Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Основные идеи

Работа с телом и психикой может быть реализована как в непосредственном телесном контакте с психотерапевтом, так и опосредованно, без прикосновений. При этом изменения в телесных ощущениях постоянно находятся в фокусе внимания и клиента и психолога.

Искусство прикасаться и принимать прикосновения - это путь к контакту с “внутренним ребенком”, к расширению возможностей телесно-чувственного осознавания себя и мира, к углублению чувства “Я”. В. Райх - основатель телесно-ориентированной психотерапии - указывал на терапевтическую ценность касания, как первичной, идущей от младенчества формы контакта с окружающим миром. Младенец изначально, не менее, чем в питании, нуждается в контакте с телом матери, в поддержке ее жизненности, поглощении ее энергии.

Известен феномен “сенсорного голода”, когда этот контакт разрушается и дети лишены прикосновений и поглаживаний (дети из детдомов), “ недолюблены” с младенчества из-за того, что их родители сами бояться прикосновений, объятий и недостаточно берут их на руки. Результатом становится задержка физического и психического развития и позднее, ограничение способности отдаться любви, когда появится возможность сближения с другим человеком. В этом же и трагедия неблагополучной старости, когда к пожилому человеку никто не прикасается. Есть английская поговорка о том, что у кошки высыхает спиной мозг, если ее никто не гладит.

Важным обстоятельством является также то, что когда ребенок с рождения находится в контакте с телом матери, то ее материнский инстинкт быстро развивается и налаживается грудное вскармливание. Идеальный вариант, когда кормление происходит живот к животу, тело к телу - когда он раздет и прижат к матери. Постоянный тактильный контакт, укачивание на руках - как установили невропатологи, - снижает даже внутричерепное давление у младенцев и обеспечивает полноценные условия его здоровья и развития.

Обратимся к понятию “телесность”. Понятия “тело”, “телесность” - ключевые в телесно-ориентированной психотерапии. “Телесность” - это не только ядро – собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные явления сознания - традиции, желания, потребности. Чрезвычайно важен тот факт, что тело является фундаментальной ценностью человеческой жизни и имеет первостепенную значимость в жизненных процессах.

Тело – это изначальная данность в жизни родившегося ребенка. Развиваясь, именно свое тело он прежде всего вычленяет из реальности. Позже тело структурируется, как основа личности и ее сознания и воспринимается как “Я”. Именно телесно - чувственный опыт становится фундаментом психического развития и самопознания. Это верно и в филогенетическом и в онтогенетическом аспекте. Телесность, тот или иной способ восприятия мира телесности и составляет базу первичного опыта человека, основу структуры человеческого самосознания.

В экзистенциальном смысле, мир телесности - это микрокосм, воплощающий в себе глубинную мудрость вселенной, где тело выступает каналом связи человека и природы в единое гармоничное целое. Надо сказать, что мир телесности не определяется какими-либо - историческими, культурными, национальными, либо иными особенностями и границами между людьми. На уровне тела, то есть, базовых морфологических, биологических свойств нашей природы мы все едины и одинаковы. Телесность нельзя сводить к индивидуальному, либо иным уровням человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру.

Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени и необходима ему для осознания и освоения собственной природы. Мир телесности - это проводник, помогающий восстановить утраченный контакт с частями нашей души и духа. В этом смысле А. Лоуэн называл тело “спасителем души”. Тело - это храм его души, носитель его духовной силы и творческой мощи. Именно поэтому одним из основных принципов телесно-ориентированной психотерапии является положение о творческой природе и сути телесности.

В качестве метафоры, отражающей суть телесности, В. Баскаков - психолог, который первым в России стал вести исследовательскую и практическую работу в области телесно-ориентированной психотерапии - использует картины С. Дали, наполненные плавающими и растекающимися образами - символами. По сути, телесное и психическое тесно переплетены и глубоко пронизывают друг друга, что послужило основанием для разработки в телесно-ориентированной психотерапии подробной телесной топографии психологических проблем человека.

Исследование телесных ощущений и состояний, работа с ними существенно расширяет психотерапевтическое пространство и возможности психолога, облегчает процесс раскрытия субъективного опыта человека. Тело, особенно через доступ к мышечным паттернам, позволяет связать теорию и практику; абстрактное и конкретное; вербальное, невербальное и до- вербальное; клинические проявления, поведение, чувства и мышление человека.

В любой момент жизни тело воплощает особенности личности, ее психологических проблем и конфликтов. Что же происходит с душой и телом человека в ходе его жизни? Известно, что при рождении у каждого ребенка закладывается богатый спектр ощущений, его возможности жить и чувствовать колоссальны. В процессе развития его тело формируется как универсальный, общечеловеческий язык, выражающий и передающий чувства и отношения - от человека к человеку.

Но постепенно издержки воспитания, сложности взросления, переживаемые стрессы у многих людей приводят к подавлению чувств и ощущений тела (чаще тех, которые негативны, разрушительны или неуместны), утрате глубины переживаний, оскудению диапазона эмоций, (или, напротив, к их хаотической и разрушающей интенсивности).

Эмоционально значимые переживания “врастают в память тела” и фиксируются в нем. Тело - запечатлевая маски и роли, избранные как способы защиты от тяжелых переживаний, - обретает “мышечный панцирь”, узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Они блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности; ограничивают подвижность и ресурсы жизненности тела; снижают качество жизни и полноценность самой личности; ведут к заболеваниям и старению.

Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, мы приходим к внутренним конфликтам, когда эмоции “отсекаются” от движения и восприятия, действия от мышления и чувств, понимание от поведения. Думаю - одно, чувствую - другое, делаю - третье.

Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом; потерю контакта с частями души и тела; с чувственной реальностью мира. Мы утрачиваем ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть чувств и уже не можем по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. Недаром А. Лоуэн утверждал, что все наши личностные трудности исходят из предательства своего тела.

В итоге, с возрастом мы все больше чувствуем трагичность существования, погружаемся в страдания, либо в “оценочное переживание жизни”, что подменяет нам радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Мы не столько живем, сколько размышляем о жизни, сожалея о собственных потерях. Выход из подобных тупиков для каждого из нас возможен в итоге осознания своей жизни и судьбы, работы с собой, вырастания над собой прежним. В этом процессе мир телесности служит проводником, помогающим восстановить контакт с частями души, обрести себя и смысл жизни.

Оптимальные условия для процесса личностного роста и обретения мудрости поможет создать телесно-ориентированная психотерапия. Развивая способность к телесно-чувственному осознаванию - как мосту между мыслями, действиями и эмоциями, телесно-ориентированная психотерапия запускает процесс их осознавания и трансформации, соединения их в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений.

Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно - чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, продвижения к обретению себя, к полноценной самореализации.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) - направление психотерапии, обьединющее ряд авторских методов:

  • Вегетативная терапия (В. Райх)
  • Биоэнергетическая терапия (А. Лоуэн)
  • Стержневая (Core) энергетика (Д. Пьерракос)
  • Соматическая терапия - биосинтез (Д. Боаделла)
  • Радикс (Ч. Келли)
  • Хакоми (Р. Курц)
  • Соматический процесс (С. Келеман)
  • Организмическая психотерапия (М. Браун)
  • Первичная терапия, или терапия первичного крика (А. Янов)
  • Комплексы двигательных упражнений, связанных с вывлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М. Фельденкрайз)
  • Структурная интеграция, или рольфинг (И. Рольф)
  • Биодинамическая психология (Г. Бойсен)
  • Бодинамика, или психологи соматического развития (Л. Марчер)
  • Чувственное осознавание (Ш. Селвер)
  • Психотоника (Ф. Гласер)
  • Процессуальная терапия (А. Минделл)

В сферу ТОП входит также ряд оригинальных российских методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков). Близкими к ТОП явлются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен-метод (М. Розен); БЭСТ (Е. Зуев), инсайт-метод (М. Белокурова), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р. Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик.

Методы телесно-ориентированной терапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состоний. ТОП явлется также инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации, улучшения физического самочувствия.

наверх