Бон

Основные идеи

Основные положения

Бон Свастики, основателем которого является Тонба Шенраб – это Учение, защищающее всех существ, желающих освободиться от страдания и желающих быть счастливыми, от всякого страдания временно и окончательно.

Главным, особым символом Учения Бон является "Юндрун Чакшин" (g.yung drung chag shing) - Свастичный Жезл. Вот, как он описывается в тексте "Жаше-Пиван-Другьюр":

Этот символ золотой свастики, являющийся Знаком неизменности и неубывания Бона, Означает обретение вечной сути, Включая в себя целиком все восемнадцать символов и их значения.

В тексте "Юндрун-Ледак" сказано:

В частности, этот Жезл, скрепляющий Вселенные, Поколения жрецов-шенов, озарявших восемнадцать корзин (sde snod), Подобно самому Шенрабу брали в руку, как опору, И учили. Когда они вращали его во главе всех этих Учений, то одолевали все сомнения и ложные взгляды.

Значение слогов названия "Юндрун Чакшин" таковы:

  • Юн (g.yung) означает невозникающую реальность (bon nyid) – абсолютный смысл
  • Друн (drung) означает непрекращающиеся явления (bon can) – относительный уровень
  • Чак (chag) означает сломанную шею – ложные взгляды, Шин (shing) означает спрямляющую палку (drang shing), что не дает свернуть с Пути Освобождения

Форма Жезла следующая: на каждом из двух его квадратных окончаний находится по свастике (g.yung drung), между собой они скреплены стержнем Чум-Жог (lcum bzhogs), причина наличия этих трех составных частей Жезла заключается в том, что они символизируют три раздела Учения Бон: Сутру, Тантру и Дзогчен. Две свастики символизируют Сутру и Тантру, а стержень Чум-Жог символизирует непревзойденное Великое совершенство – раздел Дзогчена.

Разные тибетские религиозные традиции часто называются по цвету тех или иных шапок, принятых в данной школе, а Бон – Учением Свастики белых шапок. В данном случае причина того, почему Бонское Учение называют белошапочным, заключается в том, что:

Во-первых, как следует из разных Бонских источников, в старину во времена Царства Шангшунг, главным образом, носили белые шапки и синие одежды.

Во-вторых, позже, во времена тибетских царей распространилось главным образом Учение Тантры, поэтому долгое время была широко распространена тантрическая белая шапка (sngags zhwa dkar po rtse rgyal).

В-третьих, Бонскую белую шапку часто используют во время тех или иных церемоний, как то: объяснение Сутры или Тантры, диспут, посвящениях Ванг, Лунг и т.п. Эта шапка является символом Учения Верховных Держателей Пути Освобождения, символом величия Ламы Шенраба, символом, обозначающим Бон Свастики, таковы три символа и значения этой особой шапки. Существует еще много причин такой ее исключительности, о которых ясно говорится в сочинении Лачен-Дренпа "Жаше-Пиван-Другьюр". Именно поэтому Бонское Учение носит название Учение Свастики белых шапок.

Если спросите: "Сейчас в разных монашеских орденах носят островерхую шапку Цежа (rtse zhwa), не является ли она исходной?" Эта шапка широко распространилась среди разных тибетских монашеских орденов позднее, вследствие распространения учения желтых шапок. Однако, в Бонских или Буддийских текстах неприводится никаких сведений о происхождении этой островерхой шапки Цежа. В частности, в Бонском тексте "Цагью-Ньидрён" (Коренная Тантра – Светоч Солнца) говорится:

Демон (bdud) Нгамин-Чопо (nga min chos po) Носит на теле желтое покрывало, А на голове – торчащую шапку (zhwa gtsug) с отщепленным верхом (grum tse).

Откуда ясно, что это шапка демона (bdud). В тексте "Жаше-Пиванг-Другьюр" говорится:

Отщипнутый верх, искривленный верх, загнутый верх, Плоскоголовый, к руглоголовый, широкоголовый, Губастый, гривастый, с висюльками на тыльной стороне, От всего этого следует избавиться. Если носить такие шапки - Учение Бон придет в упадок.

О Богах и происхождении всего сущего

По одной из бонских версий, в мире, в котором не было ни формы, ни реальности, появился чудесный человек между бытием и небытием, который стал называться "Сотворенный, владыка сущего". В мире тогда не было времен года, росли леса, но не было животных. Затем возникли свет белый и свет черный, после чего появляется черный человек, олицетворение зла, создатель раздоров и войн. Но появляется также и белый человек, окруженный светом, которого называют "Тот, кто любит все сущее". Он дает тепло солнцу, приказывает звездам, дает законы (источник).

Число материальных миров непрерывно из ясного (света) выходит. Частное (отдельное) — вот имя этого мира, это есть название неизменного мира (вселенной). Трудно покорить его, и он действительно неизменный. Он единственный, опирающийся на основу эфира(ветра), равномерно возникая, равномерно разрушается. Он состоит из континентов и больших континентов, из мрака и большого мрака, железных гор и больших железных гор; каждый малый континент, а их три тысячи, окружен маленокими железными горами.

Неизменные миры окружены большими железными горами, а меду каждыми континентами есть мрак, а большой мрак выходит из пустых железных гор, которых три тысячи.

Пантеон Бон содержит большое число божеств. Каждый тантрический ритуальный цикл в каноне Бонпо имеет своё собственное полное собрание божеств, методов визуализации и поклонения. Одна из классификаций делит божества на три группы: мирные (zhi-ba), гневные (khro-bo) и свирепые (phur-pa). Кроме того, космогония Бонпо описывает группы божеств Света и Тьмы.

Божество наивысшего уровня — Кунту Сангпо ( Тело Истины), Шенлха О`кар (Тело Совершенства) и Тонпа Шенраб (Тело Воплощения), который является Учителем (sTon-pa) нынешней мировой эпохи. Самое важное женское божество — Джамма, «Любящая Мать», также известная как Сатриг Ерсанг. Есть также собрания 1000 Будд и Будд трёх времён (прошлого, настоящего и будущего). Среди охранительных божеств, известных как Защитники Дхармы, самые важные — Сипай Гьелмо («Царица Бытия», женская форма охранителя учений Бонпо), Миду или Миду Джампа Трагго (мужская форма охранителя монастыря Мэнри) и Цэнго Хурба.

Самое общее подразделение божеств: те, которых различают среди надмирских богов высших сфер, полубогов и меньших божеств, остающихся активными в этом мире.

К последней группе принадлежит вся совокупность горных божеств, местных божеств (Sa-bdag), зловредных демонов (gNyen), женских форм демонов (Ma-mo), других духов типа Дре (`Dre), Си (Sri), Лу (kLu) и т.д. (источник).

Шенраб появляется на земле по воле богов, учение которых он должен распространить среди людей. Шенраб не божество, а человек, хотя связь его со светоносными богами и со светом проявляется вполне определенно. Его постоянные титулы — жрец и учитель, и он только один из множества учителей, появлявшихся в разные времена и проповедовавших одно и то же учение, учение великих богов о свете и добре, о связи между богами и людьми через посредство жрецов, а также о необходимости вести борьбу против зла, лжи и обмана, против демона и злых духов.

Тибетская Книга Мёртвых религии Бон содержит доктрину шести сфер бытия, в которых происходит рождение в результате кармической активности. Здесь мы обнаруживаем разделение на миры адов, прет, животных, титанов, богов и человеческих существ. Правителем мёртвых душ в ужасающих адских мирах является Яма Khram-thogs rgyal-po. В шести сферах бытия присутствует фигура спасителя, который в различных эманациях входит в эти сферы с тем, чтобы принести учения, связанные с освобождением от страданий.

Каждое существование является преходящим промежуточным условием в одной из шести сфер (тиб. Rigs drug bar-do); чтобы просветить шесть классов существ, сам Шенраб является в различных эманациях в форме Будд. Шесть Будд традиции Бонпо (тиб. ‘Dul-gshen drug) очень схожи с буддистскими формами. Шесть эманаций Шенраба являются в мирах инкарнаций с тем, чтобы освободить живущие там существа от пяти «ядов» (тиб. Dug lnga). Перед ними стоит задача морального просветления (источник).

Сущность бонской веры

Бон (тиб. молитва, ритуал) — это центр бонской свастики. Бон — это центр мудрости, бон — это центр неба, бон — центр появления, бон — центр бытия, и, таким образом, (все) рождается из пяти великих центров. Поклонение богам, согласно учению Шенраба, одна из основных обязанностей верующего. С помощью молитвы, обращенной к богу или к богам, люди могут добиться спасения души даже самого закоренелого грешника. Но каждый должен совершать не только молитвы, но, с помощью жрецов, и прочие ритуалы.

наверх

Учение о путях

(Полностью взято из источника - Тензин Вангьял ЧУДЕСА ЕСТЕСТВЕННОГО УМА Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон)

В трех письменных биографиях Тонпы Шенраба данные им бонские учения злагаются различными путями и с различными классификациями. Говорят, что Шенраб изложил бон в трех последовательных циклах учений: вначале он раскрыл "Девять Путей" (или последовательных стадий практики) бон, затем он обучал "Четырем бонским Порталам и Одной Сокровищнице"; и наконец, он изложил "Внешние, Внутренние и Тайные Наставления".

Девять путей

Существует три вида классификации Девяти Путей Вечной Религии Бон: Южные, Северные и Центральные Сокровища. Это системы учений, которые хранились в тайне в ранний период преследования бон с тем, чтобы позже быть заново открытыми в виде терм.

Термы, обнаруженные в 'Бриг мтшамс мтха' дкар в южном Тибете и в сПа гро в Бутане, составляют Южные Сокровища, обнаруженные в Занг занг Лха дат и в Дванг ра кхьюнг рдзонг в северном Тибете, составляют Северные Сокровища и наконец, те, которые были обнаруены в ат бСам яс и в Иер па'й браг в центральном Тибете, составляют Центральные Сокровища.

Южные Сокровища

Из трех традиций подразделения колесниц это деление считается основным. В Южных Сокровищах Девять Путей подразделяются на "Четыре Пути Причины" низшего уровня, содержащие мифы, легенды, ритуалы и практики, связанные главным образом с работой энергий в рамках магии для целей исцеления и достижения процветания, и высшие "Пять Путей Плодов", целью которых является освобождение практикующего от круговорота самсарических перерождений. Изложенный ниже материал основан на традиционном описании Девяти Путей, взятых из текста "Габ `грел", написанного и спрятанного жившим в VIII веке бонским мудрецом Дранпой Намхой и позже обнаруженного тертоном Банде Мисумом.

1. Путь Шен практики предсказания (Пхья гшен тхег па)

Этот Путь особенно подходит для людей, характерной чертой которых является обычный дуалистический подход, основанный на защите трех дверей существования (тело, речь и ум) от негативных факторов, а также на использовании специальных методов, предназначенных главным образом для диагностирования и ритуальной гармонизации энергетического дисбаланса в человеке и природе. Используются следующие методы: гадание (мо), астрологические и мантические расчеты (ртсис), ритуалы (гто), медицинское диагностирование (дпьяд) и терапии (сман).

Существуют различные способы гадания. Большинство из них связано с божествами, а это значит, что гадающий должен вначале достичь определенных результатов в практике данного божества. Один из главных методов гадания называется Жанг Жунг джут хиг, и его также используют последователи школы ньингма, относящейся к тибетскому буддизму.

Одно из самых известных и наиболее распространенных руководств по этому типу гадания было составлено знаменитым ученым школы ньингма Джу Мипхамом. Метод заключается в использовании шнуров, свитых из восьми нитей, изготовленных из волос различных животных. Они связываются парами и бросаются на землю так, чтобы образовались определенные узлы (существует триста шестьдесят таких комбинаций), и затем по ним предсказывают будущее. Триста шестьдесят узлов также символизируют свиту Жанг Жунг Мери, Божества Пяти Гор (ме ри) Жанг Жунг.

При постановке медицинского диагноза важным является определение двух возможных причин заболевания: то ли это физическая болезнь (над), то ли воздействие негативных энергий (гдон). Диагностика производится по исследованию пульса и мочи с целью определения типа заболевания и необходимого лечения. Воздействия негативной энергии или энергетический дисбаланс определяются с помощью гадания и астрологии и лечатся посредством ритуальной практики.

2. Путь Шен Проявленного Мира (или Производства Видимых Знаков) (сНанг гшен тхег па)

Этот Путь содержит в себе ритуалы для работы с видимыми феноменальными проявлениями, которые рассматриваются либо в качестве (положительных) богов (лха), обеспечивающих помощь и защиту, либо в качестве (негативных) демонов (`дре), которые причиняют вред человеку и привносят беспокойство в его жизнь.

Основное внимание уделяется овладению навыками общения с этими энергиями. Практикующие взывают к богам и отражают нападки демонов, а мастер этого Пути сравнивается с торговцем, который благодаря своему умению общаться с другими торговцами может дать удовлетворение сразу всем. Основные практики включают в себя методы четырех Порталов Гьер, девяти сКад гчонг и сорока двух гТанг раг. "Порталы" традиционно делятся на следующие четыре типа:

а) "Черная Вода" (чаб наг), "река, портал экзорцизма (сел)", содержит методы вызывания божеств и изгнания демонов через использование мифа о происхождении (смранг). Существует множество различных ритуалов, служащих для изгнания негативных факторов и обретения блага, например, такие как "белый ритуал изначально существующего божества (Йе шрид Лха гзунг дКар по)", "многоцветный ритуал изначальной силы вооруженного божества (Йе дбанг гньян)", "черный ритуал божества изначальной победы (Йе `дул дмаг гжунг)". Эти три божества также относятся к понятию "божество ума (тхугс ка'и лха)". Другая важная серия ритуалов состоит из четырех ритуалов сГра бла'й дпа' кхром.

б) "Белая вода (чаб дкар)" содержит методы устранения угрожающих влияний девяти демонов и десяти "вампиров", или злых духов. Для преодоления их негативного воздействия с девятью демонами проводятся ритуалы выкупа; десять же злых духов должны быть погребены, при этом совершаются специальные ритуалы, кульминацией которых становится воздвижение ступ на местах захоронения.

в) "Пхан юл, Портал выкупа через равнозначный обмен" содержит ритуальные методы, состоящие в подготовке заменяющих жертвы изображений (мужчин, женщин и детей) и выкупе за них, которые затем подносятся враждебным духам. Принцип этой практики состоит в устранении всех негативных кармических следов через уплату "кармических долгов", накопленных в отношениях с другими существами.

г) "Мастер-наставник (дПон гсас)", "Портал Ритуалов" для различных духов природы. Сюда входят разнообразные садханы (духовные практики), адресованные божествам (Лха гсас) различных измерений, таким как представители пантеона гневных божеств пространства (Бьинг гьи Лха гшогс), божества мужского и женского рода, божества-Защитники, божества Властители земли, а также Наги.

3. Путь Шен Магической Силы (`пхрул гшен тхег па)

Содержит магические ритуалы, направленные на получение помощи от природы в области сельского хозяйства, а также на избавление от врагов. Главное внимание здесь уделяется трем принципам деятельности поклонению, использованию заклинаний и применению практических методов (бсньян сгруб лас). Практикующий совершает поклонение своему духовному наставнику, его родителям, друзьям и духовным братьям и сестрам, а также оказывает почтение своему собственному сердцу и своим глазам. При использовании заклинаний практикующий удаляется в подходящее место, сооружает там алтарь и подготавливает мандалы и пищу для подношения.

Практические методы включают в себя практики визуализации, повторения мантр, использование мудр, а также произнесение заклинаний для осуществления гневного магического действия. И наконец, есть завершающая садхана. Гневное магическое действие подавления, сжигания и отражения демонов, злых и лживых духов, наносящих вред живым существам и учениям, можно найти в трех категориях Тантр: внешних (содержащихся в материнских Тантрах), внутренних (в отцовских Тантрах) и тайных (в которых применяются определенные бинду действия, Лас кьи тхиг ле).

4. Путь Шен Существования (шрид гшен тхег па)

Содержит в основном триста шестьдесят погребальных и умилостивительных обрядов освящения, а также астрологические расчеты для умерших, находящихся в промежуточном состоянии (бар до). Цель этого пути направлять мертвых в состоянии после смерти и защищать их от беспокойства, доставляемого злыми духами.

Этот путь содержит в себе классификацию восьмидесяти одной причины смерти: двадцать от болезней, наступивших в результате сильного жара или холода; двадцать от несчастных случаев, вызванных воздействием негативных энергий и препятствий (гдон гегс), двадцать от боевого оружия; двадцать от вторичных причин, связанных с элементами; и только одна причина приводит к естественной кармической смерти при завершении полного жизненного цикла. Этот Путь также включает в себя ритуальные методы для достижения хорошего здоровья, удачи и долголетия.

5. Путь Добродетельных Практикующих-Мирян (дге бсньен тхег па)

Эта первая из четырех колесниц "плода" содержит подробные этические и моральные правила (такие как десять добродетелей, Десять Совершенств и сооружение ступ) для мирян.

6. Путь Мудрецов-аскетов (дранг сронг тхег па)

Устанавливает строгие аскетические правила дисциплины, которым должны следовать получившие полное посвящение монахи и монахини.

7. Путь белой А (а дкар тхег па)

Включает в себя тантрическую практику трансформации через визуализацию себя в виде божества, а также практики с использованием мандалы. Эти практики позволяют обрести огромную силу.

8. Путь Изначального Шен (йе гшен тхег па)

Основан на применении эзотерических тантрических практик. Дается подробное описание взаимоотношений с мастером-тантристом, практики с участием супруги или супруга, стадий порождения (бскьед рим) и достижения (рдзогс рим) тантрической практики превращения в личное священное божество (йи дам), а также описание крайне нетрадиционного поведения мудреца, достигшего совершенства "безумной мудрости".

9. Высший Путь (бла мед тхег па)

Дает описание абсолютной основы (кун жи) просветления и иллюзии, пути (лам), ума, пребывающего в своем изначальном естественном состоянии, а также плода (брас бу), просветления и высших достижений. Девятый Путь содержит учения Дзогчен, "Великого Совершенства". Дается изложение философской идеи, медитации и применение прямого и непосредственного пути Дзогчен, а также описание достижения Дзогчен обретение просветления уже в этой жизни.

Центральные Сокровища

Девять Путей Центральных Сокровищ очень схожи с Девятью Путями буддийской школы Ньингма. Они представляют собой циклы учений Гьягармы, привнесенных в Тибет из Индии и переведенных великим ученым Вайрочаной, который был переводчиком как в бонской, так и в буддийской духовных традициях. Девять Путей Центральных Сокровищ делятся на Пути Причины и Пути Плода.

Низшие Пути причины:

1. Путь богов и людей, где один полагается на другого (лха ми гжан ртен гьи тхег па).

2. Путь тех, кто достигает понимания самостоятельно, и тех, кто следует за Шенрабом (Ранг ртогс гшен раб кьи тхег па).

Высшие Пути причины:

3. Путь сострадательных Бодхисаттв (Тхугс рдже семс па'й тхег па). На этом Пути необходимо обрести понимание отсутствия независимого существования как самого себя, так и феноменальных объектов, практиковать Десять Парамит (щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация, сила, сострадание, преданность, мастерские средства, мудрость). Посредством этого достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе.

4. Путь Бодхисаттв, свободный от концептуальных измышлений (гЮнг друнг семс дпа' спрос мед па'й тхег па). Этот Путь предполагает необходимость достижения понимания непостоянства и пустотной природы своего "я" и всех феноменальных объектов, выполнения практики Десяти Парамит и Четырех Добродетелей (щедрость, дружелюбная речь, выполнение практики согласно учению и обучение учеников в соответствии с уровнем их интеллектуального развития). Посредством этого достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе.

Внешние тантрические пути:

5. Путь Изначального Бон чистого поведения и ритуальной деятельности (Бья ба гтсанг спьод йе бон гьи тхег па). Это Путь Крийя-тантры, на котором основное внимание уделяется чистоте поведения. Необходимо укрепиться в изначальном естестенном состоянии, неподвластном никаким изменениям, поклоняться как Господу "существу, наделенному знанием" (йе шес па) и практиковать Десять Парамит и Четыре Добродетели. Посредством этого достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе.

6. Путь Ясного Знания, раскрывающий все аспекты (рНам па кун лдан мнгон шес кьи тхег па). Это Путь Чарьятантры. Необходимо укрепиться в изначальном естественном состоянии, неподвластном никаким изменениям, почитать как брата "существо, наделенное знанием" и практиковать Десять Парамит и Четыре Добродетели. Посредством этого достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе.

Внутренние тантрические пути:

7. Путь Проявления Сострадания через визуализацию (дНгос бскьед рдже рол па'й тхег па). Необходимо укрепиться в высшей идее абсолютной истины, пребывая в изначальном естественном состоянии, неподвластном изменениям, и практиковать процесс визуализации порождения (бскьед рим) божества преображения. Посредством этого достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе.

8. Путь, на котором все является совершенным и значимым (Шин ту дон лдан кун гдзогс кьи тхег па). На этом Пути необходимо укрепиться в высшей идее абсолютной истины, непрерывно пребывая в изначальном естественном состоянии, в котором пространство и осознание неотделимы друг от друга, и практиковать процесс визуализации совершенства (рдзогс рим) божества преображения. Посредством этого достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе.

9. Непревзойденный Путь Высшего Уровня Изначального Дзогчен (Йе нас рдзогс чен янг ртсе бла мед кьи тхег па). Данный Путь содержит три серии учений: Семде (семс сде), серия учений об уме и сущностной пустотности естественного состояния; Лонгде (клонг сде), серия учений о пространстве и природной ясности естественного состояния, и Меннагде (ман нгаг сде), серия тайных наставлений по неразрывному единству пустоты и ясности, проявляющемуся в виде энергии сострадания (тхугс рдже). Учение Меннагде включает в себя практики трекчод и тхогёл, посредством которых достигается совершенное состояние Будды, относящееся к Трикайе, а также обретается джалуй (`джа' лус), радужное тело, или тело света.

Северные Сокровища

Девять Путей Северных Сокровищ не относятся к широко известным. В системе Занг занг ма они подразделяются на три уровня: внешний, внутренний и тайный.

Четыре портала и одна Сокровищница

Второй цикл учений о пути, изложенный Шенрабом, делится на пять частей.

1. Бон Белой воды Гневных мантр (Чаб дкар драг по снагс кьи бон). Содержит эзотерические тантрические практики, состоящие в повторении гневных мантр: "девять основных входов" (бсньен па'й гжи ма сго дгу), "восемнадцать ветвей садхан" (бсгруб па'й ян лаг бчо бргьяд) и "девять действий великого Чонга" (мЧонг чен cде дгу). Девять действий это: обряды предсказания с использованием зеркала (гсал бьед ме лонг пра йи 'пхьонг); обряды умилостивления различных божеств (Мкха' клонг раб `бьямс бсконг ба'й `пхьонг); похоронные обряды (Ньи зер жагс па `дур гьи `пхьонг); обряды насылания проклятий (`Од зер `кхьил па сман гьи `пхьонг); обряды с использованием огня (Лас бжи ргьюн лнга сбьин срег `пхьонг); обряды возрождения веры (`Гуй я срог `дзин дбанг ги `пхьонг); медитативные практики мудрости (Йе шес ртсе ргьял лта ба'й `пхьонг); высшие эзотерические практики (Тхиг ле дгу па ньямс `пхьонг). Все они относятся к циклу учений Чипунг (сПьи спунгс).

2. Бон Черной Воды Тантр Существования (Чаб над шрид па ргьюд кьи бон). Содержит различные ритуалы (магические, предсказательные и гадательные, погребальные, выполняемые с целью выкупа и т.д.), направленные на очищение.

3. Бон Сутры Земли Пхан из ста тысяч стихов (`Пхан юл ргьяс па `бум гьи бон). Содержит правила для монахов и мирян с философскими объяснениями.

4. Бон Устных Наставлений и Тайных Указаний Мастера-мудреца (дПон гсас ман нгаг лунг гьи бон). Содержит учения и наставления по практикам Дзогчен.

5. Бон Сокровищницы, Высшей и Всеобъемлющей (Гтсанг мтхо тхог спьи ргьюд мдзод кьи бон). Содержит самые существенные аспекты всех четырех порталов.

Внешние, Внутренние и Тайные Наставления

Последние учения, изложенные Тонной Шенрабом, содержат три цикла - Внешних, Внутренних и Тайных Наставлений. Внешний цикл это путь отречения (спонг лам), учения Сутр. Внутренний цикл представляет собой путь трансформации (сгьюр лам), тантрические учения с использованием мантр. Тайный цикл это путь освобождения (грол лам), учения Дзогчен. Такое же деление на Сутры, Тантры и Дзогчен присутствует и в Тибетском буддизме.

Согласно учению бон, причиной всех проблем этой жизни и блужданий в самсаре являются пять страстей: неведение, привязанность, гнев, зависть и гордость. Они также называются пятью ядами, так как убивают людей. Именно эти страсти мы должны преодолеть в себе посредством практики.

Согласно Сутрам, для устранения страстей и достижения просветления требуется большое количество жизней, в то время как Тантра и Дзогчен считают, что практикующий может достичь просветления уже в этой жизни.В традиции Юнгдрунг бон это метод отречения, метод трансформации и метод освобождения. Внутренний и тайный уровени традиции Бон мы рассматриваем в разделе «Эзотерика».

Для работы со страстями мы можем использовать пример ядовитого растения. Согласно интерпретации Сутр, такое растение должно быть уничтожено, поскольку нет других путей разрешения проблемы его ядовитости. Адепт Сутр отрекается от всех страстей.

Согласно тантрической системе, практик Тантры должен взять ядовитое растение и смешать его с другим растением, чтобы создать противоядие: он не отвергает страсти, а пытается трансформировать их во вспомогательные средства для своей практики. Адепт Тантры подобен врачу, который превращает ядовитые растения в лекарство.

Павлин, с другой стороны, поедает ядовитые растения, так как обладает способностью использовать энергию, содержащуюся в яде, для того чтобы еще больше увеличить свою красоту, то есть он превращает ядовитое качество растения в энергию роста. Это и есть метод Дзогчен освобождение страстей по мере их возникновения без каких бы то ни было усилий.


наверх