Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Основные идеи

РЭПТ базируется на ряде положений, в которых подчеркивается сложность и изменчивость человеческой натуры. Придерживаясь такого взгляда на природу людей, РЭПТ использует следующие теоретические понятия.

Теория

В соответствии с теорией РЭПТ, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме того, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей.

Эта позиция противопоставляется философами эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в теории РЭПТ означает «то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению». Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути.

РЭПТ имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Она рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть более счастливыми. Она гедонистична, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины.

Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Она утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах, принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами.

РЭПТ предполагает, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально и дисфункционально. Гипотеза о том, что иррациональное и дисфункциональное мышление в значительной степени предопределяется биологическими факторами, основывается на той легкости, с которой люди начинают превратно воспринимать действительность и на преобладании подобного мышления даже среди людей, которые воспитывались «рационально».

Даже если бы человек воспитывался самым рациональным образом, практически все зачастую иррационально изменяли бы свои индивидуальные и социальные предпочтения на абсолютистские требования в себе, другим людям и миру вокруг них, поскольку:

  • Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению
  • Фактически все иррациональные идеи, приводящие к психологическим нарушениям, которые мы видим в нашем обществе, можно обнаружить почти во всех социальных и культурных группах, изучавшихся историей и антропологией
  • Множество саморазрушительных видов поведения, которые мы демонстрируем, например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины, идет вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации
  • Люди – даже очень умные и образованные – часто принимают новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых
  • Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого иррационального поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально
  • Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев
  • Люди часто возвращаются к саморазрушительным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть
  • Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвышающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете
  • Психотерапевты, которые предположительно должны быть хорошими ролевыми моделями рациональности, часто в своей личной и профессиональной жизни ведут себя иррационально
  • Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события с ними произойти не могут

РЭПТ считает, что людям свойственна еще одна – конструктивная – биологическая тенденция, а именно тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий. Так, люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных идей, которые они привносят в ситуацию, способностью осознавать, что они могут изменить свое мышление, и, самое главное, способностью активно и долго работать над изменением этого мышления и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы.

Утверждая, что людям свойственна сильная биологическая тенденция мыслить дисфункционально, РЭПТ в тоже время считает, что они ни в коем случае не являются рабами этой тенденции и могут выходить из-под ее влияния. Так что в конечном итоге образ личности в РЭПТ весьма оптимистичен. Согласно РЭПТ, люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, другим людям и миру. Но, присмотревшись к этим требованиям более пристально, можно заметить, что они распадаются на две основные категории психологических проблем: проблему Эго и проблему дискомфорта.

При расстройстве Эго человек выдвигает требования к себе, к другим и к миру, и если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем и будущем, то человек начинает себя третировать. Самоуничижение включает в себя процесс общей негативной оценки своего «Я» и порицание собственного «Я» как плохого и недостойного. Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное принятие, которое включает в себя отказ отдавать собственному «Я» однозначную оценку и признание своей подверженности ошибкам.

При расстройствах, связанных с дискомфортом, или низкой толерантности к фрустрации, человек снова выдвигает требования к себе, другим людям и миру, причем эти требования выглядят как догматичные утверждения о том, что комфорт и комфортная жизнь должны существовать. Если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем и будущем, человек впадает в расстройство, начиная преувеличивать негативные стороны ситуации и внушая себе, что «я этого не вынесу». Терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здоровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.

Таким образом, самопринятие и высокая толерантность к фрустрации – вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека.

Психологическое здоровье. Как уже было сказано, рационально – эмоциональная поведенческая терапия постулирует, что в основе невротических расстройств лежит склонность людей давать воспринимаемым событиям своей жизни категоричные, абсолютистские оценки. Как было показано, эти оценки воплощаются в форме «должен», «обязан», «надо» и т.п. Эти абсолютистские когниции – ядро философии однозначных убеждений, являющейся центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств, согласно основоположникам РЭПТ.

Такие воззрения в теории РЭПТ рассматриваются как иррациональные, потому как они обычно затрудняют осуществление людьми своих основных целей и задач или препятствуют ему. Абсолютистское «должен» не обязательно ведет к психологическим расстройствам, потому что человек может быть глубоко убежден, что «Я должен иметь успех во всех важных проектах», быть уверенным в своем успехе и действительно уметь успех и поэтому не испытывать психологических проблем.

Однако человек может в этом отношении оставаться уязвимым, поскольку всегда существует вероятность того, что он будет неудачлив в будущем. Поэтому, хотя теория РЭПТ и стоит на том, что абсолютистская философия чаще всего приводит к расстройствам, она не утверждает, будто это непременно должно быть так. Так что, даже учитывая взгляд РЭПТ на природу психологических нарушений, можно сказать, что она занимает антиабсолютистские позиции.

Если человек следует философии долженствования, он склонен к образованию множества рациональных заключений, так называемых центральных идей, которые представляют собой производные от этих «должен». Эти главные производные считаются иррациональными, потому что они также препятствуют целям и задачам человека.

Первая главная производная известна под названием «драматизация». Она имеет место, когда воспринимаемое событие оценивается как ужасное более чем на 100 % - действительно раздутый и преувеличенный вывод, который берет начало во взгляде: «Это не должно быть настолько плохим».

Вторая главная производная известна как «осуждение», представляет собой склонность людей считать себя и других «недочеловеками» «недостойными», если они делают то, чего делать не «должны», или им не удается сделать то, что они делать «обязаны». «Осуждать» человек может и мир, и условия жизни, считая их «паршивыми», если они не дают ему то, что у него «должно» быть.

В РЭПТ отмечается, что людям в нестабильном состоянии свойственно мыслить нелогично. Учитывая это, РЭПТ соглашается с мнением когнитивных терапевтов о том, что подобные когнитивные искажения являются чертой психологических расстройств. Однако теория РЭПТ придерживается тог взгляда, что такие искажения практически всегда идут от «должен». Вот наиболее часто встречающиеся из них: Мышление по типу «все или ничего».

Перескакивание к выводам и негативные нелогичные заключения. Предсказывание будущего. Зацикливание на негативе. Непонимание позитива. Всегда и никогда. Преуменьшение. Эмоциональное рассуждение. Навешивание ярлыков и сверхобобщение. Принятие на свой счет. Ложное «Я». Перфекционизм. «Я понимаю, что хорошо выполнил это задание, но такую работу я обязан делать на «отлично», и поэтому я никудышный человек».

Теория РЭПТ говорит о том, что психологически здоровых индивидов отличает философия релятивизма, или философия «пожелания». Согласно этой философии, у людей имеется огромное множество различных желаний, мечтаний, целей, предпочтений и т.д., и если они не возводят эти неабсолютные ценности в ранг грандиозных догм и требований, у них будет меньше психологических проблем. Однако у них возникнут здоровые отрицательные эмоции, если их желания не будут исполняться. Эти эмоции предполагают конструктивные мотивационные качества, поскольку помогают людям устранить препятствия на пути к достижению цели, а также конструктивно изменить то, что не может быть реализовано.

Философия «пожелания» имеет три главные производные. Они представляются рациональными потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены.

Первой основной производной пожелания является оценка, или определение неприятности, события, - рациональная альтернатива драматизации.

Вторая основная производная пожелания известна как толерантность и является рациональной альтернативой «Я – этого – не – переживу». В данном случае человек признает, что нежелательное событие произошло, считает, что если событие произойдет, то оно произойдет эмпирически, оценивает степень неприятности события, пытается изменить нежелательное событие или, если это невозможно, принять «суровую» реальность и активно занимается претворением в жизнь других целей, если ситуацию нельзя изменить.

Третья основная производная, известная как принятие, является рациональной альтернативой «осуждения». В данном случае человек принимает то, что и он, и другие люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем так, как они себя ведут, а также что они слишком сложны изменчивы, чтобы им можно было дать обоснованную и глобальную оценку. Условия жизни принимаются такими, какие они есть.

Теория РЭПТ выдвигает ряд критериев психологического здоровья:

  • Соблюдение собственных интересов
  • Социальный интерес
  • Самоуправление
  • Высокая толерантность к фрустрации
  • Гибкость
  • Принятие неопределенности
  • Преданность творческим занятиям
  • Научное мышление
  • Принятие себя
  • Рискованность
  • Отсроченный гедонизм
  • Антиутопизм
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства

Личный интерес. Эмоционально здоровые люди действуют, в первую очередь, в своих собственных интересах. Они не находятся в мазохистском подчинении и не жертвуют собой без нужды ради других. Они ставят свои интересы, по крайней мере, чуть-чуть впереди интересов других людей потому, что понимают: если они сами о себе не позаботятся, кто же это сделает? Но совсем рядом со своими интересами они ставят интересы нескольких близких людей, да и весь остальной мир с его нуждами не оставляют далеко позади.

Социальный интерес. Психически здоровые люди обычно в достаточной степени общительны и стараются иметь хорошие отношения в той социальной группе, в которой они живут. Они стремятся иметь хорошие отношения с другими людьми и близкие- с несколькими избранными. Они доверяют своим чувствам и обладают качеством, которое Адлер (Adler, 1927, 1964) назвал "социальным интересом", а Салливан (Sullivan, 1953)- "компетентностью в общении".

Их позиция: "Я в порядке; ты в порядке" (Berne, 1964, 1972; Goulding and Goulding, 1979). В первую очередь заботясь о своей жизни и благополучии, они одновременно стараются быть внимательными и справедливыми к окружающим и не приносить ненужного вреда, стремятся к сотрудничеству, иногда проявляют некоторый альтруизм и получают удовольствие от межличностных и групповых взаимоотношений.

Самостоятельность. Эмоционально здоровые люди в большой степени принимают на себя ответственность за свою жизнь, самостоятельно решают свои проблемы и, хотя они часто хотят получать одобрение окружающих, оно не является для них необходимым, и они не ставят свой успех и благополучие в зависимость от него.

Терпимость. Здоровые люди предоставляют другим право ошибаться - об этом мы с д-ром Харпером писали в первом издании книги "Как жить рационально". Если им не нравится поведение человека, они не обвиняют его как личность. Они понимают, что людям свойственно ошибаться, и не требуют, чтобы окружающие были идеальными. Они не считают безнадежно плохим человека, который совершил неблаговидный поступок.

Принятие неопределенности и неоднозначности. Эмоционально зрелые люди принимают тот факт, что, насколько нам известно, наш мир во многом построен на случайности и неопределенности, и в нем, может быть, никогда не будут править абсолютная необходимость и полная однозначность. Их философия позволяет им мириться с отсутствием определенности. Они готовы к приключениям, умеют учиться и отвечать на брошенный им вызов.

Гибкость. Эмоционально здоровые люди психически гибки, открыты переменам и склонны непредвзято относиться к бесконечному разнообразию личностей, идей и вещей в окружающем их мире. Они могут страстно отстаивать свои убеждения и чувства, при этом спокойно воспринимая новое и умея менять свое представление о "реальности" в зависимости от получаемой ими свежей информации.

Научное мышление. РЭТ считает, что эмоционально чувствительные и устойчивые люди обычно являются в достаточной степени объективными, рациональными и умеют мыслить научно. Они строят гипотезы, а затем проверяют их, применяя логические правила и научные методы к своей собственной жизни и к отношениям с другими людьми. Наука противостоит догмам, она открыта переменам- то же самое можно сказать об эмоционально здоровых людях.

Увлеченность. Как я уже говорил в нескольких своих работах по РЭТ, эмоционально здоровые и счастливые люди обычно бывают увлечены чем-то - будь то люди, дела или идеи. То, чем они занимаются, становится для них очень важным (но не священным!), и вокруг него они строят значительную часть своей жизни.

Умение рисковать. Люди, обладающие хорошим эмоциональным здоровьем, способны рисковать. Они спрашивают себя, чего бы им по-настоящему хотелось добиться в жизни, и пытаются осуществить это, несмотря на риск потерпеть поражение. Они способны пускаться в приключения (но не сломя голову), готовы попробовать почти все (хотя бы для того, чтобы посмотреть, понравится ли им оно), и радостно встречают неожиданности.

Принятие себя. Эмоционально здоровые люди рады тому, что они живут на свете. Они считают, что "заслуживают" жизни и счастья. В согласии с одним из основных принципов РЭТ, они полностью и безусловно принимают самих себя, или дают себе "безусловную положительную оценку" (Rogers, 1961). Как сказал Тиллих (Tillich, 1953), они наделены "мужеством быть". Они стараются действовать адекватно и компетентно, и получать одобрение - но делают они это для удовольствия, а не ради удовлетворения своего "эго". Эти люди оценивают свои поступки, дела и качества в свете своих собственных целей и ценностей. Они стараются избежать оценивания себя и своей сущности как целого.

Забота о будущем. Хорошо адаптированных людей интересует не только сегодняшний день, но и будущее. Они стараются не совершать поступков, которые, принося удовольствие сегодня, могут обернуться проблемой завтра. Такие люди- гедонисты в том смысле, что они хотят счастья и избегают боли; но они не забывают о том, что жизнь кончается не завтра, поэтому лучше не гнаться за сиюминутным удовлетворением.

Отсутствие перфекционизма и приверженности утопиям. Здоровые люди принимают тот факт, что ни они, ни другие люди, скорее всего, никогда не достигнут совершенства, поэтому даже там, где к идеалу стоит стремиться (например, в искусстве или науке), они не считают себя обязанными его достичь. Они также отдают себе отчет в том, что Утопий в реальности не существует и что нельзя объять необъятное. Человек может приблизиться к идеалу, к абсолютному счастью, но путь к ним тернист, и идущего постигнет не одно разочарование.

Ответственность за собственные эмоциональные нарушения. Здоровые люди в основном считают самих себя ответственными за то, что у них появились вредные мысли и чувства, за то, что они неправильно себя ведут. Они не обвиняют в этом других людей или обстоятельства.

Они безусловно принимают себя, независимо от того, как они ведут себя или от того, что об этом думают окружающие. Они явно предпочитают быть компетентными и получать одобрение. Они оценивают и критикуют лишь свое поведение, когда что-то не удается. Они не считают, что должны все и всегда делать хорошо и получать одобрение, следовательно, они не думают, что они хорошие, когда все удается, и плохие- когда их постигает неудача.

Модель РЭПТ

На первом этапе разработки РЭПТ, для концептуализации психологических проблем клиента Эллис использовал простую оценочную структуру АВС. В этой схеме буква «А» обозначала Активирующее событие, «В» представляла собой Взгляд человека на данное событие, а «С» - эмоциональную или поведенческую реакцию человека, или непосредственное Следствие тех взглядов, которые содержались в «В». Главное достоинство формулы АВС заключалось в ее простоте. Но простота являлась и его недостатком, поскольку из-за нее смазывались важные различия между типами когнитивной активности.

Одна из версий пересмотренной формулы. Теория личности и личностных расстройств РЭПТ начинается с того, что люди пытаются достичь своих целей в некоторой среде и взаимодействуют с рядом активирующих событий, или активаторов («А»), которые могут способствовать достижению этих целей или блокировать его. «А», с которыми сталкиваются люди, - это обычно события настоящего времени или текущего момента или их собственные чувства, мысли, поведение с связи с данными событиями; однако они могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте.

Людям свойственно выискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетической предрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностного и социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек. «А» фактически никогда не находятся в чистом или монолитном состоянии, они почти всегда или взаимодействуют с «В» и «С», или частично включают их в себя. Люди привносят в «А» себя (свои мысли, цели, желания и физиологические предрасположенности).

Согласно теории РЭПТ, у людей есть неисчислимое множество взглядов («В») – когниций, мыслей или идей – по поводу активирующих событий («А»), и эти «В» непременно оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие следствия («С»). Хотя очень часто кажется, что «А» напрямую «вызывают» «С» или играют в них важную роль, это представление редко является верным, потому что обычно «В» служат главным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом «вызывают» или «определяют» «С».

Люди привносят в «А» многое из своих взглядов, предубежденно воспринимают «А» в свете искаженных Верований, а также в свете их эмоциональных Следствий («С»). Следовательно, люди практически никогда не испытывают «А» без «В» и «С», но они также редко испытывают «В» и «С» в отсутствие «А». «В» принимает множество различных форм, потому что существует множество видов когниций. В РЭПТ, однако, интересуют главным образом рациональные взгляды, которые ведут к продуктивному поведению, и иррациональные взгляды, ведущие к саморазрушительному и асоциальному поведению.

Основные виды «В»: безоценочное наблюдение; безоценочное заключение; позитивные оценки-предпочтения; позитивные оценки-долженствования; негативные оценки-предпочтения; негативные оценки-долженствования. «С» всегда порождаются взаимодействием «А» и «В». «С» всегда находиться под значительным влиянием «А», хотя и не вызывается им напрямую, потому что люди, естественно, в той или иной мере реагируют на стимулы окружающей их среды. Более того, когда «А» очень сильно, его воздействие на «С» весьма существенно.

Когда «С» представляет собой эмоциональное расстройство, «В» обычно является главной или самой непосредственной причиной «С». Однако иногда эмоциональные нарушения могут происходить от сильных «А», например, от стихийных бедствий, таких как наводнение. Эмоциональные расстройства могут быть и следствием соматических факторов, которые не зависят от «С» и все же фактически могут их обусловливать.

Когда «С» были вызваны или в значительной степени определены сильными и необычными «А» или физиологическими факторами, они также сопровождаются проявлением соответствующих «В». «С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли. «С», которые обуславливают «А» и «В», почти никогда не бывают чистыми или монолитными, они частично включают «А» и «В», неизбежно взаимодействуют с ними.

Так, если «А» - какое-то неприятное событие и «В» - рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первом случае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, во втором – нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии. «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других.

Основные человеческие цели и ценности. Эллис на определенном этапе развития своей теории РЭПТ ввел в описание новый символ- G (goals), обозначающий цели, ценности и желания, привносимые людьми в АВС.

В биологическом и социальном смысле люди- это животные, у которых есть цели. Фундаментальными Целями (FG- fundamental goals) обычно являются выживание, относительное отсутствие боли и разумная удовлетворенность. Первичными Целями (PG- primary goals) являются счастье и получение удовлетворения:

  1. Наедине с самим собой
  2. Вместе с другими людьми
  3. Вместе с избранными близкими
  4. В плане получения информации и образования
  5. В работе и финансах
  6. В отдыхе

Эллис согласен с Эпштейном (Epstein, 1990) в том, что основными целями, или мотивами, людей, у которых есть большие шансы выжить, являются:

  1. Удовольствие и избегание боли
  2. Восприятие и усвоение опыта и, таким образом, поддержание стабильности и целостности систем сбора и ассимиляции информации
  3. Кооперация с другими людьми
  4. Наличие целостного представления о себе и оценка себя как человека компетентного, успешного и достойного любви

К списку основных целей, составленному Эпштейном, Эллис добавил следующее:

  • Использование суждений, логических принципов и некоторых аспектов научной методологии
  • Успешное решение жизненных проблем и задач выживания, получения удовольствия, избавления от боли и приобретения власти над обстоятельствами
  • Приобретение нового опыта, особенно необычного и стимулирующего
  • Достижение стабильности и безопасности в работе и социальной жизни

Как отмечает Григер (Grieger, 1986), эти цели (которые также могут являться убеждениями и эмоциями) представляют собой контекст, в котором люди воспринимают Активизирующие События, и исходя из которого они оценивают окружающий мир.

Другими словами, похоже, что большинство людей от природы склонны считать, что мир скорее дружелюбен, чем враждебен по отношению к ним; понимать важность окружающего мира и других людей в своей жизни (сюда же относится то, что окружающему чаще приписываются характеристики предсказуемости, контролируемости и справедливости); расценивать окружающих как источник поддержки и счастья, а не беспокойства и страданий; а также считать себя и других способными, добрыми и достойными любви, а не бездарными, дурными и любви не заслуживающими (Epstein, 1990).

При столкновении с реальностью, демонстрирующей, что все далеко не так безоблачно, у людей, естественно, возникает реакция фрустрации и разочарования, кроме этого, многие впадают в панику, депрессию и ярость, таким образом, невротизируя себя.

В соответствии теорией АВС, в тех случаях, когда человек соприкасается- или просто думает, что соприкасается со стимулами, или Активизирующими Событиями (А), которые он интерпретирует как способствующие достижению Целей (G), обычно он явно или неявно (бессознательно) выбирает для реакции адекватные Убеждения (B), что ведет к положительным Следствиям (C).

То есть человек по собственному выбору (а не по принуждению) думает (B): "Это хорошо! Это Активизирующее Событие (A) мне нравится"- и вслед за этим переживает эмоциональное Следствие (С), выражающееся в чувствах удовольствия или счастья; при этом поведенческое Cледствие (С) выражается в попытках повторить это Активизирующее Событие (A). Когда тот же самый человек сталкивается с Активизирующим Событием (А), которое им воспринимается как препятствующее достижению целей (G), обычно он явно или неявно на стадиях В и С реагирует в манере избегания и отрицания.

На стадии В он думает: "Это плохо! Это Активизирующее событие мне не нравится", после чего переживает эмоциональное Следствие (С), выражающееся в состояниях фрустрации или несчастья; при этом поведенческим Следствием (С) является избегание или попытки устранить неприятное Активизирующее Событие (А).

Так, если человеку что-то не удалось (например, получить работу или завоевать чье-то сердце), он чувствует досаду, разочарование, сожаление, и эти в целом негативные и неприятные чувства полезны в том смысле, что они заставляют человека еще раз оценить Цель (G) и Активизирующее Событие (А), мешающее ее осуществлению, и попытаться изменить последнее, чтобы достичь своей цели в будущем.

В применении к неврозам модель АВС рационально-эмотивной терапии становится более сложной и противоречивой. В соответствии с гипотезой, в тех случаях, когда осуществлению Целей (G) мешают неблагоприятные Активизирующие События (А), человек, сознательно или неосознанно, выбирает здоровую (адекватную) или нездоровую (неадекватную) реакцию, выливающуюся в негативное Следствие (С).

Если Система Убеждений человека рациональна, в нее будут входить установки и философские принципы, помогающие достижению Целей (G), а рациональные Убеждения (rB- rational Beliefs) будут, в основном, обеспечивать здоровые эмоциональные Следствия (С), такие как адекватные чувства печали, сожаления или фрустрации, одновременно способствуя здоровым поведенческим Следствиям (С), таким как адекватные ситуации попытки изменить, исправить или отстраниться от Активизирующего События (А), которое мешает осуществлению целей (G).

Эта модель эмоционально-бихевиорального расстройства все еще достаточно проста и ей, как уже было сказано, следует большинство практиков и теоретиков РЭПТ и КБТ. Она становится более противоречивой с учетом гипотезы о том, что иррациональные Убеждения (iВ- irrational Beliefs), или Дисфункциональные Установки (DA- disfunctional attitudes), составляющие ядро философских систем, способствующих появлению нарушений, обладают двумя основными характеристиками:

1. В их основе лежат явные или – чаще - скрытые требования и команды, выражающиеся в слове "должен" и в таких фразах, как: "Я должен сделать так, чтобы осуществлению моих важных Целей ничего не мешало!"

2. Производными от этих требований обычно становятся нереалистичные и сверхобобщенные умозаключения и атрибуции, например: "На пути к осуществлению Цели стоят препятствия, от которых я должен избавиться",- следовательно: "Это ужасно (т.е. даже хуже, чем плохо)!"; "Я этого не вынесу (т.е. не переживу или никогда уже не смогу быть счастливым)!"; "Я ни на что не годен (т.е. я такой плохой, что не заслуживаю ничего хорошего)"; " У меня никогда не будет того, что я хочу; мне всегда будет доставаться то, чего мне не хочется (и сейчас, и в будущем)!"

За предъявлением модели АВС в РЭПТ следует Оспаривание (D- disputing) иррациональных Убеждений (iB); в результате человек вырабатывает для себя Новую Эффективную Философию (E- Effective New Philosophy), то есть систему здоровых Убеждений. Вот примеры таких Убеждений (В): "Я предпочел бы преуспевать и быть любимым, но я этого не должен!"- или: "Мне бы очень хотелось, чтобы окружающие были внимательны и заботливы по отношению ко мне, но они вовсе не обязаны быть такими!"- или: "Мне бы хотелось жить в покое и довольстве, но это не является для меня необходимым!"

Оспаривание (D- disputing) иррациональных Убеждений (iB) в РЭПТ производится, во-первых, когнитивным способом- при помощи специально разработанных вопросов, ставящих под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым. К примеру: "Почему я должен добиваться успеха, каким бы желанным этот успех ни был?", "С какой стати ты должен проявлять ко мне внимание, как бы сильно мне этого не хотелось?" Используется, кроме того, эмотивное Оспаривание.

Оно может осуществляться с помощью рационально-эмотивных образов (Maultsby & Ellis, 1974), когда человек представляет себе худшую из возможных неудач, после чего чувствует себя, скажем, чрезвычайно подавленным, а затем ему предлагается заставить себя сменить чувство неадекватной подавленности на вполне адекватное чувство досады или сожаления. Кроме того, возможно поведенческое Оспаривание. Например, человек, избегающий неформального общения, заставляет себя общаться в неформальной обстановке, одновременно убеждая себя, что быть отверженным вовсе не так уж ужасно - это всего лишь неудобно.

Более конкретное применение модели АВС оказалось успешным в тысячах описанных случаев, и ему посвящены многочисленные исследования. В большинстве из них использовалось когнитивное Оспаривание, а активные, эмотивные и поведенческие методы не применялись.

Почитать подробнее о принципах и вариантах взаимодействия А, В, С и G, а также  о том, каким образом возникают болезни и отклонения и как изменить, можно здесь

наверх