Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Практики составляют и отражают живую религию. Они основаны на Богословии, доктринах и принципах религии. В наше время имеются следующие важные религиозные практики («ВВЕДЕНИЕ В ЗОРОАСТРИЗМ» Эрвада Рамияра Первез Каранджия (Перевод Е.Лугова):

Храмы огня. Почитание огня и природы

Зороастрийская религия придает особое значение чистоте огня, воды, воздуха и земли. Один пример Закона эволюции и развития человека на Земле: не только заботиться о собственном нравственном и физическом здоровье, но и о здоровье своих собратьев, а также о младших творениях - о животных и растениях, об огне, воздухе, земле, воде.

Огонь: Это - важная связь между духовным и материальным миром, переносчик молитв и проявитель божественных благ. Огонь особенно уважаем как чистая эмблема Ахура Мазды, молитвы обращаются к нему, и Зороастрийцы стремятся достичь Бога через Огонь. Священный Огонь является наивысшим источником энергии, который настраивает нас на всемогущего Ахура Мазду. Поскольку Ахура Мазда – “Дух среди духов», Он невидим для нас. Но, Он полон светом и Славой. Все светящиеся создания являются символами Ахура Мазды. Термином Авесты для видимого огня, и его тепловой энергии инфракрасных лучей, которая проницает Вселенную, является Атар. Имеются пять видов видимого и невидимого огня  (Yasna 17.11):

  1. Атар Берези-Саванг: огонь, горящий в Храмах в освященном очаге - Аташ Бехрам
  2. Атар Воху-Фрьян: огонь в телах людей и животных
  3. Атар Урвазишт: огонь в растительном мире
  4. Атар Вазишт: огонь в атмосфере, молнии, внутри земли
  5. Атар Спендишт: огонь, горящий в духовном состоянии в самых высоких сферах перед Богом
  6. Наирьйосангх: духовный огонь души, интуиции, особенно силён он у королей и святых людей. Он находится под покровительством Язата Срауша

Атар Язата, через красный, сверкающий огонь, будет творить Божий Суд в конце времен. Огонь совершит правосудие через жидкий металл. Эта концепция огня, являющегося божественным судьей стала источником Иранской традиции испытания жаром. Эта концепция также лежит в основе веры,  что во время окончательного Преображения мира, все души будут проходить через поток жидкого металла. Чистые души не испытают боль и вред, но злые должны будут перенести несчастные страдания.

В зороастрийском Аташ Кадехе огонь поддерживается как символ чистоты, перед которым молятся верующие. Существуют три ступени Аташ Кадеха, перед которыми молится зороастриец: Аташ Дадгах, Аташ Адаран и Аташ Бехрам. Первый из них — это просто огонь собственного дома. Второй, огонь храма — огонь из дома священника, воина, крестьянина и ремесленника, который очищается и освящается. В третьем случае, огонь Аташ Бехрам — огонь из 16-ти мест, включающий огонь из дома кузнеца, ювелира, гончара, священника, всех ремесленников, огонь молнии и другие — очищается и освящается.

Огонь не заливался водой, не задувался. На нем не сжигали мусор и ни в коем случае не оскверняли огонь отходами и воздух газами. Огонь несет качества чистоты, живительной силы, самосвечения, всегда поднимается вверх, обращается вверх к нашей божественной судьбе. Огонь символизирующий знание рассеивает невежество – темноту. Он смиренный и распространяющий свет и аромат тепла. Держать освещенный огонь в доме это значит быть связаным с Духовным миром, нести ответственность за прошлое и будущее.

Для авестийцев немыслимо было осквернить воду нечистотами, т. к. это творение поддерживает целостность мира. Природные источники воды священны - ничто нечистое не должно соприкасаться с ними.

Земля тоже сохранялась незагрязненной и плодородной. Закапывали только сухой и чистый мусор, нечистоты и удобрения выносили на поля, остальные отходы собирали и уничтожали негашеной известью. Ни в коем случае нельзя было хоронить покойника в землю, ибо трупный яд оскверняет благую землю. Тела умерших должны выставляться на вершину холма в специальных круглых строениях, называемых башнями молчания, которые должны быть открыты небу так, чтобы с помощью солнечных лучей и хищных птиц тело исчезало как можно быстрее, не загрязняя никакие стихии природы.

С таким же вниманием относились к растениям и животным. («Тамара». Русский Астрологический Сборник).

Соблюдение правил ритуальной чистоты в ежедневной жизни (по лучшей возможности исходя из обстоятельств)   наверх

Зороастрийское понимание тела и мира вообще, вмещает в себя и западное материалистическое, привязывающее к физическому миру, и индийское отшельническое, освобождающее от оного. Дух, в форме Бога, Божественных существ и душ - достигает глубины причинности. Самая цель и результат материального существования состоит в том, чтобы реализовать божественность в совершенной телесной форме. 

Религиозный долг каждого Зороастрийца, сделать свое тело прибежищем для божественных существ, чтобы помочь превратить весь мир в ареал их действия. Когда душа уступает врагам, она грубеет. Когда она одерживает победу над ними, становится возвышенной и тонкой. В ее борьбе против врагов, душе помогает:

  • Аху: Самосознание, идея относительно 'Я', 'Сам'
  • Даена: Сознание человека, как социо-этно ячейки, части общественного сознания, как коллективная форма действий человека в жизни, обусловленная условиями рождения и существования, прекрасными или не очень
  • Вир: Сила желания искать и получать
  • Хош: Сознание, которое обслуживает и защищает душу. Через него душа получает впечатления из внешнего мира
  • Кхерад: "Мудрость", способность постижения истины, наблюдает, отличает и побуждает к  действиям
  • Кхварнах: Божественная Энергия
  • Аодж: Сила

Зло всегда исходит извне. В космической борьбе между добром и Злом, тело - одна из внешних стен защиты против врага. Это - уникальная идея Зороастризма. Поэтому, каждый должен всегда быть бдителен и осторожен в сохранении тела. Лучший способ  - соблюдать правила ритуальной чистоты. Энциклопедическая работа на пахлави Денкард следующим образом описывает эти идеи: 'Находящийся в теле, делает свое тело подобно крепости, устанавливая защиту изнутри, призывая Язадов и не позволяя демонам войти.'

Таким образом, эмоции и качества были восприняты как независимые силы, над которыми индивидуум имел управление с помощью воли.

Кроме того, тело - ворота к моральной и духовной природе. Тело должно сражаться против следующих пяти демонов духа, желающих овладеть им: Жадность, Зависть, Жажда, Гнев и Позор. Таким образом, когда человек не позволяет Злу останавливаться в теле, оно не будет иметь места в нем. Когда все люди закроют врата к Злу, то оно будет, наконец, уничтожено во всем мире. В материальном мире тело важно. Тело - 'скорлупка души'. Тело, с другой стороны сохраняется Мудростью Души. В том же самом тексте говорится, что тело и душа бескорыстно помогают друг другу. И тело и душа должны заботиться о себе таким способом, чтобы никакое зло не могло воспользоваться слабостью одного из них.

Пока тело живет, оно имеет силу сопротивляться злу во всех формах. Однако, как только жизнь уходит,  в тело входит Насу - демон разрушения и загрязнения, и поэтому мертвое тело является самым большим источником Насу. Человеческое тело создано из земных элементов; но в нем имеются духовные элементы – частицы Бога, без которых человек не может жить. Чтобы охранять себя от зла и находиться в единении с духовным миром, человек обязан соблюдать некоторые законы ритуальной чистоты в его ежедневной жизни.

Все Зороастрийские храмы огня - очищенные и освященные места, и, следовательно, они используются только Зороастрийцами. Все мужчины и женщины, священники и обыватели - должны соблюдать правила ритуальной чистоты, чтобы сохранить Божественную Энергию, в соответствии с принципами Аша и Кхварнах. Перед входом в храм огня,  посещения церемонии, Зороастриец должен соблюсти правила чистоты подобно омовению, переодеванию в чистую одежду и выполняя церемонии Кушти. Человек должен предоставить вместилище (Мехмани) божественным существам в своем физическом теле. Главное условие их присутствия в теле - состояние чистоты (Паки).

Типы зла, которые воздействуют на человека через тело, это физическое (злые люди, дикие животные, вредные создания), моральное (плохой характер), также как и духовные (демоны). Чистота важна не только телесная, она также относится к окружающей человека среде. Для Зороастрийца, благочестие фактически начинается с заботы обо всех материальных созданиях и поддержания окружающей чистоты, так же заботы о чистоте своего людского окружения. Человеческое тело признается священным, и это – святой долг каждого человека, чтобы сохранять его в наибольшей святости и чистоте.

Уважение к Элементам: Все создания материального мира являются священными, и их чистота должна сохраняться любой ценой. Амешаспенты контролируют каждое создание, и таким образом мы  выказываем уважение Высшим. Человек должен заботиться обо всех других созданиях и не загрязнять их, иначе он дал бы злу точку опоры. Поэтому Зороастрийские обряды, и в том числе захоронение мертвых, являются безвредными для природы.

Когда что - нибудь выходит или входит в границу человека, хранитель ритуальной чистоты должен быть бодрым. Ритуальная чистота подразумевает специальные правила, которые выходят за пределы правил чистоты. Они предназначаются для безопасности и очищения физического тела, так же как Керпы - эфирной формы тела, являющейся очень восприимчивой. Процессы преобразования, как еда, выделение, сексуальное поведение и рождение детей, являются необходимыми для продолжения жизни. Строгие правила ритуальной чистоты страхуют эти процессы от предполагаемого нападения зла.

Всё, что оставляет человеческое тело, как ногти, волосы зубы, кровь, сперма и экскременты, немедленно должно быть правильно утилизировано, с минимальными загрязнениями. Ритуалы омовения и молитвы восстанавливают нарушенные границы человеческого тела. В случае длительного менструального кровотечения, человек временно изолируется. Чистота простирается от физического уровня на ментальный и духовный. Зороастрийское понятие физической чистоты простирается на неосязаемый и тонкий мир вне границ тела. Даже вид нечистого человека может вызвать загрязнение. Греховный человек может источать духовные испражнения, подобную трупу, источающему вредную духовную примесь.

Умственная очистка также существенна, поскольку большинство проблем человек имеет из-за эгоистичных желаний. Мышление должно быть сохранено чистым, сохраняя стремление к Воху Манаху – Космическому Сознанию Творца. Есть несколько вещей, которые могут делать тело человека нечистым. Согласно Зороастризму любые загрязнения тела нарушают барьер ауры и делают человека восприимчивым ко злу. Таким образом, после отправления естественных потребностей Зороастриец должен очистить себя. По этой логике женщину, во время менструального цикла также считают нечистой.

Молитвы и славление "Бадж"   наверх

Зороастризм дал несколько кратких молитв Бадж, которые помогают человеку поддерживать его чистоту, в то время как он восприимчив к нападениям зла. Следующие действия могут быть заключены такими молитвами Бадж: купание, еда и отправления естественных потребностей, подстрижка волос и ногтей.

Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках - гахов:

  • Хаван-гах — от рассвета до полудня
  • Рапитвин-гах — от полудня до 3 часов по полудни
  • Узерин-гах — от 3 часов по полудни до заката
  • Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи
  • Ушахин-гах. — от полуночи до рассвета

Главные молитвы Зороастризма -  ссылка (Ахуна Вайрья (Ясна 27, 13), Аша Вахишта (Ясна 27, 14), Йенгхе Хатам (Ясна 4, 26), Кэм На Мазда)

Ритуалы и церемонии   наверх

Ритуалы - неотъемлемая часть религии. Ритуалы излагают основное учение нашей традиции, что есть два мира, есть добро и зло в мире и наконец триумф доброй воли над злом при посредстве человека. Они исполняют важные функции:

  • Обеспечивают связь с тонким миром
  • Представляют религиозные доктрины символическим способом
  • Призывают присутствие Духовных существ
  • Выражают благодарность божественному

Основные ритуалы Зороастризма:

  • Нозуди — обряд посвящения в священнический чин, сословный чин, коронация монарха
  • Сагдид — обряд оглядывания человека собакой для изгнания из него дэвов при проведении барашнум — церемонии очищения. Сагдид также проводят над бездыханным телом для определения жив или мёртв данный человек
  • Падъяб — ритуал омовения. Полное омовение (от головы до ног) совершается перед совершением важных ритуалов, утром после пробуждения, после отправления большой нужды, после потери ритуальной чистоты в результате контакта с рвотными массами, кровью, семенем, мочой, калом. Частичное омовение (руки, лицо) совершается перед приёмом пищи, после отправления малой нужды
  • Барашнум — длительный ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Каждому зороастрийцу рекомендуется пройти этот обряд хотя бы раз в жизни
  • Дрон — ритуал приготовления и освящения мобедом дрона - ритуального хлеба для зороастрийского "причастия"
  • Хум (хом) - ритуал приготовления и освящения напитка «хаома», используемого священниками при проведении других ритуалов
  • Ясна — зороастрийская литургия, совершаемая мобедами в присутствии освящённого огня, в ходе которой читаются 72 главы Ясны (источник)
  • Навджот Navjot (инициация в религию)

Всем Зороастрийцам предписывается, пройти Навджот (Введение в Веру) между 7 и 9 годами. Слово Навджот означает "новый возноситель молитв". После этой инициации ребенок становится ответственным за свои действия. Ему надлежит регулярно практиковать молитвы к Божественному Началу. Навджот совершается, чтобы подтвердить принятие ребенка под защиту Зороастризма и даровать ему ритуальные одеяния Судрех «Священная рубаха» и Кушти «Священный пояс».

Со дня Навджот ребенок должен носить эти священные одеяния в течение жизни, поскольку они - духовные орудия, необходимые для того, чтобы возносить молитвы. Прежде, чем быть наделенным Судрех и Кушти, ребенок подтверждает свою веру в  Ахура Мазду, пророка Заратуштру и религию, читая молитву Дин но Калмо. Навджот - самый важный ритуал в жизни ребенка и должен быть выполнен с предельной заботой, предпочтительно утром. После ритуала, ребенку предписывается выполнить ритуал Кушти в указанные сроки, развязывая и повторно связывая Кушти над Судрех, говоря необходимые молитвы.

Судрех/Садро: белое хлопковое одеяние, носимое всеми Зороастрийцами непосредственно на теле. Судрех служит как духовная броня, и в то же время дает носящему ощущение цели и тождества своему этносу и вере. Судрех сделан из девяти частей, каждая часть, символизирует одну из доктрин. Это сделано из белой ткани в специфической форме с карманом впереди, который известен как «Киссе и Кирте» - мешок заслуг. Заслуги собранные в символический мешок будут сопровождать душу после смерти. Следовательно, долг каждого Зороастрийца - быть прилежным в жизни и символически наполненять мешок заслугами.

Судрех - эмблема чистоты и достоинства. Она указывает религиозный путь Аша. Судрех - подобие духовной брони у Духовных Существ, и действует как защита против недостатков и злых сил. Кушти является шерстяным поясом, носящимся поверх Судрех. Он сделан из переплетенных вместе 72 тонких нитей из шерсти ягненка. Кушти оборачивается вокруг пояса трижды, с четырьмя узлами, два спереди и два сзади.

Согласно книге «Творение» три круга вокруг пояса представляют 3 принципа Хумата, Хуката, Хваршта (добрые мысли, слова, дела), и 4 узла представляют 4 духовных качества человечества. Значение слова Кушти -  'граница', и это напоминает о важности находиться в пределах заповедей. Круги вокруг пояса представляют Каша 'духовные оболочки' вокруг тела. Кушти также имеет значение напоминать о правильных действиях в повседневной жизни.

Ритуал Кушти. Ритуальное омовение открытых частей тела, развязывания и завязывания Кушти, поверх Судрех, при напевании определенных молитв называется пАдь Яп-Кушти (на современном персидском). Это означает 'омовение, очищение молитвой', и пришло от авестийского АитиАп - 'с водой'. После пАдьЯп, производится собственно ритуал завязывания Кушти. Этот основной ритуал, он предшествует любому другому ритуалу или церемонии Зороастризма. Без этого, формально, никакую молитву или церемонию нельзя проводить. Завязывание Кушти - одно из необходимых условий для входа в Храм Огня или начала любой церемонии.

После Инициации, все Зороастрийцы носят Судрех и Кушти на теле всю жизнь. Они развязывают и заново завязывают Кушти, вместе с пением молитв несколько раз в день. Эта простая практика помогает удерживать в сознании основные заповеди религии, а также дает ощущение защиты молитвами и помощью духовных существ. Судрех и Кушти - духовное оружие Зороастрийцев. Они формируют энергетическую оболочку вокруг физического тела, которая защищает человека от злых сил, и ведет по пути благочестия и долга.

Священные писания подобно Яcна 30.5 и Яcна 9.25 упоминают божественное одеяние и божественный пояс Духовных Существ. Судрех и Кушти - представление этого духовного одеяния в человеческом обществе. В Авесте слово, используемое для Судрех - Вастра, и для Кушти – аиви Аонгана.

Ритуалы брака

Зороастризм рассматривает брак как набожная обязанность, религиозное причастие, святой союз двух душ, и не только социальное, юридическое или договорное соединение между двумя человеками. Договор брака считается безвременным. Брак основан на достоинствах взаимопомощи, преданности, верности и самопожертвования. На всех здоровых зороастрийцев возложено жениться, устанавливать дом, и жить счастливо с женой и детьми.

Зороастрийский идеал брака превознесён в Гатха Вахоштошти (Ясна 53.4), который расценивается как 'свадебный гимн'. Заявляется, что счастливая женатая жизнь зависит от достоинства, обязанности, и преданности друг другу. Зороастрийские тексты ясно показывают преимущества женатой жизни перед не женатой.

Есть различие между церемониями брака, выполненными сектами Кадими, Иранис и выполненными Шахеншахис. Ритуал последних может быть разделен на четыре части:

  • Нахан: священное очищение
  • Арантар: символическая платформа для союза двух человек
  • Священное Подтверждение: Заверение принятия перед священниками и свидетелями
  • Аширвад: Благословения и благопожелания священниками. Божественное существо Арьяман призвано в этих благословениях. Он осуществляет контроль над радостью, миром, дружбой и благородством (качества, необходимые для успешного брака). Это существо имеет очень древнюю историю отношений с людьми. В Авесте и в Ведах, Брахманах и Пуранах Индии он присутствует как покровитель людей

До последних времен, среди членов секты Шахеншахи, благословение брака произносилось на языке Пазанд и Санскрит. Однако, в настоящее время это стало редкой практикой.

Ритуалы смерти

Важным аспектом обрядности исследователи считают погребения умерших. Дело в том, что дух смерти, как считается, начинает поражать умершего и вещи вокруг него, а также близко находящихся к трупу людей. А потому погребали покойников всегда обнаженными, считая, что одежда тоже подвержена духу тлена. Живое воплощение духа тлена - трупная муха, поражающая и одежду, ложе, жилище покойника. Отсюда считалось осквернением не только трогать труп, но уж тем более переносить его:

"Да не понесёт никто в одиночку мёртвого. А если понесёт один мёртвого, смешается с ним труп через нос, через глаза, через рот, <...> через детородный орган, через задний проход. До кончиков ногтей на него Друхш-йа-Насу* набрасывается. Не очиститься ему после этого во веки веков".

Некоторые исследователи считают, что этот обычай, считать мертвого человека за пораженного дэвом смерти и опасным для жизни вокруг стоящих, относится ко времени чумы или других опасных заболеваний. Я считаю это вполне возможным, учитывая возможность массовых эпидемий и то, что в Африке при жарком климате любые инфекции находят более благодатную почву для распространения.

Верующие настолько боготворили стихии, что не сжигали своих умерших, а оставляли в специальных возвышенных местах ("Башнях молчания"), дабы не осквернить землю, для того, чтобы трупы могли обгладать дикие звери и птицы. Причем труп привязывали, чтобы животные не могли растащить кости на землю или растения. Если человек умирал на земле, то ее нельзя было определенное время орошать и возделывать. Родные и близкие шли одетыми в белое не ближе, чем 30 шагов от похоронной процессии. Если тело необходимо нести далеко, то его могли положить на осла или корову, но жрецы все равно должны идти.

Оплакивать умершего можно не более трех дней и только заочно. В эти три дня необходимо совершить все обрядовые церемонии с упоминанием имени умершего. Если умерший - народный благодетель, то на третий день "глава общины, провозглашает перед общиной имя умершего - народного благодетеля, которое должно почитаться и поминаться в публичных религиозных церемониях" . Зороастрийцы поминают всех умерших, принесших пользу маздаяснийской общине с давних времен. А вот хоронить тело необходимо только днем, ночью хоронить строго запрещено (источник).

наверх