Рациональная психотерапия

Основные идеи

Рациональная психотерапия — форма психотерапии, при которой высказывания врача носят аргументированный характер и направлены на создание правильной «внутренней картины болезни».

Впервые наиболее подробно и системно рациональная психотерапия изложена швейцарским невропатологом Дюбуа (Dubois P.) в книге «Психоневрозы и их психическое лечение» (1912). Возникнув как альтернатива терапии внушением, рациональная психотерапия опиралась, прежде всего, на разум, мышление пациента (лат. ratio — разум, рассудок). Дюбуа первый указал на возможность эффективного лечебного воздействия на человека без использования глубоких трансовых состояний.

Дюбуа считал, что лечебный эффект психотерапевтического воздействия не всегда зависит от глубины транса. Достаточно установить психологический контакт с больным, при котором больной с необходимым устойчивым вниманием сможет слушать беседу врача и врач в этом случае сможет методом убедительного разумного перевоспитания искаженного мышления пациента изменить оценку пациентом своего болезненного состояния. Дюбуа считал, что болезни искажают воображение больного, поэтому врач должен научить больного критическолиу самоанализу, как бы исправить его мышление и воображение.

Дюбуа построил свою теорию рациональной психотерапии на мнении древних о том, что человек является тем, кем он себя считает, то есть мысли древних о том, что человек является тем, каковы и о чем его мысли. Следовательно, по Дюбуа, исправление мыслей пациента, дезактуализация его болезненной психологической установки косвенно приводит через механизм подсознания к направленному психофизиологическому лечебному сдвигу и последующему излечению.

Рациональная психотерапия имеет два варианта: разъяснительная и собственно рациональная (в дальнейшем упоминается как «рациональная»). Разница между ними заключается в следующем. При разъяснительной психотерапии врач выступает в роли учителя, информируя больного о характере его заболевания, механизмах действия лекарств и выздоровления. При такой форме трудно избежать косвенного внушения. Довольно часто результаты длительной беседы врача с больным могут быть в несколько секунд аннулированы «авторитетным» высказыванием соседа по палате, случайного собеседника во время поездки в городском транспорте или телевизионной передачей о возможностях биоэнергетики.

Здесь следует прислушаться к Ф. Ницше, который писал, что полузнание, благодаря простоте формулировок, всегда победоноснее истинного знания. И не следует удивляться, что высказывания постороннего о вреде люмбальной пункции победят научно обоснованные доводы врача о необходимости ее проведения.

При рациональной психотерапии беседа врача носит характер дискуссии, во время которой врач и больной «на равных» исследуют характер суждений больного о своем заболевании и вместе ищут ошибку в его рассуждениях. Поэтому рациональная психотерапия имеет два этапа. Первый — обучение больного законам формальной логики, второй - использование этих законов для поиска ошибок мышления. При рациональной психотерапии пациент приходит к адекватному отношению к своей болезни при помощи усилий своего собственного мышления.

Тогда его гораздо труднее сбить с истины высказанной с апломбом репликой невежды. Кроме того, овладение законами логики поможет ему в дальнейшем более четко решать свои жизненные задачи. Проведенная в такой форме рациональная психотерапия выходит за пределы своей основной задачи — коррекции «внутренней картины болезни». Здесь можно согласиться с мнением Крития о том, что болезнь становится благом, если вынуждает усовершенствовать разум.

Под «внутренней картиной болезни» понимается отношение больного к характеру и тяжести своего заболевания. Напрашивается его разделение на два основных вида: адекватное (то, к которому стремится рациональная психотерапия) и неадекватное.

Последнее в свою очередь можно разделить на два типа: преувеличение тяжести заболевания и уменьшение значимости болезни. В первом случае возникает избыточная тревога, которая усиливает выраженность основных симптомов болезни. Кроме того, в клинической картине появляются психосоматические симптомы тревоги: нарушение вегетативных функций (потливость, сердцебиения, плохой сон, колебания артериального давления, утомляемость, мышечные зажимы или двигательное беспокойство и пр.).

Формируется своеобразный порочный круг: усиление тревоги утяжеляет картину основного заболевания, а последнее усиливает выраженность тревоги. Приходится назначать дополнительные препараты — транквилизаторы, которые, успокаивая нервную систему, одновременно могут отрицательно влиять на деятельность внутренних органов и т. д.

Больной начинает метаться: меняет лечащих врачей, обращается к представителям альтернативной медицины — знахарям, экстрасенсам, биоэнергетикам или требует дополнительных параклинических обычно модных, а иногда сложных и труднодоступных методов обследования (УЗИ, фиброгастроскопия, изотопная диагностика, компьютерная томография и пр.). При этом легкая тревога может превратиться в панику.

«Внутренняя картина болезни» имеет три уровня (Д. В. Панков): сенсорный, эмоциональный и интеллектуальный. Сенсорный уровень определяется теми ощущениями, которые возникают у пациента во время болезни. Эмоциональный уровень включает в себя оценку болезни с точки зрения опасности или пользы, так как иногда болезнь бывает «выгодна» для больного.  Интеллектуальный уровень внутренней картины болезни определяется решением вопросов: «Болен или здоров?», «Чем болен?», «Каковы должны быть режим и лечение?»

Эти все уровни связаны между собой, влияют друг на друга и создают порочные круги и пестроту «внутренней картины болезни».

Разъяснительная психотерапия в качестве самостоятельной методики выделена В. М. Бехтеревым. Как справедливо указывает Д. В. Панков, каждая беседа врача с больным имеет элементы такой методики, а при профилактических мероприятиях она приобретает решающее значение.

Еще одна область применения разъяснительной психотерапии - борьба с ятрогенными заболеваниями. Те же задачи стоят и перед рациональной психотерапией: основное отличие состоит в том, что разъяснительная психотерапия опирается в основном на дидактические принципы, а рациональная на законы логики (Д. В. Панков, 1985). Разъяснительная психотерапия может проводиться с большой группой больных (лекции, информационные листы, стенгазеты и пр.).

Рациональная психотерапия проводится во время дискуссии с больным один на один после того как он изучил законы формальной логики. Рациональная психотерапия может быть использована как этап подготовки пациента к более сложным психотерапевтическим методикам личностно-ориентированных направлений.

Чтобы работа шла успешно, необходимо знать, что объяснять, а, главное - знать, как это делать, т. е. действовать, опираясь не на здравый смысл, а на определенные правила. Прежде всего, необходимо объяснить патогенез заболевания, т. е. рассказать больному, что происходит в его организме, когда возникает тот или иной симптом, показать его защитное значение. Так, например, высокая температура необходима для того, чтобы организм боролся с инфекцией, ибо антитела образуются при высокой температуре, а микроб размножается при более низкой. Головная боль и подъем артериального давления возникают после того, как человек не справляется с психотравмирующей ситуацией, а болезнь как бы выводит его из нее.

Далее необходимо рассказать о механизмах выздоровления и механизмах действия лекарств. При инфекционном заболевании больному назначаются противомикробные препараты в случае, если сам организм с микробами не может справиться, и медикаменты, повышающие защитные силы организма. В случае подъема артериального давления как полезного для организма феномена, больного надо ориентировать на более глубокую работу с психотерапевтом для выработки навыков достижения положительного результата. Тогда удается ориентировать больного на патогенетические методы лечения.

Объяснение механизма действия препарата также крайне необходимо. Но в данном случае следует рассказывать не столько о фармакодинамике, сколько о тех явлениях, которые будут происходить с больным после приема лекарства, и что ему следует делать при этом.

Рациональная психотерапия сочетается с другими психотерапевтическими приемами

«Умышленное пренебрежение» (Р. Брунс)

Успешно применяется при лечении импотенции. Больному разъясняется, что импотенция является симптомом невроза. При излечении от невроза пройдет и импотенция. В дальнейшем анализируется состояние больного, но ситуация, связанная с сексуальной функцией не обсуждается. «Все это мелочи. Главное, что лечение невроза идет успешно».

«Субординарно-авторитарные реакции» (Ф. Странски)

С больным проводится сеанс рациональной психотерапии. После того как он стал на сторону врача по отношению к природе своего заболевания, с ним заключается договор, в котором оговаривается, что он будет выполнять все распоряжения врача.

«Возбуждающие воспоминания» (Ф. Мор)

После проведения рациональной психотерапии врач умышленно касается наиболее болезненных для больного моментов. При правильном подходе то, что раньше воспринималось со слезами, начнет вызывать у него смех.

Если врач овладел рациональной психотерапией, т. е. изучил формальную логику и передает свои знания пациентам, он с большой легкостью овладеет психоаналитическими методиками, когнитивной терапией, ему легче будет придумывать для пациентов приемы поведенческой терапии.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. М. Е. Литвак. Психотерапевтические этюды. Учебное пособие - Ростов-на-Дону, Издательство «Пайк». 1996
  2. Кандыба.Д.В. "СК-Техника гипноза" стр.150-151 >>>

наверх