывает паралич. Те, кто долго спит, просыпаются утром с чувством усталости. Причина этой усталости – ночная влага и яд зверька.

Рекомендуется спать 4,5 часа, на женской половине проводить 1,5 часа днем и 4,5 часа ночью, всего 6 часов. Член хальсы должен по крайней мере 4-5 раз в день читать вслух отрывки из священной книги сикхов «Ади Грантх», а также сочинения Гуру Гобинда Сингха. Чтению стихов (в одиночестве или в обществе других сикхов) следует уделять не менее часа в день, можно и больше. Если днем или ночью остается свободное время, следует посвятить его медитации о Едином Боге.

В доме должно быть специальное место для еды, возле дома – небольшой сад, фонтан, туалет, конюшня. Все помещения следует содержать в чистоте, на полы по возможности стелить ковры.

Сикхская женщина (замужняя, незамужняя или вдова) должна наравне с мужчиной соблюдать все религиозные предписания, включая ритуал вступления в общину. Разрешаются межкастовые браки и повторное замужество вдов. Сикхской девушке рекомендуется выходить замуж за сикха, сикхский юноша может жениться и на девушке-хинду и на мусульманке, при этом жене сикха следует вступить в сикхскую общину.

Основной сферой деятельности женщин считается сохранение домашнего очага, в обществе ей предлагается появляться, закрыв лицо. Женщина считается ниже мужчины, так как обладает слабым интеллектом и не способна самостоятельно справиться со своими сексуальными желаниями.

Со времени создания «Премсумарг» кодекс поведения сикха много раз менялся. Многие наставления, связанные с организацией быта, сейчас мало кому известны и неприменимы, другие могли бы стать объектом критики современной сикхской общины (например, такие, как допустимость браков с мусульманами, рекомендация женщинам закрывать лицо или разрешение есть мясо животных, убитых по мусульманскому обычаю).

Современные сикхи придерживаются правил (Рахит марьяда), установленных в 1936 году Комитетом по управлению гурдварами (Шромани гурдвара прабандхак комити) – высшей религиозной организацией сикхов, находящейся в Амритсаре. «Рахит марьяда» дает определение сикха, рекомендации по устройству общины и сикхского храма – гурдвары, описывет обряды жизненного цикла.

Строгость соблюдения правил поведения, предписанных «Рахит марьяда», зависит от многих факторов: профессии, уровня образования, семейных традиций, возраста, кастовой принадлежности. Например, кхатрий, остригший волосы, обычно считается «патита» - «упавшим», «оступившимся», в то время как джат в силу обстоятельств может позволить себе подобное отступление от правил и продолжает считаться полноправным и уважаемым членом общины (источник).

наверх