Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Основные идеи

Теоретические основы. Теория личности, лежащая в основе транзакционного анализа, исходит из наблюдений, согласно которым человек может нечто говорить, высказывая или подразумевая в скрытой или замаскированной форме нечто совсем иное. Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни.

Внимательное наблюдение за пациентами привело к открытию, что в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Я. Состояние Я определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент. Три состояния Я, в которых может находиться любой человек, носят названия Родитель, Взрослый и Ребенок. Независимо от возраста, каждый человек, за исключением младенцев, может существовать в одном из трех состояний Я.

Родительское состояние Я по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Я, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях – карательные установки, нечестность или предрассудки родителей. Пациенты нередко удивляются, когда некоторые их установки и жесты выводятся из соответствующих черт поведения их родителей; это особенно характерно для людей, возмутившихся против родителей и затративших много энергии, чтобы от них отделиться. Они упускают при этом из виду ряд основных особенностей своих родителей, впитав их в себя и привыкнув рассматривать как свои собственные.

Взрослое состояние Я по существу не что иное, как вычислительная машина. Это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет.

Взрослый – это тот, кто работает. Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить гвоздь, относится к ведению Взрослого. Но когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Я. Не всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Я; на вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно.

Состояние Я, именуемое Ребенком, – это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми, и каждый человек, независимо от его хронологического возраста, может иметь те же мысли и чувства и вести себя так же, как некогда в детстве. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Я свойственны спонтанность, интуиция и творчество.

Люди постарше (начиная с четвертого года жизни) испытывают переживания, подобные детским, если им присуща интуиция. Например, ребенок имеет обыкновение разглядывать какую-нибудь часть тела другого человека, если она его заинтересует, в то время как его родители этого не одобряют. И когда человек видит что-нибудь новое и интересное, он больше похож на ребенка, чем на родителя. Можно сказать, что человек, проявляющий интуицию, – Ребенок, а не Родитель. Дети получают, по-видимому, подлинное удовольствие от жизни и у людей, часто испытывающих радость, бывает весьма активное детское состояние Я.

Говорят, что три состояния Я составляют структуру личности, а диагноз состояний Я называется структурным анализом. В этом состоит обычно начальный этап транзакционного анализа. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Я каждого индивида может находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствуют шесть лиц, каждое из которых может внезапно проявиться.

Транзакция состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции другого. Многие транзакции просты и непосредственны, например:

Босс: Который час? (стимул)
Секретарша: Четыре часа. (реакция)

Это прямолинейная транзакция Взрослый – Взрослый. Однако ответ может исходить от других состояний Я, и тогда положение меняется.

Босс: Который час? (стимул из Взрослого)
Секретарша: У вас что, часы не в порядке? (реакция Родителя)

Если босс настроен благодушно, то секретарша может сохранить свою должность еще на неделю; однако он не получил ответа на свой вопрос, потому что она ему ответила, как ответил бы родитель ребенку. Родительское состояние ее Я взаимодействовало с его Ребенком. Его первоначальный стимул Взрослого был пересечен ее реакцией, и они могли бы продолжать такой разговор сколь угодно долго, причем босс так и не узнал бы время.

Босс: Я забыл их дома. (ребенок)
Секретарша: Нельзя же быть таким рассеянным. (родитель)
Босс: Знаете, я так торопился. (ребенок)

И так далее. Другая возможность состоит в том, что секретарша ответит на взрослый стимул босса реакцией Ребенка, например:

Босс: Который час? (взрослый)
Секретарша: Вам просто не терпится узнать это! (ребенок)

За этим может последовать немало интересных транзакций, но, по-видимому, босс узнает время значительно позже. Как видно из предыдущего примера, поведение людей не всегда соответствует их общественному положению. На социальном уровне босс остается боссом, но психологически он может быть маленьким мальчиком или партнером в игре. Транзакции могут принимать еще более сложный и скрытый характер, чем в предыдущем примере. Скрытые транзакции на двойном уровне порождают игры.

Игра отличается тремя характерными особенностями: во-первых, имеется упорядоченная последовательность транзакций; во-вторых, имеется подвох (это значит, что транзакции происходят на двойном уровне, и один из этих уровней скрыт от другого); и, в-третьих, имеется выигрыш. Лишь при этих условиях удовлетворяется определение игры, принятое в транзакционном анализе.

Прежде всех была открыта игра под названием "Почему Бы вам Не...? – Да, Но". Главные ее черты хорошо изучены транзакционным анализом; из следующего примера видно, как она была разыграна в одной терапевтической группе:

Гарри: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?
Мери: Почему бы вам не начать ее сегодня же вечером?
Гарри: Да, но я не спал вчера всю ночь.
Ларри: Почему бы вам не начать тогда завтра?
Гарри: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию.
Кэри: Почему бы вам не выполнить ее в конце недели?
Гарри: Да, но я должен навестить семью.
Джерри: Почему бы вам не попросить у профессора отсрочки?
Гарри: Да, но ведь он сказал уже: "Исключений не будет".

Обычно игра завершается молчанием, когда все другие участники сдаются, и Гарри выигрывает. Хотя на первый взгляд он делает прямой запрос, исходящий от Взрослого, он последовательно отбрасывает все предложения, подобно маленькому мальчику, получающему всевозможные родительские советы и не удовлетворенному ни одним из них. Впоследствии он признался, что сам думал уже обо всех этих предложениях, тем самым обнаруживая скрытый уровень своей игры.

Ребенок Гарри вводил в заблуждение Родителей других членов группы, вынуждая их на скрытом психологическом уровне уделять ему внимание. Он еще раз доказал, что Родитель не может сказать ему ничего нового, и в этом состоял его выигрыш.

Подобно всем игрокам, Гарри хорошо знал свою игру и мог разыгрывать в ней любую роль. Часто он занимал позицию Родителя по отношению к своей приятельнице Матильде, также игравшей в "Почему Бы вам Не; Да, Но", а Матильда занимала позицию Ребенка; они без труда переключались с одной позиции на другую. Люди предпочитают встречаться с теми, кто играет в ту же игру или в дополнительную игру, чтобы извлекать из своей игры нужные им преимущества.

Поглаживания. Новорожденный младенец не может выжить без физического соприкосновения с матерью или лицом, заменяющим мать. Как доказал знаменитый детский психолог, у младенцев, которым не уделяется достаточное внимание или которые лишены достаточного общения с людьми, смертность значительно выше, чем у тех, кто имеет больше контактов с людьми, хотя эти контакты и связаны с бактериальной инфекцией. Этот вид раннего воспитания младенца его матерью называется поглаживанием.

Потребность в поглаживании сохраняется в течение всей жизни, хотя виды поглаживания меняются и могут становиться все более изощренными. Вместо физических поглаживаний Гарри получал словесное внимание, но слова, обращенные Родителями других членов группы к Ребенку Гарри, были равносильны физическим поглаживаниям. Для вышедших из младенческого возраста поглаживания столь важны, что изобретаются всевозможные хитрые средства, чтобы их получить. Подросткам иногда приходится для этого красть автомобили или нарушать правила уличного движения, потому что отрицательные поглаживания лучше, чем если поглаживаний вовсе нет.

Игра Гарри иллюстрирует другое важное преимущество (выигрыш), извлекаемое из игр. Гарри снова убедился в правильности рано принятого и не сознаваемого им теперь решения, что его родители не могут сказать ему ничего стоящего. Это решение, определившее столь многое в жизни Гарри, основывалось на том обстоятельстве, что мать его умерла, когда ему было меньше пяти лет, отец его вновь женился, и мачеха регулярно совершала промахи.

Гарри считал, что и отец никогда его не понимал, потому что он, прежде всего, привел в дом подставную "маменьку", совсем не такую, как настоящая, и, во-вторых, никогда не имел времени разобраться, что его беспокоит. В очень раннем возрасте он убедился, что его отец и мачеха больше заняты собою, чем им, и не говорят ничего, имеющего отношение к его подлинному одиночеству и несчастью.

Игра в "Почему Бы вам Не; Да, Но" поддерживала это его основное решение, поскольку, разумеется, Родители других людей, с которыми он встречался в своей дальнейшей жизни, например, членов его терапевтической группы, также, разумеется, никогда не могли сказать ему ничего стоящего о том, что казалось его Ребенку единственно важным. Неудивительно поэтому, что он жаловался и на свою приятельницу Матильду, утверждая, что и она его не понимает, как и другие девушки, с которыми он встречался. Временами он говорил, что врач не понимает его или не говорит ничего стоящего.

Поскольку игры основываются на решениях раннего детства, от них можно отучить, и пациент может принять другое решение. Можно либо полностью отказаться от игры, либо заменить ее другой игрой, менее вредной. Когда на следующем сеансе Гарри попытался заново начать "Почему Бы вам Не? – Да, Но", врач удивил его своей реакцией:

Гарри: Я никак не могу вовремя вставать по утрам.
Врач: Но ведь у вас есть и интересные проблемы, не правда ли?

Вместо того чтобы высказать ряд новых предложений, которые были бы все отвергнуты, врач отказался вступить с Гарри в игру и дал ему понять, что он мог бы найти какой-нибудь другой способ общения с людьми. Это поставило под угрозу решение Гарри, и когда он окончательно расстался с "Почему Бы вам Не? – Да, Но", его личность уже изменилась.

Другое преимущество от разыгрывания игр состоит в том, что, пока длится игра между двумя или большим числом людей, удается избегать прямых, интимных, отношений между ними. Это кажется на первый взгляд трагичным, и это, в самом деле, трагично, но может быть понято, если обратиться к переживаниям детства. Гарри опасался близости с Матильдой; возможно, с этой целью он ее и выбрал, потому что первая женщина в его жизни, с которой у него были близкие отношения, покинула его в раннем и относительно беспомощном возрасте.

Этот глубокий страх, вызванный безвременной смертью его матери, все еще преследовал Гарри, и, чтобы не рисковать быть брошенным, он предпочитал разыгрывать с Матильдой игры, избегая, таким образом, близости.

Люди изобрели много таких психологических игр, общие черты которых – упорядоченная последовательность транзакций, подвох и выигрыш; но некоторые игроки играют серьезнее других. Это видно на примере сексуальной игры в "Насилуют!" На коктейль-пари Роуз, молодая красивая леди, занимает надлежащую позицию в своем стратегически расположенном кресле, так что Генри, ведущий с ней интеллигентную беседу типа Взрослый – Взрослый о современном искусстве, может видеть как раз предусмотренную часть бедра, когда юбка ее медленно приподнимается кверху.

Заинтригованный Генри пренебрегает своим Взрослым и спрашивает: "Вы пойдете ко мне сегодня вечером?" На это Роуз резко отвечает: "Что позволяет вам принимать меня за девицу такого рода?" После чего Генри вправе чувствовать себя неловко, а Роуз вправе испытывать негодование. Генри не знает, что когда Роуз было всего шесть лет, она решила, вследствие нечестного обращения с нею отца, что мужчины ничего не стоят.

В этот вечер она доказала это себе еще раз, как она это делала много раз в прошлом и будет делать много раз в будущем, если только не придет однажды в кабинет психиатра, жалуясь, что у нее как-то не складываются отношения с мужчинами. Неловкость у Генри скоро пройдет, и он придет в себя, снова готовый стать жертвой игры в "Насилуют!" Это "первая степень" игры, и оба они, Роуз и Генри, будут искать других игроков первой степени.

Некоторые игроки предпочитают разыгрывать свою игру более жестко; в случае "Насилуют!" жертва уходит, получив пощечину, а возмущенная леди вправе рассказывать своим друзьям, каким извергом был этот человек. Действительно жесткий способ игры – это игра "третьей степени"; игрок третьей степени идет в игре на все. В случае "Насилуют!" жертва игры третьей степени попадает в тюрьму, а возмущенная леди вправе громко вопить, бесплатно прокатиться в больницу и объяснить все происшествие полицейскому. Человек редко меняет степень своей игры, но в большинстве игр бывают и "жесткие", и "мягкие" игроки.

Игры настолько преобладают и настолько укоренились в обществе, что в некотором смысле становятся общепринятыми обычаями; это значит, что они разыгрываются по правилам, всем известным и более или менее всеми признанным.

Жизненная позиция. Игры составляют часть жизненного уклада. Из ранних транзакций между матерью, отцом и ребенком вырабатывается план жизни. Этот план называется сценарием.

Ребёнок не дифференцирует шумы окружающего мира и эмоции окружающих людей как относящиеся к нему или нет. До 8-ми месяцев ребёнок относит к себе всё, что происходит вокруг, не различая, например, кричит ли мама на него или ругается с соседкой. И в зависимости от качества окружающих ребёнка настроений и эмоций, в промежутке от 0 до 8 месяцев он «делает вывод» о себе и других людях. Этот вывод в трансактном анализе называется жизненной (экзистенциальной) позицией (ЖП) и может быть представлен следующим образом.

  • Я – ОК, Ты – ОК   - это «здоровая», продуктивная позиция, позиция базового доверия
  • Я – не ОК, Ты – ОК  - это депрессивная позиция, защищающая от разочарования в людях
  • Я – ОК, Ты – не ОК  - это параноидальная позиция
  • Я – не ОК, Ты – не ОК  - это бесплодная позиция

Если ЖП не анализировать, она не осознаётся и сохраняется на протяжении всей жизни, влияя на чувства, решения и поступки человека.

Сценарий жизни. ЖП – это только основа, скелет, который достраивается деталями о том, что и как ребёнок решил делать в жизни. К деталям относятся ответы на важные для человека вопросы: как я устрою свою личную жизнь, с кем буду дружить, каких успехов добьюсь, какими болезнями буду страдать, в каком возрасте умру и пр. 

Этот план жизни в трансактном анализе называется сценарием жизни, т.к. очень похож на театральный сценарий, также имеет начало, середину, конец (финальную сцену), сюжетную линию, которая часто напоминает известные сказки, легенды и притчи. Сценарий «пишется» в очень раннем детстве и во взрослой жизни человек его не осознаёт, хотя в точности ему следует. Анализ сценария жизни называется сценарным анализом и позволяет освободиться от этой жёсткой схемы действий, принять новые более благоприятные решения относительно себя и своей жизни.

Если мать говорит своему ребенку на одном уровне: "Будь в жизни удачником", а на другом уровне: "Но не покидай меня", то у молодого человека разовьется основной набор игр, служащих для исполнения раннего внушения матери. Это видно было на примере Джеральда. Казалось, ему везло или, по крайней мере, у него были шансы; но в последний момент он проваливался и бежал домой к матери ("Не покидай меня!").

Когда у Джеральда наберется достаточно провалов, он может почувствовать себя вправе впасть в депрессию или даже покончить с собой, так что сценарий приведет его к трагическому концу. Есть люди, побеждающие едва ли не во всех своих предприятиях, и если у них случается неудача, они сохраняют присутствие духа и возвращаются на арену, чтобы побеждать снова.

Другие же люди, пораженцы, ухитряются терпеть поражение в самых выигрышных ситуациях и затрачивают иногда немало изобретательности, чтобы обеспечить себе провал. Как бы это ни казалось трагичным, они следуют плану жизни, выработанному в детстве. К счастью, сценарии могут быть изменены, поскольку они не являются врожденными, а происходят от обучения.

Искажение, Игнорирование, Симбиоз. Сценарий жизни ребёнок «пишет» для того, чтобы выжить и существовать в часто кажущемся ему враждебном мире. Этот способ выжить – гениальная находка маленького ребёнка – был наилучшим и самым эффективным в той конкретной детской ситуации. На его поиск и уточнение ушло много сил и времени. Этот способ жить, удовлетворять свои потребности и получать от окружающих желаемое можно сравнить с профессией, для освоения которой человек много учился и практиковался и с помощью которой собирается зарабатывать на жизнь. Будучи взрослыми, мы неосознанно используем этот способ и бережно охраняем, передаём по наследству и укрепляем так, как будто это семейный бизнес.

Любая угроза сформированному способу удовлетворения потребностей и представлению о жизни – это угроза существованию. Поэтому человек часто искажает восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в сценарий. Искажение реальности всегда основано на не использовании в полной мере всех возможностей ситуации, на игнорировании своих способностей и способностей других людей, например, решать проблемы.

Игнорируя часть своих способностей (часть своего Родителя, Взрослого, или Ребёнка), человек передаёт соответствующие функции кому-то из близкого окружения. Партнёр выполняет эти функции и игнорирует в себе то, что берёт на себя другой. При этом партнёры неосознанно дополняют друг друга, так что у них вместо шести имеется только три эго-состояния на двоих. Подобные взаимоотношения называются симбиозом.

Рэкет, марки, игры. Одна из составляющих сценария – решение о том, какие чувства являются «хорошими», а какие – «плохими», т.е. какие чувства приносят желаемый результат, и их можно использовать для удовлетворения своих потребностей, а какие – бесполезные и даже вредные. Это решение принималось на основе того, что в семье одни чувства поощрялись, а за другие следовало наказание, например, мальчикам обычно запрещается бояться, а девочкам – гневаться.

Таким образом, «хорошие» чувства ребёнок испытывает чаще, вытесняя адекватные, но «плохие», замещая «плохие» - «хорошими». Эти замещающие («хорошие») чувства в трансактном анализе называются  рэкетными, т.к. с их помощью ребёнок вымогает желаемое. Во взрослой жизни это замещение чувств не осознаётся, рэкетные чувства кажутся естественными. Рэкет – это манипулирование окружением с целью получить привычные поглаживания. В процессе рэкета  рэкетир испытывает рэкетные чувства.

Если человек испытывает рэкетное чувство, но не выражает его, то он собирает так называемые марки. Психологический смысл понятия «марка» сходен со смыслом торговых марок, которые человек получает при покупке в супермаркете. Набрав определённое количество торговых марок, покупатель может обменять их на какую-то вещь. Чем больше марок, тем  лучше и дороже эта вещь.

Психологические марки человек меняет на возможность получить подтверждение своему сценарному решению. Например, марки обиды жена может поменять на резкий уход от мужа со словами «я так и знала, мужчинам нельзя доверять». Своё сценарное решение «мужчинам нельзя доверять» она в очередной раз проверяла, провоцируя мужа, например, на измену с мыслью «если он меня любит, он никогда так со мной не поступит». Любая провокация когда-нибудь заканчивается успехом, поэтому всегда появляется возможность обменять марки.

Описанный процесс с провокацией, обменом марок и подтверждением сценарного решения обычно повторяется на протяжении жизни не один раз и по одной и той же схеме может осуществляться в разных условиях и с разными людьми. В трансактном анализе этот процесс называется игрой.  Игра заканчивается подтверждением сценарного решения. Это подтверждение называется расплатой. Игроки всегда дополняют друг друга так, что каждый получает свою расплату. Игра – это неосознанный процесс, воспринимаемый как неприятная и даже болезненная ситуация. Игра может продолжаться  от нескольких секунд до нескольких лет.

Для использования полного потенциала взрослой личности человеку необходимо изменить стратегии поведения, принятые в раннем детстве. В терминах трансактного анализа это означает  выйти из сценария и достигнуть автономии. Цель терапии трансактного анализа – изменение личности с тем, чтобы достичь автономии, при которой человек использует свои ресурсы в полной мере и может самостоятельно решать любые свои проблемы.

Принципы Трансактного анализа (ТА)

Первый принцип ТА состоит в том, что все люди — хорошие (О-Кей). Он означает: ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди:

  • Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя — таким, какой ты есть
  • Временами мне может не нравится твоё поведение. Но я не отождествляю твоё поведение с тобой. Ты — ОК, хотя твоё поведение иногда может быть не ОК

Второй принцип ТА: каждый человек обладает способностью думать. Следовательно на нас лежит ответственность за принятие нами решения о том, чего мы хотим от жизни. Мы ответственны за наши действия, за наши не-действия и за результат наших действий и наших не-действий. Мы также способны осознавать наши действия и действия других людей и что-то делать для изменения.

Эрик Берн (основатель) был убеждён, что каждый клиент может измениться, если имеет ресурсы, информацию и поддержку. Информацию и поддержку клиенту даёт психотерапевт. Ресурсы у каждого клиента есть всегда, поскольку каждый человек обладает физисом (physis) — жизненной, природной энергией, побуждающей к развитию, росту, выздоровлению и совершенствованию. Любой человек сохраняет свой физис в течение жизни, поэтому надежда на излечение и развитие должна быть даже в самых тяжёлых случаях.

Третий принцип ТА: мы можем менять поведение и ситуации, которые нас не устраивают, и свои ранее принятые решения, в том числе и те, которые мы приняли до того, как начали говорить. Каждый из нас в очень раннем детстве под воздействием ситуации в семье принял ряд решений о себе, других людях и мире, а также о способах поведения, помогающих достигать желаемого и осуществлять принятые решения. Во взрослой жизни мы продолжаем неосознанно использовать эти поведения и выполнять свои ранние решения. Мы неосознанно используем свои детские решения почти всегда. И особенно в моменты выбора.

Мы выбираем жену\мужа, мы выстраиваем свой бизнес, строим отношения с коллегами и друзьями и даже болеем, исходя из своих детских решений. И если в детстве это было необходимо для выживания, то во взрослой жизни часто приводит к неэффективному и даже болезненному результату. Мы ведём себя так, будто у нас нет выбора и наше поведение и реакции являются единственно возможными и естественными. Это происходит потому, что мы забыли об имеющейся у нас возможности выбора.

Именно мы несём ответственность за наши поведения, чувства и решения. А значит, мы можем их менять. Это справедливо и для наших детских решений. Если некоторые из наших детских решений о себе, других людях и мире во взрослой жизни приводят к нежелательным последствиям, мы можем их изменить и сформировать другие, более благоприятные.

наверх