Сикхизм

Основные идеи

Основные идеи

Гуру. Концепция Бога

В основе религии сикхов лежит идея гуру (учителя).  Истинным гуру является Бог: совершенный и творческий мир Бога (шабад) даровали человечеству десять исторических личностей, каждый из которых был гуру. Сикхская община, следующая вере десяти гуру, сама является гуру. Священные книги тоже считаются гуру (Гуру Граитх Сахиб).

Бог — единственный, первоначальный и вечный гуру (Сатгуру), всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый от которого на учеников, посвятивших свои сердца поискам и служению истине, нисходит просветление и понимание. В трансцендентной форме Бог не поддается описанию. Его настоящее имя никому не известно. Но если бы Бог всегда был таким, то люди вообще не смогли бы найти и понять его. К Богу, не имеющему никаких признаков, нельзя обратиться, поэтому Бог выражает себя посредством ряда явлений, известных человечеству.

Религиозная жизнь людей обращена к этим, более доступным формам Бога. Когда сикхи говорят, что Бог, каким они чувствуют его, обладает определенными качествами, они не имеют в виду, что Бог когда-либо появлялся или был рожден на земле, подобно традиционным индуистским аватарам или божественным воплощениям. Скорее, Бог создал мир для того, чтобы люди смогли получить представление о его божественной силе и воле. Более того, благосклонность Бога дает возможность искренним приверженцам ощутить божественность через поклонение и созерцание.

Религия сикхов основана на мистике и верности. Первые ученики, собравшиеся вокруг Нанака, полностью посвятили себя восхвалению имени Бога, предоставив свои сердца для сохранения гимнов, сложенных их лидером. Нанак открыл своим последователям доступ к истинному гуру, создав содружество верующих, смыслом жизни которых стали гимны. Гимны были средством, с помощью которого их сердца могли достичь Бога, а Бог входил в их сердца.

Согласно сикхской традиции, признается святость человека, ведущего за собой тех, кто ищет истину, и присутствие и руководство  которого способствует образованию новичка, для духовного роста верующих. Нанак, открывший перед ранними приверженцами учения жизненно важную точку концентрации их усилий, стал первым гуру. И при этом Нанак никогда не считался воплощением Бога, единственного и истинного гуру. («Религии мира», 1994 г., Изд.: Белфакс)

Слово «Гуру» состоит из двух компонентов: ГУ - что означает “тьма” и РУ - что означает “свет”. Таким образом, в сикхизме слово “Гуру” обозначает Свет, рассеивающий всякую тьму, который также именуется ДЖОТ (Божественный Свет). Следовательно, Гуру Hанак был ВОПЛОЩЕHИЕМ Божественного Света.

В сикхизме Гуру выступает как совершенный Пророк или Посланник Бога, в котором зримо и со всей полнотой своего совершенства сияет Божественный Свет. Гуру находится в единстве с Богом. Благодаря этому он способствует духовному рождению преданных искателей Истины. Через его  посредничество Слава Господа осеняет все человечество. В силу своей Божественной миссии Гуру, будучи физически человеческим существом, одновременно представляет собой Божественный Дух.

Физическое тело Гуру Hанака послужило платформой, с которой Сам Бог возвестил Свое послание - Гурбани (Божественное Слово) (источник). Священная цепь трансформации десяти Гуру рассматривается как ОДИН единый Гуру, поскольку все они явились из одного и того же Божественного Пламени, продолжая одну и ту же Божественную Миссию.

Институт Гуру в сикхизме не является мистическим орденом в обычном понимании, поскольку Гуру не видели никакой ценности в отказе от мирской жизни.  Они осуждали мистиков, практиковавших подобное  отречение,  —  йогов  и  сиддхов — как людей, уклоняющихся от своего долга, считая их эскапистами, бегущими от социальной ответственности и обязательств. Сикхизм от каждого человека требует подчинения Воле Бога и тем самым возвышает его над страданиями и утратами.  Сикхизм предлагает людям верить в то, что горе и страдания будут побеждены, и эта вера становится источником бесконечного терпения и упорства.

Бог одновременно и абсолютен (Ниргун), и личностен (Саргун). Имперсональный (абсолютный) Бог не имеет форм и недосягаем для человека. Когда же Он являет Себя в Своем Творении, Он становится личностным и доступным. Это происходит подобно тому как солнце испускает свои лучи. Исток не имеет форм, а весь мир есть Его Личностная форма. Никакая форма, сколь бы уникальной она ни была, не является независимой от Него.

Бесконечный Бог может проявлять Себя в неисчислимом множестве конечных вещей, но ни одно множество конечных вещей, само по себе или вместе с другими, не может быть эквивалентно Бесконечному.  Поэтому никакой конечной форме нельзя поклоняться как Богу, Который Бесконечен и Не имеет форм. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий.

До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он присутствует везде — как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее (источник).

Морально-этические принципы

В эпоху очень жесткой классовой дифференциации, когда люди в Индии были разделены кастовой системой, Гуру Нанак выступил с проповедью равенства и братства. Гуру поднялся выше обрядов и ритуалов, выше различия вероисповеданий и общин, выше всякого возведения в культ национальных или расовых особенностей, — на уровень, с которого видны лишь деяния любви. Он проповедовал религию любви, жертвенности и служения. Сикхские Гуру провозгласили абсолютное равенство всех людей краеугольным моральным принципом регулирования социальных отношений и человеческого общежития.

Богатство так же определяет социальную и классовую принадлежность, как происхождение — принадлежность к касте. В сикхизме отношения между классами, в основе которых лежат экономические различия, рассматриваются в аспекте принципа равенства. Сикхизм отвергает идею превосходства класса, имеющего экономические преимущества, над другими классами. Таким образом, все люди, и богатые, и бедные, имеют равные права, равную ценность и равны в социальном отношении.

Положение женщины в индийском обществе не всегда было одинаковым. Было время, когда, согласно историческим и письменным источникам, она обладала очень высоким статусом. Затем в силу действия определенных влияний она была оттеснена на более низкие социальные позиции. В период возникновения сикхизма положение женщины в индийском обществе было очень низким.

Согласно сикхизму, абсурдно рассматривать женщину как “воплощение соблазна”, “искусительницу” или “нечистое существо”. Гуру не считает женщину препятствием на пути к достижению конечной цели — Вечного Блаженства. Это связано с тем, что Гуру отвергает аскетизм или отречение от мира как единственный и необходимый путь к спасению и утверждает, что образ жизни домохозяина, если он строится согласно религиозным принципам, выше, чем образ жизни аскета. Этот тип отношения к людям проявляется в том, что Гуру настаивает на необходимости предоставления женщине почетного статуса во всех слоях общества.

Множество установлений в этическом кодексе сикхов связаны с осуждением антиморальной социальной практики:

  • Убийства новорожденных младенцев женского пола
  • Жертвенного сожжения вдов вместе с умершим мужем (сати)
  • Ношения женщинами покрывала

В старину в Индии существовало представление, освященное духовным авторитетом, о том, что самосожжение на погребальном костре мужа — единственный достойный выход для добродетельной женщины; не только сама эта женщина будет наслаждаться на небесах вечным блаженством вместе со своим мужем, но ее поступок послужит искуплением всех грехов трех поколений семьи ее мужа как с материнской, так и с отцовской стороны.

Гуру Амар Дас, третий Учитель, повел решительную кампанию против практики сати и способствовал освобождению женщины от социального угнетения и религиозного изуверства. Гуру провозгласил, что “Сати (добродетельные женщины) — это те, кто живет умиротворенно, украсив себя добрыми делами, всегда помня о Господе и взывая к Нему.” (Раг Сухи, Слок Мохалла 3, 2-6, с-787)

Эмансипация женщины была одним из самых значительных социальных достижений. Многие женщины обрели спасение, руководствуясь учением Гуру. В сикхизме допускается повторный брак вдов; если вдова того желает, она может снова создать семью. («Религия сикхов» 1997. Перевод, Сикхский  миссионерский  центр,  1997 Переводчики: И.Н. Полонская,  В.Н. Нечипуренко источник)

Согласно высказываниям Гуру, моральный образ жизни состоит не в следовании ряду правил, не в выполнении предписаний или ритуалов. Он является следствием ориентации жизни на духовный поиск, сопряженной с подчинением невероятно суровой дисциплине. Большинство людей придерживаются мнения, что они будут наслаждаться благами плотской жизни до самого конца.

В действительности такая жизнь продолжается до тех пор, пока человек в конце концов не обнаруживает, что его физические силы растрачены и он духовно опустошен. Влекомые обаянием успеха в материальном мире, люди мало думают или вовсе не думают о вечных ценностях жизни.

Закон Кармы

Мир и люди в нем подвержены заблуждениям — силе майя (материальная иллюзия) — которые затуманивают ясность мыслей и понятий. В конечном итоге, Бог тоже несет ответственность за это. Однако сикхи не связывают это явление с теологической категорией зла. Люди воспринимают мир в его негативных проявлениях лишь потому, что они подчинены силе хау-майн, гордыне.

Только после того как благословляя имя Бога, человеку удастся одолеть силу хаумайн, он станет свободен для служения Всевышнему. Но без помощи истинного Гуру нельзя ни освободиться от эгоизма, ни преодолеть его последствий.

Согласно теории кармы, человеческое существо страдает из-за своих злых деяний и получает награду за добрые дела. Эта теория многими религиями возводится в закон, действующий прямо и не знающий исключений. Как гласит пословица, “что посеешь, то и пожнешь.” В соответствии с этим законом личность обречена вечно нести бремя своих прошлых грехов, не имея никакой возможности освободиться от предзаданности своей судьбы.

Это означает, что грешник становится жертвой неописуемых мучений во веки веков. Он никогда не сможет обрести блаженства и освободиться из круга перерождений.Сикхизм признает действие кармического закона, но поднимается на одну ступеньку выше. Согласно представлениям сикхизма, Бог в Своем Милосердии и Сострадательности может смягчать жестокие удары кармы.

Для сикхов закон кармы действует не фатально. Жизнь не всецело управляется человеческими действиями. Существует также и Высшая Сила, которая день за днем регулирует жизнедеятельность как людей, так и прочих живых существ. В этом и состоит сущность религии сикхов. Бремя наших прошлых грехов, оковы кармы могут быть разрушены и разрушаются Милостью Бога.

Когда человек ведет духовную жизнь, нечистота сознания устраняется и личность возрождается в духе Гуру. Даже величайший грешник благодаря постоянному созерцанию Божественного Слова может стать святым. История человечества дает много подобных примеров. Таким образом, действие закона кармы не является вечным. Сикхи верят, что Всемогущий Бог обладает способностью смягчать карму (источник).

Реинкарнация на более низком уровне служит наказанием, обусловленным характером деяний, совершенных в прошлой жизни. Душа проходит через воплощения в мире животных, претерпевая неописуемые страдания. Рождение в качестве человеческого существа — великое благо. Человек — венец Творения. Он обладает сознанием Божества и способностью самосознания. Он может  достигнуть высочайшего уровня духовного развития.

Рождение в облике человека — это возможность духовного и нравственного роста, это путь к освобождению, но тот, кто зачарован физическим миром, теряет эту драгоценную жизненную возможность. Без человека нет никакой религии и никакой философии. Согласно сикхизму, цель человеческой жизни состоит не в том, чтобы попасть в рай или Сваргу народной веры индусов, но в искании Бога и обретении единства с Ним.

Конечная цель религии сикхов заключается в слиянии с Высшей Душой в вечном Непрекращающемся Блаженстве. Сикх жаждет духовного единения с Господом — состояния Блаженства. Человеческая жизнь рассматривается сикхизмом как возможность достижения этой цели, и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь (источник).

Гуру сикхов воспевают высокое достоинство человека, ибо только в человеческом воплощении душа может с помощью медитации на HАМ обрести спасение. НАМ — это абсолютно полное выражение всего, что есть Бог. НАМ (Божественное Имя) и Бог  не представляют собой две разные сущности. Путь к спасению невозможно найти с помощью интеллектуальных трюков, спекуляций или непрерывного транса. Спасение достигается только благодаря медитации на HАМ.

Спасение — это любовный союз с Богом, который возникает в результате духовного общения и преданности ученика Учителю. Пока не окрепнет этот союз (сахай), человек должен претерпеть несколько перерождений. Процесс переселения души прекратится только тогда, когда человек обретет истинного Гуру. Воистину, лишь немногие ищут Его, и из них лишь немногие находят Его.

Когда Гуру и бхакты  (святые)  воздают хвалу Господу, они тем самым воспевают и человека. Они вдохновляют его  на  достижение высочайших вершин духа. Призыв Гуру “Hам Джапо” обращен к человеку, ибо только человек в силах  достигнуть  высочайшей  духовной цели. “Hам Джапо” нацеливает на духовное развитие, а это и есть конечная цель,  преследуемая сикхскими Гуру.

Воплощение в человеческом облике предоставляет возможность подняться вверх, либо скатиться в бездну несчастий, ибо благодаря человеческому сознанию его носитель может достигнуть морального прогресса и освободиться от грехов прошлого. Сикхизм утверждает, что, хотя человеческое воплощение представляет собой результат добрых деяний прошлого, врат спасения можно достигнуть только по Милости Бога.

В сердцах тех, кто обрел истинного Гуру, преобладают любовь и страстное желание служить. В религии сикхов служению придается особая важность. Многие обязанности членов хальсы, как простые бытовые, так и почетные, связаны с ним. Убирать в гурдваре, готовить еду, представлять сикхскую общину в мире чужой веры — все эти действия считаются служением.

Основы веры

Как только люди убеждаются в присутствии Бога, они начинают рассматривать свою жизнь в ином свете. Каждый верующий осознает, что связан путами своекорыстия, невежества и себялюбия, помноженными на всепоглощающую страсть к мирским удовольствиям. Словно гипнотические чары материального заслоняют истинную суть жизни от человека, которому мир начинает казаться морем, тянущим его ко дну, почти без надежды на спасение.

Иногда даже святые люди могут, при исполнении ими обрядов, испытывать подобное ощущение собственного невежества. Единственной надеждой грешника остается вера в то, что истинный Гуру, Бог, милосерден. Бог дарует истинному верующему ощущение божественного присутствия, которое помогает человеку вырваться из пут и воспарить над жизнью, полной зла и насилия. Сикх должен искать общество таких, как он сам, и вместе они станут петь гимны, сложенные теми, кто уже обрел знание Бога.

По мере того как они с искренностью и любовью станут повторять имя Господа в священных стихах, Божественный Властитель заключит их в свои объятия и позволит ощутить глубоко в душе истинную природу Бога. После этого послушники смогут почувствовать свое единство с Учителем. Для сикхского образца веры и поклонения типичен язык любви, часто не уступающий по страстности желанию невесты к жениху — подлинный мистицизм любви.

Настоящее духовное паломничество, происходящее в сердце и уме — в отличие от физического путешествия к святым местам,— это перенос центра внимания от себя к Богу. Сикхи обозначают это понятие словами манмукх и гурмукх, где "ман" означает самосознание человека как сердцем, так и умом, а "гур" означает Бог. Таким образом, в основе понятия пути спасения стоит не человек, но Бог.

Согласно идеалам сикхизма небесный Свет в равной степени присутствует в каждом человеческом существе — богатом или бедном, принадлежащем к высшей или низшей касте, независимо от его взглядов, цвета кожи, пола, расы, национальности или вероисповедания. Поэтому двери храма сикхов, именуемого гурдвара (Дом Гуру) открыты для всех, без всякой предубежденности или социальной дискриминации. В этом мире каждый человек в равной мере имеет право войти в храм гурдвара и присоединиться к богослужению.

Правоверным сикхам следует быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя.

Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с ее законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека.

Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет право об этом рассуждать, чтобы принудить тебя.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу. В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается еще собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое.

Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности. Внутри нас — беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя. Сознавание своего «Я» — это самый низкий уровень сознания, присущий также животным.

Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом — до уровня Природы, и дальше — до уровня Бога. Сикхи — не подвижники и не материалисты, они выбирают серединный путь. Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, ученые создают иллюзии.

Священное Писание

Священную книгу Гуру Грантх отличают поэтичность и широкое использование метафор. Книга напоминает библейские псалмы. Она не является систематизированным изложением постулатов веры. Ее сила в захватывающем действии на ум и в возбуждении сердца для любви к Богу.

Гуру Грантх содержит духовные стихотворные произведения исторических гуру. Большая ее часть создана гуру Арджаном, хотя в последнее издание, подготовленное гуру Говин-дом Сингхом. включены также работы преемников Арджана. Этот сборник носит название Ади Грантх, или Подлинная Первая Священная Книга. Гимны и стихи, созданные гуру Говиндом Сингхом, не вошли в этот сборник. Но после смерти гуру один из его учеников составил сборник Дасам Грантх — сочинения десятого гуру.

Когда в 1708 г. гуру Говинд Сингх передал Книге свои полномочия, он изменил всю структуру религии сикхов, переключив внимание верующих на постоянный, неизменный предмет. Индийская религия всегда подчеркивала практическое значение существования предметного объекта духовной концентрации и поклонения. Храмы, святые места, священные реки и святые люди с давних пор служили основой для индийской духовности.

Хотя сам гуру Нанак не придавал значения внешним атрибутам религии, считая главным достижение согласия сердца с богом посредством любовного созерцания, большинство его последователей ощущали необходимость стимулирования веры с помощью материальных объектов. Поэтому признание Говиндом Сингхом Священной Книги в качестве источника божественной истины и пути духовного проникновения способствовало тому, что вскоре она получила статус святыни.

Сикхский храм, гурдвара (дверь гуру), является в основном местом, где Книга хранится и где вокруг нее могут собираться члены общины. Книга плюс община составляют гуру. Гуру Грантх и Гуру Пантх знаменуют присутствие гуру в современном мире. Важнейшим следствием этого развития стало резкое увеличение ответственности за веру, падающей на плечи каждого члена общины.

У сикхов нет священников; богослужение может вести каждый, хотя небольшая группа членов общины специально обучается чтению и толкованию Грантхов. Это еще более усиливает в сикхах чувство исключительности своей веры, в которой как ни дном другом течении индуизма развит конгрегационализм и тесна связь религиозного и общинного самосознания.

У сикхов есть множество вариантов толкования Священного Писания, но цель всех объяснений заключается в оказании помощи в поиске единения с Богом. Во многих отношениях это очень практичная религия, которая предпочитает ученых святым или, по крайней мере, желает ученым стать святыми. Когда в двадцатом веке сикхи попытались возвести свою веру в ранг мировой религии, эта концепция вызвала ряд ироничных замечаний. Ведь не всегда желания ученых соответствуют желаниям святых, а тем более рядовых членов религиозного движения. («Религии мира», 1994 г., Изд.: Белфакс)

наверх

Принципы

Религиозный Путь сикха

Праведная и освящаемая религиозной верой жизнь, согласно Гуру Рахит Марьяда (кодексу поведения), должна стать повседневной практикой. Правила кодекса включают в себя:  

  • духовное пробуждение
  • добросовестное исполнение своего долга
  • смирение
  • воздержанность
  • милосердие

Приняв крещение, проявляя постоянную преданность и сердечную любовь к заповедям Гуру на всех путях своей жизни, ученик взыскует милости Гуру.

Пять пороков

  • вожделение
  • гнев
  • алчность
  • привязанность
  • эгоизм

являются препятствиями на пути духовного продвижения, но эгоизм — главнейшее из всех. В высказываниях Гуру в качестве наиболее употребительного ключевого термина фигурирует понятие “хаумаи” (чувство “я”), трактуемое как синоним самого коварного зла. Эгоизм — это нравственный порок, в котором коренится глубинная причина всех злых деяний.

Сам по себе эгоизм представляет  собой  следствие  иллюзии — восприятия собственной индивидуальной самости как фактора безусловной предельной значимости. Все действия эгоистичного человека направлены исключительно на самое себя. “В эго он рождается и в эго он умирает” (Аса Мохалла 1, с-466). Эго разрушает плод глубочайшего покаяния. Когда завеса эго ниспадает на великого йогина, она в один момент заставляет его утратить все то, что он приобрел за годы аскетической практики. Эгоизм — это болезнь; это препятствие на пути духовного прогресса личности.

Цель жизни человека составляет духовное спасение, достигаемое через прославление Божества и обретение в ходе этого процесса Божественных качеств. Ослепленный эго человек не может увидеть славу Божественного. Поэтому НАМ не поселится в сознании до тех пор, пока там пребывает эго. НАМ и эго суть два противоположных начала.

Эгоистический разум не может постигнуть моральных принципов, выдвинутых Гуру, и оставляет подавленную душу вслепую бродить во тьме, так никогда и не достигая цели. Эгоизм преграждает путь желанного духовного роста.  Гуру называет эгоистичного человека “манмукх”. Эго сжигается только по милости Гуру, через сабад.

Ум человека находится в хаотическом состоянии.  Он  исполнен  пяти  пороков — вожделения, гнева, алчности, привязанности и гордыни, или эгоизма. Все это препятствует реализации НАМ. Для духовного восхождения необходима чистота ума. Ни мирянин, ни монах не могут достигнуть спасения, не победив строгой дисциплиной хаос своего внутреннего мира.

Это обуздание внутреннего хаоса путем очищения сознания от пяти пороков является, согласно требованиям Гуру, необходимой предпосылкой достижения духовного совершенства. Воспевание Славы Господу, Всемогущему Владыке, поможет освободить сознание от нечистоты. Прославляя Божество, человеческое сознание обретает божественные качества. В результате, когда уходит вся нечистота, в чистом сознании поселяется НАМ. А это приводит к тому, что сознание поднимается над хаотическим состоянием.

Благодаря молитве и воспеванию Бога сознание приходит в соприкосновение с НАМ и становится просветленным. Когда сознание просветлено, человек возрождается в духе Гуру и начинается постепенный духовный прогресс. Сознание усваивает НАМ; Божественное Имя проникает в душу и ум человека. Это чудесное превращение, или метаморфоза, помогает человеческой душе совершить переход к состоянию Абсолютного Блаженства.

В человеке происходит глубокая внутренняя перемена:  одна форма сменяется другой. Меняется аспект восприятия Бога; преданный поднимается от личностного аспекта к имперсональному. Рушатся все преграды, ограничения и барьеры; начинается слияние души человека с Высшей Душой, подобно тому как вода смешивается с водой, свет сливается с Божественным Светом.

Согласно сикхским Гуру бесполезно посещать священные места омовений с целью искупления грехов. Человек совершает омовения в священных местах, желая приписать это себе в заслугу, с наполненными отравой сосудами, которые обмывают только снаружи. Порок, коренящийся во внутренней жизни человека, невозможно устранить при помощи внешнего выполнения ритуалов. Единственное подлинное паломничество — это медитация на НАМ.

Путь медитации, предлагаемый сикхскими гуру, называется Нам Марг, или Сахадж Йога. Близки также здесь путь Белой Тантры и Кундалини Йога. (Об это в разделе эзотерика). – не уверена что это так, поэтому пока можно не печатать эту приписку.

Крещение. Посвящение в общину

Начало пути к достижению духовной цели представляет собой Крещение. Для того, чтобы обрести в сознании Бога, необходимо войти в контакт с НАМ, но ни один человек без помощи Гуру не может достигнуть НАМ и обречен странствовать во тьме. Гуру смывает скверну тысяч злых деяний прошлого и настоящего. Оно спасает и в будущем. Медитация на HАМ сжигает бесчисленные грехи.Чтобы обрести спасение. (источник)

НАМ — это непочатый источник, возвращающий человека в Непроявленное. Гуру — единственный Канал, соединяющий с НАМ. Согласно Гурмату, Бриллиант НАМ становится явным только в сердцах тех, кто находит прибежище у Гуру. Когда мы приходим к Гуру, он дает нам Божественное Имя — НАМ. Мы медитируем на полученное от Гуру НАМ, и оно возвращает нас к нашему истоку — к Всемогущему.

В сикхизме существует один-единственный путь, ведущий к Гуру, — крещение. Каждый сикх должен принять от Пяти Возлюбленных (Пандж Пьяре) паухал или амрит (нектар). После этого он и становится сикхом Гуру — гурувала. Не принявший крещения сикх остается человеком, не имеющим Гуру, — нигура.

Любой человек может повторять Имя Бога, но Его невозможно достигнуть путем простого повторения Имени. Только когда Милостью Гуру НАМ поселяется в сознании, медитация становится плодотворной. Без Милости Гуру сикх не может достигнуть своей цели — спасения. В поисках Милости Гуру мы должны прийти к нему, а это возможно сделать только через крещение.

От первого до десятого Гуру обряд крещения состоял в принятии Чаранпаухала; палец или ступни Гуру окунались в воду, которую затем давали преданному выпить, и при этом Гуру произносил Гурмантар (Слово). После создания Хальсы десятый Гуру изменил традицию, возложив осуществление этой церемонии на Пятерых Возлюбленных. С тех пор всякий человек, принимающий религию Гуру (сикхизм), получая крещение, принимал статус Хальсы (слова “сикх” и “Хальса” стали синонимичными).

При достижении мальчиками и девочками примерно четырнадцати лет они могут быть посвящены в полноправные члены хальсы. Этот ритуал часто называется крещением, но это лишь приблизительное определение происходящей церемонии. В центре этого ритуала, как и всех сикхских обрядов, находится Священная Книга.

Посвящение в общину проводится в сикхском храме в присутствии всей общины или в сикхском ломе в присутствии родственников и друзей сразу для многих мальчиком и девочек, достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обычно это молодые люди из сикхских семей. Провозглашенная сикхскими гуру возможность вступления в сикхскую общину для представителей любой веры и происхождения теоретически остается в полной силе, но практически теперь не реализуется.

Сикхская община сама превратилась в своего рода замкнутую кастовую группу, и для нее также характерны наследственные профессии, браки внутри общины (эндогамия) и культурное своеобразие. В этом проявилось действие социальных механизмов индийского традиционного общества. Более того, в этом обществе закрытость общины воспринимается со стороны других сект и каст как правильная и естественная.

Ритуал проводится так, как некогда его совершил десятый гуру Гобинд Сингх (подробнее...>>), учреждая хальсу. Для проведения ритуала избираются пять особо уважаемых членов общины, которые в память о первых героических посвященных в хальсу сикхах называются Панч Пьяре. Эти пятеро должны иметь при себе все полагающиеся члену хальсы пять символов. Сами принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды. Обряд проводится перед Книгой Ади Грантх.

Один из посвящающих рассказывает собравшимся неофитам о принципах хальсы и спрашивает, принимают ли они их. После того как те дали согласие, один из посвящающих начинает читать молитву. Одновременно для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, символ бессмертия, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Ее готовят пять посвящающих.

Они ставят в центр большой железный сосуд с водой, взятой из пруда около Золотого Храма, и сладкими добавками. По очереди они читают молитвы и гимны из Ади Грантх, при этом размешивают воду мечом. (Сикхская традиция гласит, что при первых гуру амрита не приготовлялась и обряд посвящения в сикхи был другим. Тот, кто хотел стать сикхом, пил воду, в которой были омыты ноги гуру, - в знак полного подчинения его воле).

Когда напиток готов, начинается собственно посвящение. Каждый кандидат вызывается для принятия амриты. Он или она складывает руки в пригоршню, чтобы жидкость не проливалась, и выпивает пять раз полную пригоршню, приговаривая вслед за произносящими молитву Панч Пьяре формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру».

Затем ему пять раз брызгают амритой в глаза и лицо, пять раз на голову и волосы. Всякий раз вступающий произносит сикхскую молитвенную формулу. Затем вступающий пьет амриту прямо из сосуда. После этого он читает пять раз молитву «Мул Мантра». Затем Панч Пьяре рассказывают новообращенным о правилах поведения сикха и других важных указаниях сикхских гуру.

С этого момента прошедшие обряд считаются принятыми в хальсу. Они получают добавление к имени Сингх («Лев») для мужчин и Каур («Принцесса») для женщин. Новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все собрания, сикхские святыни и вступать в брак. Обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно.

Важнейшие из этих обязанностей — ежедневно совершать молитвы, передавать 1/10 своего дохода на цели общины и носить атрибуты хальсы, «пять К». Главными грехами, которые сикх не должен допускать, считаются: стрижка волос и бритье бороды и усов; употребление мяса, приготовленного по мусульманским правилам; нарушение супружеской верности; употребление табака.

В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по каким-либо причинам (в том числе и по причине совершения греха) выбыл из общины. Такие люди должны сообщить о своей причине Панч Пьяре, выдержать возложенное наказание и после этого могут присоединиться к остальным посвящаемым.

Молитва

Особое место в сикхской культовой практике принадлежит общей, совместной сикхской молитве. Сикхское моление может проводить любой сикх; эта традиция была заведена для того, чтобы не вызывать к жизни целый класс священников с их претензиями на власть. Проводить его может даже женщина, потому что сикхизм провозглашает и проводит в жизнь равенство мужчины и женщины. Это может быть обычное чтение гимнов киртан или совместный молитвенный ритуал с элементами проповеди, который называется ардас.

Предрассветная совместная молитва в храме является одной из самых святых сикхских традиций. Общей молитвой в храме сикхи приветствуют наступление нового дня, благодарят Бога за спокойно проведенную ночь и испрашивают Его благословения на дневные дела. Такая утренняя молитва называется киртан (источник) (буквально: «прославление»).

Во время нее исполняются начальные страницы Книги Ади Грантх. Это Мул Мантра (буквально: «корневая мантра»), которая открывает Книгу. Собрание из 26 гимнов гуру Нанака Джапджи, расположенное вслед за «Мул Мантрой», содержит сикхский символ веры и исполняется каждый день. После этого распределяется карах прасад. Обязательная для всех ежедневная храмовая молитва на этом завершается, и дальнейшее храмовое расписание зависит от многих обстоятельств.

Обычно стараются, чтобы в храме было проведено за день пять полных молитвенных служб (число 5 в сикхизме священно). В течение дня в любом случае обязательно исполняются определенные части Ади Грантх. Поэма Аса-ди Вар гуру Нанака, Ананд Сахиб, сочинение гуру Амар Даса, или Сукхмани, написанная гуру Арджуном, исполняются чаще всего. По окончании чтения этих молитв также распределяется карах прасад.

В течение дня, после обязательных молитв, почти всегда проводится ардас. Этот вид совместного моления сикхской общины, содержащий элементы проповеди, проводится во всех сколько-нибудь значимых случаях в жизни общины или отдельного ее представителя. Во многих случаях проведение ардаса по просьбе сикха или его семьи отмечает важные моменты и переходные точки жизненного пути человека.

Ардас совершается перед началом путешествия, перед всяким важным делом, перед вселением в новый дом. Ардас всегда проводится во время ритуалов жизненного цикла. Для участия в молении ардас сикхи собираются в храме или на дому у того, по чьей просьбе оно проводится. Собравшихся должно быть не менее пяти человек, как это вообще принято в сикхизме, и обязательно действо проводится в присутствии Гуру Грантх.

Молитвенный ритуал ардас принят в хальсе со времен гуру Гобинд Сингха и имеет четкую структуру. Все присутствующие принимают активное участие в молитве, часто восклицая знаменитую сикхскую формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». В первой части молитвы произносится несколько стихов из Книги, в которых упоминаются Бог и все десять гуру.

Во второй части моления сикхи вспоминают свою героическую историю и говорят о том, как община прошла через испытания. Они призывают помнить о прошлых испытаниях и победах Пантха, а также о святых мучениках сикхской религии, о «тех верных членах хальсы, кто был обезглавлен за веру, четвертован, скальпирован, колесован, распилен на куски; кто принес свои жизни в жертву, защищая святые гурдвары, никогда не отказываясь от своей веры; тех, кто был тверд в своей верности нестриженым волосам истинного сикха; передан им свою милость, о хальса, и призови Бога, говоря Вахигуру».

В третьей части моления ардас упоминается повод, по которому оно проводится, и приводятся религиозные формулы и тексты, подходящие к случаю. Заканчивается моление пожеланиями благополучия всей хальсе. Его обычно исполняют в унисон все члены общины. После ардаса карах красил распределяется всем присутствующим.

Во время Бхог, завершающей, вечерней части ежедневного чтения, перед общиной сангат исполняются шлоки гуру Тегх Бахадура Мундавни и Раг Мала, то есть последние четыре страницы Книги. Затем Книга накрывается покрывалом румал, и на сегодня ее оставляют отдыхать.


наверх