Миланская школа

Основные идеи

В 70-е г.г. на основе психоанализа, общей теории систем, работ школы Пало-Альто сложился специфический подход к семейной терапии. Основные положения этого подхода:

  • Семья - саморегулирующаяся система

  • Любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе

  • Невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание

  • Члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех других, но не является причиной этого поведения

  • Основной регулятор взаимодействий - правила семьи

  • Терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, не директивен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям

Общая позиция психотерапевта по отношению к семье определяется представлением о семье как постоянно развивающейся и изменяющейся системе. Задача психотерапевта - освободить семью от патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи связаны с ее способностью изменяться.

Патологические семьи характеризуются т.н. "семейными играми", т.е. стремлениями каждого члена семьи определить отношения с другими в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает. Подобные игры основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, так как нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений.

Психотическое поведение - логическое следствие семейной игры. Любые нарушения психики рассматриваются как нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа в рамках данного подхода складывается из отдельных сеансов, каждый из которых состоит из следующих пяти процедур:

  1. предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи)

  2. интервью (получение терапевтом основной информации о семье, проверка исходной гипотезы)

  3. перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы)

  4. интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации или парадоксального предписания или ритуализированного поведения семье)

  5. пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема)

Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной семейной терапии. Такая работа позволяет лучше реализовать такие принципы терапии как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей. Последний принцип особенно важен, так как традиционно считается, что патологическая семья должна измениться или что она должна сама себя изменить. На самом деле эта точка зрения блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в том числе и свобода не меняться).

Предельная цель системной семейной терапии - помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и психологических защит, сделать из них свободных индивидов. Только освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои собственные проблемы и обрести подлинную индивидуальность.


Статьи раздела составлены по материалам книг и электронных изданий:

  1. А.Б. Орлов. Семейная терапия

наверх