Ортодоксальный сикхизм

Хальса или Кешдхари

В 1699 Говинд Сингх  предпринял важнейший шаг, созвав сикхов в Анандапур, где провозгласил учреждение новой общины — хальсы, воинственного братства-ордена, объединившей особо преданных сикхов.

Все члены хальсы должны были безоговорочно слушаться гуру и идти на самопожертвование во имя веры. Употребление алкоголя и табака категорически запрещалось. Чтобы стать членом хальсы, необходимо было пройти особый обряд посвящения. Говинд Сингх дал хальсе простой кодекс поведения — рахат. По сей день члены сикхской хальсы соблюдают каккар ("правило пяти К"), основу рахата: кес — запрет на стрижку волос, кангха — деревянный гребень, кара — железный браслет, кирпан — короткий меч, качхх — штаны до колен. В хальсу входили мужчины и женщины, получая при этом дополнительное имя Сингх ("лев") или Каур ("львица"). Хальса сохраняла доминирующее положение в сикхской среде до конца 20 в., и большая часть различий внутри пантха относится к хальсе.

Амритдхари, получившие амрит, или воду инициации, и являлись полноправными членами хальсы. За ними следуют кес-дхари, не посвященные в орден, но отмеченные его внешней символикой, в первую очередь длинными волосами. Амрит-дхари и кес-дхари считаются членами хальсы, совместно обе группы доминируют в жизни пантха. На другом краю спектра — сахадж-дхари, которые чтут Гуру Грантх Сахиб. Мхсая Кош дает 13 значений слова сахадж, в том числе "мысль" и "знание".

Имеется в виду высшее знание, необходимое для достижения Освобождения, отсюда метонимический перенос: сакадж — пятая, высшая ступень духовного самосовершенствования сикха, на которой достигается Освобождение. Дхари — "держащий", таким образом сахадж дхари — "стремящийся к Освобождению". Сахадж также означает "легкость", и "естественно", "легко", "просто", отсюда сахадж дхари имеет также значение,  "выбрав более легкий или медленный, постепенный путь к Освобождению".

Существует мнение, что в ХУIII веке существовала только первая интерпретация термина, вторая появилась позднее. Главное отличие сакадж дхари от членов хальсы состояло в том, что первые не проходили инициации, введенной Гобандом Синкхом, и не следовали предписаниям и запретам рахит-нама. Сахадж дхари могли стричь, а могли и не стричь волос по обычаю джатов, в последнем случае напоминая внешне сикхов из хальсы; они признавали десять сикхских гуру и после них единственным гуру считали Ади Грантх (источник).

Хотя лишь незначительное меньшинство из них рассматривают остригших волосы как несикхов, в целом в хальсе существует недовольство по поводу наличия в пантхе такого большого количества членов, не соблюдающих рахат. Однако официально исключают только амрит-дхари, преступивших запреты: если они совершают любой из четырех больших грехов (обычно это стрижка волос или курение), то их изгоняют из хальсы и называют патит ("падшие"). В сикхской среде наблюдалось несколько миграций, в 1880-х годах многие выехали в Юго-Восточную Азию и Австралию, после 1900 — в США. Начиная с 1947 число сикхских эмигрантов сильно возросло, и к началу 1990-х годов за пределами Индии проживало около миллиона сикхов (главным образом в Великобритании) (источник).


наверх