Самоанализ К. Хорни

Идеи Хорни, касающиеся механизмов развития личности, внутренних конфликтов, женской психологии вызвали острую полемику среди психоаналитиков, которые обвиняли ее в отступничестве и даже исключили из профессионального сообщества психоаналитиков.

К. Хорни родилась 16 сентября 1885 г. недалеко от Гамбурга в богатой норвежско-голландской семье, принявшей немецкое гражданство. Ее отец был капитаном норвежского флота, верующим лютеранином. Мать - датчанка по происхождению, отличалась свободомыслием, которое унаследовала ее дочь. В юности Карен вместе с отцом участвовала в дальних морских походах, приобрела страсть к путешествиям. В гимназии она проявила незаурядные способности.

Под влиянием матери решила заняться медициной и, как многие студенты в те годы, училась последовательно в нескольких университетах Фрейбурга, Геттингена, Берлина. Лекции известного участника фрейдовского кружка К. Абрахама подтолкнули ее к психоанализу. В 1909 году, в возрасте двадцати четырех лет она вышла замуж за берлинского юриста Оскара Хорни. Прожив в браке 28 лет и воспитав трех дочерей, она развелась с мужем из-за несоответствия характеров и с этого времени целиком посвятила себя психоанализу.

Германский период жизни заканчивается для Хорни в 1932 году из-за начавшихся гонений на психоанализ. Ф. Александер - психоаналитик, известный широтой своих взглядов, предложил Хорни стать заместителем директора Чикагского психоаналитического института. Проработав два года вместе, Хорни и Александер должны были признать, что их научные взгляды расходятся. Хорни уезжает в Нью-Йорк, где организует новый институт психоанализа и начинает издавать свой журнал. Ее работы: "О происхождении комплекса кастрации у женщин", "Невротическая личность нашего времени", "Женская психология", "Самоанализ", "Новые пути психоанализа", приносят ей широкую известность.

Период жизни в США (более 20 лет) - самый плодотворный в ее жизни. Испытав, подобно другим европейским ученым, трудности при вхождении в чужую культуру, она, тем не менее, успешно работала с американскими пациентами и одной из первых пришла к осознанию значимости общих социо-культурных условий в генезисе личности и ее неврозов. Критическая позиция Хорни в отношении ортодоксального психоанализа получила дополнительную поддержку в США. Здесь ей стало окончательно ясно, что сексуальные репрессии - лишь одна из многих причин возникновения неврозов.

Она поняла также, что фрейдовский взгляд на человека, как существо сексуально-озабоченное, обремененное культурными запретами и моралью, совершенно не соответствует американской действительности. Либерализм - эта "святая святых" американской цивилизации означал, что человек вправе выбирать любую религию, идеологию и мораль для себя, но не должен никому их навязывать и не должен нарушать закон.

Мало кто из американцев жаловался на отсутствие сексуальной свободы, но многие хотели иметь собственное дело, больше зарабатывать, завоевать высокий престиж среди коллег и знакомых. Психологические проблемы и невротизм были связаны в Америке с повышенной тревожностью, страхом не достичь успеха или потерять уважение. Движущими силами индустриально-правовой, рыночной цивилизации являются соперничество, приоритет материального и общественного успеха над другими ценностями, в том числе, над интимно-личными.

В своих книгах, обращенных к широкому читателю, Хорни затрагивает острые этико-психологические проблемы, связанные с самореализацией личности в открытом, плюралистическом обществе. При этом она призывает каждого активно искать свой путь в жизни и, прежде всего, разобраться в себе при помощи собственного разума. Ведь возможности психологического врачевания с помощью Другого - ограничены.

Хорни следовала индивидуальному методу Адлера при теоретической постановке и рассмотрении проблем личности. Но, практикуя психоанализ, она сохраняла в значительной степени технику Фрейда, с ее рационализмом, дистанцией между врачом и пациентом. Психоанализ Хорни опирается на иные, чем у Фрейда, мировоззренческие основания.

Фрейдовское мышление, согласно Хорни, является механистически-эволюционистским. Это значит, что Фрейд считал неврозы и установки взрослых людей лишь повторением установок, возникших в детстве. Он думал, что ничего принципиально нового не может развиться в человеке после пяти лет. Если тревога появляется впервые в момент рождения, то все последующие тревоги только воспроизводят эту первую в большей или меньшей степени.

Что касается самой Хорни, то она, безусловно, верила в способность человека развивать себя, владеть своими внутренними силами. Она верила в фундаментальность для человека доброты, общительности, альтруизма, способности к бескорыстному действию и исследованию. Эгоцентризм, агрессивность, зависть - формируются, как она думала, в определенном типе общества, там, где они востребуются экономической и политической системами или же проистекают из неправильного воспитания и ошибочного выбора жизненной стратегии.

Уже в 50-е годы эти взгляды Хорни были признаны многими ее прежними оппонентами. Ревизия фрейдизма представлялась в это время уже назревшей. Будучи исключена из Американской психологической ассоциации в 1941 году, Хорни создала свою Ассоциацию психоанализа. Хорни умерла 4 декабря 1952 года, однако ее Ассоциация существует и сегодня.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. Психологические теории и концепции личности. Краткий справочник. - В кн.: Горностай П., Титаренко Т. (ред.). Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута", 2001 >>>
  2. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 320 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература)
  3. Карен Хорни. Самоанализ >>>

наверх