Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Основные идеи

Основные идеи

Священной книгой Зороастризма является АВЕСТА (дословно «первая весть», «первовестье»), признаваемая сейчас древнейшей книгой человечества. Тексты АВЕСТЫ включают в себя следующие разделы:

  1. Ясна (включает Гатхи)
  2. Виспарад
  3. Видевдад (Вендидад)
  4. Кордех Авеста
  5. Яштс

Первые три текста используются для чтения и молитв в Зороастрийских ритуалах. Последние два составлены из ежедневных молитв.

АВЕСТА утверждает, что любая душа, созданная Творцом для проявления и раскрытия своей Божественной сущности, проходит огромное количество воплощений (рождений) в течение миллионнолетних циклов развития Метагалактики, совершенствуясь из жизни в жизнь. По учению Авесты человек во всем подобен Богу-Творцу. Одним из главных свойств Творца признается свобода выбора. Свободой выбора же наделен и человек. Самое главное проявление свободы выбора человека заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом. Человек делает этот выбор ежеминутно, ежесекундно, добровольно и сознательно становясь на сторону сил Света, либо Тьмы.

В традиционном понимании зороастризма есть только один Бог – Ахура Мазда - к кому человечество должно направить его просьбы, ходатайства и благодарность. Название Ахура Мазда означает 'Мудрый Владыка.' Понятие Бог означает  - Самосущий Всезнающий Владыка, отец всех существующих вещей, милостивый и милосердный. Он признан единственным создателем и абсолютным правителем Мира. Ахура  - владыка, и Мазда - всезнающий.

Ахура Мазда - создатель духовных и материальных миров, и всех созданий там, он создал Аша - Неизменный Закон, на основе которого были рождены все Духовные создания. Далее, на основе Аша, был создан Спента Маинью (Spenta Mainyu) – Дух Света, Красоты, идея всех форм. Все создания существуют согласно этим Неизменным Законам. Законы работают во всем Космосе, в физической, мысленной и духовной сферах. Зороастризм имеет космический характер. АША - Космический Закон. Вахишта Махан - Космическое Сознание, которое соблюдает космический закон. Воху Махан – Сознание Человечества, которое может достигнуть космического знания. Мазда - Космическая Мудрость, которая открывается, когда мы сливаемся с Космосом.

Творец никогда не вмешивается,  чтобы изменить действие Законов. Он - самый благотворный Дух, и самый Духовный среди Духов. Он полон Светом, Блеском, и Славой. Силой своей мысли, Он сначала наполнял Духовные области Светом. Сверкающее солнце, самый яркий Свет, видимый нами, предстает, как наиболее прекрасный символ Творца. А  красный, сверкающий огонь – «сын», или представитель Ахура Мазды на Земле. Его невозможно обмануть. Он наблюдает за всеми своими созданиям острым, пронизывающим взглядом. Он воспринимает мысли, слова, дела - которые были и которые будут созданы людьми в их жизни. Ахура Мазда - единственный Высший Судья действий человека. Он добрый, прощающий и понимающий. Он помогает человеку, как его друг и брат, если тот ведет справедливую жизнь.

Бог – олицетворяет силы добра. Откда же возникло зло?

Авеста содержит учение о проявлении добра и зла в трех эрах – Эре Творения, Эре Смешения и Эре Разделения. Вселенная была создана несколько миллиардов лет назад Ахура-Маздой, сначала в невоплощенном виде, в виде идеи (это мир меног). Это происходило в первую эру – Творения. В этом мире не было реального зла, существовала принципиальная возможность появления зла. Когда по воле Ахура-Мазды начался процесс перехода из мира непроявленного (Эра Смешения), невоплощенного в состояние проявленное, воплощенное (мир, созданный в физическом теле, называется гетиг) дух зла Ангра-Майнью вторгся в мир и начал его разрушение. Зло появилось вследствие неправильного использования реального права выбора. Предвестником Эры Разделения был пророк Заратуштра. Эра Разделения началась в период Эпохи Водолея.

Зло проявляется в трех формах меног (дух непроявленное), гетиг (проявленное, физическое) и ритаг (душа, связь между верхним и нижним мирами). Миру духа, невоплощенному, миру меног соответствует дух Ангра-Майнью (верховный принцип зла и похититель света), миру гетиг - проявленному, физическому - соответствует демоница Аз (Аза - страх), и,  наконец, миру души ритаг, осуществляющему связь между проявленным и непроявленным – соответствует демоница Друдж (ложь). Зло проявляется через совокупность злых мыслей, злых слов и деяний.

Противостоять силам зла можно двумя мечами – знанием о том, как устроен мир, о проявлении зла (против лжи) и силой (духовной и физической - против страха). Важно и то, и другое. Но самое главное, что не даст возможности злу проникнуть в человека – вера. Вера – это то, что позволяет ощутить человеку свое единство с Творцом, отказавшись от противопоставления себя целостному миру. Если у человека есть вера, то он не сделает духовный выбор в сторону зла, зло не сможет войти в него.

Итак, человек рождается умирает множество раз. В зороастризме считается, что жизнь человека, которую он проходит, это работа – выбор между добром и злом. Человек снова рождается, потому что в прошлых жизнях он мог делать неправильный выбор, нарушив тем самым изначальную гармонию мира. Еще в самом начале Эры смешения зло было замкнуто само на себя, чтобы предотвратить его распространение. А человек попал в это колесо Шаншар (или Сансара). Преодолеть зло в замкнутом мире и восстановить утраченную гармонию человек может сделав выбор в сторону добра. В земной жизни для этого максимальные возможности, поскольку здесь проявлены все три ипостаси человека – дух, душа и тело, земной мир наиболее целостен. Здесь максимальные возможности преобразования мира.

С понятием множественности воплощения тесно связано понятие кармы. Карма – сумма совершенных человеком поступков, которая определяет характер следующего воплощения. В зороастрийском понимании кармы (зармы) ее возникновение предполагает  изначальное осквернение (неправильный выбор) человека, а также возможнсть каждого человека активно влиять на свою карму, отрабатывая ее. В понятие кармы также входит постепенное вычленение своего сознания из общего круга и одновременного вхождения в общий поток.

Понятие кармы здесь – это понятие пути человека. Карму имеет не только человек, но и любой развивающийся организм. Карма есть у рода, народа, учения, государства и так далее. На карму человека накладывается и карма семьи, народа. Конечной целью всех воплощений является осознание своего единства с Творцом, приблизиться к Богу, развить у себя качества Творца, поскольку каждый создан изначально по образу Бога –Творца.

В зороастризме выполнение человеком индивидуальной программы, определяемой прошлой жизнью, может осуществляться на трех уровнях. Низший уровень – уход от добра, путь осквернения, усугубления и ухудшения ситуации. На среднем уровне человек как отрабатывает свои кармические долги, так нарабатывает новые. На высшем уровне – наиболее трудном, предполагается активный выбор человека в сторону добра, развитие творческих способностей человека, постоянная борьба со злом.

Человек наиболее одарен из созданий Бога. Ему было доверено управление другими телесными созданиями, с помощью его мысли и речи. Зороастризм возвеличивает роль человека в мире, делает его не рабом божьим, а сподвижником Ахура-Мазды, его помощником. Каждый человек отвечает не только за себя, но и живет для того, чтобы помогать Ахура-Мазде справляться со злыми духами - дэвами. Человек был создан с целью и для исполнения миссии. Именно с активным участием человека, божественные существа будут способны реализовать Фрашокерети - Воскресение мира. Чтобы помогать человеку  выполнять его божественную цель, он был одарен несколькими способностями.

Человек был сделан из девяти компонентов, из которых три являются физическим, три полудуховными и три духовными.

Три физических компонента: Тану (оболочка, волосы, ногти, мышцы, ткань, кровь), Гаета (органы, подобно глазам, сердцу и легким) и Азди (скелет).

Три полудуховных компонента: Кехрпа - астральная форма тела. Уштан: Жизнь, теплота и энергия тела, передающие жизненность. Тевиши: Это - тело, составленное из желаний, чувств и эмоций.

Все создания имеют Астральную форму Кехрпа. Все сверхфизические и духовные действия связаны с ней. Кхваренанг (божественная энергия) и божественные центры (чакры) содержатся в ней. Баодх и Раван также размещены в Кехрпе. Это тело, которое перемещается во время мечтания и астральных путешествий, независимо от физического тела. Это место, где действует охрана и защита, утвержденная мантрами и молитвами. Кехрпа также имеет склонность привлечения хороших и плохих элементов из природы.

Ритуал Кушти очищает Кехрпу. Ритуал Кушти (Kasti) выполняют в конкретное время и после/перед определенными действиями (на подъёме, перед принятием пищи, молитв, при посещении Священного Огня, после туалета, ванны).

Физически теплота образуется процессом взаимодействия кислорода вдыхаемого воздуха и углеводами потребляемой пищи, с поступлением в кровь. Здоровье тела полностью зависит от его Уштан.

Тевиши: Это - тело, составленное из желаний, чувств и эмоций.

Три духовных компонента: Баодх, Урван – Душа, и Фравашисы: ангельские Духи.

Баодх: Божественный Интеллект, который руководит условными и безусловными функциями тела. Включает работу интеллекта на различных уровнях подобно:

  1. Мышление, контролирующее бессознательные рефлекторные действия. Инстинктивные реакции мозга, управляющие нервной системой и безусловными функциями тела подобно дыханию и потоотделению
  2. Мышление, отвечающее за подражание, которое наиболее проявляется в детском возрасте
  3. Мышление, позволяющее рассуждать, устанавливать связь между причиной и следствием, получать логические заключения, осознавать моральные и этические аспекты действий
  4. Самый высокий тип мышления, который наделяет человеческое сознание способностью понимать высокие Истины

Также Баодх получает импульсы от Фравашисов и доводит их до высшего сознания. В Авесте смерть описывается, как разделение Баодх и физического тела. Наряду с душой, Баодх присутствует во время Суда, определяющего место человека после смерти.

Среди животных, только собака обладает развитым Баодх (Вендидад.13.50). Это - известный факт, что животные не обладают интеллектом, то есть силой сравнения и понимания. Однако они обладают первыми двумя типами мышления, то есть отражают инстинкты, и подражающее мышление, следовательно, Баодх присутствует в них в этом виде.

Урван: Человек имеет душу, которая является бессмертной, существует после распада человеческого тела и ответственна за действия человека в жизни. В Авесте слово 'душа' - Урван, и Раван на пахлави. Слово буквально означает 'выбирающая'. Душе свойственны божественные качества. Однако, в нашей жизни, она может быть ограничена в проявлениях, низкими мыслями и желаниями.

Фравашисы: ангельские Духи хранители людей, постоянного спутники, советчики и водители души в ее жизнях. Фраваши вдохновляет человека быть хорошим, добродетельным, и вести набожную, трудолюбивую, и доброжелательную жизнь. Однако, душа может воспринимать или отклонять руководство Фраваши. Следовательно, хотя они постоянные неподкупные помощники души в этой мирской жизни, но не ответственны за действия, совершенные человеком в этой жизни.

Концепция Фравашис  аналогична ведическим Питрас, римским Манес, и греческим - Идеям

Принципы    наверх

Зоратуштра оставил три заповеди, руководство которыми дает человеку возможность прийти к своей цели.

Эти три морально-этических принципа выражаются трема авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХУВАРСТ, что в переводе означает Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело.

Священная молитва Виспа Хумата провозглашает: «Все добрые мысли, добрые слова и добрые дела совершаются через знание и ведут к лучшему существованию, а все злые мысли, злые слова, злые дела происходят без знания и ведут к худшему существованию». Эта короткая молитва из священной Авесты представляет суть Зороастрийской религии: мысли, слова и дела формируют поведение и характер человека. Небеса и ад обусловлены всей суммой мыслей, слов и дел человека.

Есть шесть ступеней достижения Бога в следовании Амеша Спентам, милостивым бессмертным Святым:

  • Вохуман — Добрая Мысль
  • Аша-Вахишта — Лучшая Праведность
  • Кшатра-Варью  —  Божественная  Власть/Моральное Мужество
  • Спента-Армаити — Божественная Мудрость
  • Хаурват — Самореализация
  • Амертат — Бессмертие

Если человек имеет добрые мысли, то он развивает Божественную Власть или Моральное Мужество, когда он развил это, он получает Божественную Мудрость, которая позволяет ему реализовать себя, становясь, таким образом, ближе к Богу и, в конце концов, единым с ним, т.е. Бессмертным.

Пророк Заратуштра ясно говорит: «Счастье тому, через кого счастье приходит к другим». Каждый человек должен быть праведным и терпеливым работником. Он должен жить не только для себя или своей семьи, но также для того, чтобы помогать несчастным и угнетенным. Зороастрийская религия посылает человека сражаться со всем злом и затем перевоспитывать и приводить злых на путь добродетели и изменять мир, чтобы он двигался по направлению к конечной цели обновления, называемого Фрашо-Кэрети, т.е. объединению каждой души с всемогущим Ахура Маздой.

Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни, Мост-Чинват стал в его откровении местом судебного разбирательства, где приговор зависит от нравственных достижений. Этот суд возглавляет Митра, Сраоша и Рашну, держащий весы правосудия. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела; если добрых дел больше, то душа считается достойной рая и тогда, ведомая прекрасной девушкой, олицетворением собственной совести (Дайна), душа пересекает мост и устремляется вверх.

Если же весы склоняются в сторону зла, то мост становится узким как лезвие клинка, а отвратительная ведьма, встречая душу хватает ее и тянет вниз, в ад – где грешник переживает долгий век страданий, мрака, дурной пищи, скорби. Те немногие души, дела которых уравновешиваются, отправляются в место смешанных, где как в старом подземном царстве мертвых, ведут мрачное существование, лишенное радости. Однако даже душам праведных в раю в течение эры Смешения не суждено полного блаженства, так как счастье наступит лишь во время Фрашегирда, тогда они получат будущее тело, а земля отдаст кости всех умерших.

За всеобщим воскресением последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных, как от тех, которые дожили до этого времени, так и от уже осужденных ранее. Тут Аирйаман вместе с Атаром расплавит весь металл в горах, и он потечет раскаленной рекой на землю. Все люди должны пройти сквозь эту реку, для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться что они идут через расплавленный металл. Все грешники переживут вторую смерть и исчезнут, а расплавленная река потечет в ад и убьет Анго-Маинйу.

Тогда Ахура-Мазда и шесть Амеша-Спента принесут последнее жертвоприношение, изготовят мистический напиток – «белую хаому», которая даст всем воскресшим бессмертие. Согласно Зороастру именно здесь, в этом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, и будет вечное блаженство, а не в отдаленном раю. («Древнеиранская религия и Зороастризм», Низаметдинова Равиля Рауфовна).

Еще один основополагающий морально-этический принцип – золотой середины, которая соответствует целостности мира. Согласно зороастризму, человек следующий принципу золотой середины падает под защиту невидимой ограды (В Авесте – Вара). Он как бы находится в центре бури - в той самой точке, где сияет солнце и спокойное море, в то время как вокруг вздымаются огромные волны и ревет ураган. Моряки называют ее «глаз бури». Единственное, к чему не относится принцип золотой середин – к добру и злу, к выбору.

Работа с грехами. Основные грехи, которые человек отрабатывает, лежат в природе мироздания. Ахура-Мазда, олицетворяющий Огонь, Божественное начало, в процессе творения Вселенной создал первоосновы, первосущности, которыми, помимо самого Ахура-Мазды (Огня), явились Небо или Воздух, Вода, Земля, Растения, Живтоные и Человек. Каждый человек имеет в себа столько планов, сколько Творений: тело огненное (дух), небесное (мыслы), тело Воды (астральное), тело Земли (плотное тело), тело Растений (эфирное тело), живтоное проявленное тело и человеческое.

Этим семи благим творениям соответствуют семь светлых сущностей, шесть из которых являются высшими бессмертными сущностями, а седьмой – самим Твором Ахура-Маздой. Ангро-Майнью, вторгшийся в мир, осквернил благие творения. Единственное, что ему не удалось осквернить – это Огонь. Ангро-Майнью породил осквернителей этих творений (демонов), с которыми связаны грехи человека. «Зороатрийцы относились к жизни как к благу, поэтому лень, апатия, расхлябанность, наплевательское отношение к жизни, нежелание ничего делать и жить за чужой счет, паразитизм - считались проявлениями ангроманью с которыми надо было в себе бороться.

Вот свойства которыми должны обладать люди стремящиеся к истине и счастью:

  • радость к жизни, наслаждение жизнью
  • благое продолжение рода (рождение и воспитание детей), укрепление семьи, передача традиций
  • любовь ко всему живому
  • активная деятельность, энергия, воля, сила направленные на творчество и борьбу со злом (праведный труд)
  • стремление к познанию и осознанию законов мироздания, поскольку знание - орудие правды, а практика как критерий истинности вещей, помогающая срывать маски со зла, разоблачать его
  • борьба против бездумной веры, глупости, тупости, фанатизма
  • умение создавать вокруг себя благодетельный мир, гармонию, стремление не к расколу, а к объединению с другими людьми (достижение коллективной целостности)
  • контроль над собой, удаление злобы, соблюдение клятв, преодоление страхов, особенно страха смерти, борьба с бездушием, зломыслием, гордыней, похотью и безверием, преодоление гнева и безразличия, борьба со смешением добра и зла

Главные черты характера которыми следует обладать - это доброта, великодушие, доброжелательность, благородство, правдивость, праведность, щедрость, честность, упорство, старание, уверенность, благодарность, миролюбие, гостепреимство, удовлетворенность тем что имеешь (довольство малым и довольство своей судьбой), чувство меры, взаимопомощь и помощь другим, трудолюбие, профессионализм в своей деятельности, исполнение долга, миротворчество, милосердие, творчество, оптимизм, защита земли.

Человек должен также бороться с демонами жадности, клеветы, гордыни, нерешительности, сомнения, неудовлетворенности. И грехами, такими как - гомосексуализм, садомазохизм и прочие сексуальные извращения, а также продажность любви (проституция), как осквернение священной производительной функции человека и осквернения таинства любви, момента восстановления, соприкосновения с частичкой андрогинного, райского состояния, состояния пребывания человека в мире до вторжения вируса зла; потворство греху и соучастие ( т.е. пассивная и активная формы), убийство, самоубийство и детоубийство (аборты), идолопоклонничество, ложь, леность, неблагодарность, колдовство, воровство и подстрекательство к нему, неисполнение долга по отношению к родителям, разрушение традиций, трусость, страх, подлость, предательство, нарушение клятвы; осквернение земли - хищнический подход к богатствам природы, злоупотребление властью, цинизм, шантаж, рабство и унижение собственного достоинства, гордыня, самовозвеличивание, навязывание другим своей воли, насильственное осчастливливание, мародерство, травля людей, зависть.» (источник).

наверх