Логин
Пароль
вход
  Запомнить
Забыли пароль? Регистрация

Практика

Обряды и ритуалы, практика жизни

Один из главных обрядов бонской религии — ритуальные омовения, которые совершаются каждый раз, когда происходит какое-нибудь радостное или значительное событие. В основном говорится о коллективных омовениях, но упоминаются также индивидуальные. При этом омовения (очищения) понимаются не столько в физическом, сколько в духовном смысле. Помимо воды очистительной силой обладает также огонь.

Остальные обряды, установление которых приписывается Шенрабу, также являются характерными почти для всего Ближнего Востока:

  • Украшение дерева и поливание травы водой (особенно в Месопотамии)
  • Прикладывание ладоней рук ко лбу и сердцу

Обряд поливания травы водой, несомненно, мог появиться только в жарких и засушливых странах, в которых вода и зелень символизируют жизнь.

Согласно учению Шенраба, не рекомендуется  употреблять в пищу мясо и кровь потому, что это еда демонов-людоедов: Душа живого существа находится в его мясе и крови, поэтому тот, кто губит ее, будет за это неизбежно расплачиваться. Шенраб также осуждает употребление чеснока и лука, так как они отгоняют от людей небожителей. Он также запрещает употреблять опьяняющие напитки, так как они одурманивают сознание (источник).

Каждый человек должен сам усмирять собственное сознание, «не упускать свой ум вслед за пятью ядами» (грехами), такими как:

  1. Привязанность к желаемому, не знающая чувства меры
  2. Зависть ограниченного ума к хорошим достоинствам других
  3. Гордость, желающая себе победы
  4. Гнев, желающий другим поражения
  5. Глупость, не ведающая единой сущности неделения на субъект и объект

а также сохранять чувство меры, имея мало желаний - как метод усмирения собственного ума (источник).

В одном тексте традиции Бонпо, который рассматривает значение шести миров инкарнации, можно найти интересное указание на взаимоотношения ума и пяти основных недостатков в свете психофизической организации человеческого тела. В соответствии с этой идеей, ненависть возникает из соединения ума и эфира; из соединения дыхания или пранической энергии возникает гордость; от ума и телесного тепла рождается зависть; от ума и крови возникают страсти; от ума и плоти рождается невежество (источник).

Тонба Шерба говорил: "Семя всего и вся – это драгоценный настрой сознания". То есть добрые и дурные действия, так называемые добродетель и недобродетель, возникают главным образом за счет добрых и дурных мыслей и их исполнения. Также он говорил: "Дорожите добрым умом, как золотом", – и замечал в связи с этим: "Действие Учения – сострадание."

Поэтому, коль скоро любовь - как желание того, чтобы все существа встретили счастье, и сострадание - как желание того, чтобы все существа были свободны от страдания, являются тем особым состоянием ума благородных Сыновей Победителя, дорожащих другими больше, чем собой, то эти два состояния сознания – устремление к состоянию Просветления и великое сострадание являются фундаментом Учения Бон (источник).

Согласно Бон, достойными действиями и добродетельной жизнью существо достигает духовного совершенства и сфер Совершенного Будды (Sangs-rgyas). Методы для достижения высшей цели преподаны Тонпой Шенрабом и последующими мудрецами Бонпо.

Самый выдающийся путь религиозной практики состоит в том, чтобы принять религиозные обеты; мирянин может прилагать усилия для совершенствования, но монашеская жизнь предлагает лучшую возможность достижения наивысших уровней. Фактически, на протяжении веков монашеская жизнь сформировала существенную часть религии Бон.

Есть четыре вида религиозных обетов — два пониже и два более высоких. Более низкие, названные «ньеннэ» (bsNyen-gnas) и «гэньен» (dGe-bsnyen), обычно принимаются мирянами, которые хотят выполнять религиозную практику более совершенным способом; когда принимаются монахами, они берутся, чтобы придать форму начальному этапу их религиозной жизни.

Эти обеты могут быть взяты на любой срок. Более высокие уровни называют «цангцуг» (gTsang-gtsug), применяемый для получения монашеской инициации (rab-byung) и состоящий из двадцати пяти обетов, и «дрангсонг» (Drang-srong), который применяется при полном посвящении и состоит из двухсот пятидесяти обетов. Монахини принимают триста шестьдесят обетов.

Нгагпа

Бонпо также особенным образом известны своей традицией Нгагпа (sNgags-pa), практики которой распознаются по их нестриженным, распущенным волосам. Нгагпа — практики-миряне, которые принимают обеты Прибежища, гэньен и Нгагпа гэньен, практикующие, главным образом, Тантру.

Есть семейство линий передачи Нгагпа с практикой особого тантрического идама — персоны, передаваемой через семейство, но любой человек может пожелать стать нгагпа и принять соответствующие обеты. Хотя нгагпа может жениться, иметь детей и работу в миру, он должен проводить много времени в уединении и отправлять, когда требуется, ритуалы для простых людей.

В то время как нгагпа могут исполнять много различных ритуалов, они особенно известны отправлением ритуалов рождения, свадеб, похорон, гаданий и умиротворением призраков или природных духов. Обычно нгагпа живут со своей семьёй в деревнях, но многие нгагпа также собираются в Бонпо — тантрический эквивалент монастыря.

Цикл учений Шанг-Шунг Ньенгью был впервые облачён в письменную форму знаменитым мастером VIII века Гьерпунгом Нангшэр Лопо — главным учеником Тапихрацы (ta-pi-hra-tsa), почитаемого бонпо, как единство всех линий мастеров.

Дзогчен

Наряду с духовной жизнью, существуют специальные методы практики поиска духовного совершенства. Самые ценные методы — из традиции Дзогчен (rDzogs-chen: «Великое Совершенство»).

В Дзогчен есть четыре направления или способа медитации, известные как A-Dzog-Nyangyud, то есть A-Три (A-khrid), «Путеводное А», основанный в XI веке Дампой Мэу Гонгдже Ритро Ченпо (1038–1096); Дзогчен, основанный в 1088-ом году н.э. тэртоном Шотон Нгодруб Драгпа (gZhod-ston dNgos-grub Grags-pa); Ньенгью (полное название — Zhang zhung sNyan-rgyud, «Устная Передача Шанг-Шунга») и Ети Тасэл — линия, восходящая к Тонпе Шенрабу, но прошедшая через Индию и переведённая с санскрита на шангшунг-па.

Zhang zhung sNyan-rgyud — старейшая и важнейшая традиция и система медитации в Дзогчен. В то время как три другие — традиции тэрма, основанные на переоткрытых текстах, третья — устная традиция, базирующаяся на непрерывной передаче через непрерывную линию мастеров.

Чо. Также существует другая важная система медитации, названная Чо (gCod), «Отрезание эго», которая одинаково выполняется практиками-мирянами, нгагпа и монахами. Цели Чо — породить щедрость, рассеять страх и преодолеть привязанность.

Это было лишь кратчайшее из введений в богатые религиозные традиции Бон. Невозможно охватить всю глубину и широту одной из величайших мировых религий, но, надеемся, читатель получит некую чуточку того, чем дорожат бонпо.

наверх