Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Места

Совершение шаманских ритуалов происходит в местах, обладающих особой силой. Для собственных путешествий шаманы выбирают всегда собственное место силы, которое может располагаться даже рядом с домом.

Шаманисты не имели специально построенных храмов. По шаманским традициям, обожествляя природу, люди стремились поддерживать баланс в природе и своими действиями не навредить ей. Природа была единым Божественным Храмом, к которому относились бережно: нельзя было рубить деревья у источника, передвигать камни, под которыми жили муравьи, мять траву, убивать животных больше, чем нужно для пропитания и т.д.

Места, где боги и духи проявили себя или где они действуют, выделяли особо как святое пространство. В таких местах - "контактной зоне" между мирами, сооружали обо, устанавливали столбы-сэргэ и привязывали на ветки деревьев ленты-залаа. Место объявляли священным и сюда приезжали специально для проведения обрядов. По обычаю, который особенно соблюдает местное население, нельзя пройти мимо такого места, не почтив духа-эжина - хозяина этого места, иначе не будет удачи. В XVII-XVIII вв. многие шаманские святыни в Бурятии были ламаизированы и на них стали проводиться буддийские обряды.

В Предбайкалье, Забайкалье и Монголии большое количество местных родовых святынь, но среди этого множества, есть особенные, известные далеко за пределами районов, почитаемые как святыни Центральной Азии.

На острове Ольхон - это Шаманская скала, местопребывание главного из 13 Небожителей - Хан Хутэ-баабая, спустившегося на землю вершить людские судьбы и священная гора Жима, обитель "Белоголового Орла" - Царя шаманов северного мира.

В Баргузинской долине - гора Барагхан-Уула, охраняющая буддийское учение с севера, место пребывания хозяина Баргузинской долины - Хажар Сагаан нойона.

В Тункинской долине - гора Ундэр Мундарга, местопребывание Буха нойона - прародителя булагатов и эхиритов, главного хранителя Тунки.

В Монголии - хребет Гурван-Богдо с тремя священными вершинами (Три божества), особо почитаемыми всеми монголами.

Общей характерной чертой, объединяющей все эти места, является природная красота, которая выделяет эти природные объекты из окружающего ландшафта. Считается, что в этих местах наиболее продуктивна медитация для получения просветления, энергии и бодрости. Уединение в таком пустынном месте является существенной частью мистического обучения. Основная цель уединения - отвлечь внимание от предметов внешнего мира и направить его к духовному началу. Эффективность таких духовных практик особенно высока в местах, которые почитаются с древних времен и считаются своеобразными "контактными зонами" между мирами, и начинает проявлять себя в сумерках.

Выделение природных феноменов в окружающем пространстве и наделение их сакральными свойствами известно с древности. Кроме поклонения живописным объектам природы, известно проявление сакрального в камне или дереве. В Ольхонском районе, например, есть береза, растущая из скалы среди пустой степи, ставшая вследствие этого сакральным объектом поклонения для местного населения (источник).

Тункинская долина

Святыми местами в Тункинской долине являются Буха-ноен, расположенный с восточной стороны района, и Бурхан-Баабай - с западной. Специальные молебствия им посвящают в основном тункинские, окинские и закаменские буряты. Место Хан-Шаргая находится недалеко от курорта Нилова Пустынь. Здесь имеется целый комплекс сооружений (бунхан - часовня, шэрээ - жертвенник) со всеми атрибутами для культовых действий.

Аршан (целебный источник).Большой известностью пользуются Аршан и Нилова Пустынь. У аршана имеется место для жертвоприношений (монеты, хадаки- ленты, платки, лоскутки материи).

Тамхи-баряша. Топоним дословно обозначает “курить табак”. Местные буряты просят покровительства у богов во время путешествия. Культовое шаманское место, представляющее березовую рощу, деревья которой увешаны разноцветными лентами. В центре на специальной подставке установлена трубка, в чубуке которой возжигаются ритуальный огонь и благовония, после чего приносятся “хозяину” рощи подношения в виде белой пищи, водки, чая и монет.

Буха-нойон (Белый камень) - скальное обнажение мрамора на отрогах Тукнинских гольцов близ улуса Торас абсолютной отметкой 1050,3 м, культовое место. Два острых высоких (по 5м ) останца выветривания и развалы мрамора занимают участок 800*800 м и видны из многих мест. В настоящее время на одном останце находится буддистская кумирня - прямоугольное строение размером 2*2*2, обитая снаружи жестью. Скала эта издали напоминает фигуру лежащего быка с широко расставленными рогами.

В прошлом буряты-шаманисты увидели в ней образ прародителя бурятского народа - царственного быка Буха-Нойон-Бабая,превратившегося в каменное изваяние, и местность эту назвали Буха-Нойони hуури, т.е. место покоя Буха-Нойона. Шаманы приносили жертвы скале, и началось паломничество шаманистов. Буддисты тоже поставили на одном “роге” свою кумирню, а на другом православные миссионеры построили часовню.

Место табуировано. Восхождение и обряды совершаются в определенные дни местными шаманами. Причем разрешается восхождение только мужчинам и женщинам пожилого возраста.

 

Престол Чингис-хана

(Чингис хаанай шэрээ)- живописный валун большого размера(3*2м) у подножия горы Арюун Мундарга. Предания связывают его с именем Чингис-хана, как излюбленного места отдыха и совершения им обрядов, посвященным духа гор. Культовое место.

Помимо общеизвестных мест поклонения существуют "обо", приуроченные к определенным местам (например, минеральные источники) В этих местах путник оставляет монетки, пищу или ленточки, чтобы дальнейшая дорога была удачной. Также в этих местах нельзя оставлять мусор, громко кричать.

Минеральные источники Тункинской долины являются культовыми местами. Почти на каждом источнике существует небольшой уголок, куда преподносятся приношения- завязываются ленточки, произношение молебствия, в первую очередь оставляют молоко, печенья и конфеты. Лишь потом можно испить воды источника (источник).

Недалеко от села Галтай находится памятник природы "Пять пальцев" — древнейшее место поклонения племен, проживавших на территории Бурятии еще с гуннских времен. Шаманы уверяют, что это не просто причудливое каменное изваяние, а правая кисть руки человека, выросшая из земли и просящая отца-неба счастья, благополучия и удачи. Причем на каждом пальце имеются линии, и каменная ладонь очень похожа на человеческую. В дореволюционные времена на этот молебен собиралось более 20 тысяч человек со всей этнической Бурятии, устраивались празднества, соревнования по традиционным видам спорта.

Особенно любят посещать святое место "Пять пальцев" люди, имеющие денежные затруднения. Привлекать удачу, богатство сюда приходили люди и во времена Чингисхана. Ходят легенды, что с помощью шаманов молитвы "простых смертных" у чудодейственного камня творят настоящие чудеса.

наверх