- Философия
- Религия
- Психология
Психоанализ
В самом общем смысле - это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание - это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов.
Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находятся первоисточники многих наших чувств и мыслей. Здесь накапливаются до конца неосмысленные, неотреагированные переживания, происходит синтез единичных впечатлений и разложение целостных, но случайных образов, которые человек воспринимает во время бодрствования, в конкретной ситуации.
В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются "роковые решения", вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология - пронизаны бессознательными мотивами.
Первая и универсальная задача психоанализа - это расшифровка, истолкование, осмысление всего того нового, неожиданного, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим. Если кто-нибудь из старых знакомых внезапно изменяет к нам отношение, мы стараемся найти этому объяснение в его характере, биографии. В быту, политике, искусстве всегда присутствует психоанализ.
Можно сказать, что психоанализ всегда присутствовал в культуре как необходимый и естественный ее компонент, принимая иногда форму дружеского диалога, наставительной беседы, объяснения в любви, церковной исповеди, зрительского участия в спектакле или читательского размышления о судьбе героя. Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в вид терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке - вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода.
Под влиянием урбанизации, усилившейся социальной мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усилившейся конфликтности.
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом, объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности и также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков.
Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.
Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкования сновидений, группового тренинга и другими. Цель практического психоанализа - это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывалась у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.
По поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз и последовательно вести лечение. Но по поводу "психики вообще" как человеческого феномена может существовать множество теорий, благодаря конкуренции которых поддерживается научная дискуссия, ставятся эксперименты и добываются новые знания. В психоанализе как научном движении очень быстро произошло размежевание на ряд течений.
Пять психоаналитических течений, развитых его основоположниками, представлены в настоящем пособии. Но за пределами нашего внимания осталось еще очень много концепций, с которыми читатель легко сможет познакомиться - поток литературы по психоанализу непрерывно растет.
Наконец, третий теоретический слой психоанализа касается таких предметов как человеческая природа, эволюция человека, взаимоотношения полов, происхождение и роль культуры, взаимодействие культуры и личности, социо-культурные причины невротизма. При обсуждение этих предметов психоанализ вливается в общую антропологию, этнологию, социальную философию.
Объясняя о происхождении и функциях культуры, таких ее форм, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социо-культурных процессов. Таким образом, религия, взаимоотношения полов, культура получают разную трактовку, например, у Фрейда, Юнга и Хорни.
Поток критической и комментаторской литературы о психоанализе не иссякает. В самом психоанализе появляются все новые направления, которые выдвигают на первый план те или другие бессознательные механизмы. Влияние психоанализа ощущается в искусстве, массовом и научном сознании. Психоанализ перестроил систему ценностей целого поколения людей в Европе и США. По мотивам раскрытых психоанализом коллизий написано множество драм, новелл, романов.
Ими увлекались выдающиеся мастера искусства С. Цвейг, Т. Манн, Д. Лоуренс, Ф. Кафка, С. Дали, Т. Уильямс, А. Миллер, Ш. Андерсен и многие другие. Американский психолог Л. Триллинг писал в 1955 году: "Фрейдистские идеи прочно обосновались в нашей культуре - психиатрия, прежде всего, воспитывается на них. Они имеют решающее влияние на образование и воспитание, чрезвычайно важны в антропологии, социологии, литературоведении. Даже теология должна принимать их в расчет. Мы можем сказать, что они стали интегральной частью нашего современного интеллектуального аппарата".
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30е годы на русском языке в основанной проф. Д. А. Ермаковым "Психоаналитической библиотечке".
Психоанализ следует рассматривать не только как научно-философское учение, но и как симптом культуры. Он возник в эпоху кризиса старой системы ценностей, дал остро почувствовать неустроенность духовного бытия личности и шаткость многих нравственных установок. Им затронуты "нервные окончания" самых острых этико-политических проблем нашей эпохи.
Знакомство с психоанализом ни для кого не проходит даром. Каждый человек, вникнув в его суть, становится более искушенным, более самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам, идеологическим штампам. Психоанализ воспитывает в людях терпимость, самоконтроль, ответственность, уважение к своей и чужой свободе. А это как раз те качества, в которых мы сегодня больше всего нуждаемся.
Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого.
Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.
Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных – стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.
Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.
Подробнее о психоанализе вы можете узнать из разделов:
Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:
- Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 320 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература)
- Электронная энциклопедия «Кругосвет» >>>
наверх