Рационально-эмоциональная поведенческая психотерапия

Практика

Задачи и стадии

В рационально-эмотивной терапии (РЭТ) считается, что у психотерапии есть две основные задачи.

Первая - помогать клиентам (и, как считает Эллис, и всему человечеству) свести к минимуму иррациональное мышление, неадекватные чувства и дисфункциональное поведение. Так называемые "эмоциональные нарушения" теснейшим образом связаны между собой и ни один из этих процессов обычно не существует сам по себе, независимо от двух других.

РЭТ полагает, что наличие у человека серьезных "эмоциональных" проблем (таких, как тревожность и депрессия) говорит о существовании у него иррациональных убеждений и разрушительного для него самого поведения, сопровождающих и до некоторой степени даже создающих эти проблемы. Но иррациональные убеждения сами могут являться следствием неадекватных эмоций и поведения; а неадекватное поведение может проистекать из дисфункциональных мыслей и эмоций.

Первая стадия РЭПТ состоит в том, чтобы ликвидировать мысли, чувства и способы поведения, которые мешают клиенту и окружающим его людям быть счастливыми, и помочь ему увидеть, как он своими руками делает себя несчастным.

Вторая задача психотерапии, к выполнению которой приступают с самого первого сеанса, заключается в том, чтобы помочь клиенту полнее самоактуализироваться, стать более счастливым. Это очень важно, поскольку даже люди, не причиняющие особого вреда ни себе, ни окружающим, в силу инерции стремятся скорее к комфорту, чем к творчеству и приключениям, в силу чего жизнь их протекает тихо и без вдохновения. У них все нормально - и дом, и работа, и друзья. При этом они совершенно не реализуют свои творческие возможности - а ведь это могло бы сделать их жизнь ярче и полноценнее.

Поэтому эффективная психотерапия (по крайней мере, так считается в РЭТ) учит людей не только тому, как свести к минимуму (в идеале- ликвидировать) эмоциональные и поведенческие проблемы, но и тому, как использовать свой потенциал, как сделать свою жизнь более насыщенной.

Рационально – эмоционально – поведенческий взгляд на человека весьма оптимистичен: хотя теория и постулирует наличие у людей выраженной биологической тенденции мыслить иррационально, она также утверждает, что они обладают конструктивной способностью выбрать работу над изменением иррационального мышления и самобичеванием как эффектом этого мышления.

Теория РЭПТ полагает, что наиболее качественные и продолжительные изменения, которых могут достичь люди, включают философское реструктурирование иррациональных Воззрений. Изменения на этом уровне могут быть общими и частными. Частное изменение философии означает, что индивид изменяет свои абсолютистские требования («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. Общее философское изменение предполагает принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Чтобы добиться изменения мировоззрения на частном или общем уровне, людям рекомендуется следующее:

  • Осознать, что они сами в значительной степени создают свои собственные психологические проблемы и, несмотря на то, что условия окружающей среды могут играть в их проблемах существенную роль, в процессе изменения они учитываются обычно во вторую очередь
  • Полностью признать то, что они способны сами основательно справиться с собственными затруднениями
  • Понять, что эмоциональные и поведенческие расстройства обусловлены в основном иррациональными, абсолютистскими и догматичными Взглядами
  • Определить свои иррациональные убеждения и провести различия между ними и их рациональной альтернативой
  • Оспаривать эти иррациональные убеждения, используя реалистические, логические и эвристические методы, а также посредством чувствования и действия вопреки им
  • Работать над интернализацией новых, эффективных Взглядов, задействуя множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов измерений
  • Продолжать процесс изменения иррациональных убеждений и использования мультимодальных методов всю свою жизнь

Когда люди добиваются изменения мировоззрения, они нередко спонтанно исправляют свои искаженные заключения о реальности. Однако для них может оказаться полезным поработать над этими искаженными выводами непосредственно, как всегда на это обращали внимание РЭПТ – терапевты.

Хотя рационально – эмоционально – поведенческая теория и утверждает, что иррациональные идеи являются плодородной почвой для развития и закрепления искаженных выводов, их изменение у людей может происходить и без существенных мировоззренческих преобразований. Так, они могут признавать, что их умозаключения или «автоматические мысли» - это скорее догадки о реальности, а не факты, могут создать альтернативные гипотезы, начать искать доказательства и/или проводить эксперименты, которые проверяют каждую гипотезу, и затем принять ту, которая является «лучшей ставкой» из всех имеющихся.

Несмотря на то, что РЭПТ – терапевты предпочитают помогать своим клиентам добиваться основательных изменений в философии через «В», они не настаивают, чтобы их клиенты поступали именно так. Если становиться очевидным, что клиент не может или не будет в любой данный момент времени менять свои иррациональные убеждения, то РЭПТ – терапевт старается помочь ему либо напрямую изменить «А», либо изменить его искаженные выводы по поводу ситуации.

наверх

Введение клиента в РЭПТ

В целом процедуры введения (индукции) включают в себя демонстрацию клиентам того, что РЭПТ является активно – директивной структурированной терапией, ориентированной на обсуждение проблем клиента в будущем и настоящем и требующей от клиента активного участия в процессе изменения. Индукция может принимать разные формы.

Во-первых, терапевт может разработать и использовать множество предварительных вводных роевых процедур, в которых бы просматривался типичный курс РЭПТ и продуктивное поведение клиента. Во-вторых, он может прочитать в начале терапии небольшую лекцию относительно природы процесса РЭПТ. В-третьих, может прибегнуть к вводным объяснениям на начальных сеансах терапии, используя в качестве примера проблему клиента, проиллюстрировав, как эта проблема может быть решена в РЭПТ, и обозначив соответствующие роли клиента и терапевта.

наверх

Оценка проблем клиента

Следующая стадия терапии касается оценки. Оценка вида и степени эмоционального нарушения клиента считается важной в РЭПТ, поскольку позволяет решить несколько задач

1. Определить, насколько серьезно нарушение у клиента, чтобы терапевт мог оценить вероятность излечения клиента с помощью РЭПТ терапии, и решить какие РЭПТ техники могут быть использованы наиболее подходящим образом с каждым конкретным клиентом в условиях, в которых он продолжительно живет.

2. Определить, или догадаться с достаточной степенью точности, насколько сложным будет клиент, как он воспримет основные РЭПТ – процедуры и сколь длительной должна быть терапия.

3. Узнать какой тип терапевтической включенности скорее всего поможет конкретному клиенту.

4. Определить, дефицит каких навыков имеется у клиента, и какие виды тренинга ему необходимо пройти, чтобы этот дефицит покрыть. На основе такой оценки можно будет рекомендовать клиенту те или иные виды тренинга, например тренинг ассертивности, социальных навыков, коммуникационный или профессиональный.

Поскольку РЭПТ является когнитивной, эмоциональной и поведенческой терапией, в ней оценивается не только иррациональные идеи клиента, но также его нездоровые чувства и саморазрушительное поведение. Обычный процесс оценки в РЭПТ почти всегда включает следующее:

  • Клиентам помогают осознать и описать свои нездоровые негативные чувства и четко увидеть их отличие от здоровых негативных чувств
  • Их подводят к осознанию своих саморазрушительных поступков и просят описать их, при этом стараются не акцентировать своеобразное, но безвредное поведение
  • Их просят указать конкретные активирующие события в их жизни, которые обычно возникают непосредственно перед патологическими чувствами и поведением
  • Оцениваются и обсуждаются их рациональные взгляды, которые сопутствуют Активирующим событиям и ведут к непатологическим Следствиям
  • Оцениваются и обсуждаются их иррациональные Взгляды, которые способствуют Активирующим событиям и ведут к патологическим Следствиям
  • Особенно тщательно определяются их иррациональные взгляды, содержащие абсолютистские «должен» и грандиозные требования к себе, другим и вселенной
  • Вскрываются также их иррациональные идеи второго порядка, которые являются производными от их абсолютистских «должен» и «обязан» - это «драматизация», «Я – этого – не – переживу», «осуждение» себя и других и нереалистическое сверхобобщение
  • Особо исследуются и обсуждаются их иррациональные идеи, которые ведут в беспокойству по поводу расстройства, - это тревога по поводу тревоги и депрессии из-за депрессии
наверх

Терапевтические стратегии РЭПТ

В самом начале статьи упоминалось о том, что существуют две формы РЭПТ – РЭПТ предпочтения и общая РЭПТ. Общая форма РЭПТ – это синоним когнитивной поведенческой терапии, в то время как РЭПТ предпочтения уникальна в многих важных аспектах. Основная цель РЭПТ предпочтения – побудить клиента значительно изменить мировоззрение в двух главных сферах, касающихся беспокойства по поводу эго и дискомфорта. Здесь подразумевается помощь клиенту, насколько это вообще возможно, в избавлении от его иррационального мыслительного процесса по типу долженствования и в замене его рациональным неабсолютистским мышлением.

РЭПТ предпочтения стремиться помочь клиенту добиваться своих долгосрочных базовых целей и задач настолько эффективно, насколько возможно посредством принятия себя и терпимости к неизменяемым дискомфортным условиям жизни.

РЭПТ – терапевты предпочитают использовать стратегии, созданные для совершения фундаментального изменения в мировоззрении. РЭПТ – терапевты пытаются донести до клиента несколько ключевых идей:

1. Эмоциональные и поведенческие нарушения имеют когнитивное сопровождение, и эти когниции обычно принимают форму абсолютистских категоричных оценок. РЭПТ – терапевты обучают своих клиентов наблюдать за свои собственным психологическим нарушением и прослеживать его идеологические, эмоциональные и поведенческие корни.

2. Люди по большей мере способны к самодетерминации и поэтому могут выбирать не поддаваться своему расстройству. Здесь клиентам показывают, что они не рабы своих биологически обусловленных и выученно дисфункциональных мыслительных процессов.

3. Люди могут осуществлять свой выбор и максимизировать свободу, активно работая над изменением своих деструктивных идей долженствования. Наилучший способ достичь этого – использовать когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы, зачастую достаточно форсированно и энергично.

РЭПТ считает, что в процессе психотерапии люди меняются, делая и переживая самые разные вещи: они чувствуют любовь к себе и придерживаются направления, которое дает им психотерапевт; их слушают, учат и подталкивают. Разные приемы используются в работе с разными людьми. Однако в РЭПТ считается, что для того, чтобы произошли глобальные изменения, желательно, чтобы клиент сделал три главные вещи:

  1. Понял, что основную ответственность за свои мысли, чувства и поступки несет он сам, и перестал перекладывать ее на своих родителей, культуру, окружающую действительность
  2. Увидел, как именно вредят ему его мысли, чувства и действия
  3. Настойчиво и последовательно старался изменить свои невротические убеждения, эмоции и поведение
наверх

Основные терапевтические техники РЭПТ

РЭПТ представляет собой основную форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техника свободно заимствуется из других терапевтических систем, но принимаются в целях, соглашающихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ – терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия.

Несмотря на то, что существует огромное множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник, здесь будут обсуждаться только основные. С самого начала необходимо отметить, что не существует «чистых» техник и что каждая из рассматриваемых методик содержит и когнитивные, и эмоциональные, и поведенческие элементы. Техники далее сгруппированы так, чтобы показать, какой психологический процесс является преобладающим.

наверх

Когнитивные техники

Самой распространенной техникой является Дискутирование (оспаривание) иррациональных идей. Есть три подкатегории оспаривания. Детекция включает в себя поиск дисфункциональных взглядов – особенно «должен», «обязан», «надо», - которые ведут к саморазрушительным эмоциям и поступкам. Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи.

Дискриминация обозначает помощь терапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностями и абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколько главных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование иррациональных Взглядов). ДИВ – это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто дается клиентам между сеансами после того, как их научили его проводить.

Клиенты могут пользоваться аудиокассетами, чтобы облегчить процесс дискутирования. Они могут прослушивать аудиозаписи терапевтических сеансов, и записывать собственные дискуссии по поводу своих иррациональных идей. Три когнитивных метода, которые терапевты часто предлагают клиентам для закрепления новой рациональной философии, - это библиотерапия , когда клиентам рекомендуется материалы для чтения и книги по самопомощи; прослушивание аудиокассет с записью РЭПТ – лекций на различные темы; проведение РЭПТ с другими , когда клиент использует РЭПТ, чтобы помочь своим друзьям и родным решить их проблемы.

Также применяется множество семантических методов. Иногда используются техники определения, цель которых – помочь клиенту использовать язык менее саморазрушительным образом (вместо «Я не могу…» использовать «Я еще не научился»). Также используют техники «за» и «против». Здесь клиентов побуждают перечислить как негативное, так и позитивное, относящееся к конкретному понятию, например, «курение». РЭПТ – терапевты используют множество имажинативных техник. Часто прибегают к рационально – эмоциональному воображению и к методу временной проекции.

наверх

Эмоциональные техники

РЭПТ - терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие, множество юмористических методов, рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот. РЭПТ – терапевты полагают, что клиенты сами способны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному методу энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергия играют большую роль в ставших ныне известными РЭПТ – упражнениями атаки стыда. В них клиенты преднамеренно стремятся вести себя «неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переносить последующий дискомфорт.

Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другим людям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящим упражнением на преодоление стыда. Упражнение на принятие риска относиться к той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях, где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями часто используется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой.

наверх

Поведенческие техники

РЭПТ приветствует использование поведенческих техник (особенно домашнего задания) с самого своего зарождения в 1955 году, поскольку она признает, что когнитивные изменения зачастую облегчаются изменениями поведенческими.

Поведенческие методы, применяемые в РЭПТ, включают в себя:

  • Упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени
  • Упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, в тоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра
  • Использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя отсроченные цели
  • Время от времени в РЭПТ прибегают к терапии принятой ролью Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто» они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять,
наверх

Техники, которых в РЭПТ избегают

  • Техники, которые делают клиентов более зависимыми (излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения)
  • Техники, которые делают клиентов более легковерными и внушаемыми (восприятие мира через розовые очки)
  • Техники многоречивые и малоэффективные (психоаналитические методы свободные ассоциации)
  • Методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (эмпирические техники, техники гештальт – терапии)
  • Техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (релаксация, йога и др.)
  • Методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (постепенная десенсибилизация)
  • Техники, в которых присутствует античная философия (лечение внушением и мистицизм)
  • Техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Взгляды («В») (техники семейной терапии)
  • Техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг)
наверх

Особенности РЭПТ предпочтения

1. Имеет явную философскую направленность, что и является ее центральной чертой и чего часто не хватает другим формам КПТ. Так она подчеркивает, что люди оценивают себя, других и мир в терминах рациональной, предпочитающей, гибкой и толерантной философии и в терминах иррациональной, обязывающей, ригидной, нетерпимой и абсолютистской философии.

2. Ей свойственен экзистенциально – гуманистический подход, чего лишены большинство форм КПТ. Так, она видит человека как «цельного, целенаправленного индивида, имеющего ценность уже только потому, что он человек и он живет, она безусловно принимает его со всеми его ограничениями и особое внимание обращает на его переживания и ценности, включая его потенциалы самоактуализхции». Она также разделяет взгляды этического гуманизма, побуждая людей предпочитать интерес к человеку интересам к божествам и материальным объектам. В этом смысле данный вид терапии можно условно отнести в гуманистический подход.

3. Одобряет стремление к устойчивым и продолжительным, а не к симптоматическим изменениям.

4. Пытается помочь людям избавиться от любого оценивания себя и рассматривает понятие самооценки как саморазрушительное, побуждающее людей к условному оцениванию себя. Вместо этого она учит людей безусловному самопринятию.

5. Считает психологические нарушения отражением установки воспринимать жизнь «слишком» серьезно и таким образом одобряет использование различных юмористических терапевтических методов.

6. Отдает предпочтение техникам, которые оспаривают философию долженствования. Поскольку РЭПТ предпочтения полагает, что искажение выводов идет от догматических «должен», «обязан», «надо» и т.п., она приветствует исследование философского ядра эмоциональных нарушений и оспаривание иррациональных идей, находящихся в этом ядре, а не просто опровержение антиэмпирических заключений, которые более поверхностны.

РЭПТ предпочтения также вместо функционально ориентированных самоутверждений совладания чаще использует решительное логико-эмпирическое и прагматическое оспаривание. Когда это возможно, РЭПТ предпочтения обучает клиентов тому, как стать своим собственным ученым, а не тому, как безумно повторять внушенные терапевтом рациональные идеи.

7. Использует смягчающие когнитивные методы, которые служат тому, чтобы отвлечь людей от их нездоровой философии. РЭПТ предпочтения считает, что подобные техники предлагают клиенту краткосрочное решение проблемы, но не побуждают его определиться со спорными вопросами и надолго изменить категоричную философию, которая лежит в основе его проблем. РЭПТ предпочтения использует методы тренинга умений и разрешения проблем параллельно с обучением людей работать над пониманием и изменением своих дисфункциональных убеждений, а не вместо него.

8. В объяснении психологических нарушений центральную роль отдает понятию тревоги по поводу дискомфорта. Она определяется как «эмоциональная напряженность, которая возникает когда человек чувствует, что его жизнь или комфорт ставиться под угрозу, что он не должен переживать, а должен чувствовать себя легко и что это ужасно, когда он не получает того, что, как он полагал, должен получать».

9. Чаще, чем другие подходы к КПТ, подчеркивает, что люди нередко заставляют себя беспокоиться по поводу своих исходных нарушений. Так, терапевт в РЭПТ предпочтения активно отыскивает вторичные или третичные симптомы нарушений и побуждает клиента работать над их преодолением, прежде чем перейти к основной проблеме.

10. Имеет четкую теорию нарушений и их лечения, но эклектична или мультимодальна в своих техниках. Предпочитает одни техники больше других и стремиться к глубокому или качественному изменению философии так, где это возможно. Если с определенным клиентом не работает больше ничто другое, она достаточно гибка в использовании «иррациональных» или «антинаучных» методов.

11. Проводит различия между «здоровыми» и «нездоровыми» негативными эмоциями. РЭПТ предпочтения считает такие негативные эмоции, как грусть, раздражение, озабоченность, сожаление и разочарование «здоровыми» аффективными реакциями на нереализованные желания, основанными на некатегоричной философии, считает их здоровыми, пока они не мешают целям и задачам человека.

Однако депрессия, гнев, тревога, вина, стыд, жалость к себе и чувство неадекватности признаются обычно «нездоровыми» эмоциями, основанными на абсолютистских требованиях относительно нереализованных желаний. РЭПТ предпочтения рассматривает эти последние чувства как симптомы нарушения, потому что они очень часто сбивают людей и мешают им конструктивно осуществлять свои цели и задачи. Другие подходы к КПТ не делают таких четких различий между «здоровыми» и «нездоровыми» негативными эмоциями.

12. Приветствует скорее тех терапевтов, которые безусловно принимают клиента, нежели тех, кто дает им теплоту и одобрение. Другие КПТ подходы не подчеркивают этой разницы. РЭПТ предпочтения полагает, что одобрение и теплое отношение терапевта таят в себе скрытую опасность, поскольку они могут непреднамеренно подтолкнуть клиента к усилению их потребности в любви и одобрении. Когда РЭПТ – терапевт безусловно принимает своих клиентов, он также служит хорошей ролевой моделью, потому что помогает клиенту принимать себя так же – безусловно.

13. Подчеркивает важность энергии и силы в противодействии иррациональной философии и поведению клиента. РЭПТ предпочтения – один из немногих подходов КПТ, делающий акцент на том, что люди по большей части имеют биологическую предрасположенность к образованию и закреплению нарушений и часто испытывают огромные трудности в изменении идеологических корней этих проблем. Поскольку они придерживаются такого взгляда, то призывает и терапевта, и клиента использовать значительную силу и энергию в развенчании иррациональных идей клиента.

14. Более селективна в выборе методов поведенческих изменений, чем другие виды КПТ. Она предпочитает использовать наказание, побуждая сопротивляющихся клиентов измениться. Очень часто такие клиенты не хотят меняться, чтобы получить позитивное подкрепление, но их можно побудить к этому, чтобы они избежали сурового наказания. Более того, РЭПТ предпочтения имеет в запасе метод социального подкрепления в терапии. Она полагает, что люди настолько подвержены подкреплению, что часто поступки не адекватны причинам, их вызвавшим.

Так, они могут измениться, чтобы ублажить своего терапевта, который выступает роли социального подкрепления, но, поступая так, они не обладают мотивацией думать и действовать ради самих себя. РЭПТ предпочтения нацелена на то, чтобы помочь клиенту научиться полагаться только на себя и самому себе направлять, и поэтому иногда может использовать техники социального подкрепления. РЭПТ предпочтения часто приветствует использование методов наводнения и десенсибилизации in vivo вместо методов постепенной десенсибилизации, она утверждает, что первые лучше помогают клиентам поднять уровень своей толерантности к фрустрации.

наверх

Показания к индивидуальной терапии

1. Индивидуальная РЭПТ по своей сути гарантирует клиентам полную конфиденциальность. Поэтому она показана, когда для клиента важно иметь возможность раскрыться без страха, что информация может быть использована против него.

2. Индивидуальная терапия по своей диадической природе дает возможность создания более близких отношений между терапевтом и клиентом, чем в присутствии других людей.

3. Индивидуальная РЭПТ может подстраиваться под темп обучения данного клиента.

4. Индивидуальная РЭПТ особенно показана в случаях, когда основная проблема клиента связана не с его самоотношением, а с отношениями с другими людьми.

5. Индивидуальная терапия может быть показана тем клиентам, которые желают дифференцироваться от других.

6. Индивидуальная РЭПТ предоставляет терапевтам возможность варьировать свои интерактивный стиль без опасения, что это может навредить другим присутствующим клиентам, как это бывает при работе в других терапевтических модальностях.

7. Индивидуальная терапия особенно показана клиентам, которые с трудом могут разделять терапевтическое время с другими клиентами.

8. Показания к индивидуальной терапии могут иметь негативные основания.

наверх

Противопоказания к индивидуальной терапии

1. Противопоказана клиентам, которые склонны впадать в излишнюю зависимость от терапевта, особенно если эта зависимость становиться настолько сильной, что может привести к ухудшениям.

2. Индивидуальная РЭПТ в целом не поощряет близкие межличностные отношения между терапевтом и клиентом, но все же между ними в ходе терапии могут сложиться тесные взаимоотношения, и поэтому клиентам, которым такая степень интимности или ее перспектива кажется крайне пугающей, вряд ли можно рекомендовать индивидуальную РЭПТ.

3. Противопоказана клиентам, которые находят данную модальность слишком комфортной. Опираясь на идею о тои, что личностные изменения быстрее происходят в ситуации оптимального уровня возбуждения, можно полагать, что индивидуальная терапия не вызовет у таких клиентов необходимого напряжения.

4. Индивидуальная терапия может не подойти клиентам, которые считают другие модальности более терапевтичными. Например, крайне застенчивые, пугливые клиенты, которые бояться взять на себя риск, получат больше пользы от групповой терапии, чем от менее рискованно ситуации индивидуальной терапии.

наверх

Различия в подходах РЭПТ и других видах когнитивно-бихевиоральной трапии

1. Представители других психотерапевтических школ согласны с тем, что иррациональные Убеждения (iB) ведут к эмоциональным нарушениям, но считают, что это происходит всегда, т.е. что наличие иррациональных Убеждений автоматически ведет к эмоциональному нарушению (Beck, 1976; Burns, 1980). Такую точку зрения, по словам Эллиса, нельзя считать правильной, поскольку, как указал Джон Дьюи (John Dewey, 1915) еще в начале века, люди могут иметь самые безумные убеждения, при этом нисколько от этого не страдая.

Более того, как правильно заметил Ричард Лазарус (Lazarus & Folkman, 1984), иррациональные и нереалистичные убеждения (например, когда смертельно больной человек убежден, что выздоровеет) могут помогать уменьшить страдания и тревогу.

Ввиду всего сказанного, РЭПТ полагает, что люди, в основном, а может быть и исключительно, наносят себе вред посредством оценочных иррациональных Убеждений. К примеру, если вы считаете, что есть добрый волшебник, который о вас заботится и всегда готов прийти на помощь, вы можете быть счастливы, и это в высшей степени нереалистичное убеждение не причинит вам никакого вреда. Но если считать (оцениваете) помощь волшебника необходимой, которую человек просто обязан получать, у человека почти непременно возникнет тревога (если вы поймете, что можете не получить столь необходимой вам помощи), и можете впасть в депрессию (если увидите, что помощь не приходит, когда вы так в ней нуждаетесь).

Поэтому РЭПТ имеет дело не со всеми иррациональными убеждениями, а лишь с теми, которые носят оценочный характер и связаны с целями, желаниями, идеями и требованиями. Поэтому психотерапевтический процесс обычно бывает кратким и эффективным.

2. РЭПТ считает важным проводить четкое разграничение между рациональными (rB) и иррациональными Убеждениями (iB). Кроме того, РЭПТ является практически единственной психотерапевтической школой, показывающей, в чем разница между адекватными и неадекватными чувствами и между полезным и вредным поведением. Придерживаясь прагматического подхода Дьюи (Dewey, 1915), РЭПТ считает рациональными те Убеждения (B), которые помогают человеку достичь поставленных им целей и служат его интересам, одновременно не нарушая интересов социальной группы, в которой он живет.

Иррациональные Убеждения (iB)- это убеждения, которые, содержат в себе оценку и мешают осуществлению целей человека, причиняя ему ненужную боль, страдания и иногда даже приводя к безвременной смерти.

Обычно помогающие человеку rB логичны и реалистичны, а вредящие ему iB- наоборот. Но это не всегда так! Например, как уже было сказано выше, за таким нелогичным Убеждением, как: "Раз меня бросил любимый, значит, со мной что-то не так",- может следовать абсолютно рациональное Убеждение: "Даже если со мной что-то не так, я, скорее всего, найду кого-то, кто сможет полюбить меня". А за нереалистичным Убеждением: "Раз меня отверг человек, которого я люблю, значит, любой, кого я полюблю, тоже отвергнет меня",- может следовать реалистичное Убеждение: "Даже если все, кого я полюблю, отвергнут меня, я смогу быть счастливым и без любви".

Только определенные iB- а именно требования к себе, окружающим людям и миру- почти всегда вызывают тревожность, депрессию, ярость и презрение к себе. Например: "Поскольку люди, которых я люблю, не должны отвергать меня, а этот человек все же отверг, значит, я ничтожество, которое никогда не добьется любви! Поэтому я никогда не смогу быть счастливым!"

Это Убеждение одновременно является и нелогичным (в силу допущенных в нем чрезмерного обобщения и непоследовательности), и нереалистичным (поскольку оно противоречит реальности). Но главное - такое Убеждение почти всегда ведет к депрессии и заставляет человека ненавидеть себя. Вместо того, чтобы искать новой любви, он начинает, наоборот, избегать контактов.

Итак, в РЭПТ мы имеют дело не со всеми иррациональными Убеждениями (iB), а только с теми из них, которые ведут к неадекватным чувствам тревоги, подавленности, ненависти к себе, в свою очередь порождающим вредное поведение, заставляя человека страдать и быть несчастным.

3. В когнитивно-бихевиоральных видах психотерапии, разработанных Беком (Beck, 1976), Молтсби (Maultsby, 1984), Мейхенбаумом (Meichenbaum, 1977) и другими когнитивистами, большое внимание уделяется разным нереалистичным и нелогичным умозаключениям и предположениям, которые не соответствуют действительности и довольно легко оспариваются психотерапевтами.

Эллис также относит эти Убеждения к категории иррациональных (iB), но, согласно РЭПТ, они не причиняли бы вреда, если бы не опирались на безусловные и абсолютистские требования. Психотерапевты, которые пытаются опровергнуть эти иррациональные Убеждения, не касаясь требований, могут помогать клиентам, но делают они это, согласно Эллису, довольно поверхностно.

Приведем пример: Женщина отказалась встречаться со мужчиной или выйти за него замуж (а ему очень хотелось бы этого), и он делает нелогичные и нереалистичные выводы: а) "Со мной что-то не в порядке"; б) "Я очень плохой человек"; и в) "Я никогда не смогу встречаться, с кем мне хочется, а также не смогу жениться ни на одной из женщин, чью любовь мне хотелось бы завоевать".

Первый из этих выводов неверен потому, что женщина могла бы отвергнуть его вовсе не из-за того, что с ним что-то не в порядке- существует масса других возможных причин. Второй вывод содержит в себе недопустимое обобщение - даже если с ним что-то не так и он не слишком хорошо умеет завоевывать любовь, это еще не делает его очень плохим человеком. Третий вывод также неверен (или, по крайней мере, маловероятно, что он верен), поскольку, даже если многие потенциальные партнеры отвергнут его, это не будет означать, что он никогда не смогу встречаться с тем, кто ему нравится, или жениться на человеке, любовь которого ему хотелось бы завоевать.

Итак, все выводы, сделанные таким мужчиной, нереалистичны и/или нелогичны; мой психотерапевт может без особого труда продемонстрировать ему это и убедить его в том, что они неверны и наносят вред. Это, однако, будет весьма поверхностным решением проблемы, если терапевт не коснется иррациональных, безусловных, абсолютистских требований этого мужчины.

В корне ложного Убеждения: "Со мной что-то не в порядке"- лежит требование: "вы и все остальные люди, которые меня интересуют, должны любить меня. А если я этой любви не получаю (а я, безусловно, должен ее получать) значит, со мной что-то не в порядке (а этого не должно быть) ".

Опять же, основная причина, по которой мужчина заключает: "Я очень плохой человек",- состоит в том, что, желая чьей-то любви, он убежден, что он должен уметь завоевать ее. А раз он не может добиться того, чего должен добиться, он делает ошибочный вывод, что он плохой - вместо того, чтобы прийти к здравому заключению, что он - человек, у которого что-то в этот раз не получилось (но это еще не означает, что он плохой).

Точно так же мужчина делает вывод: "Я никогда не смогу ни встречаться с тем, кто мне нравится, ни жениться ни на одной из женщин, чью любовь мне хотелось бы завоевать",- из-за требования, которое предъявляет к себе. Из-за какого требования? Оно очевидно: "я считаю, что должен уметь завоевывать любовь; раз это у меня не получилось (как должно было), значит, я никогда не смогу встречаться с тем, кто мне нравится, или создать семью с человеком, с которым мне хотелось бы".

Итак, РЭПТ считает, что основные иррациональные Убеждения являются производными от сознательных или бессознательных догматических требований. Как правильно сказала Карен Хорни (Horney, 1945), мы склонны устанавливать для себя "тиранию долженствований". РЭПТ считает, что, более того, именно при помощи требований (долженствований) мы в основном создаем собственные эмоциональные нарушения. Не признавая роли этих требований, невозможно надежно избавиться от вредных иррациональных Убеждений.

4. РЭПТ пользуется всеми методами Оспаривания (D- disputing) иррациональных Убеждений, которые есть в арсенале других когнитивно-бихевиоральных видов психотерапии. Кроме того, РЭПТ помогает клиентам избавиться от тех иррациональных Убеждений (iB), которые обычно (хотя и не всегда) являются производными от требований. Вот примеры таких iB: "Я должен преуспевать и обязан сделать так, чтобы ко мне хорошо относились значимые для меня люди, следовательно:

  1. Поражение и неодобрение для меня ужасны
  2. Я не могу переносить неудачи
  3. Раз у меня что-то не получается, значит, я никчемный человек
  4. Меня всегда будут преследовать неудачи, я никогда никому не понравлюсь
  5. Я такой плохой, что не заслуживаю ничего, кроме боли и страданий

Помогая клиентам увидеть и развенчать (оспорить) свои иррациональные Убеждения, РЭПТ одновременно демонстрирует, что они вырастают из требований, и показывает, как от них (этих требований) отказаться. То есть, в отличие от когнитивно-бихевиоральных психотерапевтов других направлений, РЭПТ не игнорирует существующие у клиентов абсолютистские требования к себе, к другим людям и к жизни.


наверх